Научная статья на тему 'Реализация принципов развивающего обучения в системе профессиональной подготовки современного педагога-музыканта в вузе'

Реализация принципов развивающего обучения в системе профессиональной подготовки современного педагога-музыканта в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ТВОРЧЕСКО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / DEVELOPMENTAL EDUCATION / PROBLEM SITUATION / CREATIVE AND TRANSFORMATIVE ACTIVITY / INTELLECTUAL ACTIVITY / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казахватова Лидия Алексеевна

Рассматриваются принципы развивающего обучения в контексте подготовки будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности. Методологически обосновывается необходимость включения в процесс обучения проблемной ситуации как средства развития интеллектуальной сферы и творческих способностей, активизации познавательно-творческой деятельности учащихся. Развивающее обучение рассмотрено в условиях инструментально-исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казахватова Лидия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the principles of developmental education in the context of training of a future music teachers for professional activities. The author gives the methodological grounds for the necessity to include a problematic situationin the learning process as a means of development of the intellectual sphere and creative thinking, activation of the cognitive and creative work of students. The developmental training is considered in terms of the instrumental and performing training of future music teachers in higher school.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов развивающего обучения в системе профессиональной подготовки современного педагога-музыканта в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2002. С. 94-95.

3. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: дис. ... д-ра пед. наук. Рязань, 1997.

4. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. М.: Сов. композитор, 1979.

5. Ракитов А.И. Интеграция образования и науки как глобальная проблема [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 2016. № 3. Т. 20. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26693431_ 30794045.pdf (дата обращения: 12.02.2018).

6. Сотрудничество России и Китая в сфере образования: анализ прошлого и перспективы будущего: материалы III Российско-китайской конф. «Двустороннее научно-образовательное сотрудничество вузов России и Китая» [Электронный ресурс]. М., 2009. URL: http://www.chinacentre.ru/china centre3/TOM.pdf (дата обращения: 12.02.2018).

7. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши Цзи») [Электронный ресурс]. М., 1986. Т. IV. URL: https://www.yumpu.com/xx/document/view/301940 16/-biblionhat-namru/71 (дата обращения: 15.02.2018).

Professionalperforming and methodological aspects of integration of musical education in Russia and China (by the example of instrumental training) The article deals with the essential characteristics of integration processes in the sphere of musical education of two countries - Russia and China. It is proved that the basis for the search for ways to improve this integration is the creation of a special methodological system that will combine the European musical traditions and the specific nature of Chinese pedagogy of musical education in the field of instrumental training.

Key words: integration of music education, Chinese music tradition, Chinese pianism as the pianism of a new type, performing style "Van" (rest), performing style "Wu" (militant), methodological principles of Chinese music teachers.

(Статья поступила в редакцию 14.03.2018)

* * *

1. Arefev A.L. Kitajskie studenty v Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 12. S. 5466.

2. Borevskaja N.E. Ocherk istorii shkoly i peda-gogicheskoj mysli v Kitae. M.: In-t Dal'nego Vostoka RAN, 2002. S. 94-95.

3. Liferov A.P. Osnovnye tendencii integracion-nyh processov v mirovom obrazovanii: dis. ... d-ra ped. nauk. Rjazan', 1997.

4. Rabinovich D.A. Ispolnitel' i stil'. M.: Sov. kompozitor, 1979.

5. Rakitov A.I. Integracija obrazovanija i nauki kak global'naja problema [Jelektronnyj resurs] // Integracija obrazovanija. 2016. № 3. T. 20. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_26693431_30794045.pdf (data obrashhenija: 12.02.2018).

6. Sotrudnichestvo Rossii i Kitaja v sfere obrazovanija: analiz proshlogo i perspektivy budushhego: materialy III Rossijsko-kitajskoj konf. «Dvustoronnee nauchno-obrazovatel'noe sotrudnichestvo vuzov Rossii i Kitaja» [Jelektronnyj resurs]. M., 2009. URL: http:// www.chinacentre.ru/chinacentre3/TOM.pdf (data obra-shhenija: 12.02.2018).

