Научная статья на тему 'Модель ситуационного управления качеством подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике'

Модель ситуационного управления качеством подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель ситуационного управления качеством подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»

Модель ситуационного управления качеством ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО информатике

Сильченко Ален Павлович (s-allen@mail.ru)

г. Тверь, п. Ново-Власьево

В настоящее время, в новой ситуации для экономической и политической жизни страны, возникает потребность при решении образовательных задач активно и целенаправленно применять основные положения, принципы и методы теории управления (менеджмента). Научные основы менеджмента представляют собой методологическую базу управленческой практики не только в управлении бизнесом. Многие его постулаты и теоретические позиции применимы для любой управленческой деятельности.

В современной науке моделирование определяется как единство трех стадий: изучение параметров реальной системы и построение на этой основе ее модели, исследование модели, экстраполяция изученных свойств модели на ее оригинал.

Известно [1], что важнейшими функциями модели являются: описательная (выделяет в исследуемом объекте существенные компоненты); конструктивная (дает ориентир в применении добытых знаний в новых ситуациях); эвристическая (способствует прогнозированию).

В полной мере эти принципы могут быть применены к разработке модели ситуационного управления качеством подготовки учащихся, в том числе и в процессе подготовки к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предмету «Информатика и ИКТ». Выбор модели ситуационного управления обуславливается наличием динамических характеристик при включении содержания тестовых вопросов в последние годы. Именно структура, содержание и динамика измерительных материалов, в главной мере, определяют выбор методических решений для построения управляемой стратегии оперативного реагирование с целью достижения устойчивых показателей качества подготовки.

Согласно модели, целью процесса обеспечения качества подготовки учащихся является формирование готовности к сдаче ЕГЭ по информатике.

В качестве основы представленной модели были выбраны: модель управления Теория «7—8», ситуационная модель руководства Фидлера, модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда, модель лидерства «путь - цель» Хауза и Митчелла [2].

Ситуационные теории управления дают рекомендации о том, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом процесс управления должен состоять из следующих обязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для достижения эффективного управления в каждой конкретной ситуации: получение руководителем необходимых знаний; идентификация и анализ ситуации; выбор подхода и методов управления в сложившейся ситуации; оценка вероятных последствий ситуационного управления; создание необходимых условий для проведения изменений; проведение изменений.

Менеджер, в нашем случае, преподаватель должен быть компетентным в области ИКТ, т. е. владеть содержанием, которое находит отражение в обязательном минимуме, программах, учебниках и включается в содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Также преподаватель должен знать типологию заданий, критерии и виды используемых шкал для оценки заданий различного типа, специфику оценивания заданий. И уметь работать с инструкциями, определяющими процедуру проверки и оценки ответов выпускников на задания, проверять и объективно оценивать ответы выпускников на задания (в соответствии с критериями, разработанными федеральной предметной комиссией разработчиков КИМ).

В дерево функций управления качеством образования включены следующие элементы.

Функции управления качеством подготовки учащихся

Функции выработки стратегии управления качеством подготовки к ЕГЭ по информатике Функции оперативного управления качеством подготовки к ЕГЭ по инф орматике Функции обратной связи с потребителями в ходе управления качеством подготовки к ЕГЭ по инф орматике

О О- О

- Ц ЕЛ ЕПО ЛАТАНИЕ -ПРОГНОЗИРОВАНИЕ -ПЛАНИРОВАНИЕ - СТАНДАРТИЗАЦИЯ -ОРГАНИЗАЦИЯ -РУКОВОДСТВО -ОБЕСПЕЧЕНИЕ -КООРДИНАЦИЯ -АНАЛИЗ -УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ -КОНТРОЛЬ -МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

Модель управления качеством подготовки к ЕГЭ по информатике состоит из следующих этапов:

)тап Мероприятие Специфика предмета ИКТ

Анализ личности каждого учащегося (по разработанной методике диагностики личности учащегося) Компьютерное анкетирование склонности к деятельности типа «человек-знак», «человек-гехннка»

«В '2 в 8 Сбор информации об уровне подготовки учащихся и анализ ситуации Компьютерная диагностика знания понятийного аппарата III. 1

