Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ'

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое моделирование / педагогическое сопровождение / междисциплинарные исследования / научно-исследовательская деятельности / студенты / профессиональное образование / pedagogical modeling / pedagogical support / interdisciplinary research / research activities / students / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.В. Коноплев

В научной статье представлены результаты разработки теоретической модели сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов гуманитарных направлений подготовки в условиях междисциплинарных проектов. Необходимость такой разработки обоснована с опорой на проблемы развития философии науки, переход к постнеклассической научной картине мира, социальный заказ и требования рынка труда. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия вовлечения и процесса сопровождения междисциплинарной научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов и компоненты модели педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.В. Коноплев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SUPPORTING RESEARCH ACTIVITIES OF JUNIOR COURSES STUDENTS IN HUMANITIES TRAINING IN INTERDISCIPLINARY PROJECTS

The article elucidates the outcomes of the formulation of a theoretical framework aimed at facilitating the research endeavors of undergraduate students in the humanities within the framework of interdisciplinary projects. The rationale for such an undertaking is grounded in the challenges encountered in the advancement of the philosophy of science, the transition to a post-non-classical scientific worldview, societal demands, and labor market requirements. The article studies organizational and pedagogical prerequisites for fostering the engagement and provision of support for interdisciplinary research activities among junior students, as well as the constituent elements of the pedagogical model designed to facilitate research activities among students.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ»

тьих, VR обладает значительным потенциалом для социокультурной адаптации иностранцев не только к российским реалиям, но и к инфраструктуре конкретного вуза. Несомненно, оборудование для обеспечения занятий в VR стоит недешево, но оно позволяет обеспечить значительную экономию средств впоследствии, что,

Библиографический список

по нашему мнению, делает данные затраты рентабельными. Безусловно, необходимы дальнейшие исследования путей применения VR в обучении РКИ, разработка конкретных методик, проведение опытного обучения и создание на его основе обучающих материалов и методических рекомендаций по их применению.

1. Горбунова Н.В. Применение технологий виртуальной реальности в контексте профессионального образования. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-1: 131-134.

2. Моисеева А.П. Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация. Известия Томского политехнического университета. 2020; Т. 316, № 6: 141-146.

3. Благодетелева Н.К. Тенденции и перспективы использования современных VR-технологий в иноязычном образовании в системе высшего образования России. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 109-113.

4. Давыдова Д., Гильванов ГР, Кукушкина Я.В., Романова И.Ю. Иммерсивные технологии в высшем образовании. Известия Петербургского университета путей сообщения. 2023; № 1: 120-132.

5. Краснова Т.И. Потенциал иммерсивной виртуальной реальности в обучении иностранным языкам. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 89-91.

6. Мукашева М.У., Григорьев С.Г., Омирзакова А.А., Калкабаева З.К., Жанасбаева А.С. Психолого-педагогические аспекты использования иммерсивных технологий в образовании. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023; № 1 (63): 101-110.

7. Ростовцева П.П. Виртуальная реальность в иноязычном учебном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 233-235.

8. Шитова И.Ю. Перспективы технологий виртуальной реальности в гуманитарном образовании. Современное педагогическое образование. 2023; № 4: 41-45.

9. Козлов А.В. Виртуальная и дополненная реальности в высшем образовании. Современное педагогическое образование. 2023; № 2: 112-115.

10. Стародубцева Е.А. Использование технологии виртуальной реальности в обучении иностранным языкам в вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022; № S1: 110-113.

11. Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании. Современное педагогическое образование. 2022; № 6: 15-19.

References

1. Gorbunova N.V. Primenenie tehnologij virtual'noj real'nosti v kontekste professional'nogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-1: 131-134.

2. Moiseeva A.P. Virtualizaciya kak social'naya transformaciya i kommunikaciya. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2020; T. 316, № 6: 141-146.

3. Blagodeteleva N.K. Tendencii i perspektivy ispol'zovaniya sovremennyh vR-tehnologij v inoyazychnom obrazovanii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 109-113.

