Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ'

МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-творческое развитие / школьники / модель / педагогические условия / методы / критерии / musical and creative development / schoolchildren / model / pedagogical conditions / methods / criteria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафисет Адалгериевна Воитлева

Поскольку современное российское общество нуждается в творческих людях, способных находить нестандартные решения стоящих перед ними задач, одним из главных направлений работы общеобразовательной школы является формирование личности ребенка с возможностью творчески подходить к любому виду деятельности. Воспитание человека, имеющего богатый творческий потенциал, обладающего способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, неординарно мыслящего, активного, начинается уже в детстве. Статья посвящена проблеме развития творческих способностей школьников, которая в настоящее время приобрела особую актуальность. В связи с важностью и актуальностью рассматриваемой проблемы автор определил цель исследования, заключающуюся в создании эффективной модели, позволяющей усовершенствовать систему формирования творческих способностей детей школьного возраста на уроках музыки. В процессе разработки модели автором изучены теоретические аспекты проблемы, учтены результаты обобщения, систематизации эмпирических данных исследования. Автором выделен комплекс педагогических условий и описаны методы (методические приемы) творческого развития школьников на уроках музыки. Определены этапы работы учителя по формированию творческих способностей детей на уроках музыки,и сформулированы задачи, которые решаются на каждом этапе. Кроме этого, разработанная модель включает критерии и уровни творческого развития школьников на уроках музыки, позволяющие провести комплексную оценку уровня творческого развития каждого школьника. Апробация модели творческого развития школьников на уроках музыки в ходе опытно-экспериментальной работы продемонстрировала хорошие результаты, что указывает на эффективность применения разработанной автором модели в условиях российского среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CREATIVE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS

The upbringing of a person with rich creative potential who can think extraordinarily and is active begins in childhood. This is particularly relevant as modern Russian society requires creative individuals capable of finding non-standard solutions to various tasks. Therefore, one of the primary roles of a comprehensive school is to foster students’ personalities, allowing them to creatively approach any type of activity. The article addresses the problem of developing the creative abilities of schoolchildren, which has now acquired particular relevance. In connection with the importance and relevance of the problem under consideration, the author defined the purpose of the study, which is to create an effective model that allows improving the system for the formation of creative abilities of school-age children in music lessons. Throughout the process, the author studied the theoretical aspects of the problem, took into account the results of generalization and systematization of empirical research data. Methodological techniques and pedagogical conditions for fostering creativity in music education have been outlined as of this model. Specific stages related to the teacher’s role in cultivating children’s creativity within music lessons have been identified, accompanied by corresponding tasks at each phase. In addition, criteria and levels have been established for comprehensively evaluating students’ creative development within their musical pursuits. Through experimental implementation, this model has demonstrated promising results—indicating its effectiveness in enhancing creative development in the conditions of Russian secondary education.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 373.67:78

ББК 74.200.54:85.31

В 65

DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-46-52

МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

(Рецензирована)

Нафисет Адалгериевна ВОИТЛЕВА

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

nafisetl 1 @yandex. ru, https://orcid. org/0009-0005-7849-5191

Аннотация. Поскольку современное российское общество нуждается в творческих людях, способных находить нестандартные решения стоящих перед ними задач, одним из главных направлений работы общеобразовательной школы является формирование личности ребенка с возможностью творчески подходить к любому виду деятельности. Воспитание человека, имеющего богатый творческий потенциал, обладающего способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, неординарно мыслящего, активного, начинается уже в детстве.

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей школьников, которая в настоящее время приобрела особую актуальность. В связи с важностью и актуальностью рассматриваемой проблемы автор определил цель исследования, заключающуюся в создании эффективной модели, позволяющей усовершенствовать систему формирования творческих способностей детей школьного возраста на уроках музыки.

В процессе разработки модели автором изучены теоретические аспекты проблемы, учтены результаты обобщения, систематизации эмпирических данных исследования. Автором выделен комплекс педагогических условий и описаны методы (методические приемы) творческого развития школьников на уроках музыки. Определены этапы работы учителя по формированию творческих способностей детей на уроках музыки,и сформулированы задачи, которые решаются на каждом этапе.

Кроме этого, разработанная модель включает критерии и уровни творческого развития школьников на уроках музыки, позволяющие провести комплексную оценку уровня творческого развития каждого школьника. Апробация модели творческого развития школьников на уроках музыки в ходе опытно-экспериментальной работы продемонстрировала хорошие результаты, что указывает на эффективность применения разработанной автором модели в условиях российского среднего образования.

Ключевые слова: музыкально-творческое развитие, школьники, модель, педагогические условия, методы, критерии.

