Научная статья на тему 'Модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия'

Модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / TEACHER’S INFORMATIONAL COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION / IMPROVEMENT / NETWORK COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаржапова Туя Жамьяновна, Ваганова Валентина Ивановна

В данной статье описывается модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия. Выделены и описаны уровни информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия, этапы совершенствования, модели взаимодействия как результат сетевых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаржапова Туя Жамьяновна, Ваганова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF IMPROVEMENT THE TEACHER’S INFORMATIONAL COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION

The article describes the model of improvement the teacher’s informational competence under the conditions of network interaction. Levels of the teacher’s informational competence under the conditions of network interaction, stages of its improvement, interaction models as a result of network relations have been defined and described.

Текст научной работы на тему «Модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия»

УДК 377.44

© Т.Ж. Базаржапова, В.И. Ваганова

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В данной статье описывается модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия. Выделены и описаны уровни информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия, этапы совершенствования, модели взаимодействия как результат сетевых отношений.

Ключевые слова: информационная компетентность педагога в условиях сетевого взаимодействия, совершенствование, сетевое сообщество.

T.Z. Bazarzhapova, V.I. Vaganova

THE MODEL OF IMPROVEMENT THE TEACHER’S INFORMATIONAL COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION

The article describes the model of improvement the teacher’s informational competence under the conditions of network interaction. Levels of the teacher’s informational competence under the conditions of network interaction, stages of its improvement, interaction models as a result of network relations have been defined and described.

Keywords: teacher’s informational competence under the conditions of network interaction, improvement, network community.

Развитие сети Интернет, совершенствование информационных и коммуникационных технологий все более актуализируют понятие «информационная компетентность педагога в условиях сетевого взаимодействия». Взаимодействие «Педагог - сеть Интернет» открывает доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, позволяет обмениваться ею, общаться в режиме реального времени. Педагог с высоким уровнем информационной компетентности может посредством сети привить соответствующие качества подрастающему поколению. Достижение каждым членом современного общества высокого уровня информационной компетентности не только обеспечивает необходимую адаптацию человека к современной информационно-культурной среде, но и создает базу для осуществления рационального и эффективного поведения во всех сферах деятельности.

Информационная компетентность педагога сегодня является частью профессиональной компетентности педагога, необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Это выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. С данных позиций можно рассматривать информационную компетентность педагога как профессиональное качество, привитое в вузе и развиваемое в практической деятельности.

Информационная компетентность педагога в условиях сетевого взаимодействия - это способность вести в сети образовательную деятельность на базе теоретических знаний и выработанных на их основе практических способов использования информационных и коммуникационных технологий. Структуру и содержание информационной компетентности можно представить в виде таблицы 1.

Данное покомпонентное описание позволяет условно выделить следующие уровни:

- начальный уровень - характеризует педагогов, вступающих в сетевое взаимодействие, как владеющих элементарными навыками информационно-коммуникационных технологий и основными умениями работы в сети Интернет;

- средний уровень - предполагает умения представлять себя в сети: регистрироваться, оставлять комментарии, участвовать в форумах, создавать свой сетевой узел;

- высокий уровень - это умения вести информационную поддержку сетевого узла, форума, анализировать информационные ресурсы, находить контакт в условиях сети и поддерживать это взаимодействие.

Таблица 1

Структура и содержание информационной компетентности педагога

Компоненты информационной компетентности Содержание ИК

Мотивационный [Аксиологический] (ценности, направленность на работу, готовность) Внутренняя мотивация к качественному осуществлению информационной деятельности. Осознание значимости информационной деятельности педагога. Способность к самореализации и самовыражению в профессиональной деятельности. Осознанность своего места в информационном мире, необходимость диагностировать себя как создателя и потребителя информации и ИКТ. Способность к самоконтролю и самооценке себя в профессиональной деятельности.