4. Davydova D., Gil'vanov G.R., Kukushkina Ya.V., Romanova I.Yu. Immersivnye tehnologii v vysshem obrazovanii. Izvestiya Peterburgskogo universitetaputejsoobscheniya. 2023; № 1: 120-132.

5. Krasnova T.I. Potencial immersivnoj virtual'noj real'nosti v obuchenii inostrannym yazykam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 89-91.

6. Mukasheva M.U., Grigor'ev S.G., Omirzakova A.A., Kalkabaeva Z.K., Zhanasbaeva A.S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty ispol'zovaniya immersivnyh tehnologij v obrazovanii. VestnikMGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2023; № 1 (63): 101-110.

7. Rostovceva P.P. Virtual'naya real'nost' v inoyazychnom uchebnom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 233-235.

8. Shitova I.Yu. Perspektivy tehnologij virtual'noj real'nosti v gumanitarnom obrazovanii. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 4: 41-45.

9. Kozlov A.V. Virtual'naya i dopolnennaya real'nosti v vysshem obrazovanii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 2: 112-115.

10. Starodubceva E.A. Ispol'zovanie tehnologii virtual'noj real'nosti v obuchenii inostrannym yazykam v vuze. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2022; № S1: 110-113.

11. Korneeva N.Yu., Uvarina N.V. Immersivnye tehnologii v sovremennom professional'nom obrazovanii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 6: 15-19.

Статья поступила в редакцию 15.12.23

УДК 378.4

Konoplev V.V., postgraduate, Department of Pedagogy and Developmental Psychology, School of Education, Far Eastern State Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: kon_victor10@mail.ru

MODEL OF SUPPORTING RESEARCH ACTIVITIES OF JUNIOR COURSES STUDENTS IN HUMANITIES TRAINING IN INTERDISCIPLINARY PROJECTS.

The article elucidates the outcomes of the formulation of a theoretical framework aimed at facilitating the research endeavors of undergraduate students in the humanities within the framework of interdisciplinary projects. The rationale for such an undertaking is grounded in the challenges encountered in the advancement of the philosophy of science, the transition to a post-non-classical scientific worldview, societal demands, and labor market requirements. The article studies organizational and pedagogical prerequisites for fostering the engagement and provision of support for interdisciplinary research activities among junior students, as well as the constituent elements of the pedagogical model designed to facilitate research activities among students.

Key words: pedagogical modeling, pedagogical support, interdisciplinary research, research activities, students, professional education

В.В. Коноплев, аспирант, Департамент педагогики и психологии развития Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, E-mail: kon_victor10@mail.ru

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОЕКТОВ

В научной статье представлены результаты разработки теоретической модели сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов гуманитарных направлений подготовки в условиях междисциплинарных проектов. Необходимость такой разработки обоснована с опорой на проблемы развития философии науки, переход к постнеклассической научной картине мира, социальный заказ и требования рынка труда. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия вовлечения и процесса сопровождения междисциплинарной научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов и компоненты модели педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, педагогическое сопровождение, междисциплинарные исследования, научно-исследовательская деятельности, студенты, профессиональное образование

Наука в современном понимании возникла в XVII веке в результате социальных изменений в общественном строе. Вопросами закономерностей развития науки, критериев истинности и рациональности использования научных теорий и концепций занимались такие известные философы науки, как Р. Бекон, М. Хайдагер, А. Койре, Т. Кун, В.С. Стёпин. Рассматривая современный период развития науки, мы можем заметить изменение характера научной действительности. Прежде всего, это проявляется в тенденции увеличения количества науч-

ных исследований, затрагивающих несколько научных областей, для изучения сложных саморазвивающихся систем, включающих в себя человека. Проведение таких исследований в области биотехнологии, экологии, археологии, педагогики и спортивных наук подтверждает переход к постнеклассической картине мира. Эта тенденция обусловлена современными условиями развития философии науки и различных сфер жизни общества, которые требуют решение проблемы с точки зрения разных наук. Система высшего образования является важным инструмен-

