Научная статья на тему 'Модель системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе педагогической практики'

Модель системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / MODEL / SYSTEMS OF TRAINING / PATRIOTIC UPBRINGING / TEACHING PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Албутова Инна Владимировна

В статье обосновывается необходимость моделирования системы подготовки студентов педагогических вузов к патриотическому воспитанию учащихся и определяется роль педагогической практики в данной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Албутова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of training future teachers for patriotic upbringing of students based on teaching practice (the model)

The article deals with the necessity of creating a model of the system of preparing students in teacher training colleges for patriotic upbringing of schoolchildren. The role of teaching practice in this system is described.

Текст научной работы на тему «Модель системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся на основе педагогической практики»

И. В. Албутова

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Работа представлена кафедрой педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. В. Павлов

В статье обосновывается необходимость моделирования системы подготовки студентов педагогических вузов к патриотическому воспитанию учащихся и определяется роль педагогической практики в данной системе.

Ключевые слова: модель, системы подготовки, патриотическое воспитание, педагогическая практика.

I. Albutova

SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR PATRIOTIC UPBRINGING OF STUDENTS BASED ON TEACHING PRACTICE (THE MODEL)

The article deals with the necessity of creating a model of the system of preparing students in teacher training colleges for patriotic upbringing of schoolchildren. The role of teaching practice in this system is described.

Key words: model, systems of training, patriotic upbringing, teaching practice.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» определены содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания в нашей стране. Патриотическое воспитание школьников представляет собой целенаправленный процесс включения их в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений и стимулированием активности учащихся по формированию у себя моральных качеств. Патриотизм включает в себя чувство привязанности

к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к родному языку, стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины, отстаивание ее свободы и независимости, заботу об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за ее социальные и культурные достижения, уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным традициям.

Организаторами патриотического воспитания в школьных коллективах выступают учителя-предметники, классные руководители, органы ученического самоуправле-

Модель системы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся..

ния. Анализ массовой практики работы отдельных школ по патриотическому воспитанию учащихся позволил нам выявить типичные трудности, возникающие у педагогов в решении данного вопроса: слабое знание теории и методики воспитательной работы, современных концепций воспитания, неумение эффективно использовать урочную и внеурочную формы работы, диагностировать уровень воспитанности учащихся и на этой основе планировать и организовывать патриотическое воспитание учащихся в школе и вне ее и др. Знание этих трудностей позволило нам вести поиск оптимальных путей использования педагогической практики, организуемой на 4-5-м курсах в целях формирования готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся.

В своем опыте под готовностью студента к патриотическому воспитанию учащихся мы понимаем сложное индивидуальное новообразование личности учителя, отражающее его осознанное стремление к решению задач патриотического воспитания учащихся.

Готовность студентов к данной деятельности предполагает овладение студентами теоретическими, методическими знаниями и практическими умениями и навыками организации этого процесса.

В процессе моделирования подготовки будущего учителя к патриотическому воспитанию учащихся на основе педагогической практики мы исходим из понимания логики деятельности учителя, которая включает процессуальную и результативную стороны.

Процессуальная сторона подготовки студентов включает цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства организации данного процесса.

Результативная сторона отражает соответствие полученного результата поставленной цели. В контексте нашего исследования результатом является теоретическая, методическая, практическая готовность студентов к организации патриотического воспитания учащихся в современных школах.

Проектирование модели системы подготовки студентов педагогических вузов к патриотическому воспитанию учащихся на ос-

нове педагогической практики происходило в два этапа.

Первый этап включал в себя анализ системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся, выявление типичных трудностей вуза в решении этой задачи.

На втором этапе была разработана модель системы подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся, включающая в себя цель, задачи, принципы, содержание, формы, методические средства, результат. Так, например, в качестве задач выступали:

1) вооружение студентов теоретическими и методическими знаниями в области патриотического воспитания;

2) показ возможностей использования педагогической практики в формировании патриотических качеств личности;

3) вооружение педагогическими технологиями, позволяющими успешно решать задачи патриотического воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности;

4) развитие у студентов умений и навыков организации патриотического воспитания учащихся. К ним мы отнесли умения:

• выявлять уровни сформированности патриотических качеств у учащихся;

• ставить цель, определять учебно-воспитательные задачи;

• планировать, организовывать, корректировать учебно-воспитательную работу;

5) формирование у будущих учителей:

• интереса к воспитательной работе, стремления правильно и эффективно использовать теоретические и методические знания и практические умения в патриотическом воспитании во время педагогической практики;

• потребности использовать современные педагогические технологии, позволяющие решать задачи патриотического воспитания школьников;

• навыков научно-исследовательской работы по проблемам патриотического воспитания учащихся.

Следующим компонентом разработанной нами модели являются принципы обучения и воспитания. В своей работе мы опира-

ПЕДАГОГИКА

лись на следующие принципы дидактики высшей школы, предложенные М.В. Булановой-Топорковой :

• ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

• соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

• оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

• рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

• соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности [1, с. 146].

К принципам воспитания мы отнесли слово, дело, пример, традиции и др.

В нашем опыте теоретические знания студенты получают в процессе изучения таких предметов, как история Отечества, философия, педагогика, психология и др.

Для того чтобы успешно подготовить будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся в ходе педагогической практики, нами был разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Теория и практика патриотического воспитания учащихся».

Задачами спецкурса являются:

• формирование у студентов положительной мотивации к патриотическому воспитанию учащихся во время педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности;

• вооружение студентов теоретическими знаниями о принципах, формах, методах и средствах патриотического воспитания учащихся;

• развитие у будущих учителей умения учитывать возрастные особенности учащихся в патриотическом воспитании;

• формирование умений самостоятельно выбирать средства и методы патриотического воспитания школьников во время педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности;

• ознакомление студентов с необходимой психолого-педагогической и методической литературой, раскрывающей особенности патриотического воспитания учащихся, и др.; обучение планированию и осуществлению, корректированию воспитательной работы.

Решение этих задач осуществлялось в процессе лекционных, практических занятий, в ходе участия в подготовке и проведении воспитательных мероприятий патриотического характера в вузе, в городе, в образовательных учреждениях.

Тематический план спецкурса включает следующие темы:

1. Патриотизм, его сущность и содержание.

2. История развития патриотического воспитания в России.

3. Патриотическое воспитание, его цели и задачи.

4. Принципы патриотического воспитания.

5. Содержание патриотического воспитания школьников.

6. Формы и методы патриотического воспитания учащихся.

7. Планирование и организация патриотического воспитания в школе.

8. Критерии показателя сформирован-ности патриотических качеств у учащихся.

Спецкурс читается в 8-9-м семестрах перед выходом студентов на педагогическую практику и завершается научно-практической конференцией студентов. Полученные теоретические и методические знания студенты реализуют в процессе педагогической практики.

Результатом внедрения данной модели является достаточно высокий уровень готовности выпускников педагогических вузов осуществлять патриотическое воспитание учащихся как во время педагогической практики, так и в будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.