Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ'

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиенко Татьяна Николаевна, Медвидь Михаил Михайлович, Рютин Виталий Васильевич

В статье по результатам проведенных исследований предложено структурно-функциональную модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений. Анализируя результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы установлено, что все условия проведения эксперимента были выдержаны, а цель разработанной структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений достигнута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергиенко Татьяна Николаевна, Медвидь Михаил Михайлович, Рютин Виталий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DISADAPTATION OF JUNIOR COURSES CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE EXPERIMENT FOR ITS IMPLEMENTATION

In the article according to the results of our research, a structural and functional model of the social and pedagogical prevention of the disadaptation of junior courses cadets of higher military educational institutions was proposed. Analyzing the results of the formative stage of experimental work, it was established that all the conditions of the experiment were sustained, and the aim of the structural and functional model of the social and pedagogical prevention of the disadaptation of junior courses cadets of higher military educational institutions was achieved.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ»

12. Mantyla, K. & Gividen, J. R. (1997) Distance Learning: A Step-by-Step Guide for Trainers, ASTD Publication, Alexandria.

13. Miller, W. W., & Webster, J. (1997, December). A comparison of interaction needs and performances of distance learners in synchronous and a synchronous classes. Paper presented at the American Vocational Association Convention, Las Vegas, NV.

14. Mohono-Mahlatsi L & Van Tonder F 2006. The effectiveness of mentoring in the Distance Teacher Education Programme at the Lesotho College of Education: Student teachers' and tutors' perceptions. South African Journal of Education, 26:383-396.

15. Moore M & Kearsley G 1996. Distance education: a systems view. Belmont, CA: Wadsworth.

16. Motiwalla L & Tello S 2000. Distance learning on the Internet: An exploratory study. The Internet and Higher Education, 2(4):253-264.

17. Northrup, P. (2001). A framework for designing interactivity into web-based instruction. Educational Technology, 41(2), 31-39.

18. Pinar, F.J.R., Campo, A.F.D., (1998) "Multimedia Systems Based on Satellite Technology", Computer Networks and ISDN Systems, V: 30, pp: 15431549.

19. Puzziferro M 2008. Online technologies self-efficacy and self-regulated learning as predictors of final grade and satisfaction in college-level online

courses. American Journal of Distance Education, 22(2):72-89.

20. Richardson JC & Newby T 2006. The role of students' cognitive engagement in online learning. The American Journal of Distance Education, 20(1):23-37.

21. Roblyer, M., & Ekhaml, L. (2000). How interactive are YOUR distance courses? A rubric for assessing interaction in distance learning. Online Journal of Distance Learning Administration.

22. Spangle M, Hodne G & Schierling D 2002. Approaching value-centered education through the eyes of an electronic generation: Strategies for distance learning. Paper presented at the meeting of the National Communication Association, New Orleans, LA.

23. Stewart AR, Harlow DB & DeBacco K 2011. Students' experience of synchronous learning in distributed environments. Distance Education, 32(3):357-381.

24. Tricker M, Rangecroft M, Long P & Gilroy P 2001. Evaluating distance education courses: the student perception. Assessment & Evaluation in Higher Education, 26(2):165-177.

25. Wang J, Solan D & Ghods A 2010. Distance learning success - a perspective from sociotechnical systems theory. Behaviour & Information Technology, 29(3):321-329.

26. Young S 2006. Student views of effective online teaching in higher education. American Journal of Distance Education, 20(2):65-77.

Serhiienko T.M.,

a lecturer of Forieng languages and military translation depatment, National Army Academy named after hetman Petro Sahaidachnyi, Lviv

Medvid M.M., Doctor of Economics, senior researcher, Chief of the Department of the Metodical Support of Education, The National Academy of the National Guard of Ukraine, Kharkiv

Riutin V. V. PhD in Pedagogy, senior lecturer, The Head of the Department of Pedagogy and psychology department, The National Academy of the National Guard of Ukraine, Kharkiv

Сергиенко Татьяна Николаевна, преподаватель кафедры иностранных языков и военного перевода, Национальная академия сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного, Львов Медвидь Михаил Михайлович, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, Национальная академия Национальной гвардии Украины, Харьков