7. Syma Cjan'. Istoricheskie zapiski («Shi Czi») [Jelektronnyj resurs]. M., 1986. T. IV. URL: https:// www.yumpu. com/xx/document/view/30194016/-bib-lionhat-namru/71 (data obrashhenija: 15.02.2018).

О Казахватова Л.А., 2018

Л.А. КАЗАХВАТОВА (Волгоград)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ВУЗЕ

Рассматриваются принципы развивающего обучения в контексте подготовки будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности. Методологически обосновывается необходимость включения в процесс обучения проблемной ситуации как средства развития интеллектуальной сферы и творческих способностей, активизации познавательно-творческой деятельности учащихся. Развивающее обучение рассмотрено в условиях инструментально-исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

Ключевые слова: развивающее обучение, проблемная ситуация, творческо-преобразователь-ная деятельность, интеллектуальная деятельность, творческое мышление.

Выбор современной высшей педагогической школой приоритетной образовательной стратегии определяется необходимостью решения одной из самых важных задач - форми-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

рования и развития творческих качеств личности будущего учителя. Одной из составляющих данной стратегии является приобретение студентом опыта профессиональной творческой деятельности, опирающейся на развитое мышление и творческие способности, на умение самостоятельно обозначать и разрешать, отыскивая новые способы действий, будущие педагогические задачи. Без такого опыта в профессиональной деятельности невозможно ориентироваться, адекватно воспринимать и усваивать постоянно усиливающийся поток информации, творчески решать все более усложняющиеся проблемы. Поэтому приоритетным стратегическим направлением в современной образовательной политике должно стать развивающее обучение, в рамках которого наиболее полно реализуется не только созидательная творческая деятельность личности в целом, но и профессиональная творческая деятельность будущего учителя, способного научить и своих учеников творчески мыслить и действовать.

Как известно, развивающее обучение - это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие познавательных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. В основание теории развивающего обучения положен принцип соотношения между обучением и развитием.

Так, известный русский ученый, психолог, преподаватель Л.С. Выготский предположил, что обучение, не будучи собственно развитием, способно, тем не менее, создавать так называемую зону ближайшего развития, а также предпосылки к возникновению специфических внутренних процессов, пробуждающих умственное развитие учащихся, и в частности индивидуальное мышление. В дальнейшем (П.А. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Л.В. Занков, Д.Б. Давыдов и др.) была практически установлена взаимозависимость сознания, мышления и вида соответствующих им мыслительных действий. Другими словами, было доказано, что осуществление учебной деятельности не только напрямую задействует, но и определяет развитие умственно-познавательной и более того - в целом личностной сферы учащихся.

На наш взгляд, для будущей профессиональной деятельности современного педагога-музыканта развивающий характер обучения особенно важен, поскольку такая деятельность уже изначально является творческой. Л.Г. Ар-чажникова, раскрывая творческий характер

музыкально-педагогической деятельности, отмечает ее многогранность как сочетание «педагогической, хормейстерской, музыковедческой, музыкально-исполнительской, исследовательской работы, основанной на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания» [1, с. 18]. Умение самостоятельно оперировать получаемыми знаниями (иными словами, музыкально-познавательная деятельность) способствует интенсивному мышлению, развитию памяти и музыкально-художественного воображения, умению постигать и интерпретировать композиторский замысел, художественный образ или идею музыкального произведения, т. е. предполагает развитие таких качеств, без которых профессиональная деятельность современного учителя музыки, переставая быть творческой, теряет и свою актуальность.

Поскольку конкретные проявления творчества достаточно многообразны, и можно говорить о творчестве в практической, познавательной, художественной, музыкальной, педагогической и других видах деятельности, обратимся к анализу творческой деятельности в условиях обучения. В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что «применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [5, с. 286].

