ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ
КОЛЛЕКТИВОВ
А. Н. ЧУКСИН
В статье представлена педагогическая модель реализации рекреационнооздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов.
Ключевые слова: рекреационно-оздоровительные технологии, деятельность любительских хореографических коллективов.
Моделирование является одним из методов научного исследования и широко применяется в педагогике. Термин «модель» означает образец, пример, образ, конструкцию, которые отображают и выражают определенные концептуальные связи частей целого и тем самым служат основанием для организации педагогической деятельности [1; 2].
Реализация рекреационно-оздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах предполагает учет внешних и внутренних предпосылок. К внешним предпосылкам нами были отнесены факторы, характеризующие макросоци-альные процессы, влияющие на развитие культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, а именно:
- реализация федеральной целевой программы «Развитие любительского самодеятельного творчества и организация социокультурной деятельности»;
- реализация федеральной программы «Здоровье работающего населения России на 20042015 годы»;
- реализация региональной программы «Формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области на 2009-2013 годы;
- необходимость обеспечения стандартов социально-культурного обслуживания, адекватного запросам различных возрастных категорий населения.
К внутренним предпосылкам отнесены факторы, влияющие непосредственно на микросоциаль-ные процессы:
- развитие хореографического искусства, здо-ровьсберегающих и рекреационно-оздоровительных технологий;
- возникновение и функционирование новых форм фитнес-центров, спа-салонов, спортивных клубов;
- необходимость работы по оказанию организационной и методической помощи руководителям и участникам любительских хореографических коллективов по внедрению в учебно-воспитательный процесс и рекреационно-оздоровительных технологий.
Выстроена модель реализации рекреационнооздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах по алгоритму: анализ ^ цель ^ задачи ^ методы, формы, средства ^ критерии ^ результат; учитывая ресурсы и индивидуальные условия любительских хореографических коллективов, осуществляется системный подход в освоении всех рекреационнооздоровительных компонентов, также включая систему взаимосвязанных блоков: целевого, технологического и диагностико-результативного.
Модель потребовала комплексного подхода к определению ее целевого блока, включающего цели, задачи, функции, принципы деятельности.
К целям в апробировании теоретической модели реализации рекреационно-оздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах отнесены: формирование устойчивой системы и изучение особенностей сформирован-ности навыков рекреационно-оздоровительной деятельности, воспитание физически, психически и творчески развитой личности.
Формируя задачи исследования, мы исходили из необходимости рассмотрения вопросов сфор-мированности навыков рекреационно-оздоровительной деятельности, воспитания физически, психически и творчески развитой личности; ана-
лиза роли любительских хореографических коллективов в формировании рекреационно-оздоровительных навыков, обобщения позитивного опыта внедрения рекреационно-оздоровительных технологий в деятельность учреждений социаль-
но-культурной сферы, разработки и апробации педагогической модели по реализации рекреационно-оздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах, разработки программы по активизации этой работы (рис. 1).
Рис. 1. Модель реализации рекреационно-оздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах
В процессе апробации модели реализации рекреационно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов предполагалось решить следующие задачи:
1. Изучение сформированности рекреационно-оздоровительных знаний, умений и навыков у участников любительских хореографических коллективов.
2. Анализ особенностей любительских хореографических коллективов в формировании рекреационно-оздоровительных знаний, умений и навыков у участников любительских хореографических коллективов.
3. Разработка и апробация педагогической программы по формированию рекреационно-оздоровительных знаний, умений и навыков в любительских хореографических коллективах.
4. Разработка методики диагностического исследования участников любительских хореографических коллективов в отношении сформи-рованности рекреационно-оздоровительных знаний, умений и навыков.
5. Диагностика и оценка эффективности проведенной педагогической работы.
6. Методическое обоснование для руководителей любительских хореографических коллективов по формированию рекреационно-оздоровительных знаний, умений и навыков.
