Научная статья на тему 'Обеспечение автономности студентов в процессе научно-исследовательской деятельности'

Обеспечение автономности студентов в процессе научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АВТОНОМНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / THE STUDENT'S AUTONOMY / THE BASIC AND SPECIAL SCIENTIFIC AND RESEARCH COMPETENCIES / ORGANIZATION / THE PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекк Марина Александровна

В статье изучаются организационно-дидактические средства обеспечения автономности студентов бакалавриата как необходимого условия овладения ими базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROVIDING WITH STUDENT'S AUTONOMY THE SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY

the article deals with the organizational and didactic tools for providing with the student's autonomy as conditions to get basic scientific and research competencies.

Текст научной работы на тему «Обеспечение автономности студентов в процессе научно-исследовательской деятельности»

М.А.Бекк

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: базовые и специальные компетенции научно-исследовательской деятельности, организация, педагогические условия, автономность обучающегося.

Аннотация: В статье изучаются организационно-дидактические средства обеспечения автономности студентов бакалавриата как необходимого условия овладения ими базовыми компетенциями научно-исследовательской деятельности.

Освоение в общественном производстве наукоемких производств требует от выпускника вуза владения алгоритмами решения поставленных производственных и исследовательских задач, умения анализировать и интерпретировать большие объемы информации, оперировать ими и продуцировать новое научное знание. Наряду с этим, введение в отечественном высшем образовании двухуровневой системы бакалавриат-магистратура предполагает (с учетом их степени) переосмысление и пересмотр условий организации научноисследовательской деятельности студентов. Изучение научно-методической литературы, опыта отечественных и зарубежных вузов позволяет утверждать, что в педагогической науке недостаточно четко определена сущность научно-исследовательской подготовки студентов бакалавриата и магистратуры; не выявлены компетенции научно-исследовательской деятельности студентов и не конкретизировано их содержание; не определены педагогические условия овладения данными компетенциями и недостаточно четко разработаны принципы дидактического обеспечения этого процесса.

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 032700 «Бакалавр/ магистр филологии» научно-исследовательская деятельность (НИД), наряду с педагогической, прикладной, проектной, организационноуправленческой, является обязательной частью образовательного процесса в вузе и в ФГОС выделяется группа компетенций, связанных с НИД. В рамках двухуровневой системы высшего профессионального образования основная научно-исследовательская подготовка студентов выносится на уровень магистратуры. Исследовательские работы будущих бакалавров филологии носят, как правило, обзорный характер: реферат, научный обзор, аннотация, библиографическое описание, составление библиографического списка, списка тематических сайтов, курсовое исследование и пр. Под руководством преподавателя студенты могут участвовать в организации научных мероприятий (семинары, конференции, круглые столы и прочее), входить в состав студенческого научного общества. В соответствии с ФГОС выпускник бакалавриата может осуществлять педагогическую деятельность в образовательных учреждениях общего и среднего образования.

Научно-исследовательская составляющая в магистратуре характеризуется углубленным изучением специальных предметов, овладением методологией научного творчества. Большое внимание в магистратуре уделяется самостоятельной научной работе, навыкам саморазвития, самосовершенствования магистранта. Обучающийся должен уметь составлять отзывы и рецензии на научные работы, редактировать научные публикации. Студент магистратуры имеет право руководить научно-исследовательскими практиками, СНО, научно-исследовательскими проектами, научными работами студентов бакалавриата, а также проводить практические занятия по филологическим дисциплинам в образовательных уч-

реждениях высшего профессионального образования, готовить соответствующие учебнометодические материалы.

Приведенная выше характеристика НИД свидетельствует о том, что сущность и содержание НИД студента бакалавриата заключается в овладении им базовыми навыками НИД (учебно-поисковые, когнитивно-познавательные, информационные, аналитические, научно-организационные, презентационные, рефлексивные виды деятельности), в то время как НИД студента магистратуры отличается большей углубленностью, комплексным характером и в большей степени требует самостоятельной аналитической работы (обусловливается профспециализацией магистров, ориентированной на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность).

