Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ТЪЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ТЪЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ / AN ESCORT SERVICE / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина О.Ю.

Анализируются методологические и нормативно-правовые обоснования в тьторском сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посещающими дошкольную образовательную организацию. Показана роль центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) в уточнении клинической диагностики и необходимости тьюторского сопровождения ребёнка с ОВЗ. Приведены примеры работы с такими детьми по индивидуальным программам в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TJYUTORSKY ESCORT OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Methodological and standard and legal justifications in tutor escort of children with the limited opportunities of health visiting the preschool educational organization are analyzed. The role of the central psychological, medical and pedagogical commission in specification of clinical diagnostics and need of tutor escort of the child with limited opportunities of health is shown. Work examples with such children according to individual programs in the conditions of the preschool educational organization are given.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ТЪЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 УДК 376.1+371.21

О. Ю. Сорокина

МОДЕЛЬ ТЪЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ дошкольной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями для их интеграции в среду здоровых сверстников. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий «для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней кор-рекционной помощи на основе специальных педагогических подходов» [1, с. 35]. Одним из наиболее важных условий успешности интегрированного образования является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, включение в процесс сопровождения тьютора.

Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая

педагогическая должность [2—3]. Это специалист, организующий условия для успешной интеграции детей с особенностями развития в среду нормально развивающихся сверстников. Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Такая педагогическая деятельность по индивидуализации образования направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов воспитанника, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Методологическую основу деятельности службы сопровождения в условиях интегрированного образования составляют:

1) теоретические идеи интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с нормально развивающимися сверстниками (Е. А. Гиндина, И. И. Дорофеева, Н. Д. Шматко);

2) нормативно-правовой подход, обеспечивающий организаци-

онно-правовые основы интегратив-ного и инклюзивного образования дошкольников (Е. И. Булин-Соко-лова, М. Н. Цапенко);

3) принцип комплексного подхода с использованием всех возможностей для создания общего коррекционного пространства в работе с детьми в интегрированных группах ДОУ (С. Ю. Бенило-ва, Л. Р. Давидович).

Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как: профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;

процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку при решении образовательных задач;

взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности специалистов по обеспечению достижений воспитанников;

систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Общие принципы тьюторства сохраняются и при организации системы сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования, где позиция тьютора сохраняет свою основу, но расширяется за счет новых особых со-

ставляющих. Решение о необходимости тьюторского сопровождения осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и на основании заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

Моделью реализации коррекци-онной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ в нашем учреждении (ГБОУ № 760 г. Москвы) осуществляется педагогом-психологом, учителями-логопедами, дефектолога-ми, а также воспитателями, которые взяли на себя обязанности тьюторов. Оно направлено на создание условий для успешного включения детей с ОВЗ в среду дошкольного учреждения и осуществления комплексного индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с опорой на единство и согласованность требований к ребенку с ОВЗ в семье и образовательном учреждении.

При поступлении ребенка с ОВЗ в группу в период адаптации осуществляется работа тьютора, в роли которого выступает второй воспитатель группы, помогающий адаптационному вхождению детей в новую для него среду. Сроки адаптации варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Под адаптацией понимается также приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений ДОУ, режима дня, учебных программ, методических пособий. Формируется интегрированное образовательное пространство за счет предоставления вариативных форм обучения для детей с ОВЗ. Данный аспект является важным, поскольку успешность включенности таких детей в среду нормально развивающихся детей определяется с точки зрения развития их когнитивной, коммуникативной, эмоциональной сферы и самостоятельности.

Категория детей с ОВЗ, поступающих к нам в дошкольное отделение, крайне неоднородна по степени выраженности проявлений нарушений. Среди них есть дети с очень сложной структурой дефекта, пребывание которых среди нормально развивающихся сверстников и их адаптация без помощи тьютора крайне затруднительна. Учитывая сложность контингента, на сегодняшний момент имеются следующие варианты предоставления тьюторского со-

провождения: родители-тьюторы, воспитатели-тьюторы, специалисты службы сопровождения, берущие на себя роль тьюторов.

Приведем анализ данных о некоторых детях, нуждавшихся в тьюторе по заключению ЦПМПК.

Алиса М., 3 года.

Анамнез отягощен, основной диагноз: синдром Коффина-Сириса. На данный момент ребенок группу не посещает, только занятия со специалистами, которые носят адаптационный характер. Ребенок плохо владеет навыками самообслуживания. Не понимает обращенную речь, действия с предметами носят манипулягивный характер, на отказ реагирует аффективными вспышками. На данном этапе тьюторами выступают специалисты, работающие с ребенком. В дальнейшем рассматривается кратковременное пребывание ребенка в группе в сопровождении тьютора-воспитателя.

Владимир Ч., 5 лет.

Анамнез отягощен, основной диагноз: расстройство аутистического спектра. На данный момент ребенок детский сад не посещает. Ранее посещал группу детского сада, но по причине плохой адаптации был рекомендован переход на домашнее обучение. В настоящее время осуществляется попытка интеграции ребенка в группу для социально-коммуникативной адаптации. Статус ребенка: речи не отмечается, лишь отдельные звуки; повышенная сенсибилизация к шумам, также отмечается аутоагрессия; совместная деятельность с братом проявляется в повышенной двигательной активности. Занятий со специалистами в последнее время не

проводятся. Планируется посещение ребенком группы в сопровождении тьютора с целью понимания возможности / невозможности адаптации ребенка к детскому саду и коррекцион-ной работе.

