Научная статья на тему 'Модель центра профориентации на базе общедоступной библиотеки'

Модель центра профориентации на базе общедоступной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1748
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕДОСТУПНАЯ БИБЛИОТЕКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенюк И.С.

В статье рассказывается о модели центра профориентации на базе общедоступной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL GUIDANCE CENTER ON THE BASIS OF PUBLIC LIBRARIES

The article describes a model of career on the basis of a public library.

Текст научной работы на тему «Модель центра профориентации на базе общедоступной библиотеки»

ДОКЛАДЫ И СООИЩИИ

УДК 37.0

МОДЕЛЬ ЦЕНТРА ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА БАЗЕ ОБЩЕДОСТУПНОЙ БИБЛИОТЕКИ

И.С. Гребенюк

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: irinka5545@bk.ru

В статье рассказывается о модели центра профориентации на базе общедоступной библиотеки.

Ключевые слова: общедоступная библиотека, функциональная модель, центр профориентации, юношество.

Профессиональная ориентация молодёжи - это государственная по масштабам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, экономическая по результатам многогранная задача, которая содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества. В то же время выбор профессии -социально важная задача для отдельного человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути.

Основными задачами профессиональной ориентации являются подготовка к выбору профессии, руководство выбором, подготовка к избранной профессии, профадаптация. Они являются общими для всех учреждений, занимающихся профориентаций.

Библиотека, как социальный институт, может многое сделать по формированию у подростков и юношества общественно-значимых мотивов выбора профессии и созданию условий, максимально облегчающих профессиональное самоопределение. На базе центральной библиотеки региона можно организовать центр профориентации.

Его цель - оказание информационной поддержки учащимся школ, молодёжи в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи центра профориентации следующие:

- изучать возможности, склонности, предпочтения подростков и молодёжи для дальнейшего профессионального обучения;

- налаживать деловые контакты с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

-комплектовать, хранить и популяризировать литературу профессиональной направленности;

-организовывать и проводить групповые и массовые профориентационные мероприятия с участием различных ведомств, работодателей;

- создать банк данных по учебным заведениям среднего и высшего звена, рынку труда региона;

- оказывать консультационную помощь и поддержку силами профессионального психолога;

- выпускать и распространять библиографические пособия.

Профессиональная ориентация представляет собой систему подготовки юношества к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии с учётом индивидуальных особенностей личности с одной стороны и рынок труда - с

другой. Отличительной особенностью профориентации в современных условиях

является необходимость повышения престижа работников, занятых

производительным трудом в общественном производстве, потому как большинство

выпускников средней школы ориентированы на умственный труд.

Профориентационная деятельность предусматривает соблюдение и реализацию

некоторых принципов.

Принципы работы центра профориентации:

1) взаимосвязь с образовательными и профессиональными учебными заведениями, родителями учащихся, органами по труду и занятости, психологическими службами, общественными молодёжными организациями, властными структурами;

2) систематичность;

3) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов;

3) оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы;

5) связь профориентации с жизнью.

Профориентационный центр на базе общедоступной библиотеки является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности молодого человека в профессиональной области.

Профориентационная деятельность включает в себя следующие функции: информационно-просветительскую, диагностическую, консультационную,

обучающую, образовательную, социально-коммуникативную. Попробуем рассмотреть их в контексте работы библиотечного центра профориентации.

Диагностическая функция. Для успешной работы по профессиональному ориентированию молодёжи эта функция имеет первостепенное значение. Важно ориентироваться во всех (положительных и отрицательных) факторах, оказывающих влияние на личность. Такие факторы чётко сформулированы в статье Е. Н. Пастушковой, сотрудника Республиканского центра профессиональной ориентации молодёжи (РЦПОМ) Республики Беларусь1. Автор указывает, что в рамках данной функции профориентационная работа предполагает:

1 Пастушкова Е. Н. Основные функции социального педагога в профориентационной работе [электронный ресурс] / Е. Н. Пастушкова URL: http:// vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/108-documentation-of-the-social-teacher-in-school/751-the-main-functions-of-social-educator-in-career-guidance (дата обращения: 15.08.2016).

- изучение профессиональных намерений учащихся (узнать, что собирается делать учащийся после окончания 9 класса: учиться в 10 классе, поступать в вуз, учреждения НПО, СПО и т.д.);

- выявление роли родителей в становлении профессионального выбора подростка (оказывают ли родители влияние на профессиональный выбор подростка);

- изучение познавательных интересов подростка (существуют ли любимые и нелюбимые предметы, есть ли интересы, связанные с выбором профессии: чтение специальной литературы, посещение факультативов и т.д.);

- изучение склонностей, способностей (какие склонности и способности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное время, как развиваются способности, связанные с выбором профессии);

- выявление положительных качеств личности подростка, которые будут способствовать осуществлению его профессиональных намерений, а также негативных качеств, затрудняющих их осуществление.