Для цитирования: Воитлева Н.А. Модель творческого развития школьников на уроках музыки// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 2(338). С. 46-52. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-46-52.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

MODEL OF CREATIVE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS

Nafiset A. VOITLEVA

Adyghe State University, Maykop, Russia

nafisetl 1 @yandex. ru, https://orcid. org/0009-0005-7849-5191

Abstract. The upbringing of a person with rich creative potential who can think extraordinarily and is active begins in childhood. This is particularly relevant as modern Russian society requires creative individuals capable of finding non-standard solutions to various tasks. Therefore, one of the primary roles of a comprehensive school is to foster students' personalities, allowing them to creatively approach any type of activity.

The article addresses the problem of developing the creative abilities of schoolchildren, which has now acquired particular relevance. In connection with the importance and relevance of the problem under consideration, the author defined the purpose of the study, which is to create an effective model that allows improving the system for the formation of creative abilities of school-age children in music lessons.

Throughout the process, the author studied the theoretical aspects of the problem, took into account the results of generalization and systematization of empirical research data. Methodological techniques and pedagogical conditions for fostering creativity in music education have been outlined as of this model. Specific stages related to the teacher's role in cultivating children's creativity within music lessons have been identified, accompanied by corresponding tasks at each phase.

In addition, criteria and levels have been established for comprehensively evaluating students' creative development within their musical pursuits. Through experimental implementation, this model has demonstrated promising results—indicating its effectiveness in enhancing creative development in the conditions of Russian secondary education.

Keywords: musical and creative development, schoolchildren, model, pedagogical conditions, methods, criteria.

For citation: Voitleva N.A. Model of creative development of schoolchildren in music lessons // Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2024. Iss. 2(338). P. 46-52. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-2-338-46-52.

Актуальность. Проблема творческого развития человека всегда вызывала большой интерес. Я.С. Выготский отмечал, что «...творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [1]. Психологи рассматривают творчество как один из важнейших механизмов развития личности, так как отличительной особенностью продукта творческой деятельности служит его неповторимость, уникальность (Я.А. Пономарев, А. Маслоу и др.).

Деятельность творческих людей характеризуется тем, что они, изучив и критически переосмыслив то, что уже сделано до них, обладая богатым воображением, гибкостью ума, дивергенцией мышления и другими качествами, разрабатывают нешаблонные способы решения задачи.

По мнению В.А. Бухвалова, характерные качества творческой личности выражаются в особенностях перцепции (необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и яркость представлений, повышенная эмоциональность); интеллекта (интуиция, фантазия, выдумка, гибкость и свобода мышления, обширность знаний); характерологических особенностях (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, работоспособность); особенностях мотивации (потребность в творчестве, способность находить удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе) [2].

Проанализировав характерные черты творческой личности, выделяемые разными учеными, укажем на наиболее важные, на наш взгляд, качества: любознательность; смелость; работоспособность; инициативность; интуицию; воображение; природную склонность к данному виду деятельности; способность к переносу опыта; эмоциональность; критичность мышления, уклонение от шаблона; восприимчивость и яркость представлений [3].

Если в прошлом развитие творческих способностей людей не являлось большой потребностью общества, то сегодня, в эпоху научно-технического прогресса, человек должен обладать гибкостью мышления, уметь быстро адаптировать свои действия к меняющимся условиям, быть способным творчески, нестандартно подходить к решению разнообразных задач.

В связи с этим развитие творческой личности — одна из приоритетных задач обучения в школе. В настоящее время феномен творчества, условия, способству-

ющие творческому развитию детей, являются актуальными вопросами психолого-педагогической науки.

Но в настоящее время данная проблема остается недостаточно изученной в теоретическом плане, и ей уделяется недостаточное внимание в практической педагогической деятельности в школе.

С одной стороны, общество нуждается в людях с развитыми творческими способностями, с другой стороны, работа по творческому развитию детей в общеобразовательной школе осуществляется недостаточно эффективно, что определило актуальность и своевременность исследования, а также его цель, которая заключается в разработке модели творческого развития школьников на уроках музыки.

Для обновления и улучшения существующей педагогической системы необходимо использование новых подходов к организации учебного процесса в школе, применение психолого-педагогических условий, способствующих творческому развитию личности ученика.

Методы и организация исследования. Достижение цели исследования обеспечено решением следующих задач.

1. Разработка теоретических основ процесса развития творческих способностей детей на уроках музыки.

2. Использование разработанной модели творческого развития школьников на уроках музыки в практической педагогической деятельности.

3. Составление диагностического инструментария, а именно: анкет и тестов для оценки уровня творческого развития школьников.