Иван Е., 5 лет.

Анамнез не отягощен. Основной диагноз: задержка психического развития. Посещает группу детского сада. Ребенок не говорящий, контакты со сверстниками не продуктивны, заканчиваются агрессией по отношению к ним и воспитателям группы. Проводятся занятия со специалистами. На текущий период времени тью-торское сопровождение проводится на некоторых групповых занятиях (ИЗО-деятельность), которую осуществляет дефектолог.

Аня Р., 5 лет.

Анамнез отягощен. Основной диагноз: нарушение опорно-двигательного аппарата. Группу детского сада не посещает в связи со спастической тетраплегией, дисфагией. На занятие со специалистами приходит вместе с мамой. Тьюторское сопровождение осуществляется совместно: родитель — специалист.

Матвей Т., 5 лет.

Анамнез отягощен. Основной диагноз: расстройство аутисгического спектра. До поступления в наше учреждение посещал массовую группу детского сада. Контакт со сверстниками избирателен, ребенок пассивен, инертен, для включения в общую деятельность необходима внешняя стимуляция. Необходимо постоянное присутствие тьютора на всех занятиях.

Как мы видим, категории детей с ОВЗ, нуждающихся в тьютор-

ском сопровождении, очень разнятся. В нашем учреждении создаются равные условия для всех воспитанников, в том числе и для тех, кто имеет некоторые ограничения для включения в общеобразовательный процесс. Это связано с физическими, интеллектуальными и поведенческими особенностями детей. Эффективным условием, обеспечивающим детям с ОВЗ доступ к развитию их возможностей, является организация предметно-развивающей, коррек-ционно-развивающей и коммуникативной среды.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации индивидуальных образовательных программ, учитывающих потенциал, особенности развития, личные возможности каждого ребенка, так и в ходе режимных моментов: приемов пищи, сна, прогулки, организациивзаимодействия в детском сообществе; активных действий в специально организованной среде (игр в группе и в специально оборудованных помещениях), посещение группы праздников, досугов (в зависимости от возможностей ребенка). Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.

Педагоги способствуют взаимодействию детей через организацию

игровой деятельности. Для реализации программ инклюзивного обучения создана модель комплексного сопровождения учебного процесса в течение всего времени пребываниядетейвучреждении. В соответствии с этими направлениями процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и кор-рекционная работа, консультирование педагогов, родителей, совместная деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Индивидуальные занятия, проводимые специалистами нашей службы сопровождения, направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на основе достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком, дополняя друг друга. В качестве тьютора выступает один из специалистов, проводящих занятия с ребенком. Один специалист

проводит занятие, другой — помогает ребенку выполнить то или иное задание, создать комфортное физическое положение и обстановку, в которой ребенок может максимально реализовать свои возможности. Далее специалисты меняются. И другой специалист выполняет роль тьютора. В процессе работы отслеживается динамика приобретенных ребенком знаний и навыков, вносятся коррективы в индивидуальную образовательную программу. Специалисты службы сопровождения, выступающие в роли тьютора, помогают детям максимально решить задачи, поставленные на занятии. Каждый из них имеет высшую или первую квалификационную категории, владеет педагогическими технологиями дифференцированного, развивающего обучения и постоянно самосовершенствуется. Это позволяет максимально продуктивно проводить работу с детьми, обнаруживающими ОВЗ.

Кроме этого, осуществляется консультирование педагогов и родителей по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с детьми, использования коррекционного обучения. Родителям детей выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями. Благодаря тому, что образовательная среда в нашем учреждении формируется целой командой пе-

дагогов и специалистов — коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов, постоянно осуществляется гибкое регулирование образовательного про-

цесса. Критериями эффективности работы при этом является возможность посещения детьми с ОВЗ коллектива сверстников, их адаптация в нем и появление новых качеств, возникающих у ребенка в процессе работы всей службы сопровождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. Серия: Библиотека тьютора. Вып. 6 / под ред. С. А. Степанова, М. Ю. Чередилиной М.; Тверь: СФК-Офис, 2016.

2. Альманах тъюторских практик и технологий. Вып. 1. 2012—2015 гг. Се-

рия: Библиотека тьютора. Вып. 7 / Под ред. С. А. Степанова, М. Ю. Чередилиной. М.; Тверь: СФК-Офис, 2016.

3. Тьютор // 1тр5://ги.\уПаресПа. ощ/таЫ/Тьютор (дата обращения 30.09.2017).

REFERENCES

1. Rybalkina N. V. Reflections about tutoring. Series: Library of the tutor. Release 6 / Under the editorship of S. A. Stepanova, M. Yu. Cheredilina M.; Tver: SFK-office, 2016.

2. Almanac of tyyutorsky practice and technologies. Release 1. 2012—2015. Series: Library of the tutor. Release 7 /

under the editorship of S. A. Stepanova, M. Yu. Cheredilina. M.; Tver: SFK-office, 2016.

3. Tutor // https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тьютор (date of the address 30.09.2017).

Поступила в редакцию 06.11.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.