Рютин Виталий Васильевич кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики, Национальная академия Национальной гвардии Украины

THE MODEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF DISADAPTATION OF JUNIOR COURSES CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE EXPERIMENT FOR ITS IMPLEMENTATION МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ

Resume: In the article according to the results of our research, a structural and functional model of the social and pedagogical prevention of the disadaptation of junior courses cadets of higher military educational institutions was proposed. Analyzing the results of the formative stage of experimental work, it was established that all the

conditions of the experiment were sustained, and the aim of the structural and functional model of the social and pedagogical prevention of the disadaptation of junior courses cadets of higher military educational institutions was achieved.

Key words: disadaptation of junior courses cadets, social and pedagogical prevention, model, pedagogical conditions, experiment.

Аннотация. В статье по результатам проведенных исследований предложено структурно-функциональную модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений. Анализируя результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы установлено, что все условия проведения эксперимента были выдержаны, а цель разработанной структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений достигнута.

Ключевые слова: дезадаптация курсантов младших курсов, социально-педагогическая профилактика, модель, педагогические условия, эксперимент.

Исследованием служебно-боевой деятельности сегодня уделяется значительное внимание в связи с ростом численности войн, международных конфликтов и террористических актов в мире. Одной из особенностей такой деятельности является сложный процесс адаптации военнослужащих к нему. Особое внимание в данном процессе требуют курсанты высших военных учебных заведений (ВВУЗ).

Молодые люди, которые сделали свой профессиональный выбор и стали курсантами ВВУЗа, оказались в особых условиях военной организации и в условиях одновременного, перманентного, противоречивого влияния референтного окружения военного и гражданского социумов. Неоднозначное отношение последнего к профессиональному выбору молодых курсантов вызывает сложные моральные и психологические состояния первокурсников. Как следствие, курсанты оказываются в состоянии дезадаптации, что приводит к значительным психофизиологическим потерям. Значительная часть курсантов младших курсов прибегают к различным формам дезадаптивного поведения: нарушение уставных правил взаимоотношений, употребление спиртных напитков, самовольные оставления территории ВВУЗа и т.п. Часть молодых курсантов существенно переосмысливают свой профессиональный выбор и оставляют учебу, а в отдельных случаях осуществляют акты аутоагрессивного поведения. Решение указанной проблематики лежит в плоскости социально-педагогической науки, которая имеет инструментарий для создания соответствующей педагогической среды для профилактики дезадаптации курсантов младших курсов.

Проблемы адаптации и дезадаптации личности в военной среде активно исследуются многими учеными гуманитарной сферы. Процессы психологической адаптации к боевой деятельности и нарушения этого процесса у военнослужащих исследуют современные военные психологи И. Липатов, Л. Шестопалова, В. Афанасенко, Ю. Горбенко, А. Маклаков и другие. Проблемы адаптации различных категорий военнослужащих - военнослужащих срочной службы, военнослужащих миротворческого контингента, офицеров-выпускников -стали объектом научных исследований психологов Н. Агаева, Л. Войтовича, Р. Егорова, Л. Кандибо-вич, В. Невмержицкого, Г. Петрука, Ю. Широбо-кова, М. Дьяченко, И. Каськива, В. Кислого и других. Исследуя адаптационные процессы курсантов военного вуза, С. Чистяков, А. Сафин, В. Юсипо-

вич, А. Злотников указывают на психопрофилактику внутриличностных конфликтов курсантов. В. Гичун разработал и внедрил систему профилактики и лечебно-профилактических мероприятий аутоагрессивного поведения у военнослужащих. Г. Гайдукевич обнаружил пути профилактики и психокоррекции агрессивности будущих офицеров. На основании проведенного анализа научных работ нами выдвинута гипотеза о том, что психологическая проблема дезадаптации личности курсантов решается путем психопрофилактических мероприятий.

