Научная статья на тему 'Модель-система комплексного сопровождения'

Модель-система комплексного сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЛИВАРИАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котькова Галина Евгеньевна

Моделирование системы представляет собой последовательную смену видов деятельности: отбора системообразующих факторов; упорядочения информации в опорные схемы-алгоритмы предъявления, компоновки программ развития и сценария взаимодействия. Система комплекс даёт возможность разработать траекторию личностного развития в соответствии с типом существующего социально-педагогического пространства, создать адаптивную модель комплексного сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель-система комплексного сопровождения»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 371.032 + 371.035

Г. Е. Котькова

МОДЕЛЬ-СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Среди множества факторов, оказывающих влияние на социально-педагогическую деятельность, прежде всего, нужно отметить особенности процесса развития самой личности ребенка, общую стратегию воспитания, суть которой в том, чтобы создать необходимые условия, обеспечивающие гуманизацию данного процесса и совершенствование в этом направлении социальной среды.

Современная концепция, являющаяся базой открытой модели образования, формируется и в русле синергетической парадигмы, рассматривающей образование как открытый, творческий процесс, в котором обучение, воспитание и развитие предстают как единое целое, а понятие «развивающая образовательная среда» коррелирует с понятием территориального образовательного пространства (системы) и выступает как ведущая тенденция современной педагогической теории и практики [2; 3; 5].

На наш взгляд, социально-педагогическое пространство микросоциума является частью «поля развития» личности ребенка, где происходит взаимодействие всех его социальных систем, всех субъектов образовательного процесса в рамках определенной нормативно-правовой модели- системы.

Ученые-исследователи выделяют следующие варианты объединений внутри развивающей образовательной среды:

1) учебные комплексы, т. е. учебные заведения одного профиля разного уровня образования в многообразных комбинациях;

2) учебно-производственные комплексы, в состав которых входят образовательные учреждения разных уровней и базовые предприятия;

3) учебно-научные педагогические комплексы, включающие в свой состав наряду с учебными заведениями и предприятиями исследовательские подразделения.

В рамках указанных вариантов объединений внутри развивающей среды ' осуществляются разнообразные виды связей и типы отношений между входящими в них социальными институтами. Исследователи-практики отмечают, что наиболее распространены комплексы и центры.

Опыт образовательно-воспитательных учреждений С. Т, Шацкого,

A. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого и сегодняшний опыт А. А. Захаренко,

B. А. Караковского, Г. Е. Пейсаховича, А, А. Шулаева и других — это, в сущности, опыт создания авторских школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. В этой связи следует сказать о новом типе школы — школе-комплексе, которая сегодня определяется как одна из перспективных моделей современного учебно-воспитательного учреждения.

Анализ известного в стране опыта и существующая с 80-х г. XX в. успешная практика по созданию школ-комплексов в Белгородской области, на Урале, в Татарстане, а с 90-х г.—в республике Мари-Эл, г. Санкт- Петербурге, г, Москве, г. Орле и г. Саратове, в Псковской, Владимирской, Тверской, Ярославской областях, доказывают, что именно в таком образовательно-воспитательном учреждении реальнее всего складываются связи «школа-личность ученика». Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (учение, музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы. .

Комплексы, центры, объединения и т. п. могут работать в каждом регионе и способствовать оптимальному функционированию развивающей социально-педагогической среды. Чтобы системы-комплексы успешно обменивались адаптивными моделями развития, необходимо опираться на технологический подход [1; 4].

Мы считаем, что школу-комплекс можно определить как систему, суть которой в создании взаимодействия со средой всех учреждений микросоциума, где социальные, психолого-педагогические, материальные, организационные условия нацелены на развитие личности каждого школьника.

В свою очередь основополагающим элементом всей организационной системы школы-комплекса мы определяем отношения, лежащие в основе модели объединения социальных институтов различных типов и разного назначения.