Идеи компетентностного подхода предполагают результат образования, выраженый в понятиях «компетенция» и «компетентность». Под компетенцией НИД мы понимаем динамичную совокупность знаний, умений, навыков и личностных характеристик студента, успешно применяемых им в продуктивной научно-исследовательской деятельности. Опираясь на дескрипторы компетенций, предложенные в трудах В.И. Байденко, А.В. Хуторского, И.И. Ганчеренка, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной, В.А. Мазилова, Ю.В. Фролова, в проекте «Настройка образовательных структур в Европе», а также следуя компетентностной модели выпускника вуза, разработанной В.Д. Шадриковым, А.В. Карповым, Э.Ф. Зеером, можно выделить базовые и специальные компетенции научно-исследовательской деятельности. Базовые компетенции, являясь общими для научно-исследовательской деятельности нескольких областей, предполагают освоение обучающимся универсальных поисковопознавательных, учебно-организационных, когнитивных, рефлексивных умений и навыков, частично отражают научную специфику в определенной профессиональной деятельности; в то время как специальные компетенции обусловлены предметной областью, предполагают большую аналитическую способность, широкий научный и профессиональный кругозор, самостоятельность, активность студента. На уровне бакалавриата студенты овладевают базовыми научно-исследовательскими компетенциями, на уровне магистратуры - специальными компетенциями НИД.

Анализ представленных в научной литературе подходов к определению состава компетенций, а также специфика НИД в бакалавриате позволяют выделить следующие базовые компетенции научно-исследовательской деятельности:

• информационно-познавательная компетенция - владение способами самостоятельного научного познания;

• презентационная - владение способами устного, письменного и виртуального представления научной информации в зависимости от научно-исследовательской задачи;

• стратегическая компетенция - определение стратегии исследовательской работы;

• когнитивная компетенция - основанная на логических мыслительных операциях восприятия, осмысления, анализа, синтеза, обобщения и презентации научной информации;

• аналитико-рефлексивная компетенция - владение аналитико-рефлексивными способами оценивания результатов в НИД.

К специальным компетенциям НИД в филологии мы относим лингвометодическую и лингвокультурную компетенции.

Научно-исследовательская деятельность требует от студента умений критично относиться к научной информации, отбирать и оценивать ее в соответствии с задачами исследования, организовывать и планировать научную деятельность в зависимости от этапа научной работы, аргументировать свою точку зрения, то есть важное условие эффективной организации НИД заключается в самостоятельности и автономности студента как исследователя. В соответствии с этим первостепенной задачей обучения в бакалавриате является создание условий самостоятельности и автономности студентов.

Условие - философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых она не может быть реализована. Условия составляют ту среду, в которой возникают, существуют и развиваются явления, процессы (Б.Г. Ананьев). В педагоги-

ке условия чаще всего понимаются как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина и пр.).

Рассмотрим условия обеспечения самостоятельности и автономности студентов. Термин «учебная автономия/ автономность обучающегося» появился в исследованиях отечественных педагогов сравнительно недавно, зачастую употребляется как синоним слову «самостоятельность, самостоятельная работа». Изучение научно-методических источников позволяет выделить три основных значения, которые вкладываются в термин «самостоятельная работа»:

1) организованная и управляемая преподавателем учебно-познавательная деятельность студентов с целью приобретения ими знаний, навыков и умений, выполняемая в отсутствие преподавателя; данная трактовка предполагает косвенное или непосредственное управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся (Р.А. Низамов, Я.Г. Гендлер, Е.И. Сирый, В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис, И. Унт); учебные задания не предусматривают привлечения обучающегося к организации, планированию учебного процесса, выбору средств и способов контроля; проведение обучающимся рефлексии собственной учебной деятельности;

2) самостоятельное овладение мыслительными операциями (способность воспринимать, усваивать, запоминать, извлекать из памяти информацию), ориентация в учебном материале, способность к учению в целом; такое понимание самостоятельной работы рассматривает обучающегося как самостоятельного субъекта (когнитивная психология, конструктивизм);

3) организованная и управляемая студентом совместно с преподавателем учебнопознавательная деятельность по овладению им знаниями, умениями, навыками и общекультурными и профессиональными компетенциями; выполнение учебных заданий в этом случае строго не регламентировано; обучающемуся предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения заданий, средств и форм контроля за учебной деятельностью (И.А. Зимняя, П.П. Пидкасистый).