Тщательный анализ педагогических научных работ в военной области свидетельствует о специфике обучения и воспитания в системе высшего военного образования (М. Нещадим, А. Васильев, В. Ягупов, В. Черный и др.). Группа ученых - В. Си-даш, А. Алимпиев, Г. Певцов, С. Залкина, С. Сид-ченко, К. Хударковський - обосновывают возможные направления дальнейшего развития военного образования, которые должны обеспечить ее инно-вационность, динамичное движение, престижность в будущем и надежное укрепление обороноспособности Украины. Становится очевидной необходимость формирования личности курсантов военного вуза соответствующим социальным качествам, которые соответствуют сложным вызовам современного общества. Современные педагоги в своих исследованиях обращают внимание на совершенствование учебного процесса ВВУЗа. Так, П. Вишневский исследует педагогическое управление учебным процессом ВВУЗа на основе инновационных технологий. Ю. Приходько исследует систему личностно-ориентированной самостоятельной работы курсантов ВВУЗа как фактора повышения качества подготовки будущих военных специалистов. Проблему педагогических условий адаптации курсантов к обучению в ВВУЗе исследует М. Горличенко. Н. Ивашко оценивает адаптивность курсантов к обучению в ВВУЗе. Е. Пустова-лова рассматривает успешную адаптацию курсантов как окончательный итог в определении успешности профессионального становления курсантов как специалистов своего дела. Однако в вышеуказанных педагогических исследованиях решается классическая педагогическая проблематика системы подготовки офицерских кадров без надлежащего учета дезадаптирующего влияния референтного гражданского окружения на курсантов, в особенности - младших курсов. Таким образом, очевидна недостаточность исследований именно

социально-педагогической проблематики нарушений процессов адаптации у курсантов младших курсов военного вуза. Проблемы адаптации и дезадаптации личности в военной и гражданской средах исследуют современные военные ученые и социальные педагоги Н. Олексюк, А. Капская, И. Бугер, Л. Войтович, С. Демочкин, В. Рютин, Л. Штефан и другие. Ценными для нашего педагогического исследования являются идеи А. Капской, Н. Олексюк по организационно-педагогическому обеспечению положительной жизнедеятельности семьи военнослужащих для преодоления дезадаптации. Важной составляющей для решения проблемы дезадаптации военнослужащих является процесс подготовки специалистов к социально-педагогической работе с военнослужащими и их семьями. Такая подготовка частично рассматривается в трудах В. Беспалько, С. Борисова, В. Бочаровой, С. Григорьевой, Л. Гусля-кова, Н. Данакиной, И. Зверевой, А. Лященко, Л. Топчий, А. Холостова, Б. Шапиро и т.д. В свою очередь, военный социальный педагог В. Рютин рассматривает социально-педагогический аспект социализации только военнослужащих срочной службы, а Л. Штефан исследовала проблему социальной адаптации курсантов с языковыми трудностями в Украине. Учитывая вышесказанное, мы делаем вывод об ограниченности социально-педагогических исследований проблематики отдельных категорий военнослужащих.

Очевидно, что без внимания социальных педагогов осталась курсанты-первокурсники. Проблемы последних существенно отличаются от проблем курсантов старших курсов. Изменчивость и несогласованность влияния военного и гражданского окружения на курсантов младших курсов вуза, недостаточная адаптивность современной военной молодежи может сопровождаться возникновением негативных дезадаптационных состояний, что требует соответствующего социально-педагогического предупреждения.

Цель статьи - сформировать модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений и провести анализ результатов эксперимента по ее внедрению.

Реализация системного подхода в нашем исследовании и использовании моделирования предполагает комплексность и целостность социально -педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов, определение механизмов указанного феномена и установления различных связей. Ученые (Е. Лодатко [1-3], В. Михеев [4], В. Монахов [5], А. Остапенко [6], В. Ясвин [7] и другие) рассматривают моделирование как одну из основных категорий теории познания. Понятие «модель» (лат. Modus - мера, образец) в справочниках и научных трудах определяют как конструкцию, компонентами которой является объект-оригинал [8, с. 221]. Педагогическая модель - мысленная система, которая имитирует или отражает определенные свойства, признаки, характеристики объекта исследования или принципы его внутренней организации или функционирования и презентуется в виде культурной формы, присущей определенной социокультурной практике [1].

Модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений - это представление о системе образования, в которой эта модель применяется при выработке управленческих решений. Любую модель для оценки ее соответствия объекту необходимо проверять на полноту учтенных факторов, влияющих на развитие исследуемых процессов. Модель любого процесса упрощает представление о внутреннем поведении системы в заданных условиях. При моделировании процессов необходимо четкое представление базисных элементов моделей, каковы ее процедуры и параметры. По мнению В. Михеева, моделирование в педагогике как метод познания педагогического явления позволяет оценивать связи и соотношения между характеристиками состояния различных элементов образовательного процесса на разных уровнях их описания и изучения [4, с. 8].

Основываясь на результатах проведенного анализа научной литературы, в нашем исследовании процесс социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений происходил в соответствии со следующими этапами [1-3; 4, с. 7-8; 5, с. 14-19; 9]: - выбор методологических основ

исследования; определение признаков исследуемого воспитательного процесса для моделирования; уточнение связей между основными элементами воспитательного процесса; конструирования модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗа в виде схемы; экспериментальное внедрение модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗа, анализ результатов.

Е. Лодатко выделяет следующие типы педагогических моделей [2, с. 70, 71]:

смысловые модели - это тип педагогических моделей, для которых предметом моделирования является содержание исследуемого педагогического объекта, образующееся совокупностью определенных атрибутов (свойств, признаков, характеристик и т.д.), служащих основой для его спецификации; структурные - это тип педагогических моделей, для которых предмет моделирования составляет структура исследуемого педагогического объекта; функциональные - это тип педагогических моделей, для которых предмет моделирования составляет ориентированность исследуемого объекта на реализацию определенных педагогических значимых функций.

Учитывая указанное, структурно-функциональная модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений содержит целевой, концептуальный, теоретический блоки, а также диагностический блок (критерии, показатели, диагностические методики и уровня адаптации курсантов младших курсов) формовочный блок (педагогические условия социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений, содержание деятельности участников упомянутого процесса) и результативный блок. Струк-

турно-функциональную модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведе-

ний мы подаем как схематическое изображение деятельности, ориентированной на повышение ее уровня (рис. 1).

« § §

5 «§ ЦЦ

И

-

ч а

я ;;

^ §

В Ю

о :=

в £

О ®

«

а а

а «5 Е Ч §3 а о

Е а

а о

н ч

ё 10 я «

И I

Я "

Цель: социально-педагогическая профилактика дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗ

Задание: определить содержание социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗ; определить факторы дезадаптивных проявлений у курсантов младших курсов ВВУЗ; разработать программу социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗ

Подходы:

феноменологический; системный; социально-педагогический

Принципы: общие (системности, компетентности, гуманизма, коллективности) и специальные (диференциации дезадаптирующих факторов, социально-личностной ориентации, интеграции, обратной связи, гармонизации семейного и воинского воспитания)

Социально-педагогическая профилактика

дезадаптации курсантов младших кур-

Социально-педагогическая профилактика

Дезадаптация курсантов младших курсов ВВУЗ

Факторы учебно-профессиональные нормативно-правовые референтно-коммуникатив-

Критерии личностно-профессиональный уставно-нормативный референтно-коммуникатив-

Показатели способность к социально-психологической адаптации в воинском коллективе; способность к обучению поведенческая регуляция; профессиональные намерения; усвоение и выполнение уставных и нормативных требований коммуникативность; организаторские склонности личности

Диагностические методики методика Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»; методика исследования социально-психологической адаптации; тест «Определение уровня саморазвития» тест «Диагностика коммуникативной социальной компетентности»; методика Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» тест «Диагностика коммуникативных и организаторских наклонностей»; тест «Диагностика коммуникативной социальной компетентности»

Уровни: стойкой адаптации; дезадаптивных проявлений; стойкой деза-

Педагогические условия:

самоактуализация курсантов младших курсов ВВУЗ;

создание адаптирующей социально-педагогической среды в ВВУЗ;

социально-педагогическая фасилитация референтного окружения.