2 < Определение проблемных мест Статистический анализ результатов диагностических процедур

Определение критериев, по которым будет оцениваться качество подготовки Корреляционный анализ

12 2 I Выбор стратегии обучения, ее корректировка или создание новой Очный и очно-заочный (дистанционный) на основе применения Викн-технологии

о Q. Е 8 Определение критериев оценки на основе выбранной стратегии обучения

а. Определение целей Прогнозирование результатов

is _ л BS у Оценка знаний учащихся с помощью разработанных контрольных работ

I в ■ Анализ результатов

Все этапы модели управления качеством находятся в постоянной связи с мониторингом (отслеживание результатов в процессе обучения, диагностика, прогнозирование результатов, сравнение результатов с намеченными целями).

На проектировочном этапе необходимо построение теории информационных технологий и оптимальной организации учебного процесса. Это предполагает разработку комплекса математических моделей, рассматриваемых как базисные в обучении, в случае моделей оптимизации 1 -го рода - это диалог, тестирование, классно-урочная система обучения, организация группового сотрудничества на занятии, модели тематического планирования учебного процесса и в случае оптимизации 2-го рода - это формирование содержания обучения, модели креативной педагогики и междисциплинарные модели обучения. [3] Применение алгебраической теории диалоговых обучающих экспертных систем общего назначения, алгоритм обучения которой представляет собой диалог «учитель-ученик», проводимый в рамках психологической концепции Л. С. Выготского об актуальном уровне развития обучаемого, который с помощью наводящих вопросов постепенно наращивается в пределах зоны ближайшего развития этого обучаемого.

Планируется создание обучающего сайта на основе wiki-технологии и с применением математических моделей в обучении. Одно из основных преимуществ wiki-обеспечивается поддержка многопользовательской работы, имеется возможность многократного редактирования любого текста с помощью самой wiki-среды (веб-сайта), появление изменений сразу же после их внесения, каждая статья Wiki имеет собственное уникальное имя, язык данной разметки достаточно прост и не требует специальных знаний, а так же существует возможность возвратиться к предшествующей версии. Современные wiki-движки позволяют создавать ACL - access control lists, и таким образом осуществлять контроль доступа и предоставлять разные права различным пользователям. Данный сайт имеет следующую иерархию доступа: Главный администратор (в лице учителя, право пользования без ограничений) и администратор (в лице ученика с ограниченным правом доступа). Наполнение сайта основано на учебном пособии «Подготовка к ЕГЭ по Информатике» [4].

Целью данного проекта является полное взаимодействие так называемой модели «учитель-ученик» и дистанционная форма обучения на основе всех этапов подготовки учащегося к ЕГЭ по информатике. Возможно применение модели креативной педагогики.

Для подготовки к ЕГЭ по информатике были проведены теоретические занятия по заданным темам (информация и ее кодирование, представление числовой информации и позиционный системы счисления, основы логики и основы алгоритмизации), после которых оценка знаний учащихся была осуществлена с помощью контрольных работ. Эксперимент проходил в заочной школе математики и информатики для учащихся 10-11 -х классов при математического факультете Тверского государственного университета.

После проведения контрольного этапа, были выявлены проблемные участки учащихся (в основном по теме «основы алгоритмизации»). С учетом этого были разработаны новые теоретические занятия и контрольные работы, соответственно. В результате, по окончании обучения 95 % учащихся успешно сдали итоговые экзамены по информатике. В этом эксперименте была использована модель ситуационного управления качеством подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике.

Литература

1. Упит М. И. Управление качеством профильной подготовки учащихся в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Упит Марина Ивановна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Челябинск, 2009. - 196 с.

2. Будагьянец Н. А. Основополагающие принципы ситуационного управления. Элитариум: Центр дистанционного образования. 2010 URL: http://www.elitarium.ru/2010/09/17/principy_situacionnogo_upravlenija.html

3. Фирстов В. Е. Математические модели управления дидактическими процессами при обучении математике в средней школе на основе кибернетического подхода: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Фирстов Виктор Егорович; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского]. - Ярославль, 2010. - 46 с. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования).

4. Самылкина Н. Н., Сильченко А. П. Репетитор по подготовки к ЕГЭ по информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.