Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКОГО САДА № 129)'

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКОГО САДА № 129) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ / НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / A NEW QUALITY OF EDUCATIONAL OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавкина Елена Леонидовна

В статье актуализируется проблема эффективной сетевой организации взаимодействия в соответствии федеральными образовательными стандартами дошкольного образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавкина Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL NETWORKING IN MULTI-LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM (FOR EXAMPLE MBDOU IRKUTSK KINDERGARTEN NUMBER 129)

The article actualizes the problem of an effective network of interaction according to federal educational standards of preschool education, designed to contribute to a new quality of educational outcomes at different levels of educational systems.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКОГО САДА № 129)»

■www.sibac.info

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКОГО САДА № 129)

Булавкина Елена Леонидовна

заведующий МБДОУ г. Иркутска детской сад № 129,

РФ, г. Иркутск E-mail: elena-bulavkina 7@mail. ru

MODEL NETWORKING IN MULTI-LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM (FOR EXAMPLE MBDOU IRKUTSK KINDERGARTEN NUMBER 129)

Elena Bulavkina

head MBDOU Irkutsk kindergarten number 129,

Russia, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема эффективной сетевой организации взаимодействия в соответствии федеральными образовательными стандартами дошкольного образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of an effective network of interaction according to federal educational standards of preschool education, designed to contribute to a new quality of educational outcomes at different levels of educational systems.

Ключевые слова: модель сетевого взаимодействия в образовательных системах; новое качество образовательных результатов; сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем.

Keywords: model of networking in education systems, network organization of interaction of different levels of educational systems; a new quality of educational outcomes.

www.sjbac.info

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Одной из функций образовательных организаций является обеспечение базы для осуществления образовательного процесса. Организация сетевого взаимодействия является одним из возможных путей решения проблемы оптимизации образовательного процесса в разноуровневых образовательных системах.

В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями по распространению функционала и ресурсов. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться.

Обратимся к теории организации сетевого взаимодействия образовательных организаций. Ч. Сноу и Р. Майлз являются основоположниками подхода организационных форм анализа сетевых организаций. Их концепция рассматривает сетевую структуру как стратегически тактическое организационное решение, а сетевая организация - является новым этапом в развитии организационных структур [7].

Проблемы сетевой организации в своих работах исследовали М.М. Чучкевич, А.И. Адамский, Ю.А. Конаржевский, Е.В. Василевская, С.В. Тарасов, Н.С. Бугрова, Е.В. Четошкина, О.А. Брылева, Е.В. Рачкова и др. В педагогической науке начало использования понятия «сеть» относится к 70-80-м годам XX века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. По мнению Ю.А. Конаржевского, метод сетевого планирования позволяет: повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, дает возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса [5].

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов XX века. А.И. Адамский определяет образовательную сеть как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования [1].

Как отмечает Т.А. Жданко, сетевое взаимодействие «наиболее оптимальный способ взаимодействия между образовательными системами (учреждениями), позволяющий действовать совместно, сохраняя свои интересы и автономность» [3, с. 231].

По мнению Е.В. Рачковой организация сетевого взаимодействия позволяет решить задачи, поставленные перед ДОО, и существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное) [8].

В.Л. Глазычев определил, что для обеспечения нового качества образовательных результатов является модель сетевой организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем [4]. Т.В. Живо-коренцева в своих исследованиях, следуя за В.Л. Глазычевым, под сетевой организацией взаимодействия разноуровневых образовательных систем рассматривала создание инфраструктуры, в рамках которой возможно взаимодействие образовательных организаций разного уровня и типа по созданию проблемного поля согласованного «выращивания» инновационной образовательной практики, ориентированной на достижение нового качества образовательных результатов на уровне каждого из участников сетевого взаимодействия [4]. В рамках такой инновационной образовательной практики инфраструктура сохраняет самостоятельность, интересы и амбиции каждой организации -участника сетевого взаимодействия - и создает качественно иную образовательную действительность на основе организации проектно-ориентированного взаимодействия ее субъектов [4].