Информационный [Когнитивный] (знания и умения в области информации, информационных и коммуникационных технологий) Знание основ информатики, современных информационных и коммуникационных технологий. Знание принципов работы с информацией. Знание и выполнение операций анализа, синтеза и обобщения информации. Знания и умения по организации процесса восприятия информации. Владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации. Оценивание достоверности информации из различных источников информационной среды. Знание правовых норм работы с информацией. Умение определять возможные источники и стратегию поиска информации, получать и передавать ее. Умение анализировать полученную информацию и оценивать ее. Умение создавать и хранить информацию в форме знаний для использования ее в профессиональной деятельности.

Технологический (знание возможностей компьютера и применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), связь информационной деятельности с профессиональной) Знание принципов работы компьютера и его периферийных устройств (принтера, сканера, модема и т.д.). Знание разных приемов обработки (способы представления, хранения, обработки) информации с помощью компьютера. Знание и умение работать с основными видами программного обеспечения. Знание сетевых технологий и умение работать с использованием локальной сети и сети Интернет. Обеспечение эффективности построения педагогической деятельности на основе информационной деятельности. Поиск и выбор программных продуктов и компьютерных средств для использования в учебном процессе, в профессиональной деятельности. Умение применять образовательные ресурсы Интернет и сетевые технологии. Умение оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием ИКТ.

Коммуникативный (работа в сообществе) Знание информационных основ педагогической коммуникации. Знание различных способов, форм, средств установления коммуникативной связи. Умение организовать общение в системе ученик - компьютер - учитель, в сети, в сетевом сообществе. Умение устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях. Владение средствами вербального и невербального общения.

Компетентность, как мы понимаем, не является стабильным атрибутом личности, а есть результат постоянного совершенствования. В общем, совершенствование, как поиск возможностей, состоит из нескольких этапов:

1. Осознание цели совершенствования.

2. Самооценка деятельности.

3. Мотивация.

4. Определение требований к совершенствованию.

5. Составление программы совершенствования.

6. Овладение способами совершенствования.

В соответствии с вышесказанным, совершенствование информационной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия проходит в три этапа.

Первый этап - мотивационно-диагностический - реализуется через следующие действия:

- диагностика профессионального опыта педагогов по использованию современных ИКТ (успехи, затруднения, проблемы, запросы и ожидания участников сетевого взаимодействия). При этом важно учитывать изначальные ожидания людей с точки зрения представлений о своих пределах и возможностях в самосовершенствовании;

- актуализация мотивов педагога в освоении ИКТ для участия в сетевом взаимодействии;

- формирование ценностной ориентации на самосовершенствование;

- определение педагогом индивидуальной траектории совершенствования информационной компетентности.

Результатом на этом этапе является осознание педагогическим работником своей «некомпетентности» в области ИКТ и формирование ценностных профессионально-личностных установок на освоение недостающих компетенций в области ИКТ для участия в сетевом взаимодействии и самообразовании, потребности в проектировании своей деятельности, стремлении изменить свою деятельность на основе новых освоенных компетенций.

Каждый педагог на данном этапе должен понять, что он хотел бы изменить в своей профессиональной деятельности, какие новые компетенции освоить, какие формы выбрать для осуществления сетевого взаимодействия, какие условия и время для этого были бы оптимальными.

Второй этап - содержательно-технологический - освоение педагогом индивидуальной образовательной программы совершенствования информационной компетентности в следующих формах:

- определение степени полноты структуры информационной компетентности в условиях сетевого взаимодействия (освоение необходимых знаний, умений, способов деятельности и средств);

- выбор новых форм, ранее не существовавших в его субъективном профессиональном опыте (например, использование таких форм сетевого взаимодействия, как форум, конференции и пр.);

- освоение новых видов деятельности в сети (например, умение использовать средства сети для создания ситуаций творчества, сотрудничества и познания);

- освоение новых функций в зависимости от выбора своей роли во взаимодействии (зарегистрированный, автор, редактор, публикатор, администратор).

