Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности педагога в условиях модернизации образования'

Формирование информационной компетентности педагога в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаржапова Т. Ж.

В данной статье говорится о формировании информационной компетентности педагога в условиях модернизации образования. Определены стратегические ориентиры формирования информационной компетентности педагога. Выведены необходимые качества и умения, составляющие информационную компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's informational competence forming under education modernization

The article is devoted to the teacher's informational competence forming under education modernization. Strategic points of the teacher's informational competence forming are defined. Necessary qualities of the informational competence are clarified.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности педагога в условиях модернизации образования»

3, Демкин В.П., Вымятнин В,М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2002.

4. Шляхтина С. Создание gif-анимаций в Jase Paint Shop Pro // http:// www.сompress,ru /Archive/ CP/2005 /4/38

Т.Ж. Базаржапова Россия, Улан-Удэ, Бурятский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Формирование информационной компетентности педагога в условиях

модернизации образования

В данной статье говорится о формировании информационной компетентности педагога в условиях модернизации образования. Определены стратегические ориентиры формирования информационной компетентности педагога. Выведены необходимые качества и умения, составляющие информационную компетентность.

T.Zh. Bazarzhapova

Teacher's informational competence forming under education modernization

The article is devoted to the teacher's informational competence forming under education modernization. Strategic points of the teacher's informational competence forming are defined. Necessary qualities of the informational competence are clarified.

Сегодня Республика Бурятия вошла в число 21 региона-победителя по реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО), основной целью которого является предоставление всем гражданам независимо от места жительства возможности получения качественного общего образования. В рамках реализации этого комплексного проекта модернизации образования обозначены следующие основные критерии: введение новой системы оплаты труда, введение нормативного подушевого финансирования, введение независимой системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений, обеспечение государственно-общественного характера управления образованием. Учитывая данные критерии КПМО, необходимо понимать, что одним из необходимых условий инновационной деятельности педагога является владение информационной компетентностью, то есть технологическим компонентом информационной культуры.

Под информационной компетентностью педагогов, придерживаясь мнения автора Е.В.Ивановой, мы понимаем систему знаний и умений в области использования информационных технологий, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач. Стратегическими ориентирами формирования информационной культуры и информационной компетентности педагога в современных условиях модернизации образования становятся: t

- повышение профессиональной компетентности;

- умение работать в информационно-образовательной среде;

- толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству;

- умение работать в сетевом взаимодействии;

- готовность к самообразованию на протяжении всей жизни;

- умение применять полученные знания в практической деятельности.

Информационные технологии выступают как инструмент (средство)

профессиональной деятельности и как средство развития и самореализации личности педагога. Информационные технологии и компьютерные сети перестают быть только

Т.Ж. Базаржапова. Формирование информационной компетентности педагога в условиях модернизации __________________15

объектом изучения и средством обучения, превращаясь в среду обучения. Не использовать эти технические, информационно-коммуникативные возможности в образовательных целях было бы недопустимым просчетом.

Становление и развитие информационной инфраструктуры, как мы отметили, является одним из стратегических ориентиров формирования информационной компетентности педагогов. Информационная инфраструктура образовательных учреждений (ОУ) определяется как комплекс средств информационной среды, имеющий подчиненный образовательному процессу характер и обеспечивающий условия жизнедеятельности учреждения. В рамках информационной Инфраструктуры ОУ протекает информационная деятельность субъектов образовательного процесса, имеющая целью опережающее обеспечение всех информационных потребностей квалифицированной информацией.

Главной идеей в проектировании и внедрении информационной инфраструктуры ОУ является идея обучения и самообучения субъектов образовательного процесса (пользователей) работе с современной информационной техникой и информационными технологиями.