том для развития научно-исследовательской деятельности и подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Однако существуют некоторые противоречия в образовательном процессе вузов. С одной стороны, студенты вузов, как правило, занимаются научно-исследовательской деятельностью в рамках «научных сообществ» и «открытых столов». С другой стороны, их деятельность сводится к повышению собственной публикационной активности с целью получения дополнительных стипендий, подготовки к выступлениям на научно-практических конференциях в рамках одного научного направления, что не способствует формированию умений проведения междисциплинарных научных исследований [1]. Основными причинами этого являются недостаточность имеющегося комплекса мероприятий, направленных на формирование положительного образа современного ученого и исследовательских интересов, а также отсутствие педагогических инструментов сопровождения и условий вовлечения в междисциплинарную исследовательскую деятельность. В связи с вышеперечисленным мы разработали теоретическую модель сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов.

Следовательно, целью исследования является определение организационно-педагогических условий и обоснование компонентов модели сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов

Задачи исследования:

1) выявить организационно-педагогические условия вовлечения и процесса сопровождения междисциплинарной научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов;

2) разработать модель педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в представленной работе:

- конкретизированы организационно-педагогические условия процесса сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов;

- представлена структурная авторская модель педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.

Практическая значимость исследования проявляется в его потенциальной полезности для руководителей научных отделов высших учебных заведений, научных руководителей и других специалистов, занимающихся организацией научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов гуманитарных направлений подготовки.

В ходе проведения исследования мы использовали следующие научные методы: анализ педагогической и философской литературы, систематизация и моделирование.

Мы опираемся на определение феномена «Педагогические условия», важного для нашего исследования. «Педагогические условия» - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной, материальной и пространственной среды, воздействующих на личностные и процессуальные аспекты системы с целью обеспечения эффективного функционирования и развития [2].

Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова, Н.Г. Баженова, Ч.И. Назимова, С.Г Доб-ротворская, И.В. Шилова рассматривают педагогические условия следующих видов:

- организационно-педагогические;

- психолого-педагогические;

- дидактические.

Организационно-педагогические условия - совокупность определённых, целенаправленно созданных возможностей педагогического процесса, являющихся основой управления, функционирования и развития педагогической системы (педагогического процесса) (Д.А. Дворецкий, О.В. Галкина, Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова). Мы рассмотрим организационно-педагогические условия процесса сопровождения междисциплинарной научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.

Определяя первое условие, мы обратимся к авторам, рассматривающим проблему мотивации в учебной деятельности, применимой в контексте организации занятий научно-исследовательской деятельностью студентов младших курсов (Е.П. Ильин, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, М.Г Ярошевский). И.А. Зимняя под мотивацией подразумевает некий сложный регулятор, влияющий на поведение и деятельность человека. Мотивация в рамках учебной деятельности является частным видом мотивации, имеющим собственную систему и специфику [3]. С позиции Е.П. Ильина, мотивация является динамическим процессом формирования мотива [4]. Мотив рассматривается с точки зрения основания поступка. А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как некий объективный предмет, являющийся причиной деятельности [5].

В контексте рассмотрения и формирования мотивации к занятиям научно-исследовательской деятельностью важно рассмотреть такой раздел теории человеческой мотивации по А. Маслоу, как потребность в самоактуализации. Она понимается как реализация себя через развитие тех или иных качеств, заложенных в человеке [6]. Следовательно, при организации научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов необходимо выявление исходного

уровня сформированности междисциплинарной исследовательской компетентности.

Определяя второе организационно-педагогическое условие, мы обратимся к мнению М.Г Ярошевского. Он разделяет мотивацию научного творчества на внешнюю (влияние внешних факторов на деятельность человека, например, получение материальных благ, документа об образовании) и внутренние (желание человека самореализоваться в учебной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности). Для исследователя важно иметь развитую внутреннюю мотивацию, которая будет способствовать углублению в проблему исследования [7].

Рассматривая формирование мотивации в учебной деятельности, применимой в контексте организации вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, мы обратимся к работе автора А.И. Гебоса, который выявил факторы формирования положительного мотива в обучении. Мы затронем наиболее важные в контексте нашего исследования, которые могут использоваться при формулировании третьего организационно-педагогического условия. Это создание различных видов целей педагогического процесса для обучающихся, практическая направленность в обучении и создание благоприятной психологической обстановки для познавательной деятельности.