Субъекты:

курсанты младших курсов; курсовые офицеры; офицеры-преподаватели; рефератные лица

Содержание социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов на личностном уровне:

- формирование четкой военно-профессиональной ориентации, определение и осознание своего места в военной среде высшего военного учебного заведения;

- развитие интегративных механизмов самосознания, мировоззрения и связанной с ними жизненной позицией; содействие социальной и личностной автономии;

в военном социуме ВВУЗ:

- налаживание работы по военно-педагогическим коллективом по решению соц. пед. задач в ВВУЗ и формирование социально-педагогической компетентности, коммуникативных умений;

- поддержание оптимального социально-психологического климата в воинских коллективах, предупреждение и своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

опосредованная референтным окружением гражданской и военной сред:

- поддержка курсантов младших курсов в правильности их профессионального выбора;

- сотрудничество с церковными религиозными организациями, поддерживающими дело защиты Родины;

- целенаправленная работа с молодыми семьями курсантов по формированию культуры

Позитивная динамика профилактики дезадаптации курсантов младших

Рис. 1. Структурно-функциональная модель, социально-педагогической профилактики дезадаптации

курсантов младших курсов ВВУЗа

Рассмотрим структурные блоки модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений.

1. Целевой блок. Этот блок является функциональным ядром системы, он подчинен основной цели и задачам социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов, определяет содержание воспитания, особенности организации педагогической деятельности и предусматривает:

определить содержание социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов вуза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определить факторы дезадаптивных проявлений у курсантов младших курсов вуза;

разработать программу социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов вуза.

2. Концептуальный блок как методологическая основа социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов охватывает исходные методологические положения, а именно - феноменологический, системный, социально-педагогический подходы.

Основой формирования социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов служат такие ведущие принципы: общие (системности, компетентности, гуманизма, коллективности) и специальные (дифференциации дезадаптирующих факторов, социально-личностной ориентации, интеграции, обратной связи, гармонизации семейного и военного воспитания).

3. Теоретический блок социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов отражает интегрированную связь и зависимость адаптации и социально-педагогической профилактики дезадаптации, определяет такие группы факторов дезадаптации, как: учебно-профессиональные, нормативно-правовые, референтно -коммуникативные.

4. Диагностический блок. Любая педагогическая модель, предусматривающая педагогические измерения, должна содержать обоснование [1]:

- необходимость определения тех модельных характеристик (параметров), которые являются инвариантами для измерений;

- достаточности выбранных модельных характеристик (параметров) для обеспечения корректности измерений;

- выбора измерительных процедур, которые могут обеспечить корректность измерений;

- смыслового соответствия измерительных процедур тем модельным характеристикам (параметрам), которые выбраны для измерения;

- методов, пригодных для корректной обработки результатов измерений;

- выбора среди этих методов обработки результатов такого, который дает возможность представления данных в виде, пригодном для их подробной содержательной интерпретации.

Диагностический блок структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов включает: критерии (личностно-профессиональ-ный, уставно-нормативный, референтно-коммуникативный), показатели (для личностно-профессио-нального критерия - способность к социально-психологической адаптации в воинском коллективе, способность к обучению, для уставно-норматив-ного критерия - поведенческая регуляция, профессиональные намерения, усвоения и выполнения уставные норматив требований, для референтно-коммуникативного критерия - коммуникативность, организаторские склонности личности), уровни адаптации (устойчивой адаптации, дезадаптивных проявлений, устойчивой дезадаптации), педагогический инструментарий диагностики уровней адаптации (методика Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», методика исследования социально-психологической адаптации, тест «Определение уровня саморазвития», тест «Диагностика коммуникативной социальной компетентности», тест «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей»).

5. Формовочный блок способствует гармоничному взаимодействию всех субъектов социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов и предусматривает методическое обеспечение и педагогические условия. Субъектами социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов в аспекте исследования определены курсанты младших курсов, курсовые офицеры, офицеры-преподаватели, референтные лица.