в отечественных и зарубежных научных исследованиях, посвященных проблемам творчества (Э. Де Боно, И.А. Лернер, А.М. Ма-тюшкин, И.Т. Огородников, Я.А. Пономарев, М. Стайн, Л.Л. Терстон, К.В. Тэйлор и др.), отмечаются объективная и субъективная новизна и значимость продуктов творческой деятельности. Продуцирование чего-либо нового практически всегда рассматривается как критерий творчества. Но при этом подходы к самой новизне определяются по двум направлениям. Для первого направления не важно, признает ли идею новой общество, важно, чтобы она была новой для самого творца; для второго - новизна должна определяться в терминах культуры, т. е. признаваться современниками. Понятно, что в условиях обучения объективная, культурная ценность и значимость продукта творческой деятельности проявляются значительно реже. в рамках данной статьи мы рассматриваем субъективно-творческую деятельность учащихся, в результате которой соз-

дается продукт, новый по содержанию для самого обучающегося.

Создание субъективно значимого продукта в процессе учебной деятельности возможно, на наш взгляд, не только в рамках развивающего, но и в рамках технологичного, репродуктивного обучения. Используя ограниченные, но в определенной степени развивающие возможности, репродуктивное обучение способствует развитию памяти, воссоздающего воображения, репродуктивного мышления, эмоциональной сферы. А субъективная ценность продукта учебной деятельности заключается здесь в получении учащимся определенного количества новых знаний и умений, переданных ему, пусть и в виде готовых истин, педагогом - источником учебной информации.

В этом контексте образовательные функции процесса профессиональной подготовки педагога-музыканта заключаются в том, чтобы будущие учителя музыки наиболее полно усваивали уже накопленный и систематизированный музыкальный опыт и знание основ музыкальной культуры. С этой целью в процессе обучения в классе исполнительских дисциплин необходимы и широко применяются проверенные временем так называемые учебные технологии. Но музыкально-репродуктивная деятельность не является творческой по определению. Накопленные знания и опыт, привычные, стереотипные приемы мышления - это количественный показатель человеческой деятельности. Творческую направленность учебная деятельность приобретает, если на каждом этапе обучения будущего учителя музыки получение необходимого начального знания в виде готового опыта сопровождается постановкой проблемной задачи.

как известно, проблемные задачи строятся по принципу несоответствия того, что должно быть, и того, что есть на самом деле. Такое несоответствие стимулирует умственную деятельность, а решение проблемной задачи, как правило, сопряжено с приобретением нового знания. «Труд, направленный на получение подобного продукта с новым содержанием для самих учащихся, с полным основанием может рассматриваться как творческий, так как он создает необходимые условия для развития познавательных способностей ученика и психологически подготавливает его к участию в подлинно творческой деятельности» [6, с. 82].

Стимулом к творчеству в условиях музыкально-педагогической деятельности слу-

КИЕ НАУКИ -

жит создание проблемной ситуации, т. к. освоение любого музыкального текста предполагает формулирование ряда специфических музыкальных задач, являющихся, по сути, скрытыми проблемными ситуациями, разрешение которых сводится не столько к умению самого учителя музыки озвучивать нотный текст, сколько к его стремлению и способности, творчески переосмысливая и преобразуя музыкальную идею композитора, заинтересовать ею своих учеников, направив их поисковую активность в творческое русло. Результатом разрешения проблемной ситуации становится появление качественно нового (подчеркнем: субъективно значимого) продукта, выраженного, например, в нетрадиционном воплощении композиторского замысла, в интересном решении музыкального образа тембральными красками, в педальных или штриховых находках и иных музыкально-творческих проявлениях личности. Ценность и значимость в той или иной мере этого нового продукта творчества напрямую зависит от потенциальной способности конкретного человека к творческо-преобразовательной деятельности и от того, в какой мере эта способность в нем развита.

одним из условий, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности учащихся, является их способность к анализу, синтезу и последующему обобщению полученных знаний. Такая деятельность - действие, а не созерцание, поскольку в действии человек открывает и постигает связи между объектами, - выступает не только исходным условием для возникновения мышления, но и средством формирования продуктивного, творческого мышления.