Классификация диагностических методов традиционна: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Анкетирование. Данный метод позволяет выявлять профессионально-значимые свойства личности (способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры, индивидуальные типологические особенности, профессиональные намерения).

Сборники профориентационных тестов и анкет. Использование любых тестов и анкет требует специальной подготовки, но в целях самопознания подростка можно использовать указанные сборники. Библиотекарь помогает найти тест, необходимый для оценки тех или иных качеств или способностей, а читатель, в свою очередь, сам его проходит и читает интерпретацию. Главное, чтобы предложенные выводы по тестам не воспринимались болезненно. Если личные ожидаемые результаты не совпали с книжными, нужно уверить читателя, что человек приспосабливается ко многому, поэтому - если очень хочется - он может заниматься любимой профессией вопреки всему. Также можно сослаться на не научность некоторых методик и тот факт, что тесты по профориентации лишь примерно указывают область деятельности. Если анкетирование может проводить библиотекарь, то тестирование, как правило, должен проводить специалист психологической службы или службы занятости населения.

Образовательная функция. Библиотечный центр профориентации обеспечивает наличие отдельных предметных дисциплин с помощью учебников и учебных пособий. Ресурсы библиотеки должны способствовать формированию предметных и межпредметных универсальных учебных действий за счет применения в образовательном процессе современных технологий - образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.

Информационно-просветительская функция предполагает информирование

подростков и юношество о профессиях, возможностях , формах, средствах получения

образования и настоящей ситуации, царящей на рынке труда.

Книжный фонд составляет ядро любой общедоступной библиотеки. В настоящее время нет дефицита в выпуске учебной литературы для профессионального обучения, книг о профессиях и популярной психологической литературы. При комплектовании такой литературы вопрос может иметь только финансовый оттенок. В книгах по профориентации рассматриваются серьёзные вопросы, ответы на которые самостоятельно найти сложно. В изданиях,

предназначенных для профессионального самоопределения молодёжи, приводятся рекомендации психологов, педагогов, творческие задания, которые помогут увидеть особенности своего характера, выявить интересы и осознанно подойти к выбору будущей специальности. Зачастую, проблемы самоопределения рассматриваются на примерах из жизни известных людей самых разных профессий.

Периодические издания. В настоящее время в нашей стране для молодёжи издаются такие журналы: «Обучение и карьера», «Обучение», «Куда пойти учиться?», «Абитуриент», «Абитуриент среднего профессионального учебного заведения», «Выбираем ВУЗ». Кроме, того в каждом регионе выпускаются свои специальные периодические издания, касающиеся выбора профессии и трудоустройства. Все они помогут молодым людям и их родителям определиться с профессиональным выбором.

Библиографические издания. В помощь выбору профессии сотрудники библиотек издают библиографические пособия малых форм: рекомендательные указатели, списки, буклеты, памятки, закладки. Они являются важнейшим элементом информационной среды библиотеки.

Библиотека может собирать и использовать в профориентационной деятельности материалы рекламного и просветительского характера (листовки, буклеты, периодические издания), выпускаемые учебными заведениями высшего и среднего звена, центрами занятости населения.

Собрание профессиограмм. Профессиограмма - это сводный документ, содержащий социально-экономическую характеристику определённой профессии. Традиционно в них содержатся сведения о сроках и способах обучения профессии, об основных требованиях, предъявляемых к специалисту, описание главных производственных процессов и профессиональных задач, медико-физиологические и санитарные характеристики условий труда с перечнем показаний и противопоказаний.

Мир профессий многообразен и изменчив. Для того, чтобы в нём ориентироваться нужна определённая классификации. В 1957 году была принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП). В нашей стране используется классификация профессий, предложенная известным российским психологом Е. А. Климовым. Все профессии учёный разбил на пять типов, в зависимости от того, с кем, или с чем преимущественно приходится иметь дело специалисту: человек - природа, человек - человек, человек - техника, человек -знаковая система, человек - художественный образ2. В виду того, что жизнь не стоит на месте, меняется рынок труда, увеличивается роль автоматизации многих процессов, появляются новые профессии, соответственно, профессиограммы также должны постоянно обновляться.