4. Проведение экспертной оценки уровня творческого развития детей.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ; синтез; обобщение; педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование; экспертная оценка.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по рассматриваемой проблеме, разработаны теоретические подходы к ее решению, обобщен собственный опыт профессиональной деятельности и результаты прохождения в общеобразовательных школах педагогической практики студентами Института искусств АГУ.

Опытно-экспериментальная часть работы, включающая также апробацию разработанной модели, проходила на базе общеобразовательных школ г. Майкопа Республики Адыгея в 2020-2023 гг. Апробация модели проводилась следующим образом: в экспериментальной группе школьников формирование творческих способностей детей осуществлялось с применением разработанной модели, в контрольной группе — без.

Результаты педагогического наблюдения, анкетирования и тестирования учащихся были направлены на оценку экспертами уровня творческого развития школьников. При этом использовалась балльная система оценки. В состав экспертов вошли автор — педагог Института искусств АГУ, руководитель педагогической практики студентов от Института искусств, студенты Института искусств АГУ, проходившие педагогическую практику в общеобразовательных школах.

Результаты исследования. Результатом проведенного разностороннего исследования явилось построение модели творческого развития школьников на уроках музыки (рис.1).

Рисунок 1. Модель творческого развития школьников на уроке музыки

Важно отметить, что существуют разные виды творчества: художественное, научное, техническое и др. Поэтому формировать творческие способности детей можно в рамках различных видов деятельности.

Развитие творческости школьников на уроках музыки имеет огромный потенциал и может обеспечить хороший результат. Но для эффективного музыкально-творческого развития учащихся важно, чтобы работа учителя была направлена на развитие всех структурных компонентов творческого развития детей: чувственно-эмоционального, художественно-образного, исполнительского.

Необходимо также соблюдение следующих педагогических условий творческого развития школьников на уроках музыки: гуманистическая направленность образовательного процесса; индивидуальный подход; формирование среды с «творческой заряженностью»; наличие образца креативного поведения; сотрудничество (сотворчество) учителя и ученика; проблемное обучение; формирование рефлексии школьников; исследовательская работа.

В формировании творческой личности важную роль играет гуманистическая направленность обучения в школе, что означает использование на уроках челове-коведческого материала, помогающего детям познать себя, понять мотивы своей деятельности, отношения с другими людьми.

Применение в образовательном процессе индивидуального подхода является обязательным условием, поскольку люди обладают разными задатками, способностями, типами нервной системы. Набор этих составляющих во многом определяет потенциальные возможности человека в решении определенных задач в той или иной области деятельности. Индивидуально-творческий подход в обучении, в отличие от массово-репродуктивного, способствует выявлению и развитию творческой индивидуальности детей. «Занятия без учёта индивидуальности ученика больше похожи на «строевую подготовку», чем на занятия музыкой», — писал Я.И. Мильштейн [4].

Создание на уроках среды с «творческой заряженностью» облегчает погружение школьников в самостоятельную творческую деятельность, позволяет им почувствовать удовлетворение от самого творческого процесса и его итогов, обеспечивает меньшую утомляемость детей.

При этом, важно, чтобы такая «творчески заряженная» среда содержала образцы креативного поведения и его результаты. Для решения задачи творческого развития школьников на уроках музыки большую роль играет образец — личность самого учителя, который является творческой личностью, способной обеспечить успешное обучение и воспитание детей.

Еще одно педагогическое условие творческого развития школьников на уроках музыки — сотрудничество (сотворчество) учителя и ученика. В основе педагогики сотрудничества лежит любовь учителя к ученику и доверие ученика к учителю. При этом педагогический процесс сосредоточен на личности ребенка, а сотворчество учителя и ученика затрагивает всех детей, независимо от результатов их работы, вовлекая их в творческую среду.

Важность проблемного обучения заключается в том, что передача ученикам готовых знаний исключает их самостоятельность в процессе обучения, внутренние творческие возможности детей при этом не раскрываются. Тогда как проблемное обучение способствует проявлению самостоятельности и активности учеников, то есть содействует развитию их творческих способностей, повышает возможности школьников заниматься инициативной творческой деятельностью.

Кроме того, развитию творческих способностей школьников может содействовать формирование рефлексии детей. Рефлексивная позиция ученика позволяет

ему осознавать себя как познающего субъекта. Психологией установлена устойчивая связь между уровнем рефлексии и способностью к самообучению: чем выше способность к рефлексии, тем обучение успешнее [5]. Способность к рефлексии — это еще одна значимая составляющая творческости человека.

Еще одно условие развития творческости школьников - исследовательская работа, поскольку эта деятельность учит детей проводить анализ, выделять наиболее важное, логически мыслить. Исследовательская работа формирует у учеников навыки творческого использования приобретенных на уроках знаний.