6. Результативный блок социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов определяет эффективность деятельности коллектива высшего военного учебного заведения по достижению целей и задач воспитания и отражает качественное и количественное состояние его структурно-функциональной модели. Для повышения эффективности указанного процесса мы считаем целесообразным осуществление целенаправленного корректного управления процессом, учитывая цели, задачи и потребности высшего военного учебного заведения, глобализационные процессы, общественные изменения и внешнеполитические вызовы. Ожидаемый результат определенного нами воспитательного процесса предполагает положительную динамику профилактика дезадаптации курсантов младших курсов.

Таким образом, на основе результатов проведенного анализа реального состояния и с учетом теоретических основ исследования разработана экспериментальная модель (рис. 1), которая схематически изображает социально-педагогической профилактику дезадаптации курсантов младших курсов.

Педагогический эксперимент проведен в Национальной академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного и Национальной ака-

34 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)#3(31), 2018

демии Национальной гвардии Украины. К эксперименту было привлечено 813 курсантов из 31 учебных групп (табл. 1).

Таблица 1 Численность курсантов, которые участвовали в эксперименте

Шифр и наименование области знаний Код и наименование специальности Численность учебных групп Общая численность курсантов по специальности Участие в эксперименте

Национальная академия сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного

25 Военные науки 253 Военное управление (по видам вооруженных сил) 19 493 ЭГ

254 Обеспечения войск (сил) 3 78 КГ

255 Вооружение и военная техника 1 20

Всего по НАСВ 23 591 -

Национальная академия Национальной гвардии Украины

25 Военные науки, национальная безопасность, безопасность государственной границы 251 Государственная безопасность 1 29 ЭГ

253 Военное управление (по видам вооруженных сил) 4 139

255 Вооружение и военная техника 1 15 КГ

27 Транспорт 274 Автомобильный транспорт 2 39

Всего по НАНГУ 8 222 -

Всего по ВВУЗ 31 813 -

Всего по ЭГ 24 661 ЭГ

Всего по КГ 7 152 КГ

Экспериментальная работа была проведена в двух группах: контрольная группа (КГ) предусматривала социально-педагогическую профилактику дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗа традиционным способом воспитания - целенаправленное воздействие на группы не осуществлялось; экспериментальная группа (ЭГ) создавала предпосылки для внедрения структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗа. В ЭГ вошел 661 курсант, обучающихся по специальностям 251 Государственная безопасность и 253 Военное управление (по видам вооруженных сил); в КГ вошли курсанты, обучающиеся по специаль-

ностям 254 Обеспечение войск (сил), 255 Вооружение и военная техника, 274 Автомобильный транспорт.

Общие результаты формирующего этапа эксперимента показали, что уровень устойчивой адаптации по результатам мероприятий социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗа оказался у 65% курсантов ЭГ и 51% - КГ. Уровень дезадаптивных проявлений присущ 32% лиц ЭГ и 40% лиц КГ. 3% курсантов ЭГ и 9% КГ выявили уровень устойчивой дезадаптации. Исходными данными являются результаты оценки экспериментальной и контрольной групп (табл. 2).

Таблица 2 Результаты эксперимента социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов вуза экспериментальной и контрольной групп

Уровень Контрольная группа до начала эксперимента (лиц) Экспериментальная группа до начала эксперимента (лиц) Контрольная группа после окончания эксперимента (лиц) Экспериментальная группа после окончания эксперимента (лиц)

за Национальную академию сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного

устойчивой дезадаптации 10 49 8 13

дезадаптив-ных проявлений 40 193 40 155

устойчивой адаптации 48 251 50 325

за Национальную академию Национальной гвардии Украины

устойчивой дезадаптации 5 19 6 5

дезадаптив-ных проявлений 25 78 20 60

устойчивой адаптации 24 71 28 103

за высшие военные учебные заведения

устойчивой дезадаптации 15 68 14 18

дезадаптив-ных проявлений 65 271 60 215

устойчивой адаптации 72 322 78 428

Таким образом, предложенные педагогические условия положительно повлияли на процесс самоопределения. Поскольку данные получены в результате измерений порядковой шкалой, число градаций различных баллов равно трем и объем выборок не является малым (К, М > 50), мы в

у

исследовании использовали критерий . По проведенным расчетам в компьютерной программе «Статистика в педагогике» [10] получены данные, которые отражены табл. 3.

