Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 4 УДК 376.1+371.21
О. Ю. Сорокина
МОДЕЛЬ ТЪЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ дошкольной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями для их интеграции в среду здоровых сверстников. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий «для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней кор-рекционной помощи на основе специальных педагогических подходов» [1, с. 35]. Одним из наиболее важных условий успешности интегрированного образования является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, включение в процесс сопровождения тьютора.
Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая
педагогическая должность [2—3]. Это специалист, организующий условия для успешной интеграции детей с особенностями развития в среду нормально развивающихся сверстников. Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Такая педагогическая деятельность по индивидуализации образования направлена на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов воспитанника, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Методологическую основу деятельности службы сопровождения в условиях интегрированного образования составляют:
1) теоретические идеи интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с нормально развивающимися сверстниками (Е. А. Гиндина, И. И. Дорофеева, Н. Д. Шматко);
2) нормативно-правовой подход, обеспечивающий организаци-
онно-правовые основы интегратив-ного и инклюзивного образования дошкольников (Е. И. Булин-Соко-лова, М. Н. Цапенко);
3) принцип комплексного подхода с использованием всех возможностей для создания общего коррекционного пространства в работе с детьми в интегрированных группах ДОУ (С. Ю. Бенило-ва, Л. Р. Давидович).
Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как: профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;
процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку при решении образовательных задач;
взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности специалистов по обеспечению достижений воспитанников;
систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Общие принципы тьюторства сохраняются и при организации системы сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования, где позиция тьютора сохраняет свою основу, но расширяется за счет новых особых со-
ставляющих. Решение о необходимости тьюторского сопровождения осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и на основании заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
Моделью реализации коррекци-онной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ в нашем учреждении (ГБОУ № 760 г. Москвы) осуществляется педагогом-психологом, учителями-логопедами, дефектолога-ми, а также воспитателями, которые взяли на себя обязанности тьюторов. Оно направлено на создание условий для успешного включения детей с ОВЗ в среду дошкольного учреждения и осуществления комплексного индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с опорой на единство и согласованность требований к ребенку с ОВЗ в семье и образовательном учреждении.
При поступлении ребенка с ОВЗ в группу в период адаптации осуществляется работа тьютора, в роли которого выступает второй воспитатель группы, помогающий адаптационному вхождению детей в новую для него среду. Сроки адаптации варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Под адаптацией понимается также приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений ДОУ, режима дня, учебных программ, методических пособий. Формируется интегрированное образовательное пространство за счет предоставления вариативных форм обучения для детей с ОВЗ. Данный аспект является важным, поскольку успешность включенности таких детей в среду нормально развивающихся детей определяется с точки зрения развития их когнитивной, коммуникативной, эмоциональной сферы и самостоятельности.
Категория детей с ОВЗ, поступающих к нам в дошкольное отделение, крайне неоднородна по степени выраженности проявлений нарушений. Среди них есть дети с очень сложной структурой дефекта, пребывание которых среди нормально развивающихся сверстников и их адаптация без помощи тьютора крайне затруднительна. Учитывая сложность контингента, на сегодняшний момент имеются следующие варианты предоставления тьюторского со-
провождения: родители-тьюторы, воспитатели-тьюторы, специалисты службы сопровождения, берущие на себя роль тьюторов.
Приведем анализ данных о некоторых детях, нуждавшихся в тьюторе по заключению ЦПМПК.
Алиса М., 3 года.
Анамнез отягощен, основной диагноз: синдром Коффина-Сириса. На данный момент ребенок группу не посещает, только занятия со специалистами, которые носят адаптационный характер. Ребенок плохо владеет навыками самообслуживания. Не понимает обращенную речь, действия с предметами носят манипулягивный характер, на отказ реагирует аффективными вспышками. На данном этапе тьюторами выступают специалисты, работающие с ребенком. В дальнейшем рассматривается кратковременное пребывание ребенка в группе в сопровождении тьютора-воспитателя.
Владимир Ч., 5 лет.
Анамнез отягощен, основной диагноз: расстройство аутистического спектра. На данный момент ребенок детский сад не посещает. Ранее посещал группу детского сада, но по причине плохой адаптации был рекомендован переход на домашнее обучение. В настоящее время осуществляется попытка интеграции ребенка в группу для социально-коммуникативной адаптации. Статус ребенка: речи не отмечается, лишь отдельные звуки; повышенная сенсибилизация к шумам, также отмечается аутоагрессия; совместная деятельность с братом проявляется в повышенной двигательной активности. Занятий со специалистами в последнее время не
проводятся. Планируется посещение ребенком группы в сопровождении тьютора с целью понимания возможности / невозможности адаптации ребенка к детскому саду и коррекцион-ной работе.
Иван Е., 5 лет.