Анализируя работы авторов Н.П. Гончарук, В.П. Шестак, О.В. Зданович, посвященные проблеме формирования исследовательских компетенций, мы выявляем четвертое организационно-педагогическое условие. Им является включение разнообразных форм и методов с целью формирования междисциплинарной исследовательской компетентности.

В.П. Шестак понимает научно-исследовательскую компетентность как способность определенной личности к результативному применению имеющихся знаний, умений и опыта в рамках научной и профессиональной деятельности. Научно-исследовательская компетентность включает в себя когнитивную и некогнитивную группы компонентов [8].

Н.П. Гончарук выделила следующие наиболее эффективные инструменты развития научно-исследовательских компетенций студентов:

- определение студентами проблемы исследования;

- рефлексивные диалоги;

- использование интерактивных методов обучения (кейс-метод);

- включение студентов в научно-исследовательскую деятельность во вне-учебное время (студенческое научное общество и научные кружки);

- возможность выбора студентами темы исследования с опорой на личный опыт и интересы;

- создание «микрогрупп» студентов с учетом исследовательских запросов для формирования навыков групповой работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности [9].

Выявляя пятое организационно-педагогическое условие, мы опираемся на положения, обусловленные теорией мотивации в учебной деятельности Е.К. Ильина, который подразумевает повышение интереса к определённому виду деятельности, что обусловливает её положительную результативность.

Выявлены потенциальные организационно-педагогические условия вовлечения студентов в междисциплинарную научно-исследовательскую деятельность:

- определение исходного уровня развития междисциплинарной научно-исследовательской компетентности у студентов работником научного отдела структурного подразделения учебного заведения, имеющего диагностические методики;

- сотрудником научного отдела структурного подразделения или представителями СНО проводятся мероприятия, направленные на формирование первичной внутренней мотивации у студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью;

- определены желаемые результаты деятельности, сформированы цели и задачи занятий научно-исследовательской деятельностью, приемлемые для организаторов и участников процесса;

- реализация научно-исследовательской деятельности студентов происходит в рамках учебной и внеучебной деятельности с опорой на личный опыт студента, организованно групповое взаимодействие среди студентов различных курсов обучения и направлений подготовки;

- проводится диагностика эффективности научно-исследовательской деятельности студентов, подведение итогов за определённый период, создается система поощрений для наиболее успешных студентов.

Для реализации организационно-педагогических условий вовлечения студентов младших курсов в междисциплинарную научно-исследовательскую деятельность и комплексного решения проблем, связанных с мотивацией, развитием ценностных ориентиров и междисциплинарной исследовательской компетентности, разработана модель сопровождения студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов.

Использованием моделей в педагогическом процессе занимались такие учёные, как В.А. Ясвин, А.Н. Дахин, В.В. Сериков, В.И. Писаренко, Е.В. Ворсина, М.Г. Савельева.

Е.В. Ворсина и М.Г Савельева отмечают, что при организации междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе существует необходимость создания структурной модели, что и подтверждает важность разработки нашей модели [10].

Разработанная модель педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов включает в себя следующие блоки (рис. 1):

Целевой блок модели является системообразующим и определяющим содержание образовательного процесса, этапы реализации технологии, используемые методы и предполагаемый результат образовательного процесса.

Целью процесса педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов является включение студентов первых и вторых курсов гуманитарных направлений подготовки в междисциплинарную научно-исследовательскую деятельность.

Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1) выявить запросы студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью;

2) создать первичный положительный образ занятий научно-исследовательской деятельностью;

3) сформировать потребности и умения, необходимые для ведения научно-исследовательской деятельности в условиях междисциплинарности;

4) поддержать интерес к занятиям научно-исследовательской деятельностью.