Таким образом, сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем рассматривается ни как взаимодействие в сети Интернет, а как взаимодействие, обеспечивающее развитие образовательной системы внутри сети за счет предоставляемых ресурсов (интеллектуальных, кадровых, материально -технических, информационных и др.), отсутствующих и не доступных вне сети, как механизм достижения нового качества образовательных результатов, согласованности интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности и общества в целом [2, с. 237].

Сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных систем может осуществляться в рамках пространственной организации, в образовательном и воспитательном пространствах образовательной организации. Ссылаясь на определение воспитательного пространства, данное Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой, П.В. Степановым, можно заключить в рамках сетевого подхода, что проектирование воспитательного пространства - это превращение воспитательных возможностей образовательных и необразовательных

www.sibac.info

учреждений, организаций, сообществ, органов управления в сеть значимых педагогических, регулируемых и организуемых событий, действий, акций [6, с. 237].

Согласно идеям интеграции, образовательные организации могут создавать взаимодействие, которое обладает большей насыщенностью, чем каждая отдельно взятая организация. В практике развития образования сложились и успешно реализуются разные модели взаимодействия.

Учитывая сложившуюся ситуацию в современном образовательном пространстве, педагогический коллектив МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129 разработал модель сетевого взаимодействия на паритетной кооперации образовательных и иных организаций с целью привлечения дополнительных образовательных ресурсов. Модель сетевого взаимодействия не имеет юридического лица, реализация модели сетевого взаимодействия строится на основе договора о совместной деятельности между организациями с определением конкретных направлений в работе.

Структура модели сетевого взаимодействия предполагает наличие трех уровней:

1. Уровень стратегического планирования;

2. Координационный уровень;

3. Уровень участников сети.

Уровнем стратегического планирования определяются основные стратегические цели ДОО, а также политика и стратегия получения ресурсов для достижений целей.

Процесс стратегического планирования включает в себя: распределения ресурсов, выработку механизмов адаптации к внешней среде, внутреннюю координацию действий.

В условиях, когда центром сетевого взаимодействия выступает коллектив педагогов дошкольной организации, организационно-управленческая схема сетевого взаимодействия выстраивается относительно дошкольной образовательной организации, интегрированной в сеть. На уровне стратегического планирования реализацией модели сетевого взаимодействия занимается проектно-целевая рабочая группа, включающая заведующего дошкольной организации, старшего воспитателя, учителей-логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.

Координационный уровень включает в себя создание координационного совета на базе дошкольной образовательной организации, в которую входят участники сети: кафедра педагогики и лингводидактики ФГБОУ ВО «МГЛУ» ЕАЛИ, Педагогический

институт Иркутского государственного университета, МБОУ г. Иркутска СОШ № 26, Попечительский совет Благотворительный фонд «Мир роботов», Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 1», Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 2», Иркутский спортивный комплекс «Вымпел», спортивный комплекс «Труд», Отделение пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское», Отдел надзорной деятельности г. Иркутска по Октябрьскому округу, Администрация г. Иркутска по Октябрьскому округу и др. Целью деятельности координационного совета является координация деятельности сетевой организации взаимодействия по созданию нормативно-правовых, организационных, кадровых, научно-методических, информационных условий.

Так, например, педагогический коллектив МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129 совместно с преподавателями кафедры педагогики и лингводидактики ФГБОУ ВО «МГЛУ» ЕАЛИ решает задачи научного сопровождения деятельности ДОО, преподаватели кафедры помогают в разработке образовательных технологий, осуществляют обучение сотрудников. Важно отметить, что на этом уровне участники решают задачи позиционирования сети, привлечение дополнительных ресурсов и поиска возможностей для дошкольной образовательной организации.

Уровень участника сети включает в себя организации, которые заинтересованы в сетевом взаимодействии. Вступление в сеть означает не только получение доступа ко всем ее возможностям и ресурсам, но и внесение в нее собственного вклада. Вклад выражается в активном участии в деятельности сети, особой организации информационных потоков внутри организации и вне ее, в переходе к социальному позиционированию организации в сфере дошкольного образования, в том числе, через анализ своих сильных и слабых сторон и определение перспективного плана развития.