Термин «самостоятельность» также широко изучается в отечественной психологопедагогической литературе. В самом обобщенном виде самостоятельность можно представить как интегративное качество личности, проявляющееся в устойчивой мотивации к осуществлению деятельности, волевой регуляции совершаемых действий, активности, инициативности, способности к самооценке и рефлексии. Самостоятельность можно рассматривать, таким образом, как характеристику личности, личностных качеств студента, его способа мышления.

Концепт учебной автономии / автономности студента был заимствован отечественной педагогической наукой из зарубежной практики преподавания. Идея автономной личности рассматривается в работах Н.Ф. Коряковцевой, Е.Н. Солововой, Г.И. Резницкой, Е.С. Полат, Е.А. Цывкуновой, D. Wolff, U. Rampillon, P. Bimmel, D. Holec, L. Dickinson, D. Little. Учебная автономия понимается как способность управлять собственным процессом учения (D. Holec), умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность (L. Dickinson); как процесс восприятия, структурирования и организованного запоминания информации из внешнего мира (С. Freinet, U. Rampillon, P. Bimmel, D. Wolff, М. Wendt).

Автономия, по мнению Л. Мариани и Л. ван Лиера, является одной стороной континуума, противоположной которой будет зависимость. Рассматривая пути и способы распределения автономии и зависимости в учебном процессе, Л. Мариани постулирует потребность обучающегося быть независимым, ответственным и саморегулирующимся существом, но, в то же время, человек испытывает потребность в зависимости, ощущение, что он принадлежит какому-то сообществу и может рассчитывать на помощь других людей. В учебном процессе очень важно правильно распределить соотношение автономии и зависимости [3, 191].

Изучение научно-педагогической литературы по проблеме учебной автономии позволяет объединить все определения в три основные группы:

1) автономия как особая организации учебного материала, при которой обучающийся выполняет предложенные преподавателем задания без его (преподавателя) непосредственного участия; задания построены таким образом, что участие учителя, как и привлечение обучающегося к организации и планированию учебного процесса не предусматриваются;

2) автономия как «способность человеческого мозга самостоятельно воспринимать, структурировать, организованно запоминать информацию из внешнего мира, создавая тем самым образ окружающей действительности» [3, 191]

3) автономия как «способность контролировать собственную учебную деятельность, ее содержание и условия, в которых она протекает, нести ответственность за свой учебный процесс, формирование ее осуществляется в процессе внутренней трансформации обучающегося» [3, 188-189].

Сопоставив определения автономии с теми значениями, которые вкладываются в понятие самостоятельной работы, можно видеть концептуальное единство исходных позиций. Вместе с тем, следует отметить, что основное отличие самостоятельности от учебной автономии в том, что при самостоятельной работе обучающиеся главным образом определяют технологию выполнения конкретной учебной задачи (заданной учителем или автором учебника), в то время как учебная автономия предполагает выбор не только того, как следует учиться, но и того, что надо учить для достижения поставленной для себя цели [2, 144]. По мнению большинства авторов, полная автономность/автономия студента не подразумевает участия преподавателя или учебного заведения; автономный студент независим от учебных материалов.

Вышесказанное позволяет нам рассматривать автономность в НИД как деятельностную характеристику, синонимичную термину «автономия». Автономность студента в НИД проявляется в следующем.

1. Осознанное и эффективное, самостоятельное, независимое от преподавателя управление собственной научной деятельностью:

- анализ и оценка реальных потребностей в данном виде деятельности;

- определение проблемы, актуальности, научной новизны и практической значимости исследования; постановка цели и задач научно-исследовательской деятельности;

- прогнозирование возможных результатов исследования;

- эффективная организация работы с научной информацией, ее поиск, осмысление, представление;

- аргументированный выбор методов исследования;

- планирование и проведение опытно-экспериментальной работы; обобщение, анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных;

- самоконтроль, самокоррекция и самооценка в процессе НИД.