Особого внимания заслуживает реализация в учебном процессе возможностей телекоммуникаций. Internet дает большие возможности педагогу в освоении информационного пространства, это:

• использование электронной почты, обеспечивающей обмен информацией между пользователями сети как внутри региона, так и вне его;

• создание собственных Web-сайтов для представления информации;

• обмен тематически организованными знаниями;

• участие в форумах;

• участие в конференциях, позволяющих обсуждать интересные вопросы в режиме реального времени;

• подписка на рассылку, после которого на электронный адрес систематически будет поступать информация о новинках в данной области;

• рассылка и скачивание централизованно подготовленных материалов;

• бесплатный доступ к учебному программному обеспечению и документации из файловых архивов, содержащих тысячи мегабайт информации;

• доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;

• тестирование оп-Нпе;

• участие в совместных сетевых проектах педагогов разных стран.

Следующий ориентир формирования информационной компетентности педагога -повышение квалификации в области информационных и коммуникационных технологий. Рассматривая пути повышения информационной компетентности педагога трудно возразить против того, что необходим пересмотр целей и задач системы повышения квалификации в этой области. На наш взгляд, освоение средств ИКТ должно качественно повлиять не столько на изменение структуры общей профессиональной компетентности педагога, сколько на качественное содержание ее компонентов. Должен качественно измениться весь спектр теоретических и практических умений, составляющих основу профессиональной компетентности педагога. И уверенно чувствовать себя педагог, не овладевший новыми средствами интеллектуальной деятельности, сегодня уже не может.

В сложившейся ситуации необходимо пересмотреть методическую работу как особую сферу деятельности учителя, направленную на освоение информационного пространства. В соответствии с этим содержание методического сопровождения должно быть ориентировано на получение знаний и умений, на расширение области познаний учителей о себе как профессионале, о своих затруднениях и возможностях.

Изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Можно отметить, что в настоящее время начинают достаточно активно развиваться методические ресурсы в образовательном секторе Интернета. Для удобства пользователей этого вида информации она стала помещаться на особью сайты, поддерживаемые сетевыми методистами. Эти ресурсы стали называться центрами: методическими, информационно-методическими, ресурсно-методическими и т.д.

Развитие ИКТ породило появление многих новых специальностей, в том числе сетевой методист как принципиально новую и перспективную педагогическую специализацию. Для выполнения этой функции необходимо владеть практическими умениями информационного поиска Интернет-ресурсов, анализа, скачивания и их систематизации. Информационные Интерне!-ресурсы могут и должны стать для работников методических центров одним из основных видов профессиональной информации, необходимой для оптимизации своей деятельности. Думается, что достаточно скоро каждым методическим центром будет создано единое и нформационно-образовательное пространство деятельности.

Анализ информационных ресурсов по вопросам оказания методической поддержки учителям школ показывает, что сетевые методические объединения представляют собой одно из наиболее перспективных направлений развития этих ресурсов. Как только среда Internet начинает рассматриваться как средство коммуникации (не сводящейся к передаче фактических сведений, а связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, разнообразных знаний и т. д.). то это приводит к тому, что относительно замкнутые профессиональные сообщества педагогов становятся более открытыми. Становится возможным использование Интернета для распространения и презентации передового педагогического опыта, методических находок или интересно, творчески работающих учителей в педагогическом Интернет-сообществе.

Исходя из этого можно предположить, что сетевые методические сообщества могут с высокой степенью эффективности решать также задачи повышения квалификации учителей по принципу дистанционного образования. Такой тип дистанционного обучения можно назвать взаимным обучением. Ценность этого тина обучения, которое могут организовать и проводить сетевые методические сообщества, состоит в том, что получаемые знания тесно связаны с практикой.

В заключение отметим, что необходимыми профессиональными качествами, составляющими информационную компетентность педагога в условиях модернизации образования, являются:

- саморазвивающаяся активность педагога;

- способность к трансформации предметного содержания в условиях нарастающего процесса информатизации образовательной системы:

- способность к критической оценке и интеграции личного и иного опыта деятельности в современной информационной среде;

- стремление к развитию и формированию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в современной информационной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной инфосреды;

- наличие высокого уровня общей коммуникативной (в том числе в области информационного взаимодействия посредством технических средств) культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия;

освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизводства, преобразования, способов представления, передачи и интеграции информации.