Третий этап - практико-прикладной - это этап применения освоенных педагогом информационных компетенций в соответствии с выбранной системой самосовершенствования. На этом этапе также проходит рефлексия, которая представляет собой процесс диагностики достижений от участия в сетевом взаимодействии (педагог-участник определяет свое продвижение по индивидуальной образовательной программе, осознает причины неудач и ошибок). Данный этап является эмоционально- и практико-оценочным и отражает удовлетворение/неудовлетворение выбранной индивидуальной образовательной траекторией.

Прохождение педагогами всех этапов позволит освоить в зависимости от направления сетевого взаимодействия различные формы, методы и средства осуществления деятельности в сети (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь направлений, форм, методов и средств сетевого взаимодействия

Направления сетевого взаимодействия Метод осуществления деятельности в сети Формы организации деятельности в сети Средства взаимодействия

Информационно- консультативное Передача информации и запрос Электронная почта Чат Электронная почта Чат Блог.

Размещение медийных файлов Создание медийных файлов и размещение их в сети Фликр, Панорамио, ВикиВики, Ютьюб

Экспертно- аналитическое Анализ информационных ресурсов Поиск Чтение: аннотирование, реферирование, комментирование и т.п. Блог Форум Делишес

Тестирование Он-лайн тест Программные модули организации он-лайн тестирования

Г олосование Опросный лист Программные модули организации голосования в сети

Образовательное Объяснительно- иллюстративный Диалог. Беседа. Дискуссия. Конференция Электронная почта Блог Форум Теле- и видеоконференция

Репродуктивный Презентация материалов: уроков, проектов и т.п. Сайты образовательных учреждений, методических объединений и центров Персональные сайты Электронные портфолио

Продуктивный Презентация педагогического опыта Персональный сайт Электронный портфолио Блог Ютьюб Видеоконференция

Научно- Исследовательский: Публикация статей и других Блог

методическое наблюдение, экспе- исследовательских материалов Сайты

римент, опытное обучение Конференция Порталы Вебинары

Эвристический Форум педагогических идей Форум, теле-, видеоконференция, блог

Коммуникативное Сотрудничество и речевое партнерство 1) Переписка 2) Послание: а) Замечания, ремарки б) Комментарии в) Предложения г) Рекомендации д) Послание этикетного характера е) Сообщения, объявления ж) Письма личного характера 3) Деловое письмо Почта Чат Блог Сайт Форум

Далее следует наблюдение за процессом совершенствования, что позволяет выделить разные модели взаимодействия как результат сетевых отношений. В зависимости от уровней информационной компетентности и выбранных индивидуальных программ совершенствования, а именно от овладения средствами обработки информации и сетевого взаимодействия, модели взаимодействия в сети можно разделить на следующие виды:

- педагог - сеть;

- педагог - педагог;

- педагог - информация;

- педагог - сетевое сообщество.

Первая модель взаимодействия «Педагог-сеть» подразумевает выход педагога в сеть, знакомство с возможностями сети и информационным наполнением, приобретение простых навыков взаимодействия в сети (общение в чате, электронная почта).

Вторая модель взаимодействия «Педагог - педагог» предполагает взаимодействие педагога с коллегой с помощью средств сетевого взаимодействия.

Модель «Педагог - информация» представляет взаимодействие, при котором педагог либо единолично создает информационный ресурс, либо выражает отношение к нему, либо модерирует некоторый информационный ресурс для многоканального редактирования.