Каталог ресурсов по теме. Это могут быть папки-накопители (с вырезками копий статей), тематические картотеки, электронные базы данных. Библиотекарям необходимо следить за тем, чтобы в них не было устаревшей информации. Все эти дополнительные информационные ресурсы должны быть понятны и удобны в пользовании, ибо предназначены они в первую очередь для подростков и молодёжи. Электронные базы данных могут иметь разнообразные материалы, касающиеся профориентации.

2 Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. 2-е изд, доп. и дораб. Москва: «Просвещение», 2000. 257 с.

Наиболее удачными, на наш взгляд, являются несколько таких баз данных. Содержательным можно назвать раздел «Выбираем профессию» на сайте Красногвардейской ЦБС Белгородской области (ИйрУ/НЬгап-

biruch.ru/index.php/vybiraem-professiyu.html). Здесь представлены такие материалы: литература по профориентации, правила собеседования с работодателем, ссылки на полезные страницы в сети, профессиональные учебные заведения Белгородской области, тест «Капитан, Рулевой, Пассажир?», он-лайн экзамены, видеоролик «Как правильно составить резюме», портал ЕГЭ, справочник учебных заведений и др.

Положительным примером также можно считать сайт Курганской областной юношеской библиотеки (http://kurganlib.ru/category/), где размещены профессиограммы новых и популярных профессий, проект «Профориентация молодёжи и волонтёрство: встречное движение», электронная периодика по профориентации.

Значительный объём в данной функции отводится массовым мероприятиям. Они организуются и проводятся библиотекарями в контакте с заинтересованными организациями и лицами. Формы их разнообразны: обзоры литературы, книжные выставки, рассказы о профессиях, обсуждения книг, имеющих профориентационное значение, беседы, деловые игры, конференции, экскурсии на предприятия, организация кружков и клубов по интересам, встречи с представителями различных профессий, Дни информации, тематические вечера, выступления на родительских собраниях и многие другие. Выбор форм и методов работы зависит от возрастных индивидуальных особенностей учащихся и наличия необходимого материала. В практической работе по профориентации используются не только проверенные временем формы и методы работы, но и разрабатываются новые, рассчитанные на лучший результат при работе с подрастающим поколением и молодежью.

Так, в Красноярском крае с 2007 года существует добровольческое профориентационное движение «Твои горизонты». Как сообщает информационное агентство «Таймырский телеграф» 3 всего в регионе действуют 120 отрядов в составе более 1100 человек. Молодые люди - студенты и старшеклассники, прошедшие специальную подготовку - помогают службе занятости населения реализовать масштабные профориентационные проекты. Силами добровольцев проводятся мероприятия для ребят, стоящих перед выбором профессии. Таким образом, все большее число выпускников знакомятся с ситуацией на рынке труда, имеют представления о востребованности профессий и возможностях трудоустройств, а как в своём регионе, так и в других областях Российской Федерации.

Профориентационный фестиваль «Дороги, которые мы выбираем» состоялся весной 2015 года в городе Лесосибирск Красноярского края. Список номинаций, в которых школьники проявляли себя, был обширен: «Компьютерная презентация профессии», «Видеофильм о профессии», «Рекламный ролик о профессии», «Компьюторные игры, компьютерные разработки профориетационой направленности», «Семейное профессиональное древо», «Личный профессиональный герб», «О профессиях для младших школьников (дошкольников): игры, викторины,

3 Добровольческое профориентационное движение «Твои горизонты» набирает обороты в крае [электронный ресурс]. URL: http:// www.ttelegraf.m/mdex.php?newsline_read=49232 (дата обращения: 17.08.2016).

информационные презентации», конкурс эссе «Моя профессиональная траектория: от школьной скамьи до профессионала» 4.

В 2014 году в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке стартовал проект - дискуссионная площадка «Профессионал». С определённой периодичностью проводятся встречи белгородских школьников с представителями самых разных профессий. Специалисты библиотеки подготавливают обзоры литературы, беседы, книжные выставки. Приглашённые гости рассказывают о своих профессиональных успехах, проблемах, интересах. Традиционно такие встречи заканчиваются вопросами к специалистам. Участник, задавший самый интересный вопрос, поощряется призом. Информацию о встречах можно найти по адресам в Интернете: http://sitenew.bgunb.ru/NewsPage.aspx?n=2001;

http://31.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/3238050/; http://belgorod.mvd31.ru/news/1761/.

В копилку библиотекарей предлагаю следующие мероприятия: профессиональная рулетка, встречи со специалистами в режиме онлайн, фотоконкурсы профессий, квест-игры, костюмированно-театрализованные представления, конкурсы творческих работ «Моё профессиональное будущее», волонтёрский мастер-класс.