Помимо соблюдения вышеперечисленных педагогических условий следует применять методы (методические приемы) творческого развития школьников на уроках музыки: эмоциональное «заражение»; метод «квазиошибок»; метод вариативности; использование проблемных вопросов, заданий; дискуссия, диалог, объяснение, рассказ; импровизация. Эмоционально «заразить» детей может педагог изобретательный. Например, великий педагог-музыкант П.А. Серебряков «зажигал» эмоции и фантазию учеников собственным воодушевлением, эмоциональным подъемом.

Для развития творческого потенциала детей возможно сознательное создание учителем «квазиошибок». Это позволяет сформировать у учеников дивергентность мышления, для которой характерны гибкость, оригинальность, продуктивность.

Использование метода вариативности способствует развитию у детей творческого воображения, позволяющего создавать новые образы, а не опираться на их описание или изображение. Использование в работе со школьниками проблемных вопросов, заданий способствует формированию у детей навыков поисковой работы, гибкости и оригинальности мышления.

Важно также общение с детьми посредством дискуссии, диалога, объяснения, рассказа, позволяющих увлечь слушателей рассказом о музыке. Кроме того, диалог включает в себя все структурные компоненты поисковой деятельности. Музыкально-импровизационная деятельность помогает развить творческое воображение учеников, что, в свою очередь, способствует развитию творческого мышления.

Важно отметить, что учебно-воспитательное воздействие на школьников, направленное на их творческое развитие, следует осуществлять поэтапно. Этот процесс должен включать в себя этап репродуктивной деятельности, этап нормативной деятельности и собственно-творческой деятельности. Поэтому, помимо упомянутых структурных компонентов творческого развития детей, педагогических условий и методов (методических приемов) творческого развития школьников на уроках музыки, в разработанную модель входят этапы творческого развития школьников на уроках музыки (репродуктивный, нормативный, творческий) и задачи, которые решаются на каждом этапе.

Кроме того, модель включает критерии творческого развития школьников на уроках музыки, а именно: эмоциональность; артистизм; воображение (фантазия); оригинальный подход к решению задач; интуицию; способность импровизировать. В разработанную модель входят также уровни (низкий, средний, высокий), позволяющие на основе критериев творческости оценить уровень творческого развития каждого школьника на уроках музыки.

Проводилась оценка по каждому критерию с применением четырехбалльной системы оценки, затем определялась сумма баллов. В случае низкого уровня развития творческости по тому или иному критерию ученик получал ноль или один балл, в случае среднего уровня развития — два балла, высокого уровня — три балла.

Эффективность использования разработанной модели подтверждается результатами проведенной опытно-экспериментальной работы. Итоговым результа-

том апробации модели явился более высокий уровень критериальных показателей творческого развития школьников у детей экспериментальной группы по сравнению с результатами контрольной группы: высокий уровень творческого развития в экспериментальной группе продемонстрировали 27% школьников, в контрольной — 9%, средний уровень — соответственно 69% и 48%, низкий — 4% и 43%.

Заключение. Проведенное исследование, опыт профессиональной деятельности автора, анализ результатов прохождения в общеобразовательных школах педагогической практики студентами Института искусств АГУ позволяют сделать вывод о том, что применение учителем на уроках музыки в школе всех компонентов разработанной модели способствует повышению эффективности творческого развития ребенка.

Примечания:

1. Выготский J1.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020. 125 с.

2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 93 с.

3. Воитлева Н.А. Роль педагога в развитии креативности детей // Практика художественного образования: традиции и инновации: сб. науч. статей. Майкоп, 2023. Вып. 6. С. 29-34.

4. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Лань: Планета музыки, 2019. 264 с.

5. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: ВЛАДОС, 2001. 320 с.

References:

1. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. M.: Perspektiva, 2020. 125 p.

2. Bukhvalov V.A. Algorithms of pedagogical creativity. M: Prosveshchenie, 1993. 93 p.

3. Voitleva N.A. The role of the teacher in the development of children's creativity 11 Practice of art education: traditions and innovations: coll. of scientific articles. Maykop, 2023. No. 6. P. 29-34.

4. Milstein Ya.I. Questions of theory and history of performance. M.: Lan, Planet of Music, 2019. 264 p.

5. Podurovsky V.M., Suslova N.V. Psychological correction of musical and pedagogical activity. M.: VLADOS, 2001. 320 p.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 22.04.2024; одобрена после рецензирования 06.05.2024; принята к публикации 20.05.2024.

The author declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 22.04.2024; approved after reviewing 06.05.2024; accepted for publication 20.05.2024.

© Воитлева H.A., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.