Модель «Педагог - сообщество» позволяет сгруппировать все сетевые отношения, которые завязались как на основе информационного сообщения, так и на личностных отношениях. Программное обеспечение поддерживает самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу вверх из небольших усилий множества формально независимых

Модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия

Л

Компоненты информационной компетентности

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Н

Н

А

Я

К

О

М

П

Е

Т

Е

Н

Т

Н

О

С

Т

Ь

Мотивационный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компонент

Информационный

компонент

Технологический

компонент

_К Коммуникационный

У

компонент

У

Этапы совершенствования ИКП в условиях сетевого взаимодействия

*

и

т

н

и

0

X

|_

ГС

1

О

X

X

о

ГС

со

5

>5

*

и

т

1_

О

0 X X

н

1

о

X

н

ГС

X

а

о

и

0

X

ГС

*

а

с

1

о

*

н

*

ГС

а

У

Уровни информационной компетентности

Л

У

1 уровень

Л

У

2 уровень

Л

У

3 уровень

Л

V

Л

У

Л

У

Модели взаимодействия

Педагог - информационный ресурс

Педагог - Педагог

Педагог - информационный ресурс Педагог - Педагог Педагог - сеть

Педагог - информационный ресурс Педагог - Педагог Педагог - сеть Педагог - сообщество

участников. Участники сети совершают несложные действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей, становятся членами сообщества.

Сетевые профессиональные сообщества, формируемые как специфическая форма и способ групповой коммуникации и взаимодействия, являются наиболее высоким результатом как сетевого взаимодействия, так и совершенствования информационной компетентности педагогов.

Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает людей, общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Отличительными особенностями сетевых сообществ являются следующее:

1. Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.

2. Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.

3. Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты.

Подводя итоги, представим модель совершенствования информационной компетентности педагога в условиях сетевого взаимодействия в виде следующей схемы:

Литература

1. Гуриков С. Р. Развитие информационной культуры преподавателя // Специалист. - 2004. - № 6.

2. Формирование информационной компетентности педагога как условие повышения качества образования // Современные образовательные технологии в модернизации образовательной деятельности вуза и повышении качества высшего образования: материалы регионал. науч.-метод. конф. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА. - 2008. - С.160-163.

3. Модель сетевого взаимодействия педагогов и ОУ// Подготовка управленческих кадров в ходе реализации регионального комплексного проекта модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование» (материалы Всероссийского симпозиума). - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2008. - 276 с.

4. Пронина Л.А. Информационное поведение и информационная культура педагога http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek5/9.htm.

5. Тонконогая Е.П. Образование взрослых: поиск новой стратегии // Новые знания. - 1997. - №4. - С.13-15.

6. Харчевникова Е.Л. Информационная культура как системообразующее качество профессиональной компетентности современного педагога http://vgpu.vladimir.ru/konf/lerner/sek3/ Harchevnikova.doc.

7. Сайт сетевого взаимодействия школ и педагогов Бурятии - http://buryatiaschool.ru.

Ваганова Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент кафедры МИЕН БГУ. 670013 г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 78, кв. 20, тел. (3012) 412875. E-mail:valen51@mail.ru

Базаржапова Туя Жамьяновна, ст. преподаватель кафедры «Информатика и ИТЭ» ФБГОУ ВОП «БГСХА им. В.Р. Филиппова», 670000 г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8. E-mail : tuya_73@mail.ru, тел. + 7(902)606757.

Vaganova Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of MIEN, Buryat State University. 670013, Ulan-Ude, 78 Kluchevskaya Str. 20, tel (+73012)412875. E-mail:valen51@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bazarzhapova Tuya Zhamyanovna, senior teacher, department of computer science and information technology in the economy, V.R. Philippov Buryat State Agricultural Academy 670000, Ulan-Ude, Pushkin Str., 8. E-mail: tuya_73@mail.ru, tel. + 7902606757.

УДК 318.14

© В.И. Ваганова, В.С. Самсонов

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФИРМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается фирменный тип образования, связанный не только с повышением качества образования, но и с созданием привлекательной среды, особой атмосферы учебного заведения, направленной на формирование профессионального имиджа выпускника, повышение мотивации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: довузовское профессиональное образование, качество профессионального образования, фирменное образование, осознание профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.