Индивидуальная работа с читателями составляет важное звено данного направления. Личные корректные беседы и наблюдения помогут установить контакт с подростком или молодым человеком. Библиотекарь может предложить индивидуальный план чтения, осуждение книги после прочтения, просто беседу по жизненно-важным проблемам. За психологом остаётся индивидуальная консультация.

Консультационная функция. Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям. В некоторых библиотеках есть штатный психолог, и тогда данную функцию выполняет он. В другом случае для проведения консультаций привлекается психолог профессионал из другой организации.

Обучающая функция. Юноши и девушки могут обучаться навыкам определённых профессий. Это происходит во время выездных экскурсий на предприятия. Там демонстрируются рабочие процессы, а школьники принимают участие в мастер-классах и практических занятиях под руководством профессионалов. Подобная программа с названием «Погружение в профессию» организована в Астраханской области. Об этом информирует сайт общероссийского молодёжного журнала «Наша молодёжь» 5.

Обучающий проект «.ГоЬ-библиотека» проводится в Тюменской городской юношеской библиотеке. Подробная информация о нём - на сайте городского центра профессиональной ориентации6. В стенах библиотеки ежемесячно проводятся тренинги, на которых ребята получают определённые задания, чтобы самостоятельно

4 В Лесосибирске прошел финальный этап городского профориентационного фестиваля «Дороги, которые мы выбираем» [электронный ресурс]. URL: http:// lesosibirsk.krskstate.ru/trud/page7469/0/id/16688 (дата обращения: 08.07.2016).

5 Астраханский проект для старшеклассников «Профориентация - 2016 набирает обороты» [электронный ресурс]. URL: http: // nasha-molodezh.ru/society/astrahanskiy-proekt-dlya-starsheklassnikov-proforientatsiya-2016-nabiraet-oborotyi.html (дата обращения: 07.07.2016).

6 Job-библиотека [электронный ресурс]. URL: http://cpo72.ru/project/10 (дата обращения: 15.08.2016).

решить их. В течение трёх месяцев участники проекта работают в нескольких группах, причём они самостоятельно распределяют действия внутри одной группы. Все задания тренинга направлены на развитие знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущем при решении вопросов, связанных с поиском работы и трудоустройством. В итоге, участники проекта «Job-библиотека» получают бесценный опыт на настоящей рабочей площадке, с той лишь разницей, что пока только играючи, а не всерьез! Профориентационный проект «Job-библиотека» призван научить каждого самостоятельной, обоснованной и мотивированной работе в вопросах профессионального поиска и ориентации.

Обучение библиотечной профессии обычно происходит во время проведения дней открытых дверей, при прохождении летней трудовой практики школьников, дня волонтёра в библиотеке и в другие периоды по усмотрению библиотекарей.

Социально-коммуникативная функция. Вся деятельность центра заключается в координации межведомственного взаимодействия различных структур. Профориентацию следует рассматривать как процесс, основой которого являются субъектно-объектные отношения. Объектом выступает профессиональное самоопределение личности, а субъектом - сама личность и социальные институты, воздействующие на неё. В перечень субъектов могут входить:

■ Семья.

■ Психологические центры и службы.

■ Медицинские учреждения.

■ Учреждения общего и профессионального образования.

■ Средства массовой информации.

■ Организации и предприятия.

■ Государственные органы власти и управления.

Библиотека является связующим звеном в системе профориентации и, прежде

всего, направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто

профессионально может помочь подросткам.

Главными партнёрами в профориентационной деятельности выступают

предприятия, организации и учреждения, расположенные в посёлке, городе, на территории района. Экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, встречи с профессионалами, привлечение учащихся школ к посильной работе в качестве стажёров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, помощь в исследовательской деятельности школьников, спонсорская помощь библиотеке - возможные направления деятельности центра профориентации.

Следует отметить, что многие формы деятельности центра, перечисленные в характеристиках функций, перемежаются и могут относиться сразу к нескольким функциям.

К работе в центре профориентации желательно привлекать не только профессионалов дела, но и студентов, которые смогут «на своём языке» пообщаться со школьниками и рассказать о будущей профессии.

Особенность библиотеки, как профориентационного учреждения, состоит в том, что профориентация ведётся, главным образом, через источники информации, прежде всего, книги и периодические издания. Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодёжи в небольших городах и сельской местности. Там, зачастую, библиотека является единственным местом, где можно найти сведения о различных профессиях, потребностях региона в специалистах, рейтинге профессий на рынке труда.