Четкого определения творческому мышлению нет, это понятие часто определяется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, способность нестандартно мыслить, создавать новое (А.В. Брушлин-ский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Проблему творческого мышления, творчества как главного качества человека теоретически и экспериментально исследовал С.Л. Рубинштейн. В его работе «О мышлении и путях его исследования» мышление рассматривается как процесс. При этом результат процесса мышления - решение проблемной задачи -обусловлен внутренним ходом мыслительного процесса. Процесс мышления - в своей основе процесс всегда продуктивной, творческой деятельности, поскольку связан с поиском, открытием, рождением нового - субъектив-

известия вгиу

н о или объективно ценного - знания. Как отмечает А.В. Брушлинский, «из всей рубин-штейновской теории мышления субъекта необходимо вытекает следующий принципиальный вывод: любое мышление всегда (хотя бы в минимальной степени) является творческим, продуктивным и, следовательно, вообще нет никакого репродуктивного мышления; более того, есть "просто" мышление, с помощью которого субъект открывает нечто существенно новое, а потому неправомерно добавлять к мышлению определения "творческое" или "репродуктивное"» [2, c.183].

Творчество по своей сути является конфликтом между новыми и старыми представлениями, когда количественный набор различных подходов к решению проблемы переходит в новое качество решения этой проблемы. Как отмечает Е.П. Торранс, «творческое решение требует перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации - в зависимости от того, что необходимо сейчас» [6, с. 58]. Следовательно, основанием для субъективно-творческой деятельности выступает комбинационная деятельность, в которой приобретают актуальность «самостоятельные действия по переносу обобщенных знаний, приемов, способов в том виде, в котором они были усвоены, на решение других задач и самостоятельное перестраивание усвоенных приемов и способов при их переносе» [3, с. 5]. Готовность учащихся к комбинационной деятельности, самостоятельному творческому поиску, к осмыслению и усвоению нового знания выводит процесс обучения на развивающий, а следовательно, творческий уровень.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Развивающее обучение необходимо рассматривать как приоритетное в профессиональной подготовке современного педагога-музыканта.

2. Главным условием творческой деятельности учащихся в рамках развивающего обучения является проблемная ситуация.

3. При организации творческой деятельности учащихся в классе исполнительских дисциплин целесообразно сочетание репродуктивных обучающих технологий с постановкой проблемных задач, направленных на развитие самостоятельной поисково-творческой активности.

4. Одним из методов творческой деятельности в условиях обучения является метод перекомбинирования и обобщения приемов и

способов с целью переноса их на решение проблемных задач.

5. Формирование и развитие продуктивного, творческого мышления создают предпосылки к творческой деятельности учащихся.

Список литературы

1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: книга для учителя. M.: Просвещение, 1984.

2. Брушлинский А.В. Психология субъекта. M.: Ин-т психологии РАН; Изд-во «Алетейя», 2003.

3. Казахватова Л.А. Некоторые вопросы инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте проблемно-развивающего обучения // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2007. № 2(13) (спец. вып.). С. 239-243.

4. Одинокова И.И. Стимулирование творческой активности студентов музыкально-педагогического факультета: межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1986.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. БЖ. Бим-Бад. M.: Большая рос. эн-цикл., 2002.

6. Пидкасистый П.И. Сравнительная эффективность и сочетание воспроизводящих и творческих самостоятельных работ учащихся в обучении. M.: Педагогика, 1972.

7. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing // The Nature of Creativiti / Sternberg R.J.(Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988 P. 32-75.

* * *

1. Archazhnikova L.G. Professija - uchitel' muzyki: kniga dlja uchitelja. M.: Prosveshhenie, 1984.

2. Brushlinskij A.V. Psihologija sub#ekta. M.: In-t psihologii RAN; Izd-vo «Aletejja», 2003.

3. Kazahvatova L.A. Nekotorye voprosy instru-mental'noj podgotovki budushhego pedagoga-mu-zykanta v kontekste problemno-razvivajushhego obu-chenija // Vestn. Kostromskogo gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2007. № 2(13) (spec. vyp.). S. 239243.