В качестве рабочих мы принимаем следующие определения моделей: кооперация — это организационная структура комплекса учреждений, в которой отношения между субъектами строятся на конфедеративных принципах, а объединение оформлено на основе договора о намерениях (общая цель, но юридическая и финансовая независимость);

интеграция - это организационная структура комплекса учреждений, объединенная в единое целое Уставом, в которой в результате слияния отношения строятся на федеративных принципах;

содружество — это организационная структура комплекса независимых учреждений, в которой отношения основаны на смешанном типе (частичные интеграция и кооперирование), а объединение оформлено на основе соглашения о союзе.

Мы полагаем, что в современных специфических условиях школа-комплекс стала «неявной реальностью» современности, фактором, способствующим развитию непрерывного образования, в связи с чем формируется принципиально иная концепция обучения и воспитания: поливариантное развитие личности в системе-комплексе. Однако следует оговориться, что нет и не может быть обязательного варианта школы-комплекса. Все зависит от конкретных социально-педагогических условий, материально-технических и кадровых возможностей.

Личностно ориентированные воспитательные технологии образуют подсистему воспитания, в плоскости которой сами учащиеся выстраивают индивидуальные траектории своего собственного развития [2; 5]. Это в свою очередь означает, что массированное применение в школьной практике личностно ориентированных технологий не создаёт новую систему воспитания, а снабжает существующую важнейшими специфическими свойствами, что позволяет педагогам предложить, а учащимся использовать возможности выбора вариантов и способов личностного развития, т. е. обеспечивает, поливариантность развития (см. рис.1).

Внедрение же социальных технологий в педагогическую деятельность позволяет научно подходить к разрешению многих общественных проблем, способствует эффективному решению широкого спектра социально-педагогических задач (диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации, социальной реабилитации и др.). Однако здесь в большей мере важна роль сопровождающего, его профессионализм, умение очень тонко определять и учитывать индивидуальные различия учащихся не только в академических знаниях, но и в психолого-социальном плане.

Сегодня можно сказать, что интеграция социальных и личностно ориентированных педагогических технологий действительно стала основой сопровождения, позволяющей выстраивать индивидуальную траекторию обучения, деятельности и общения, и, следовательно, соответственного поливариантного развития личности ребенка (как в сфере общего, так и особенного), Причем необходимо сопровождать всех участников образовательного процесса, Иными словами, технологичность (алгоритмы, схемы, модели) становится доминирующей характеристикой деятельности педагога/ специалиста, означает переход на качественно новую ступень, характеристиками которого являются эффективности, оптимальность, наукоемкость образовательного процесса.

Как показывает практика, создавая модель комплексного сопровождения на подготовительном этапе, специалист-воспитатель использует свои знания и умения в широком диапазоне поиска возможностей и ресурсов социума по социальной защите и поддержке как ребенка, так и семьи, по отбору системообразующих факторов развития, по преобразованию (упорядочению) условий и последовательности ('компоновке) их в модели - системе, акту-

алъной по времени; адекватной по запросу, цели; активной по ситуации; адаптированной к условиям и возможностям (см. рис.2 ).

Обратимся к примерам и рассмотрим конкретные активные модели сопровождения развития личности ребенка, разработанные и апробированные в определенных социально-педагогических пространствах Орловского района Орловской области.

Первая модель, созданная в .рамках взаимодействия субъектов Знаменского поселения: школы-комплекса (Знаменская средняя школа и ее детские сады № 1, 2, 3, 4), реабилитационного центра «Березки», Центра детского творчества и Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, призвана показать возможности комплексного сопровождения развития личности ребенка. Схема-алгоритм активной модели сопровождения опирается на перспективы и ожидаемые результаты лич-ностно ориентированного обучения, на смоделированный образ выпускника каждой ступени, самостоятельные программы. С 2007 г. оформлена юридически организационная модель типа «интеграция».

Вторая модель, построенная как содружество на основе пакета соглашений о взаимодействии основных субъектов: ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» - Овсянниковская школ/сад, Центр детского творчества и Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Орловского района, нацелена на становление профессионализма педагога/организатора сопровождения развития личности ребенка. Проблемный «заказ», являющийся системообразующим фактором модели, определен взаимоотношениями внутри общеобразовательного учреждения; схема-алгоритм ориентирует педагога на формируемый образ педагога/специалиста, вырисовывает адаптивную модель становления профессионала, сопровождающего развитие личности учащегося.