2. Интеллектуальная самостоятельность: интеллектуальная активность, инициативность, независимость в суждениях, готовность к самосовершенствованию.

3. Взаимодействие и сотрудничество в процессе решения научно-исследовательских задач: положительный эмоциональный настрой, совместное решение конфликтных ситуаций, диалог, проявление толерантного и уважительного отношения ко всем участникам научно-образовательного процесса, сформированность ценностных ориентаций.

4. Самообладание и уверенность в себе, владение стратегиями осуществления эмоционального самоконтроля;

5. Рефлексия своих действий как действий исследователя.

Рассмотрим обеспечение автономности студента в процессе НИД в Институте иностранных языков и литературы (ИИЯЛ) Удмуртского государственного университета. Отбор дидактических средств, обеспечивающих автономность студента в процессе НИД, необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:

- принцип учета психологической структуры умственной деятельности студентов (процессов восприятия, мышления, памяти, формирования приемов умственной деятельности и пр.), выделения их познавательных способностей и мотивов к выполнению

научно-исследовательской работы (НИР), их возрастных и индивидуальных особенностей (темп работы, реакция и пр.);

- принцип адекватности конечных целей обучения и частной цели НИР на конкретном этапе или занятии; особенность реализации этого принципа заключается в формировании в сознании студентов точного представления о промежуточных и конечных целях НИР; осознание цели при выполнении конкретной НИР помогает студенту управлять своими действиями и концентрировать свою волю на их реализации;

- принцип паритетных отношений научного руководителя и студента (предполагает, что ответственность за процесс и результат НИР в равной степени лежит на студенте и научном руководителе); включает информирование студента преподавателем о целях, задачах, методах НИД; обучающийся также должен действовать активно, проявлять большую самостоятельность;

- принцип доступности ресурсов (предполагает системность и открытость информации, возможность для студента беспрепятственного доступа к разнообразным источникам информации - библиотеки, медиатеки, интернет и пр.);

- принцип соответствия образовательного процесса уровню современного научнотехнического развития (предполагает использование современных научных знаний и применение современных информационных, сетевых, компьютерных, дистанционных технологий);

- принцип комбинирования индивидуальных и коллективных форм, единства управляемой и неуправляемой, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; выбор адекватных методов учения и обучения, способствующих овладению студентами компетенциями НИД.

В процессе дидактического обеспечения автономности студента в НИД в ИИЯЛ особое внимание уделяется формам НИД, под которыми понимается способ организации НИД студента. По числу участников различаются индивидуальная (работа с научной, научно-методической литературой, написание рефератов, курсовых работ, подготовка к выступлениям на научнометодических семинарах, научно-практических конференциях разного уровня, проведение дипломного исследования) и коллективная (совместная разработка студентами научноисследовательских проектов, заполнение грантовых заявок, проведение научного мониторинга и пр.) НИД студента. По форме получения знания различаются аудиторная, внеаудиторная (выполняемая по заданию преподавателя), автономная (выполняемая по собственной инициативе, исходя из собственных представлений о НИР вне зависимости от задания преподавателя) НИР. По отношению к учебному процессу различаются обязательная НИР в рамках разработанных образовательных программ кафедры (учебная и производственная практики, курсовая работа, дипломное исследование); добровольная НИР, выполняемая в рамках разрабатываемых на кафедре, научной лаборатории, научном образовательном центре и т.п. научных проблем и направлений (СНО, кафедральные научные исследования, творческие научные коллективы, научные исследовательские проекты, конференции, конкурсы студенческих научных работ); независимая НИР, выполняемая по заказу частных лиц вне научных интересов кафедры, научной лаборатории и пр. (гранты, частные фонды). В зависимости от новизны используемых средств и методов НИД, выделяются традиционная (реферат, доклад, участие в семинаре, конференции, курсовая работа, дипломное исследование, учебная и производственная практики) и инновационная (исследовательский проект, проведение патентного поиска, заполнение грантовых заявок, проведение образовательного мониторинга, участие в онлайн-конференции, размещение научных работ в глобальной сети Интернет, составление списка тематических сайтов, ссылок, участие в работе научных интернет-сообществ) формы НИД студента-филолога.

