изучение состояния тревожности студентов в условиях обучения в высшей школе. За период с 2007 г. по 2010 г. проведены исследования, направленные на изучение состояния тревожности у студентов Братского Государственного Университета. Средний уровень личностной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера-Ханина в спокойном состоянии составлял 36,8 балла. Среди обследованных встречались студенты, как с высокой, так и с низкой личной тревожностью, что изначально определяло их реакции на воздействия факторов внешней среды. Как правило, тенденцией к повышенной тревожности обладают студенты, склонные недооценивать свои возможности и способности и обладающие слабым типом высшей нервной деятельности. Большинство обследуемых нами студентов IV курса обладали средним уровнем личностной тревожности, неустойчивы к стрессам - 7,3% студентов I курса и 4,3%, обучающихся на IV курсе. Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера-Ханина в спокойном состоянии равнялся 38,2 балла. Установлено, что любая ситуация, сопровождается изменением эмоционального состояния организма. Это следует рассматривать как адаптивную реакцию, в результате которой организм включает защитные приспособительные механизмы и мобилизует свои ресурсы. Но такая реакция не должна быть продолжительной и сильной, так как приводит к значительному напряжению нервной системы и к снижению умственной деятельности. Результаты исследования показывают, психофизиологический статус студентов в течение обучения характеризуется средним уровнем личностной тревожности у большинства обследуемых студентов и снижением высокой личностной тревожности к IV курсу обучения на 15,2%, вместе с тем, отмечен высокий уровень ситуативной тревожности на всех курсах обучения. Данное исследование подтверждает необходимость проведения здоровьесберегающей деятельности вуза для повышения и эффективности качества образования.
Фалунина Е. В.
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет»,
1уиЬШта. sweta@yandex. ги
Современный этап развития психологической науки характеризуется обострившимися проблемами не столько теоретического, сколько прикладного -практического характера. Необходимость решения этих проблем, путем
постановки конкретных социально-психологических и психолого-педагогических задач, обусловлена социально-политическими и экономическими особенностями, а также социокультурным многообразием в российском обществе и поликультурным содержанием образовательного пространства России. Все это требует нового осмысления существующей реальности с целью определения тех целей, ценностных ориентаций, принципов, методов и технологий образования, которые отвечали бы всем современным требованиям социальной ситуации развития.
Такого рода анализ был необходим и для построения психологопедагогической модели системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования.
Психолого-педагогическая модель системы подготовки
6) идущих учителей в вузе
Учебные и Профорен- Фольклоро- Социально- Методы Методы псх.-
внеучебные тированный тренинг психологическ активного пед.
ситуации тренинг этнокульт ий тренинг социально- диагностики:
полисубъектного психологичес ур адаптации и психологичес (МППД)
взаимодействия. кой (ФТЭК) социализации кого - педагог.
Метод готовности (СПТАиС) обучения деят-ти;
моделирования педагогов (МАСПО) - знач. личн.
полисубъектного (ПТПГП) кач;
взаимодействия - поликуль-
(УСПсВ; ММПСВ) турной
образо-
вательной
среды
Основные средства подготовки педагогов к работе в современном образовании
Принцип «Пяти П», построенный на компонентах структуры субъектности:
- гносеологического (познать, понять),
- аксиологического (прочувствовать, принять);
- праксиологического (помочь, поддержать) себя; а также на компонентах полисубъектности: познать, понять, прочувствовать, принять, помочь и поддержать Другого
Принцип полисубъектного взаимодействия - консолидации культур, построенный на свойствах субъектности: - самодетерминации (имею, могу);
- самоорганизации (надо); и
- саморазвитии (хочу, буду).
А также на свойствах полисубъектности:
- самовыражении;
- самоактуализации;
- самореализации.
Важнейшие п шнципы системы психрлого-педагогической подготовки
Спецкурсы и программы работы с преподавателями вуза, педагогами-практиками (на КПК), студентами-педагогами по развитию полисубъектности Работа с учебными программами ведущих психолого-педагогических дисциплин: повышение внутри- и междисциплинарных связей на лекционных занятиях посредством тематического содержания сущности гуманизации поликул ьтурного образования Усиление роли практических занятий с внедрением активных методов обучения и практикоориентированных гуманистических технологий Специально организованная педагогическая практика студентов в школах и детских загородных лагерях и центрах
Основные условия подготовки
Работа с преподавателями вуза Работа с педагогами-практиками Работа со студентами-педагогами Работа с учащимися СОШ
Форма организации подготовки - системный подход (механизмы реализации)
Метод моделирования полисубъектного взаимодействия (ММПСВ) ______________Основной метод подготовки педагогов________________
Теоретико-интеграционный(нап-равленный на гно-сеологическуюподструктуру субъектности и полисубъектности личности) Тренингово-диагностический (направленный на аксиологическую, праксиологическую и гносеологическую подструктуры субъектности и полисубъектности личности) Рефлексивно-аналитический (направленный на аксиологическую и гносеологическую подструктуры субъектности и полисубъектности личности)
Типы педагогических технологий подготовки (и блоки программ)
Компоненты
структуры:
- гносеологический (познать, понять
себя);
- аксиологический (прочувствовать,
принять себя);
- праксиологический (помочь, поддержать себя).
Свойства субъектности:
- самодетерминация (самопричинность) -имею, могу;
- самоорганизация (самоуправление) - надо;
- саморазвитие (самоизменение) - хочу, буду что-то с собой делать (развиваться).
