Научная статья на тему 'Этапы профессионально-творческого развития будущего учителя музыки'

Этапы профессионально-творческого развития будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАП / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воитлева Нафисет Адалгериевна

В статье рассмотрены этапы профессионально-творческого развития будущего учителя музыки: репродуктивный, нормативный и этап приобретения опыта творческой деятельности. Репродуктивная деятельность ограничивается определенным кругом знаний и сложившимися методами их изучения; этап нормативной деятельности характеризуется усвоением алгоритмов и включение их в нестандартные ситуации; третий этап это включение студентов в активную самостоятельную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воитлева Нафисет Адалгериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы профессионально-творческого развития будущего учителя музыки»

УДК 78 (07)

ББК 74. 580. 22 В-65

Воитлева Нафисет Адалгериевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета, тел.: 89184214448.

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

(рецензирована)

В статье рассмотрены этапы профессионально-творческого развития будущего учителя музыки: репродуктивный, нормативный и этап приобретения опыта творческой деятельности. Репродуктивная деятельность ограничивается определенным кругом знаний и сложившимися методами их изучения; этап нормативной деятельности характеризуется усвоением алгоритмов и включение их в нестандартные ситуации; третий этап - это включение студентов в активную самостоятельную работу.

Ключевые слова: деятельность, этап, формирование, развитие, творческость.

Voitleva Nafiset Adalgerievna, Cand. of Pedagogic, associate professor, associate professor, of the chair of musical instruments of the Institute of arts, Adygh State University, tel.: 89184214448

STAGES OF PROFESSIONAL-CREATIVE DEVELOPMENT OF A FUTURE MUSIC TEACHER

The author of the article considers levels of professional and creative development offuture music teacher: reproductive, normative and the level gaining experience of creative activity. Reproductive activity is limited with a certain ken and traditional methods of study; the level of normative activity is characterized with learning of algorithms and their application in irregular situations; the third level is inclusion of students into active self-dependant work.

Keywords: activity, level, formation, development, creativity.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старшего поколения к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных ролей в обществе [3].

Педагогическая деятельность по своей природе есть процесс решения неисчислимого множества задач, а поиск решений этих задач, помимо стандартных действий, включает и оригинальные - творческие. Выход за рамки традиционного обучения и поиск наиболее эффективных путей и способов развития творческой личности является одной из главных задач современного образования.

Феномен творчества, развития творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы - значимые явления

в современной психолого-педагогической теории и практике.

Учебная деятельность, направленная на профессионально-творческое развитие студентов должна отвечать следующим требованиям: быть непрерывной, усложняющейся, содержать

творческие элементы и осуществляться поэтапно. На первом этапе (этап репродуктивной деятельности) формируются необходимые умения и навыки, положительная мотивация к учебной деятельности.

Для студентов, довузовское образование которых ограничивается лишь музыкальной школой, этот этап будет более продолжительным, чем для студентов, окончивших средние специальные учебные заведения.

Первый этап характеризуется воспроизводящими действиями и умением использовать полученные знания, исполнительские умения для решения поставленных задач. Репродуктивная деятельность является основной в обучении, поскольку благодаря репродукции усваиваются не только знания, но и рациональные приёмы работы.

Следует отметить важность роли педагога на этапе репродуктивной деятельности студентов. Показ, то есть исполнение педагога, достаточно часто применяется, например, в фортепианном классе и может приносить ощутимый эффект, особенно на начальном этапе работы над произведением. Подражание, пусть это и звучит парадоксально, способно научить гибко мыслить и помочь выйти на самостоятельный путь. Оно не развивает индивидуальное мышление - особенно образное, зато заметно активизирует слухо-моторную сферу. Подражая, студент поднимается на одну из первых ступеней в творческом совершенствовании. Н.Г. Рубинштейн считал подражание осознанным вслушиванием: «Это начало процесса осмысления музыкального произведения и исполнения» [4]. Но, подчеркивая роль показа педагога, необходимо отметить, что он не должен вытеснять мысль и собственный поиск студента. Для того чтобы студенту «выйти на уровень творческих достижений, нужно, чтобы творчество стало для него личностным актом, необходимо, чтобы потенциальный творец «вжился» в образ другого творца (образец), и это эмоциональное приятие другой личности в качестве образца является необходимым условием преодоления подражания и выхода на путь самостоятельного творчества» [1].

Репродуктивная деятельность большей частью ограничивается программно очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Овладение студентами знаниями в той же системе, объеме и порядке, в каких они излагаются, так же важно, как и творческая переработка и самостоятельное добывание знаний. Стереотип в обучении имеет не только отрицательное, но и положительное значение, и является необходимым условием творческой деятельности. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность не исключают одна другую, а лишь отражают различие уровней протекания этой деятельности. Творческая работа непременно включает в себя воспроизведение знаний. Например, при разучивании гамм в классе фортепиано, студенту необходимо знать некую аппликатурную схему, которая заучивается как таблица умножения. Этот процесс (процесс заучивания) не является творческим, так как представляет собой всего лишь запоминание известных данных, но, не владея этими знаниями, невозможна работа над гаммами.

Второй этап развития творческости студентов направлен на формирование нормативной деятельности.

Природа творческого педагогического труда такова, что он изначально содержит в себе характеристики нормативной деятельности. Усвоение алгоритмов, приемов, способов нормативной деятельности включается в большое количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянной коррекции и регулирования привычных действий, что побуждает к инновационному стилю мышления [2].

Нормативная творческая деятельность - это основа обучения будущих учителей собственно творческой деятельности.

Формирование нормативной деятельности возможно только в ходе практических действий студента, его самостоятельной работы по овладению знаниями, умениями, навыками творческой деятельности. Например, в период прохождения педагогической практики студентам на уроке необходимо рассказывать не только о композиторе, его творчестве, но и о средствах музыкальной выразительности, о строении музыкальных произведений, пробовать провести какие-то параллели с другими видами искусства (на этом этапе вырабатывается у студентов установка на рассуждение).

О сформированности нормативной творческой деятельности свидетельствуют гибкость мышления студентов, оригинальность предлагаемых ими решений, способность к анализу и критической оценке результатов своей деятельности, быстрота нахождения верного решения. На этом этапе для развития творческих способностей студентов возможно использование метода анализа, сравнения и др.

Этап нормативной деятельности требует от студентов не только знаний, но и умения анализировать, выделять главное, делать обоснованные заключения, умения связать представленный материал с будущей практической деятельностью.

На третьем этапе формирования творческости студентов учебный процесс строится таким образом, чтобы студенты смогли приобрести опыт творческой деятельности. Например, при подготовке фрагмента урока, студент должен в своем выступлении аргументировано мотивировать выбор музыкальных произведений; исполнить и поговорить о музыке, предложенной слушателям; продемонстрировать умение общаться с аудиторией, ответить на вопросы; найти выход из

предложенных ситуаций, которые могли бы возникнуть на уроке, проявить фантазию, уметь сымпровизировать и т.д.

Основной задачей преподавателя на этом этапе является создание условий для активной самостоятельной работы студентов при педагогически целесообразном управлении этим процессом.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Изд. 2-е. СПб.: Питер, 2000.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

3. Лобейко Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999.

4. Музыкальное исполнительство и педагогика: сб. ст. / сост. Т. Гайдамович. М.: Музыка,

1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.