В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие занятий, работ и мероприятий НИД студентов в ИИЯЛ разделим по следующим основным видам.

1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, - это самостоятельная аудиторная и внеаудиторная научно-исследовательская работа, проводимая в соответствии с разработанными на кафедрах планами и программами. Выполнение данной

работы является обязательным для обучающегося. Это такие виды научно-исследовательской работы, как элементы НИР на занятиях (дисциплины общегуманитарного, общепрофессионального, профессионального циклов), курсовое и дипломное исследование, педагогическая и научно-исследовательская практика.

2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс, - научная работа, предполагающая самостоятельную научную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения, но в соответствии с кругом очерченных преподавателем научных интересов кафедры, факультета, научного подразделения: разработка исследовательским коллективом научнообразовательной проблемы, деятельность в составе добровольного научного объединения, студенческого научного общества (СНО), участие в научном онлайн-сообществе, добровольное участие в научных мероприятиях на факультете, таких как ежегодная студенческая научнопрактическая конференция «День науки ИИЯЛ», «Неделя многоязычия», постоянно действующие семинары «Социокультурные перспективы преподавания иностранных языков», «Проблемы управления качеством иноязычного и межкультурного образования», а также выступления на научных семинарах и конференциях в городах Казань, Киров, Пермь, Уфа, Москва.

3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу, - совокупность научно-исследовательских работ, в которых студенты могут участвовать добровольно вне рамок учебных программ, на общественных началах либо с выплатой им заработной платы. Это такие виды деятельности, как заполнение грантовых заявок, разработка исследовательских проектов для образовательных учреждений Удмуртии и прилегающих областей и республик, участие в студенческих научных конференциях и семинарах различного уровня по собственной инициативе.

В обобщенном виде все виды НИД студентов в ИИЯЛ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды научно-исследовательской деятельности студентов в ИИЯЛ__________________________

Научно-исследовательская деятельность студентов

Встроенная в учебный процесс Дополняющая учебный процесс Параллельная учебному процессу

Аудиторная Внеаудиторная Внеаудиторная Внеаудиторная

• Система лабораторных практикумов • НИР на занятиях дисциплин базовой части ООП • НИР на занятиях спецдисциплин / профильной части ООП • НИР на спецкурсах по выбору студента • НИР в УдГУ-Лингва • НИР в библиотеке • Педагогическая практика • Участие в ежегодной конференции • Преддипломная практика • Участие в СНО • Участие в «Неделе многоязычия» • Участие в конференциях в ИИЯЛ и прочих научных мероприятиях • Участие в конференциях в г.Казань, Уфа и пр. • Участие в СНО • Грантовая деятельность • Исследовательские проекты для частных учебных заведений • Участие в научных онлайн-сообществах • Добровольное участие в конференциях и семинарах

Отметим, что обеспечение автономности студентов в НИД осуществляется поэтапно (табл.2).

Таблица 2

Этапы обеспечения автономности студентов бакалавриата в процессе научно-исследовательской деятельности

Название этапа Курс Содержание этапа Виды НИД студента

Подготовительный 1 • Самостоятельное овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения, обобщения; • Ориентирование в научном тексте, умение находить, осмысливать и представлять информацию; • Планирование работы в библиотеке, медиатеке 1. Элементы когнитивно-поисковой самостоятельной работы на занятиях, в ходе дисциплин базовой части ООП; 2. Система лабораторных практикумов 3. Научно-поисковая работа в библиотеке, УМЦ «УдГУ-Лингва» 4. Организационно-исследовательская деятельность в СНО

Учебно- исследовательский 2-3 • Знакомство с видами научных исследований, их структурой и особенностями; • Самостоятельная организация внеаудиторной научной деятельности; 1. НИР на занятиях спецдисциплин, профильной части ООП 2. НИР на спецкурсах по выбору студента; 3. НИР в ходе спецкурса «Введение в

• Начало работы над дипломным исследованием (теоретическая часть) автономную деятельность»; 4. Участие в СНО; 5. Заполнение грантовых заявок; 6. Участие в научных онлайн-сообществах.