Таким образом, информационная компетентность педагога, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний, предполагает следующие умения:

Т.Ж. Базаржапова. Формирование информационной компетентности педагога в условиях модернизации образования________\J_

информационные умения:

• владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации;

• владение приемами текстового редактирования, соответствующими специфике предметной области;

• владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде;

• владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях (энциклопедиях, справочниках, учебниках) и в сети Интернет;

• представление информации средствами презентационных технологий;

• использование средств информационных технологий для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса и др.

аналитические умения:

• анализ педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических (научность, доступность, адаптивность и др.), эргономических и технических требований;

• оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей;

• оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.

прогностические умения:

• прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов сети Интернет в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей;

• прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности учителя и учащихся с ресурсами ИКТ, включая кооперированную деятельность на базе сетевого взаимодействия;

проективные умения:

• навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности;

• формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания конкретной учебной дисциплины с использованием информационных технологий и др.

организационные умения:

• обеспечение педагогически целесообразного использования потенциала распределенного информационного ресурса, предоставляемого средствами ИКТ, и организация учебного процесса на его основе;

• психолого-педагогическая диагностика уровня обученности, продвижения в обучении на базе компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося, контроля и оценки их знаний, умений и навыков;

• повышение мотивации к учению путем вовлечения учащихся в активную исследовательскую, проектную деятельность межпредметного характера на основе средств ИКТ и др

коммуникационные умения:

• владение навыками сетевого взаимодействия в асинхронном (посредством электронной почты и форумов) и синхронном (чат-сессии, ICQ) режимах;

• оценка актуальности проблем и прогнозирование их масштабируемости с целью выноса на коллективное обсуждение злободневных вопросов для большего числа субъектов, участвующих в сетевом взаимодействии;

• выбор способа сетевого вчяимлпрйг.ткия | (или, иу комбинации), наиболее соответствующего характеру пробл^Й^^^Гго^узар ^Г®6®3"®

5 5 6 318

ВИР

щи* 1 ■

ИАу ШЛЯ

.шдаотЕгхЛ

• использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для наиболее точного отражения сути проблемы и обеспечения оперативности ее решения и др.

орнентаиионные умения:

• готовность к формированию морально-ценностных установок учащихся (особенно при работе в сети Интернет);

• владение способами транслирования школьникам, культурных знаний средствами ИКТ с учетом продуктивной сущности культурного пространства Интернет.

Для того чтобы информационные компетенции педагога обрели жизненную силу, они должны быть деятельностно ориентированы, поскольку уязвимым моментом при формировании информационной компетентности является разрыв между теорией и образовательной практикой. Педагог, работая в информационно-образовательной среде, которой свойственны закономерности формирования интеллектуальных структур и познавательных действий, должен знать не только «что делать?», но и «как делать?».

Литература

1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика-1998. - № 1. - С. 72-75.

2. Балйцкая Н.З. Педагогическое образование за рубежом. Тесты на компетентность учителя // Педагогическое образование. - 1992. - Вып. № 5, - С. 101-102.

3. Гуриков С. Р. Развитие информационной культуры преподавателя// Специалист.- 2004,- № 6.

. 4. Зимин А.Л., Хеннер Е.К. Повышение квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий. // Информатика и образование- №¡2.- 2004. С. 1-4.

5. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: сб. науч. ст. аспирантов/ под ред. А.П.ТряпкцыноЙ и др. - СПб.: НИИХСпбГУ, 2003. - Вып. 1.

6. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика, - 2000. -№2. -С.41-55.

7. Кручинина Г,А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий: дис,... д-ра лед. наук. - М, 1996. С. 202-203,

8. Маркова А,К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - № 8. - С. 82-88.

9. Розина И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: дис. на соиск. уч.степ.канд.пед.наук. Ростов-на -Д., 1999. -250 с.

10. Хеннер Е.К., Щестаков А.II. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. - №12. - 2004. - С. 5-9,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.