Анамнез не отягощен. Основной диагноз: задержка психического развития. Посещает группу детского сада. Ребенок не говорящий, контакты со сверстниками не продуктивны, заканчиваются агрессией по отношению к ним и воспитателям группы. Проводятся занятия со специалистами. На текущий период времени тью-торское сопровождение проводится на некоторых групповых занятиях (ИЗО-деятельность), которую осуществляет дефектолог.
Аня Р., 5 лет.
Анамнез отягощен. Основной диагноз: нарушение опорно-двигательного аппарата. Группу детского сада не посещает в связи со спастической тетраплегией, дисфагией. На занятие со специалистами приходит вместе с мамой. Тьюторское сопровождение осуществляется совместно: родитель — специалист.
Матвей Т., 5 лет.
Анамнез отягощен. Основной диагноз: расстройство аутисгического спектра. До поступления в наше учреждение посещал массовую группу детского сада. Контакт со сверстниками избирателен, ребенок пассивен, инертен, для включения в общую деятельность необходима внешняя стимуляция. Необходимо постоянное присутствие тьютора на всех занятиях.
Как мы видим, категории детей с ОВЗ, нуждающихся в тьютор-
ском сопровождении, очень разнятся. В нашем учреждении создаются равные условия для всех воспитанников, в том числе и для тех, кто имеет некоторые ограничения для включения в общеобразовательный процесс. Это связано с физическими, интеллектуальными и поведенческими особенностями детей. Эффективным условием, обеспечивающим детям с ОВЗ доступ к развитию их возможностей, является организация предметно-развивающей, коррек-ционно-развивающей и коммуникативной среды.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации индивидуальных образовательных программ, учитывающих потенциал, особенности развития, личные возможности каждого ребенка, так и в ходе режимных моментов: приемов пищи, сна, прогулки, организациивзаимодействия в детском сообществе; активных действий в специально организованной среде (игр в группе и в специально оборудованных помещениях), посещение группы праздников, досугов (в зависимости от возможностей ребенка). Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.
Педагоги способствуют взаимодействию детей через организацию
игровой деятельности. Для реализации программ инклюзивного обучения создана модель комплексного сопровождения учебного процесса в течение всего времени пребываниядетейвучреждении. В соответствии с этими направлениями процесса сопровождения определяются конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, развивающая и кор-рекционная работа, консультирование педагогов, родителей, совместная деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Индивидуальные занятия, проводимые специалистами нашей службы сопровождения, направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на основе достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком, дополняя друг друга. В качестве тьютора выступает один из специалистов, проводящих занятия с ребенком. Один специалист
проводит занятие, другой — помогает ребенку выполнить то или иное задание, создать комфортное физическое положение и обстановку, в которой ребенок может максимально реализовать свои возможности. Далее специалисты меняются. И другой специалист выполняет роль тьютора. В процессе работы отслеживается динамика приобретенных ребенком знаний и навыков, вносятся коррективы в индивидуальную образовательную программу. Специалисты службы сопровождения, выступающие в роли тьютора, помогают детям максимально решить задачи, поставленные на занятии. Каждый из них имеет высшую или первую квалификационную категории, владеет педагогическими технологиями дифференцированного, развивающего обучения и постоянно самосовершенствуется. Это позволяет максимально продуктивно проводить работу с детьми, обнаруживающими ОВЗ.
Кроме этого, осуществляется консультирование педагогов и родителей по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с детьми, использования коррекционного обучения. Родителям детей выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями. Благодаря тому, что образовательная среда в нашем учреждении формируется целой командой пе-
дагогов и специалистов — коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов, постоянно осуществляется гибкое регулирование образовательного про-
цесса. Критериями эффективности работы при этом является возможность посещения детьми с ОВЗ коллектива сверстников, их адаптация в нем и появление новых качеств, возникающих у ребенка в процессе работы всей службы сопровождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. Серия: Библиотека тьютора. Вып. 6 / под ред. С. А. Степанова, М. Ю. Чередилиной М.; Тверь: СФК-Офис, 2016.
2. Альманах тъюторских практик и технологий. Вып. 1. 2012—2015 гг. Се-
рия: Библиотека тьютора. Вып. 7 / Под ред. С. А. Степанова, М. Ю. Чередилиной. М.; Тверь: СФК-Офис, 2016.
3. Тьютор // 1тр5://ги.\уПаресПа. ощ/таЫ/Тьютор (дата обращения 30.09.2017).
REFERENCES
1. Rybalkina N. V. Reflections about tutoring. Series: Library of the tutor. Release 6 / Under the editorship of S. A. Stepanova, M. Yu. Cheredilina M.; Tver: SFK-office, 2016.
2. Almanac of tyyutorsky practice and technologies. Release 1. 2012—2015. Series: Library of the tutor. Release 7 /
under the editorship of S. A. Stepanova, M. Yu. Cheredilina. M.; Tver: SFK-office, 2016.
3. Tutor // https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тьютор (date of the address 30.09.2017).
Поступила в редакцию 06.11.2017г.