Реализация модели сетевого взаимодействия осуществляется за счет следующих механизмов: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. На этапе формулировки и запуска проекта ведущая роль отводится координационному центру, и это принципиальный момент, ведь если обнаруженная проблема не решается на уровне организации, необходимо привлечь ресурс более высокого уровня (научный, организационный и т. п.). Сетевой проект

www.sibac.info

реализуется на базе организаций - участников сети, для которых решение обозначенной в проекте проблемы представляется важным. В рамках сети может одновременно действовать несколько сетевых проектов, однако в связи с их разнообразием (управленческие, образовательные, социальные и т. п.) за реализацию проектов в конкретном организации отвечают разные группы специалистов (психологи, педагоги, медики, тренеры и др.). Это позволяет снижать общую нагрузку и дифференцировать участников проектов в соответствии с их специализацией.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (организации или сотрудника организации). В целом сетевой конкурс сродни повышению квалификации, однако в условиях сети основные темы задаются потребностями сети и динамически изменяются в зависимости от реализуемых в данный момент проектов.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети. Договор определят права и обязанности, а также ответственность участников взаимодействия.

Таким образом, использование механизмов сетевого взаимодействия позволяет дошкольной образовательной организации выступать в новом качестве - ответственного и активного партнера содержательного взаимодействия с различными организациями и коллегами организаций.

Модель сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организация и иных учреждений, обеспечивающих возможность участникам образовательного процесса активно принимать участие в деятельности различного уровня и направленности.

Деятельность организаций в пространстве сетевой организации взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), а также с учетом требований ФГОС ДО.

Цель сетевой организации - обеспечение нового качества образовательных результатов ДОО путем эффективной сетевой организации взаимодействия в соответствии ФГОС ДО.

Задачи сетевой организации:

1. Создание нормативной базы, регламентирующей деятельность сетевой организации взаимодействия в ДОО;

2. Определение основных направлений деятельности сетевой организации взаимодействия;

3. Поиск и осуществление форм эффективного взаимодействия ДОО для организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В рамках сетевой организации взаимодействия нами определены направления в работе с организациями, опишем их.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129 является «пилотной» экспериментальной площадкой Евразийского лингвистического института в г. Иркутске - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет». Сотрудничество с кафедрой педагогики и лингводидактики является механизмом повышения профессионального уровня педагогического коллектива через обобщение и представление опыта работы на чтениях, семинарах, научно-практических конференциях окружного, муниципального и регионального уровней.

В целях адаптации детей при поступлении в школу, а также решения задач основных направлений развития ребенка, нами организована преемственность с МБОУ г. Иркутска СОШ № 26. Совместно с педагогами начальной школы разработаны преемственные формы взаимодействия дошкольной организации, родителей и школы.

В работе с детьми: экскурсии в школу, посещение школьного музея, посещение библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, участие в выставках рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы), совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.), спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, участие в театрализованной деятельности (в летний оздоровительный период).

Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОО и школа), семинары, мастер-классы, круглые столы педагогов ДОО и учителей школы, проведение диагностики по определению готовности детей к школе, открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе, педагогические и психологические наблюдения.

Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы, круглые столы,

www.sibac.info

дискуссионные встречи, вечера вопросов и ответов, консультации с педагогами ДОО и школы; встречи родителей с будущими учителями; Дни открытых дверей, творческие мастерские.

Для достижения целей охраны здоровья детей и педагогов, формирования основы культуры здоровья, администрация дошкольной образовательной организации привлекает к активному сотрудничеству организации здравоохранения, культуры и спорта: Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 1», Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 2», Иркутский спортивный комплекс «Вымпел», спортивный комплекс «Труд».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности становится актуальной проблемой. В соответствии с ФГОС ДО безопасность выделена в отдельную образовательную область. Поэтому в МБДОУ г. Иркутска детском саду № 129 в рамках модели сетевого взаимодействия систематизирована работа в данном направлении. Педагоги организуют встречи с сотрудниками ГИБДД, ОГПН № 1, инспектором в комиссии по делам несовершеннолетних.