Таблица 3 Описательная статистика эксперимента социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗ

Параметры Контрольная группа до начала эксперимента Контрольная группа после окончания эксперимента Экспериментальная группа до начала эксперимента Экспериментальная группа после окончания эксперимента

за Национальную академию сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного

Объем выборки 98 493 98 493

Минимум 1 1 1 1

Максимум 3 3 3 3

Интервал 2 2 2 2

Сумма 234 1188 238 1298

Среднее 2,3878 2,4097 2,4286 2,6329

Медиана 2 3 3 3

Дисперсия 0,446 0,4415 0,41224 0,2857

за Национальную академию Национальной гвардии Украины

Объем выборки 54 168 54 168

Минимум 1 1 1 1

Максимум 3 3 3 3

Интервал 2 2 2 2

Сумма 127 388 130 434

Среднее 2,3519 2,3095 2,4074 2,5833

Медиана 2 2 3 3

Дисперсия 0,421 0,4425 0,4724 0,3044

за высшие военные учебные заведения

Объем выборки 152 661 152 661

Минимум 1 1 1 1

Максимум 3 3 3 3

Интервал 2 2 2 2

Сумма 361 1576 368 1732

Среднее 2,375 2,3843 2,4211 2,6203

Медиана 2 2 3 3

Дисперсия 0,4346 0,443 0,4308 0,2904

При сравнении контрольной и экспериментальной групп после завершения эксперимента эм-

2

пирическое значение критерия % равно 18,5611, критическое - 5,991. Достоверность различий характеристик сравнительных групп составляет 95%. Сделано статистически обоснованный вывод, что обе выборки принадлежат к разным генеральным совокупностям, то есть они разные.

При сравнении контрольной группы до начала эксперимента и контрольной группы после завершения эксперимента эмпирическое значение крите-2

рия % равно 0,4745. Характеристики сравнительных выборок совпадают на уровне значимости 0,05. Сделано статистически обоснованный вывод, что обе выборки принадлежат к одной генеральной совокупности, то есть они однородны.

При сравнении экспериментальной группы до начала эксперимента и экспериментальной группы

после завершения эксперимента эмпирическое зна-

2

чение критерия % равно 50,5038. Достоверность различий характеристик сравнительных групп составляет 95%. Сделан статистически обоснованный вывод, что обе выборки принадлежат к разным генеральным совокупностям, то есть они разные.

Следовательно, все условия для проведения эксперимента были выдержаны, а в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика профилактики адаптации курсантов младших курсов ВВУЗа. Экспериментальная работа положительно повлияла на повышение интереса курсантов к военной службе и обучения. Отмечено, что эти изменения в большей степени прошли у курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, и эти изменения являются статистически достоверными. Результаты диагностирования уровней адаптации курсантов младших курсов в экспериментальной и контрольной группах представлены на рис. 2.

Контрольная группа Экспериментальная Контрольная группа Экспериментальная

до начала группа до начала после окончания группа после

эксперимента (лиц) эксперимента (лиц) эксперимента (лиц) окончания

эксперимента (лиц)

■ уровень стойкой дезадаптации уровень дезадаптивных проявлений ■ уровень стойкой адаптации

Рис. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика уровней адаптации курсантов младших курсов в экспериментальной и контрольной группах

Доказано, что в результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество курсантов с уровнем устойчивой адаптации: в экспериментальной группе на 16%, тогда как в контрольной - на 4%, с уровнем дезадаптивных проявлений:

Таким образом, цель разработанной структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов ВВУЗа достигнута. По результатам проведения исследования состояние адаптации курсантов по среднему баллу оценено как «устойчивой адаптации». Такое состояние является результатом применения определенных нами педагогических условий в учебном процессе.

В статье по результатам проведенных исследований предложена структурно-функциональная модель социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов высших военных учебных заведений, в которой интегрированы целевой (цели и задачи), концептуальный (подходы и принципы), теоретический

уменьшилась в экспериментальной группе на 9%, тогда как в контрольной - на 3%, а также уменьшилось количество курсантов с уровнем устойчивой дезадаптации в экспериментальной группе на 7%, тогда как в контрольной - на 1% (табл. 4).