Компоненты
структуры:
- гносеологический (познать, понять другого);- аксиологический (прочувствовать, принять Другого);
- праксиологический (помочь,поддер-жать другого.)
Свойства
полисубъектности:
- самовыражение (способность) - имею
интерес, желаю;
- самореализация (самоотдача) -
необходимо, значимо;
- самоактуализация (самоценность) -нужен, значим,
востребован, неповторим
Личностная субъектность Полисубъектность личности
Направленность подготовки
Педагогическая: - Знания, - Умения, - Навыки (- сущность гуманизации образования; - специфика поликультурной образовательной среды; - особенности организации полисубъектного взаимодействия). Психологическая: - полисубъектность личности; - ценностно-мотивационная направленность на гуманистически ориентированную педагогическую деятельность в поликультурной образовательной среде; - высокий уровень взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения; - развитие профессионально значимых личностных качеств.
Цели профессиональной подготовки
Взаимообуслов- Психологизаци Технологиза
ленность я Акмеологиза Гуманиологиз Креативнос ция
личности и образователь ция ация ть (практикоор
профессионально ного процесса иен-
й тированнос
деятельности ть)
Закономерности. Тенденции
(устойчивость признака; степень повторяемости)
Общегуманистические: - Холизма; - Эмпирической свободы; - Креативности; - Рациональности; - Субъектности; - Проактивности; - Гетеростаза; - Самоценности и пр. Психолого-педагогические: - Системности; - Активности; - Единства сознания и деятельности; - Детерминизма ; - Личностно- деятельностный; - Взаимодействия.
Принципы подготовки (инструментарий, указания к деятельности)
Наличие Развитие профессионально Сформированность
гуманистических ценностно- значимых личностных качеств. необходимых
смысловых ориентаций. Взаимосвязь знаний, умений и
Мотивация на педагогическую личностного и навыков работы
деятельность в профессионального в пространстве
поликул ьтурной самоопределения. современного
образовательной среде. Педагогическая направленность. образования.
Критерии готовности
(степень структурированности психолого-педагогической готовности)
*
Высокий Выраженный Средний Невыраженный Низкий
Уровни готовности
Когнитивно-рефлексивная (направленная на гносеологическую подструктуру субъектности и полисубъектности личности) - Я-познающий, - Я-понимающий. Ценностно-мотивационная (направленная на аксиологическую подструктуру субъектности и полисубъектности личности) - Я-прочувствовавший, - Я-принимающий Операциональнодеятельностная (направленная на праксиологическую подструктуру полисубъектности личности) -- Я-преобразующий, - Я-помогающий
Стратегии реализации системы подготовки
Адаптации- онный Технолого- взаимодейственный Теоретико- интеграционный Учебно- практический Рефлексивно- аналитический
Блоки (структуры) системы подготовки
Интеграт ивная (теоретическая) Тренинговая Результативно-управленческая
Технологии подготовки
Ценностно - мотивационный Содержательно -деятельностн ый Когнитивно рефлексивн ый Коммуникативно технологический Резул ьтативно - действенный Оценочно -прогностичес кий
Компоненты структуры психолого-педагогической готовности
Культурно- Сущности Психолого- О природе и По организации
исторического субъектности педагогич. сущности единого
подхода личности антологии человеческой образовательного
Л.С.Выготский Б.Ф.Ломов человека деятельности, пространства и
В.В.Давыдов С.Л.Рубинштейн как субъекта ее смысловом, поликул ьтурной
Д.Б.Эльконин К.А.Абульханова жизнедеятельност целенаправленно образовательной
А. В. Брушлинский и м характере... среды
К.А.Абульханова Б.Г.Ананьев Г.В.Безюлева
С.К.Бондырева А.Н.Леонтьев С.К.Бондырева
Д.И. Фельдштейн Д.В.Колесов и др.
Теоретическое обоснование (положения)
Комплексный Б.Г.Ананьев и др. Системный Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин и др. Компетентностный К.А.А бул ьханова, А.В.Вербицкий И.А.Зимняя, Б.Б.Коссов, А.И.Субетто и др. Личностно-центрированный (Субъектный) А.Маслоу К.Роджерс Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн
Методологическая основа системы подготовки (подходы)
4
Гуманистическая парадигма психолого-педагогической науки и образовательной практики (А.Г.Асмолов, К.Роджерс, А.Маслоу, Д.И.Фельдштейн
_______________________________________и др.)_______________________________________
Ценностные ориентиры современного образования
____________________________________________+_______________________________________
Развитие личности, стремящейся к постоянному саморазвитию, самореализации и самоактуализации, с высоким уровнем личностной и этнической субъектности, с высокой гражданской позицией Россиянина, готовой к поликультурному бесконфликтному взаимодействию на уровне интеграции и консолидации культур. Личность самостоятельная, активная, целостная, гармоничная,
_____________творческая, свободная, ответственная. Полисубъектная личность._________
________________________Цель современного образования_______________________________
С.А. Федорова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ
Братский государственный университет, 1уиЬп1та.sweta@yandex. ги
В настоящее время, когда материальные ценности доминируют над духовными, происходит процесс разрушения личности. У людей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Толерантность как духовнонравственное качество личности становится все более необходимым современному человеку, а в межличностном взаимодействии она существенно отличается от других нравственных качеств, ценностей и установок личности. Несмотря на широкое распространение понятия толерантность, однозначного подхода к его дефиниции не существует. В общем понимании толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.