Для совершенствования эффективной деятельности дошкольной организации сетевое взаимодействие включает в себя работу с органами местного самоуправления. К ним относятся Администрация г. Иркутска, Администрация Октябрьского округа г. Иркутска. Инициатором творческого подхода в работе с образовательными организациями выступает Благотворительный фонд поддержки гражданских инициатив А.С. Битарова. Активное участие в деятельности дошкольного учреждения принимает депутат Думы города Иркутска, главный врач клинической больницы № 1 Л.А. Павлюк. Нами разработано положение о проведении традиционного ежегодного Окружного спортивного мероприятия «Веселые старты», где Л.А. Павлюк выступает не только в качестве спонсора соревнований, но и членом жюри. С целью формирования у населения Иркутской области идеологии здорового образа жизни, укрепления физического и духовного здоровья населения в Центре здоровья при МУЗ КБ № 1 г. Иркутска работникам МБДОУ г. Иркутска № 129 предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское обследование.

Реализация модели сетевого взаимодействия ДОО предполагает решение задач приобщения детей к искусству, эстетической стороне окружающей действительности, организовано сотрудничество с экскурсионным Агенством «Нерпенок». Сотрудники Агенства «Нерпенок» совместно с педагогами ДОО организуют ознакоми-

тельные, тематические экскурсии в театры, музеи, храмы, выставочные залы г. Иркутска. В результате сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования ШРР «Созвучие», в ДОО функционируют кружки: хореографии, изостудии, сказкотерапии.

Таким образом, модель сетевого взаимодействия МБДОУ г. Иркутска детского сада № 129 показывает, что активная позиция дошкольной образовательной организации влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

На наш взгляд, модель сетевой взаимодействия в МБДОУ г. Иркутска детского сада № 129 позволяет:

• использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных особенностей (у детей появляется желание и возможность посещать спортивные секции, кружки, студии, детские библиотеки, театры);

• решить многие образовательные задачи за счет интеграции различных форм работы (тем самым повышается качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО);

• способствовать росту профессионального мастерства всех специалистов дошкольной образовательной организации, работающих с детьми, поднимает статус ДОО;

• активно включаться в образовательный процесс всем участникам образовательных отношений, что позволяет повысить его качество и качество ресурсообеспечения (кадрового обеспечения -за счет привлечения специалистов по дополнительному образованию (музыкантов, художников, спортсменов); финансового обеспечения -за счет спонсорской помощи; программно-методического обеспечения -за счет создания совместных образовательных проектов);

• создать обратную связь между участниками сети, входящими в состав модели сетевой организации взаимодействия для достижения нового качества образовательных результатов, согласованности интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности и общества в целом;

• сделать ДОО открытой системой, что соответствует современной образовательной политике Министерства образования и науки РФ и, в частности, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010).

Таким образом, организация модели сетевого взаимодействия в МБДОУ г. Иркутска детского сада № 129 является эффективным способом качественного изменения системы ресурсного обеспечения,

www.sibac.info

управления, а также способствует обновлению содержания

образования в ДОО.

Список литературы:

1. Адамский А.И. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия инновационных общеобразовательных учреждений - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/conf/pedagog/xxi/29729. - Загл. с экрана (Дата обращения: 1.09.2015).

2. Василевская Е.В. Взаимодействие в условиях сетевой организации муниципальной методической службы: Сборник научно-методических материалов / сост. Л.И. Филатова, науч. ред. Э.М. Никитин. - АПК и ППРО, 2005. - 152 с.

3. Жданко Т.А. Организация сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе системно-деятельностного подхода // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 3 (24). С. 230-234.

4. Живокоренцева Т.В. Проектирование содержания образования в сетевом взаимодействии разноуровневых образовательных систем как фактор достижения нового качества образовательных результатов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 3 (24). С. 235-238.

5. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 222 с.

6. Кулешова И.В. Воспитательное пространство: научный миф или педагогическая реальность // Классный руководитель. 2002. № 2. С. 22-26.

7. Пожидаев Р.Г. Развитие сетевых организаций: модели и теория // ВГУ Вестник: экономика и управление - 2011. № 1.С. 286-291.

8. Рачкова Е.В. Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений // Современное дошкольное образование - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sdo-journal.ru/journalnumbers/setevoe-vzaimodejstvie-doshkolnyh-uchrezhdenij.html. - Загл. с экрана (Дата обращения: 1.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.