(сущность основных понятий исследования), диагностический (критерии, показатели, диагностические методики и уровни), формирующий (педагогические условия, субъекты, мероприятия) и результативный блоки. Экспериментально проверено педагогические условия социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов. В результате анализа результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы установлено, что все условия проведения эксперимента были выдержаны. Экспериментальная работа положительно повлияла на повышение интереса курсантов к военной службе и обучения. Отмечено, что эти изменения в большей степени прошли у курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, и эти изменения

Таблица 4 Прирост уровней адаптации курсантов младших курсов

Уровни Группы курсантов (лиц / процентов) Разница прироста

ЭГ (661 лиц) КГ (152 лиц)

до эксп. после эксп. динамика до эксп. после эксп. динамика

устойчивой адаптации 322 / 49 428 / 65 + 106 / + 16 72 / 47 78 / 51 + 6 / + 4 + 12

дезадаптивных проявлений 271 / 41 215 / 32 - 56 / - 9 65 / 43 60 / 40 - 5 / - 3 - 6

устойчивой дезадаптации 68 / 10 18 / 3 - 50 / - 7 15 / 10 14 / 9 - 1 / - 1 - 6

являются статистически достоверными.

Результаты контрольного диагностирования показали, что в результате проведенной экспериментальной работы увеличилось количество курсантов с уровнем устойчивой адаптации: в экспериментальной группе на 16%, тогда как в контрольной - на 4%, с уровнем дезадаптивных проявлений: в экспериментальной группе уменьшилась на 9%, тогда как в контрольной - уменьшилась на 3%, а также уменьшилось количество курсантов с уровнем устойчивой дезадаптации: в экспериментальной группе на 7%, тогда как в контрольной - на 1%. Достоверность полученных результатов подтверждена методами проверки с помощью критерия х2.

Таким образом, цель разработанной структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики дезадаптации курсантов младших курсов вуза достигнута. По результатам проведения исследования состояние адаптации курсантов по среднему баллу оценено как «устойчивой адаптации». Такое положение является результатом применения определенных нами педагогических условий в учебном процессе.

Ссылки:

1. Лодатко £. О. Педагопчш модет, педа-гопчне моделювання i педагопчш вимiрювання : that is that? / £ О. Лодатко // Вища освгга Укра!ни № 3 : теорет. та наук.-метод. часопис. Дод. 1. Темат. вип. Педагопка вищо! школи: методолопя, теорiя, технолог. Т. 1 / 1н-т вищ. освгга АПН Украши, 2011. - Т. 1. - С. 339-344.

2. Лодатко £. О. Типолопя педагопчних моделей / £. О. Лодатко // Вища освгга Укра1ни № 3 : теорет. та наук. -метод. часопис. Дод. 1. Темат. вип. Педагопка вищо! школи: методолопя, теорГя, тех-нолопя. Т. 1 / 1н-т вищ. освгга АПН Укра!ни, 2013. - С. 68-72.

3. Лодатко, £. О. Моделювання педагопчних систем i процеав : монографГя / £. О. Лодатко. -Словянськ : СПДУ, 2010. - 148 с.

4. Михеев В. И. Моделирование и методы теориии замерений в педагогике / В. И. Михеев. -[3-е изд., стереотип.]. - М.: КомКнига, 2006. - 200 с.

5. Монахов В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школ. технологии. - 2001. - № 5. - С. 14-19.

6. Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии / А. А. Остапенко. - М.: Нар. образование, 2005. - 384 с.

7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.

8. Педагопчний словник / [за ред. М. Д. Ярма-ченка]. - К. : Пед. думка, 2001. - 516 с.

9. Modeling of decision-making process in pre-deployment training of military and police peacekeeping personnel / M. M. Medvid, Ya. V. Pavlov, L. K. Strilets, V. M. Demianyshyn, S. O. Pyvovarov // Честь i закон. - 2016. - № 2. - С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.