Третья модель - комплексное сопровождение ребенка в сельском социуме представлено в модели в рамках взаимодействия: Лавровская школа / сад - детская деревня «ЗОБ» - социальные системы Лавровского поселения и районные Центр детского творчества и Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Рассматривая роль социума в формировании образованной и воспитанной личности в качестве ключевого фактора, коллектив МОУ «Лавровская СШ» проблемный «заказ» увидел в содержательно-организационной стороне социально- педагогического пространства. Сложилась и оформлена организационная модель содружество, где отношения строятся на основе пакета договоров и соглашений.

Актуальная модель сопровождения развития семьи в рамках взаимодействия субъектов: ГОУ ВПО «Орловский государственный университет - Жилинская средняя школа - Жилинский центр развития ребенка и районные Центр детского творчества и Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения представлена в деревне Жилина

КОНИЕТТТГИЯ ПШТТТВЛРИАНТНОГО РАЗВИТИЯ личности

J___________I

1Г ребёнок :: семья 1: педагог ■ ■ ' г среда

дифферен-

циация

| гуманизация * г- — — повышение | | педагогизация

| отношений профессио- I социума

нализма .

одарённые дети

дета «нормы»

дети б трудной жизненной ситуации

МПК ОУ (дета, требующие помощи в развитии)

ППМС-цвтры (дети с мсдтсо - психологическими проблемами)

медицинское заключение (дети с ограниченными возможностями)

система - комплекс

правовое решение (дет с социальным и проблемами, «группы риска»)___________________________________

школа-комплекс

кооперация

интеграция

сотрудничество

Рис. 1. Концепция поливариантного развития.

стиль

«заказ»

среда

цели

СХЕМА - АЛГОРИТМ

КОМПОНОВКА АКТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Системообразующие элементы моделирования (результат отбора и упорядочения):

спенифнка возможности уклад стратегия

' " ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУШ-т \Т (. ОІІРОВОЖДЕІ- Л Я .л ■ . ..

Рис. 2. Алгоритм деятельности специалиста по компоновке актуальной модели сопровождения в пространстве современного микросоциума.

(четвертая модель). Описываемая система-комплекс как организационное объединение представляет собой кооперацию на основе Договора о взаимодействии. Существуют разные подходы к определению места школы среди окружающих ее социальных институтов и различных учреждений. В данной модели представлено социальное партнерство — одна из наиболее развитых форм социального взаимодействия, что дает возможность увидеть школу в ее социальном окружении в системе развития связей с внешним миром,

В рамках реализации национального проекта «Образование» МОУ «Жилинская средняя школа» стала образовательно-культурным, оздоровительным центром, а детский сад № 19 - «Центром развития ребенка». Готовность образовательных учреждений к сотрудничеству с семьей и другими социальными институтами обусловлена их местоположением: одна территория, одни родители и дети, общие цели воспитания. Школа и сад находятся в пригороде г. Орла в 2 км от города (в поселке всего 3 тыс. жителей, в т, ч. 430 детей, 439 семей). Социум поселка имеет свои характерные особенности. Социальная сфера, окружающая ребенка, достаточно однородна и представляют ее люди, работающие в Научно-исследовательском институте плодовых культур - это ученые, кандидаты, доктора наук и просто рабочие -садоводы, но все они увлечены одним делом - созида-

нйем прекрасного. И детей своих хотят видеть развитыми и образованными, воспитанными и культурными. Адаптированная цепочка «Педагоги/воспитатели ребенок - родители» - помогает устанавливать партнерские отношения с семьей ребенка, а также объединить усилия для развития и воспитания детей, осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. В модели-комплексе выстроена система работы по педагогическому просвещению родителей. Образовательные учреждения расширяют контакты с различными учреждениями других социальных систем: Центром детского творчества, Центром психо лого-педагогического и медикосоциального сопровождения, органами опеки и попечительства, отделом социальной защиты населения Орловского района, Мезенским педагогическим колледжем, Орловским государственным университетом, районной поликлиникой и областным родильным домом.