Главный библиотекарь Рязанской областной универсальной научной библиотеки Н. Л. Ветрова в своей работе «Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки»7 указывает на возможность изучения опыта 70-80-х годов прошлого века. Об этом подробно рассказано в статье З. Л. Власенко8. Тогда активно использовались такие механизмы, как создание ученических бригад (УПК), звеньев в школах и последующее предоставление трудовой деятельности на сельскохозяйственных предприятиях. Впервые такие бригады возникли в сельских школах Ставропольского края, а затем получили широкое распространение во многих краях и областях Советского Союза. В них школьники учились жить и работать в коллективе, овладевали сельскохозяйственной техникой, выращивали высокие урожаи кукурузы, пшеницы, сахарной свеклы. Многие школьники впоследствии оставались в родных колхозах и совхозах, становились подлинными мастерами сельскохозяйственного производства. Может быть сейчас, в XXI веке, это смотрится примитивно и наивно, но что-то хорошее и полезное можно использовать применительно к современным условиям. Общеизвестно, что давно забытое тимуровское движение возобновилось в виде волонтёрства.

Изучение и применение опыта других библиотек может помочь в создании собственных интересных проектов.

Профориентация - процесс длительный, поэтому знакомство с разными видами профессионального труда необходимо начинать с детства. Это поможет расширить представление о мире взрослых, пробудить интерес к их профессиональной деятельности, сформировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогатить словарный запас. Возможно, детские впечатления смогут повлиять на выбор профессии.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, необходимо объективно и доступно знакомить с миром профессиональной деятельности, рассматривать проблему профессионального самоопределения как закономерный этап развития человека.

Итоговым результатом высокоэффективной профессиональной ориентации юношества должна считаться социализации личности. Если молодой человек в юном возрасте сделает правильный профессиональный выбор, то это - двойная выгода. Первая - человек на своём месте, получает удовлетворение от результатов своей деятельности. Вторая вытекает из первой, соответствие человека выбранной им профессии способствует росту производительности труда, тем самым является экономическим эффектом для общества.

Эффективность деятельности центра профориентации во многом зависит от слаженной высокопрофессиональной команды библиотечных специалистов, их активности и творческих идей.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Пастушкова, Е. Н. Основные функции социального педагога в профориентационной работе [электронный ресурс] / Е. Н. Пастушкова - URL: http:// vashpsixolog.ru/documentation-school-

7 Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки [электронный ресурс]. URL: http://lib.exdat.com/docs/1349/index-292462.html (дата обращения: 15.08.2016).

8 Власенко З. Л. Решение кадровой проблемы на селе в Адыгее: роль ученических производственных бригад (середина 60-х - 80-е гг. XX века) [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kadrovoy-problemy-na-sele-v-adygee-rol-uchenicheskih-proizvodstvennyh-brigad-seredina-60-h-80-e-gg-xx-veka (дата обращения: 15.07.2016).

psychologist/108-documentation-of-the-social-teacher-in-school/751-the-main-functions-of-social-educator-in-career-guidance (дата обращения: 15.08.2016).

2. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. -. 2-е изд, доп. и дораб. - Москва: «Просвещение», 2000. - 257 с.

3.Добровольческое профориентационное движение «Твои горизонты» набирает обороты в крае [электронный ресурс]. - URL: http:// www.ttelegraf.ru/index.php?newsline_read=49232 (дата обращения: 17.08.2016).

4. В Лесосибирске прошел финальный этап городского профориентационного фестиваля «Дороги, которые мы выбираем» [электронный ресурс]. - URL: http:// lesosibirsk.krskstate.ru/trud/page7469/0/id/16688 (дата обращения: 08.07.2016).

5. Астраханский проект для старшеклассников «Профориентация - 2016 набирает обороты» [электронный ресурс]. - URL: http: // nasha-molodezh.ru/society/astrahanskiy-proekt-dlya-starsheklassnikov-proforientatsiya-2016-nabiraet-oborotyi.html (дата обращения: 07.07.2016).

6. Job-библиотека [электронный ресурс]. - URL: http://cpo72.ru/project/10 (дата обращения: 15.08.2016).

7. Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки [электронный ресурс]. - URL: http://lib.exdat.com/docs/1349/index-292462.html (дата обращения: 15.08.2016).

8. Власенко З. Л. Решение кадровой проблемы на селе в Адыгее: роль ученических производственных бригад (середина 60-х - 80-е гг. XX века) [электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kadrovoy-problemy-na-sele-v-adygee-rol-uchenicheskih-proizvodstvennyh-brigad-seredina-60-h-80-e-gg-xx-veka (дата обращения: 15.07.2016).

MODEL GUIDANCE CENTER ON THE BASIS OF PUBLIC LIBRARIES

I. S. Grebenyuk

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail: irinka5545@bk.ru

The article describes a model of career on the basis of a public library. Keywords: public library, functional model, guidance center, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.