Субъектами образовательного процесса, с одной стороны, являются студенты младших курсов гуманитарных направлений подготовки и, с другой стороны, представители различных структур современного университета, такие как

Развитие постаекласической научной рациональности

Социальный заказ

ФГОС ООО; ФГОС ВО

Требования рынка труда

Цель: Включение студентов младших курсов гуманитарных направлений подготовки в междисциплинарную научно-исследовательскую деятельность

о

5

<и с

Задачи

1) Выявление запросов к занятиям научно-исследовательской деятельностью

2) Создание первичного положительного образа занятий исследовательской деятельностью;

3) Формирование потребности и умений, необходимых для ведения научно-исследовательской деятельности;

4) Поддержание интереса к занятиям научно-исследовательской деятельностью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

Студент-исследователь 1-го или 2-го курса

Субъекты образовательного процесса

3L

Сотрудник научного отдела структурного подразделение университета; Сотрудник департамента карьеры структурного подразделение университета; Сотрудник структурного подразделение университете Научные наставники из числа студентов старших курсов или аспиранты; Председатели и члены СНО, студенческих научных кружков и другие.

л

о 1£

Ж О.

с

о и

Организационно-педагогические условия

определение исходного уровня развития междисциплинарной научно-исследовательской компетентности; проведение мероприятий, направленные на формирование первичной внутренней мотивации у студентов «занятиям НИД; формирование целей и задач занятий НИД приемлемые для организаторов и участников процесса; организованно групповое взаимодействие среди студентов различных курсов обучения и направлений подготовки: проведение диагностики эффективности НИД студентов и создание системы поощрение

Целевые: аксиологическая, мотивационная, когнитивная, развивающая, исследовательская

Функции

Инструментальные эганизаторская, диагностическая, информационная, стимулирующая, технологическая

Подходы

1)Личностно-ориентированный;

2)Деятельностныи;

3)Компетентностный.

Принципы

1)Бинарност:<.

2)Творчества;

3)ОТфЫТ0СТ!'

¿^Вариативности.

О

!

уэ

Содержание

выявление исходного уровня развития междисциплинарной исследовательской компетентности; формирование первичной мотивации к занятиям НИД;

выявление целей и задач приемлемых для субъектов образовательного процесса; организация индивидуального и группового междисциплинарного взаимодействи определение личностных научных приращений.

г л

Методы

Групповая работа; Кейс-метод

Мелздисциплинарный проект; Проблемный

I

Этапы

1. Диагностически/:

2. Поисковый;

3. Практический; Аналитический.

Формы

Индивидуальная: Групповая

1

Уровень сформировоности междисциплинарной

исследовательской компетентности отраженыв следующих компонентах

1) Когнитивном (совокупность знаний научной методологии, умение применять их во время решения различного рода задач)

2) Деятельностном (умение применять и презентовать полученные знания на практике)

3) Аксиологическом (сформированность ценностных ориентиров и отношения студента к ме>едисциплинарной научно-исследовательской деятельности как важной составляющей современного специалиста)

Уровни

Высокий Средний Низкий

О) П О

Результат

Студенты имеют устойчивый интерес к занятиям научно-исследовательской деятельностью внутренняя мотивация к занятиям преобладает над внешней, имеются первичные умения ведения междисциплинарной научно-исследовательской деятельности

Рис.1.Модельсопровождения научно-исследовательской деятельностистудентовмладшихкурсов в условиях междисциплинарных проектов

сотрудники научного отдела, департамента карьеры структурного подразделение университета, научные наставники из числа студентов старших курсов, аспиранты, профессорско-преподавательский состав университета.

Содержательный блок раскрывает ранее обоснованные потенциальные организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Функции процесса педагогического сопровождения, разделены на целевые - развитие сущности человека, отраженные в цели образовательного процесса, и инструментальные - содержащиеся непосредственно в реализации технологии [11]. На основе ранее проведённого анализа научной литературы были выявлены следующие функции педагогического процесса:

- целевые (аксиологическая, мотивационная, развивающая, исследовательская);

- инструментальные (диагностическая, информационная, стимулирующая, организаторская).

Отражены следующие принципы реализации процесса педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов:

- бинарности (единство учебной и научно-исследовательской деятельности);

- творчества (опора на личный опыт обучающихся);

- открытости (учет интересов и запросов студентов при выборе направления и проблемы исследования);

- вариативности (многообразие используемых методов в обучении и создание междисциплинарных исследовательских групп).