Процесс социализации личности ребенка начинается с ознакомления с родным поселком, детским садом, другими учреждениями социальнопедагогического пространства - локальной инфраструктуры. В ходе совместных творческих встреч, постоянно решаются две взаимосвязанные задачи: по нейтрализации отрицательных влияний семейной микросреды и по оказанию помощи родителям в самосовершенствовании и овладении педагогической культурой. Большое внимание уделяется формированию семейных-традиций по организации свободного времени, что является залогом счастливой, дружной семьи, в которой не остается времени вредным и пагубным привычкам. Родители активно участвуют во всех праздничных мероприятиях, проводимых в содружестве школа-сад, присутствуют на открытых занятиях и уроках, активно участвуют в экологических субботниках, облагораживая территорию поселка; бабушки приходят в течение дня и с удовольствием помогают детям при выполнении творческих заданий. Социальные педагоги осуществляют совместно мониторинг и учет семей «группы риска», непосредственно посещая их на дому, независимо от того, детсадовская это семья или нет. Для родителей созданы уголки пропаганды педагогических знаний, где демонстрируются консультативные материалы. Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей как в Центре развития ребенка, так и в НИИ.

Как показывает опыт, накопленный «ДОУ — Центром развития ребенка» и Жилинской средней школой, хорошие результаты адаптации к школе дает координация работы специалистов конкретного детского сада и конкретной школы, где эффективными формами работы являются совместные совещания, педагогические советы, круглые столы, взаимопосещение уроков воспитателями и педагогами. Служба сопровождения констатирует определенные успехи, но есть и проблемы, которые необходимо решать. Поэтому комплекс «школа-сад», как открытая и развивающаяся система, координи-

рует свою социально — педагогическую деятельность со всеми учреждениями, необходимыми для организации качественного комплексного сопровождения развития ребенка и семьи.

Система-комплекс как организационное объединение представляет собой кооперацию на основе Договоров о взаимодействии (см. рис. 3).

В данной модели «кооперация» представлено социальное партнерство - одна из наиболее развитых форм социального взаимодействия, что дает возможность увидеть школу в ее социальном окружении в системе развития связей с внешним миром.

І б/ннс -сйі^алі»нй-адкинистрати*и«й

3 5л о* -сультуря«новр*®з»лтелщый

Православный ывдюда-прссвзгительский центр <Жюнь>

Ксшссия по делам несовершеннолетних

Неполодская администрация

2 блої -лечебно-профияагг*че«ие$лу*5ы

Плещеевская больница: ■ женская консультация; - детское отделение.

Областной фнз-оэдоровитмьиый диспенсер

Областной Центр СПИДа

Наркологический диспансер

Спортивные ШКОЛЫ

ОГУ

Центр научно-исследовательской деятельности

Орел ГТУ

Областной институт усовершенствования учителей

Шкала искусств »1. Кабалевского

Центр детского творчества Орловского района

Театра и музеи

4 блок ~Фбс^ст*енмы$ оргзнн&ации

Молодежные организации [пиокерская|

Рис. 3. Система взаимодействия школы с социальными, общественными, коррекционно-педагогическими и лечебно-профилактическими службами

Предположения о возможной общественной поддержке включают как отдельный раздел в программу развития школы, образовательного' пространства социума. Намеченные совместные действия, ожидаемые результаты и вклад каждой из сторон оформляются протоколом о намерениях, договором, устным соглашением, совместной программой или проектом. При компоновке модели организаторами сопровождения руководителями ОУ и администрацией д. Жилина был взят за основу системообразующий фактор - социально-значимый заказ родителей-жителей: «формирование

единого целостно-смыслового партнерства взрослых и детей». Были учтены условия критериально-ключевого принципа взаимодействия в локальном поселении: проблемы семей, социально-бытовой уклад населения деревни Жилина. Реализуется проект «Наш русский дом» (см. рис. 4).

Часть модели - проект «Семьянин» предназначен для родителей и учащихся 1—11 классов школы. Цель проекта: способствовать возрождению русской семьи, ее традиций. Достижение поставленной цели осуществляется через реализацию ряда задач:

- формирование у детей и учащихся восприятия «мужского и женского начала» в русской традиции;

- развитие умений и навыков заботы о ближних, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени;

- обучение родителей и детей «семейному» общению, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию, сохранению гуманных семейных отношений и ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовыми ценностями в проекте признаны:

1. Русский житейский уклад и традиционный образ жизни, опыт предков.