Автономно- исследовательский 4 • Самостоятельная разработка исследовательских проектов от идеи до воплощения, • Завершение работы над дипломным исследованием; его защита 1. Завершение дипломного исследования (проведение экспериментальной работы, анализ и оформление результатов); 2. Участие в конференции «День науки в ИИЯЛ»; 3. Участие в конференциях в г. Казань, Уфа, Пермь; 4. Написание исследовательских проектов по заказу частных лиц; 5. Научно-консультационная деятельность в УдГУ-Лингва, 6. Педагогическая практика; 7. Заполнение грантовых заявок 8. Участие в добровольных научных объединениях студентов

Как следует из таблицы 2, на начальном этапе предпочтение отдается коллективным формам самостоятельной работы студентов, организованной преподавателем с целью стимулирования активной мыслительной деятельности студентов, овладения ими информационно-поисковыми, когнитивно-познавательными, рефлексивными видами деятельности. При организации НИР студентов на младших курсах особое место отводится системе лабораторному практикуму, под которым понимается «вид самостоятельной практической работы студентов, в ходе которой обучающиеся путем усиленной мыслительной деятельности, выбора и выполнения заданий решают учебные задачи, углубляют и закрепляют полученные теоретические знания с целью овладения профессионально значимыми компетенциями» [1, 147]. По сравнению с другими типами занятий, данный тип наиболее успешно способствуют формированию самостоятельности личности, воспитанию творческой активности и инициативы, профессиональному и личностному развитию будущего специалиста. Мы выделяем лабораторный практикум подготовительного, когнитивного, контрольного, творческого и проектного типов.

На учебно-исследовательском этапе ведущими становятся формы НИД, направленные на понимание сущности НИД, знакомство с видами и типами научных исследований, усиливается профессиональный компонент в научно-исследовательской подготовке студентов. На автономно-исследовательском этапе преобладающими выступают формы автономной исследовательской деятельности студентов, такие как педагогическая практика, консультационная деятельность студентов в УМЦ «УдГУ-Лингва», самостоятельная разработка и реализация исследовательских проектов педагогического, научно-методического характера, осуществляемых по заказу частных лиц и частных образовательных учреждений.

Отметим, что в процессе отбора дидактических средств, обеспечивающих автономность студентов в НИД, активно используются возможности внеаудиторной НИД, осуществляемой в форме лабораторных практикумов, исследовательских проектов, самостоятельной работы в учебном ресурсном центре, библиотеке. Сознавая ограниченность НИР, встроенной в учебный процесс, большое внимание уделяется НИР, дополняющей учебный процесс, осуществляемой в форме СНО, добровольных научных объединений студентов и преподавателей. Более общие формы НИД постепенно уступают место узкоспециальным и индивидуализированным формам НИР - педпрактика, спецкурсы, дипломное исследование. Отбор дидактических средств, обеспечивающих автономность студентов в НИД, позволяет рассматривать все приведенные формы, методы и средства организации научно-исследовательской работы как компоненты оптимальных условий для

самостоятельного личностного и профессионального роста студентов, их развития и самосовершенствования.

1. Милютинская, НЮ. Система лабораторных практикумов по иностранному языку в автономной учебной деятельности // Автономная учебная деятельность в иноязычном образовании (теория и практика) : моногр. / Н.Ю. Милютинская, Н.Е. Брим, М.А. Бекк [и др.] ; под ред. Н.М. Платоненко. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2011. - 266 с.

2. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративнорефлексивный подход : моногр. / Е.Н.Соловова. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.

3. Цывкунова, Е.А. Зарубежный опыт формирования учебной автономности обучающегося // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам : сб. научных трудов / Вестник МГЛУ. - М., 2001. - Вып. 461. - С. 183-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.