4. Odinokova I.I. Stimulirovanie tvorcheskoj ak-tivnosti studentov muzykal'no-pedagogicheskogo fa-kul'teta: mezhvuz. sb. nauch. tr. Kujbyshev, 1986.

5. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad. M.: Bol'shaja ros. jencikl., 2002.

6. Pidkasistyj P.I. Sravnitel'naja jeffektivnost' i sochetanie vosproizvodjashhih i tvorcheskih samo-stojatel'nyh rabot uchashhihsja v obuchenii. M.: Pedagogika, 1972.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Implementation of principles of developmental education in the system of professional training of a modern teacher of music in higher school

The article deals with the principles of developmental education in the context of training of a future music teachers for professional activities. The author gives the methodological grounds for the necessity to include a problematic situationin the learning process as a means of development of the intellectual sphere and creative thinking, activation of the cognitive and creative work of students. The developmental training is considered in terms of the instrumental and performing training of future music teachers in higher school.

Key words: developmental education, problem situation, creative and transformative activity, intellectual activity, creative thinking.

(Статья поступила в редакцию 09.02.2018)

А.М. кАУНОВ (волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Освещаются перспективы, возможные пути и особенности формирования личностно-де-ловых компетенций обучающихся в процессе экономико-технологической подготовки в условиях модернизации российского образования. Более подробно рассматриваются аспекты реализации опытно-экспериментальных исследований по выявлению эффективности специально организованной учебной работы.

Ключевые слова: деловая личность, личностные качества, компетенции, предприниматель, социально-экономические условия, бизнес-проекты, опытно-экспериментальная работа, исследования.

Современные общественно-исторические условия, новые тенденции развития российского общества предусматривают осуществление преобразований в различных сферах жиз-

О Каунов А.М., 2018

ни (экономической, политической, социальной и др.), тем самым требуя изменить привычные подходы к воспитанию подрастающего поколения.

в последние годы значительная часть российской молодежи оказалась вовлеченной в предпринимательскую деятельность, что стало следствием перехода России к рыночной экономике. Но, как правило, у большинства молодых начинающих предпринимателей многих регионов россии отсутствует соответствующая экономическая и социально-нравственная подготовка. Это привело к низкой эффективности самостоятельной деятельности молодых людей, связанной с недостаточным уровнем развития ряда деловых и личностных качеств, необходимых для успешной работы в коллективе в новых экономических условиях, определяющих новые взаимоотношения и взаимодействие человека с другими людьми.

На сегодняшний день в учреждениях общего образования остро встают следующие вопросы: каким образом учителя реализуют бизнес-подготовку обучающихся на уроках технологии в основной и профильной школе, что она дает и к чему готовит учащихся-выпускников, а также как это следует учитывать при реализации экономической подготовки и бизнес-подготовки студентов на экономико-технологических факультетах педагогических вузов, будущих учителей и экономики, и технологии. Для того чтобы правильно организовать предпринимательское обучение школьников, необходимо понимание тех качеств личности, которыми должен обладать успешный предприниматель. Поэтому в первую очередь надо ответить на вопрос о том, можно ли и как с помощью обучения сформировать у индивида предпринимательские качества, которые определяют его готовность к успешному предпринимательству [1]. в этой связи целями настоящего исследования стали изучение вопросов и особенностей формирования личностно-деловых компетенций у студентов педвуза - будущих учителей технологии, научное обоснование и разработка практических рекомендаций по их формированию.

в психолого-педагогической литературе широко представлены работы, посвященные изучению отдельных качеств личности: активности (А.М. Матюшкин, Т.И. Шамова), самостоятельности (М.Н. Скаткин); определению состава профессионально значимых качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.