В связи с этим нами сформирован следующий комплекс мероприятий:

- выявление исходного уровня развития междисциплинарной исследовательской компетентности;

- формирование первичной мотивации к занятиям НИД;

- выявление целей и задач, приемлемых для субъектов образовательного процесса;

- организация индивидуального и группового междисциплинарного взаимодействия;

- определение личностных научных приращений.

При реализации процесса педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов мы опираемся на следующие методологические подходы:

Личностно ориентированный - формирование положительного отношения у студентов к проведению междисциплинарных научных исследований с учетом их индивидуальных особенностей, целей и запросов на личностное и профессиональное развитие.

Деятельностный подход - стимулирование процессов самопознания, це-леполагания и деятельности студентов при выборе направления и реализации командных междисциплинарных исследований.

Компетентностный подход - учет современных запросов и тенденций развития образования и науки с последующим формированием междисциплинарной исследовательской компетентности в рамках образовательно процесса университета.

Технологический компонент отражает этапы, методы и формы реализации технологии педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов в условиях междисциплинарных проектов. Технология рассматривается как непрерывная последовательность реализации компонентов, методов, средств для осуществления цели образовательного процесса [12].

Библиографический список

Технология включает в себя следующие этапы:

1. Диагностический этап предполагает выявление трудностей и запросов у обучающихся при занятиях НИД, а также разработку критериев эффективности реализации образовательного процесса.

2. Поисковый этап направлен на формулирование приемлемых целей для всех субъектов образовательного процесса и сроков их выполнения. Учитываются пожелания обучающихся, их опыт и актуальный уровень развития междисциплинарной исследовательской компетентности.

3. Деятельностный этап включает в себя реализацию процесса педагогического сопровождения; прохождение дополнительных учебных занятий, направленных на формирование междисциплинарной исследовательской компетентности у студентов первых и вторых курсов гуманитарных направлений подготовки; посещение мероприятий научной направленности; выступление на семинарах, круглых столах, симпозиумах, научных конференциях; публикацию результатов проведенных междисциплинарных научных исследований.

4. Аналитический этап заключается в проведении рефлексии, выявлении сильных и слабых сторон после завершения образовательного процесса.

На основе раннее проведённого анализа научной литературы в ходе реализации процесса педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов имеется необходимость в использовании следующих методов:

- кейс-метод;

- групповая работа;

- проблемный метод;

- междисциплинарный проект

Оценочно-результативный компонент содержит в себе критерии, уровни развитости и ожидаемые результаты.

Представленные критерии и уровни разработаны с опорой на «комплексную диагностику компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки» О.С. Андреевой, О.А. Селивановой, И.В. Васильевой; работ, посвящённых содержанию исследовательских компетенций и компетентности В.П. Шестак, Н.В. Шестак, О.В. Зданович; исследования, определяющие сущность междисциплинарности как методологического подхода в социогуманитарных науках В.А. Нехамкина и В.С. Степина.

У студентов сформировано ценностное отношение к науке как социокультурному феномену; они имеют устойчивый интерес к занятиям научно-исследовательской деятельностью; внутренняя мотивация к занятиям преобладает над внешней; имеются первичные умения ведения междисциплинарной научно-исследовательской деятельности; студенты имеют желание продолжить занятия НИД на старших курсах.

Предпринятый анализ педагогической и философской, научной литературы позволил нам:

- выявить потенциальные организационно-педагогические условия вовлечения студентов первых курсов в междисциплинарную научно-исследовательскую деятельность.

- разработать теоретическую модель сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов в условиях междисциплинарных проектов и обосновать содержание её блоков.

Далее планируется экспериментальная апробация модели педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов и создание технологии сопровождения.

1. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Решение проблем организации научно-исследовательской деятельности студентов в ВУЗе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; № 11-2: 281-285.

2. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация. General and Professional Education. 2012; № 1: 8-14.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Московский социально-педагогический институт, 2010.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Москва: Смысл, 2000.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2011.

7. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества. Проблемы научного творчества в современной психологии. Москва: Дело, 2004.

8. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и "академическое письмо». Высшее образование в России. 2011; № 12: 115-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Гончарук Н.П., Сагдееева Г.С. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов. Вестник Казанского технологического университета. 2013; Т. 16, № 3: 315-320.

10. Ворсина Е.В., Савельева М.Г Моделирование междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021; Т. 31, № 2: 209-216.

11. Рожков М.И., Иванова И.В. Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования. Ярославский педагогический вестник. 2017; № 4: 131-138.

12. Кутепов М.М., Илященко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; Т. 8, № 1 (26): 230-232.

References

1. Gar'kin I.N., Medvedeva L.M., Nazarova O.M. Reshenie problem organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v VUZe. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2017; № 11-2: 281-285.

2. Ippolitova N.V., Sterhova N.S. Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education. 2012; № 1: 8-14.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Moskovskij social'no-pedagogicheskij institut, 2010.

4. Il'in E.P. Motivaciya i motivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

5. Leont'ev A.N. Lekciipo obschejpsihologii. Moskva: Smysl, 2000.

6. Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.

7. Yaroshevskij M.G. O vneshnej i vnutrennej motivacii nauchnogo tvorchestva. Problemy nauchnogo tvorchestva v sovremennoj psihologii. Moskva: Delo, 2004.

8. Shestak V.P., Shestak N.V. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetentnosti i "akademicheskoe pis'mo». Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011; № 12: 115-119.

9. Goncharuk N.P., Sagdeeeva G.S. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoj kompetencii buduschih specialistov. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; T. 16, № 3: 315-320.

10. Vorsina E.V., Savel'eva M.G. Modelirovanie mezhdisciplinarnogo pedagogicheskogo vzaimodejstviya v vuze. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2021; T. 31, № 2: 209-216.

11. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Soprovozhdenie samorazvitiya detej kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; № 4: 131-138.

12. Kutepov M.M., Ilyaschenko L.K., Morozov D.L. Tehnologii organizacii uchebnogo processa s ispol'zovaniem onlajn-kursa. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2019; T. 8, № 1 (26): 230-232.

Статья поступила в редакцию 28.12.23

УДК 378

Kravchenko K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: kka-78@mail.ru

Shalyapin O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: shalyapin.oleg@mail.ru

GRADUATE QUALIFICATION WORK IN THE MODERN SYSTEM OF HIGHER ARTS AND PEDAGOGICAL EDUCATION. The article examines the process of reforming education, where global changes have taken place that have caused the need to revise the entire organization of the educational process in the system of art and pedagogical education. Among other things, the course and diploma design underwent significant changes. The methodological basis for considering this problem is the research of a number of scientists, who note that in modern conditions, when training periods are reduced, and training hours are redistributed towards increasing independent work, when state standards require the formation of conditional competencies, it is necessary to revise the organization, content and structure of course and graduation qualification works. The authors note that it is necessary to pay special attention to the development of requirements for the content and conditions of course and graduation qualification works. It is necessary to purposefully integrate various components of the educational process in higher education, including course and diploma design, should be a single integration structure. In the context of the issue under consideration, it is proposed to integrate research conducted in the framework of coursework into graduation qualification work. In the system of training a bachelor of fine arts, traditionally, a diploma project is built on three main components: art history research, artistic and creative research, methodological research. It is advisable to observe students, their development, professional preferences, and consistently orient them on the topic of graduation qualification work from the initial undergraduate courses.