2. Отношение к семье как основе жизни и главной ценности - ячейке

общества. ■

3. Душевность и духовность в отношениях членов семьи друг к другу.

4. Целомудрие и нравственное отношение к вопросам половой жизни.

Результат реализации проекта видится как переход семейных взаимоотношений на новый качественный уровень взаимопонимания, обретение учащимися умения и желания проектировать и строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры; осознание личной ответственности за строительство семьи.

Данный проект успешно реализуется через:

1. Разработку совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания. Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий, библиотечных чтений по основным программам.

2. Организацию постоянно действующего лектория для родителей.

3. Проведение «круглого стола» с участием всех субъектов педагогического процесса по вопросам семейного воспитания (раз в четверть).

4. Организацию совместных с родителями и учителями досуговоразвлекательных игр, фольклорных, театрализованных и спортивных праздников «Дня семьи», тематических конкурсов «А ну-ка ...», праздника «За честь семьи, за честь школы» (15 мая в День семьи).

Как видим, феномен социального партнерства, как одна из наиболее развитых форм социального взаимодействия дает возможность увидеть школу в ее социальном окружении, в системе связей с внешним миром создает уело

■; МОУЖилйкоия средняя; общеобразовательная школа

. образовагаіьно4^ьт)рньй:

■Учсдянур/уятага

Традиция

Здоровье

Россиянин

Экология

Ц№ садам ж уятаий дпясшомем асикеамифщйческн щорспой, социально

ІЮ&ЇШЙҐІНЧНК™ ребенка_____■

Цит^фйрнирозанкз ксш>?«сей культуры н мапогачеоага создания

тккош (жбеюзчари освстт® традай

і п Р 0 і г Р А. М М Ы

і і 1 ] .... 1 1

1 1 \ Гражданин і і -■ Истеки . і | * г 1 Экологический Забота і „сі,пи,ип 1 резонанс

Рис. 4. Проект «Наш русский дом».

вия приобретения ресурсов для развития. Сущность в том, что в каждый из периодов развития субъекта или системы-комплекса в целом активной является одна из моделей сообразно критериально-ключевого принципа. Сценарное объединение моделей в единую адаптивную модель комплексного сопро-

________________ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ...

вождения способствует развитию всех участников образовательного процесса, формирует интегративную программу развития всей системы-комплекса.

Библиографический список

1. Уман, А. И. Технологический подход к обучению: теоретические основы [Текст] / А. И. Уман. — М.: МПГУ им. В. И. Ленина; Орел: ОГУ, 1997. - 208 с.

2. Новиков, А. Н. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества [Текст] / А. Н. Новиков, Д. А. Новиков // Народное образование. - 2005. - № 6. - С. 201-208.

3. Кевля, Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка [Текст]./ Ф. И. Кевля - Москва-Вологда: ВГПУ, 1999. - 158 с,

4. Котькова, Г. Е. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса: творческие подходы и эффективные технологии [Текст]: пособие для студентов и организаторов социальной и педагогической деятельности / Г. Е. Котькова. - Орел: ГОУ ВПО «Орловский Государственный Университет», Орловский филиал ИСМО РАО, 2005. - 90 с.

5. Селевко, Г. Уклад жизнедеятельности современной школы [Текст] / Г, Селевко, О. Соловьева // Народное образование, - 2006. - № 1, - С. 183-188

УДК 31

Ф. А. Зуева

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

В обществе, как и в любых других условиях, взаимоотношения, складывающиеся между личностью и обществом, представляют собой взаимосвязанный, взаимообусловленный процесс. С одной стороны, развитие личности социально детерминировано и личность является объектом социальных отношений, то есть действий, идущих со стороны общества и его институтов, С другой, личность сама воздействует на общество, являясь одновременно субъектом общественных отношений, поэтому личность одновременно необходимо рассматривать в качестве активного действующего лица, способного изменять среду обитания.

Важным фактором, влияющим на развитие личностно-профессионального потенциала, является характер непосредственной деятельности. Данная проблема и, в частности, проблема выбора профессии остается одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Социологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.