Модель реализации рекреационно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов может быть действенной и эффективной при соблюдении обязательных условий:
- интеграция и конкретизирование рекреационно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов;
- обеспечение целенаправленной системы определенных приемов и форм организации рекреативно-оздоровительной деятельности;
- создание социально-интегративных, терапевтических и адаптационных методических ресурсов;
- создание программно-методического обеспечения для эффективного проведения учебновоспитательного процесса;
- реализации комплексной программы с участниками любительских хореографических коллективов;
- организационно-педагогическое, правовое, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации педагогической модели реализации рекреационно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллективов;
- создание специфической педагогической среды, интегрирующей взаимодействие участников любительских хореографических коллективов, педагогов-руководителей и родителей;
- профильная подготовка кадров для реализации рекреационно-оздоровительных технологий в любительском хореографическом коллективе, обладающих социально-культурными, психологопедагогическими знаниями, умениями и навыками.
Реализация модели рекреационно-оздоровительной деятельности в любительских хореографических коллективах возможна лишь при создании среды развития участника коллектива, под которой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную, наполненную образовательными ресурсами, развивающими личность. Наиболее актуальными на современном этапе являются и реализуются в любительских хореографических коллективах принципы:
- дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, который с учетом возрастных возможностей и особенностей предполагает пополнение среды с учетом типологических особенностей участников коллектива;
- интегративного подхода, который дает возможность участникам любительских хореографических коллективов в процессе творческой деятельности объединять и формировать смысл, знания, умения и навыки на оздоровление.
Модель реализации рекреационно-оздоровительной деятельности в любительских хореографических коллективах включает и диагностикорезультативный блок. Эффективность педагогического процесса в системе любительского хореографического искусства зависит: от уровня развития теоретических, практических, организационных знаний, умений и навыков, прогностических способностей и навыков исследовательско-творческой деятельности. Эффективность рекреа-ционно-оздо-ровительной деятельности руководителей и участников любительских хореографических коллективов мы рассматривали по когнитивному, мотивационному, эмоционально-ценностному компонентам, а также адаптационным и ритмо-пластическим способностям.
Критериями оценки, свидетельствующими об эффективности реализации рекреационно-оздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах, явились: динамика состояния здоровья и творческой деятельности участников любительских хореографических коллективов; динамика ситуативной тревожности, эмоционального состояния; динамика работоспособности
участников любительских хореографических коллективов в учебно-воспитательном процессе; овладение навыком психологической саморегуляции, динамической координацией и соразмерностью моторики движений, уровнем развития артистичности.
Эффективность взаимодействия всех компонентов разработанной нами модели подтверждает позитивная динамика показателей по выбранным нами критериям.
Внедрение и апробация экспериментальной модели реализации рекреационно-оздоровительных технологий в деятельность любительских хореографических коллективов осуществлялись в период с 2008 по 2012 г. и включал три этапа: диагностический, преобразующий, контрольный.
Материалы проведенного нами исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс любительских хореографических коллективов г. Тамбова и Тамбовской области.
В ходе экспериментальной работы подтверждена эффективность предложенной педагогической модели. Формирующий эксперимент подтвердил эффективность технологии обучения и воспитания. По всем условно выделенным параметрам участники эксперимента продемонстрировали готовность и направленность на работу по
развитию и внедрению рекреационно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательный процесс любительского хореографического коллектива.
Литература
1. Богатырев А. И., Устинова И. М. Моделирование в теории развивающего образования. М., 2006.
2. Долженкова М. И. Моделирование этнохудо-жественного образования на основе российских и региональных традиций. Тамбов, 2004.
* * *
PEDAGOGICAL MODEL OF REALIZATION OF RECREATIONAL HEALTH TECHNOLOGIES IN THE AMATEUR CHOREOGRAPHIC GROUPS’ ACTIVITY
A. N. Chuksin
In article the pedagogical model of realization of recreational and improving technologies in activity amateur choreographic collectives is presented.
Key words: recreation and wellness technology, activities of amateur dance groups.