Key words: course work, graduation qualification work, scientific and creative research, special artistic disciplines

К.А. Кравченко, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: kka-78@mail.ru

О.В. Шаляпин, д-р пед. наук, проф., Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: shalyapin.oleg@mail.ru

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается процесс реформирования образования, где произошли глобальные изменения, которые вызвали необходимость пересмотра всей организации учебного процесса в системе художественно-педагогического образования. В том числе подверглось значительным изменениям курсовое и дипломное проектирование. Методологическим основанием для рассмотрения данной проблемы являются исследования ряда ученых, которые отмечают, что в современных условиях, когда сокращаются сроки обучения, а также происходит перераспределение учебных часов в сторону увеличения самостоятельной работы, когда государственные стандарты требуют сформированности условных компетенций, необходимо пересмотреть организацию, содержание и структуру курсовых и выпускных квалификационных работ Авторами отмечается, что необходимо уделить особое внимание разработке требований к содержанию и условиям выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ Необходима целенаправленная интеграция различных компонентов учебного процесса в высшей школе, в том числе курсовое и дипломное проектирование должно представлять собой единую интеграционную структуру. В контексте рассматриваемого вопроса предлагается интегрировать исследования, проводимые в рамках курсовых работ, в выпускную квалификационную работу. В системе подготовки бакалавра изобразительного искусства традиционно дипломный проект строится на трех основных составляющих: искусствоведческое исследование, художественно-творческое исследование, методическое исследование. Целесообразно уже с начальных курсов обучения в бакалавриате наблюдать за студентами, их развитием, профессиональными предпочтениями и последовательно ориентировать их на тему выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: курсовая работа, выпускная квалификационная работа, научно-творческое исследование, специальные художественные дисциплины

В процессе реформирования произошли глобальные изменения парадигмы образования, которые вызвали необходимость пересмотра всей организации учебного процесса в системе художественно-педагогического образования, а также содержания подготовки по специальным художественным дисциплинам. Значительным изменениям подверглось, в том числе, курсовое и дипломное проектирование.

Возникает настоятельная потребность в объективном анализе и оценке всех изменений с точки зрения их эффективности и адаптированности к новым условиям, так как курсовое и дипломное проектирование является наиболее важной и требующей к себе пристального внимания частью учебного процесса, в ходе которого овладение общепрофессиональными, профессиональными, предметными компетенциями происходит посредством выполнения серьезного самостоятельного исследования по ключевым дисциплинам учебного плана.

Проблема организации и разработки содержания курсовых и дипломных проектов актуальна, что подтверждается вниманием со стороны ряда исследователей (С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова [1], О.В. Соболева [2], Е.Ф. Кузнецов [3], С.П. Рощин [4], А.М. Савинов [5], С.П. Ломов [6; 7], Л.Г. Медведев [8; 11], О.В. Шаляпин [12; 14] и другие).

В системе художественно-педагогического образования курсовые работы рассматриваются как один из этапов обучения и освоения исследовательской, художественно-творческой и методической деятельности, осуществляемой при активной поддержке и консультациях преподавателя, являющегося куратором индивидуальной траектории деятельности студента. В процессе выполнения курсовых работ студент будет изучать и анализировать литературу, отбирать

материал для экспериментов, выполнять творческую работу в одном из видов искусства, презентовать и обсуждать полученные результаты, готовить выводы и рекомендации.

С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова [1] рассматривают курсовую работу как учебное проектирование, которое направлено на освоение инновационной деятельности в рамках осваиваемой дисциплины. «Учебное проектирование, как никакая другая форма обучения, способствует формированию готовности студентов к выполнению профессиональных функций в связи с комплексным характером заданий, близостью его структуры к структуре реальной проектной деятельности» [1, с. 726].

О.В. Соболева [2] рассматривает курсовое и дипломное проектирование как инструмент формирования творческого мышления студента, так как процесс выполнения курсового и дипломного исследования является активной формой обучения.

При этом Е.Ф. Кузнецов [3], С.П. Рощин [4], А.М. Савинов [5], С.П. Ломов [7], Л.Г Медведев [9; 10], О.В. Шаляпин, К.А. Кравченко [15] отмечают, что в современных условиях, когда сокращаются сроки обучения, а также происходит перераспределение учебных часов в сторону увеличения самостоятельной работы, когда государственные стандарты требуют сформированности условных компетенций, необходимо пересмотреть организацию, содержание и структуру курсовых и выпускных квалификационных работ.

По анализу научных публикаций [13-23] становится ясно, что сегодняшняя радикальная модернизация высшей профессиональной школы базируется на внедрении современных технических средств, информационных и компьютерных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.