Научная статья на тему 'Проектирование содержания образования в сетевом взаимодействии разноуровневых образовательных систем как фактор достижения нового качества образовательных результатов'

Проектирование содержания образования в сетевом взаимодействии разноуровневых образовательных систем как фактор достижения нового качества образовательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЗИДАНИЕ / НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION AS CREATION / OPTIMIZATION OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS / NETWORK OF MULTILEVEL EDUCATIONAL SYSTEMS / DESIGNING EDUCATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живокоренцева Татьяна Владиленовна

В статье проблематизируется созидающая функция образования. Актуализируется проблема проектирования содержания образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS DESIGHNING EDUCATIONAL CONTENT IN THE NETWORK OF MULTILEVEL EDUCATIONAL SYSTEMS

The article focuses on the problem of the constructive function of education. The issue of designing the educational content aimed at the achievement of novel educational results on different tiers of educational systems has been emphasized.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания образования в сетевом взаимодействии разноуровневых образовательных систем как фактор достижения нового качества образовательных результатов»

УДК 37.0 ББК 74

Т.В. Живокоренцева

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье проблематизируется созидающая функция образования. Актуализируется проблема проектирования содержания образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах.

Ключевые слова: образование как созидание; новое качество образовательных результатов; сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем; проектирование содержания образования

T. V. Zhivokorentseva

TOWARDS DESIGHNING EDUCATIONAL CONTENT IN THE NETWORK OF MULTILEVEL EDUCATIONAL SYSTEMS

The article focuses on the problem of the constructive function of education. The issue of designing the educational content aimed at the achievement of novel educational results on different tiers of educational systems has been emphasized.

Key words: education as creation; optimization of academic achievements; network of multilevel educational systems; designing education content

Современный этап развития социума характеризуется цивилизационными изменениями, следствием которых становится масса проблем социокультурной направленности. Современное общество, сталкиваясь с возрастающим числом нерешенных проблем, прямо или косвенно побуждает свои институты искать способы их решения. Стремительные социокультурные изменения, по мнению социологов, привели к серьезным социальным последствиям, среди которых - кризис систем образования, охвативший практически все мировое сообщество, в том числе и Россию. По мнению К. Колина, главный источник кризиса современного образования - «в неадекватности содержания образования, масштабов и уровня развития образовательных систем постиндустриальному направлению цивилизационного развития» [Колин, 2002].

Преодоление этого кризиса видится в решении проблемы «социокультурной модернизации образования» [Асмолов, 2011], в создании образовательных систем, стратегически ориентированных на вызовы XXI в. Это предопределяет инновационный путь

развития образования, требует серьезной работы по приведению системы образования на всех ее уровнях и ступенях в соответствие с социокультурным горизонтом эпохи и означает, что образование, во-первых, становится непрерывным процессом, который будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Во-вторых, образование должно быть направлено не только на повышение уровня образованности людей, но и обеспечивать новое качество образовательных результатов, такого образа и способа мышления, которые соответствуют динамично меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям.

Ориентация на новое качество образовательных результатов - ключевая характеристика современной образовательной системы любого уровня, в том числе высшего профессионально-педагогического образования. Вместе с тем, практика фиксирует недостаточную разработанность научного и учебнометодического сопровождения процесса достижения нового качества образовательных результатов.

© Живокоренцева Т.В., 2013

Новое качество результатов образования задается Федеральными государственными образовательными стандартами, которые предопределяют выполнение новой миссии образования - развитие человека как цель, результат и условие социально-экономического, инновационного развития общества, задают векторы проектирования содержания образования инновационных образовательных систем.

В этих условиях востребованы образовательные модели, ориентированные не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование прогрессивного будущего, на природно- и культуросообразное развитие всех сфер человеческой деятельности, на инновационный путь развития. Такие модели, по убеждению А.В. Хуторского, предполагают смену доктрины «образование как преподавание» на доктрину «образование как созидание», что определяет вектор изменений в методологии современного образования [Хуторской, 1997] и как следствие в деятельности образовательных организаций/учреждений в целом, педагогов в частности. Созидательная деятельность в образовании - деятельность инновационная, имеющая проективный характер за счет создания и закрепления образовательных моделей, в том числе «прорывных» (К. Колин), которые согласуются с тенденциями развития педагогической науки и практики и соответствуют интеллектуальному и социокультурному горизонту эпохи. Методологический ориентир «созидание через образование» актуализирует ряд значимых для современного образования проблем, среди них:

- обновление содержания образования, его интеграция в контексте созидающей функции образования;

- обеспечение продуктивного взаимодействия разноуровневых образовательных систем как поля созидающей деятельности в образовании;

- освоение и внедрение образователь-

ных стратегий социокультурной, созидающей направленности (проектно-исследователь-

ских, рефлексивных, дистанционных, технологий освоения метакогнитивных умений, технологий персонифицированного обучения и др.) и обучения таким стратегиям будущих/ работающих педагогов.

В этом контексте значимой становится стратегия проектирования, которая стала одной из ведущих в инновационном развитии образовательных систем: от создания программ стратегического развития образовательных организаций/учреждений, программ внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов/Федеральных государственных требований и разработки Основных образовательных программ до проектирования индивидуальных образовательных траекторий/маршрутов обучающихся. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (Федеральных государственных требований) ставит перед необходимостью принципиального изменения стратегии профессиональной деятельности педагогов, усиления ее проектной составляющей. Качество продуктивности педагогической деятельности становится ключевой характеристикой деятельности современного педагога. В связи с этим актуализируется проблема готовности педагогов к работе в условиях инновационного развития образовательных систем, к проектированию содержания образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов.

Проектирование содержания образования разноуровневых образовательных систем, нацеленных на достижение нового качества образовательных результатов, сосредотачивает внимание на следующих вопросах:

- основания и потенциал разноуровневых образовательных систем в достижении нового качества образовательных результатов;

- критерии и показатели нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах;

- коррекция на этой основе представленности в разноуровневых образовательных системах опыта достижения нового качества образовательных результатов;

- мониторинг достижения нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах.

Значимыми регулятивами проектирования содержания образования разноуровневых образовательных систем, ориентированных на достижение нового качества образовательных результатов, выступают: человекоцентризм,

Вестник ИГЛУ, 2013

вариативность, метапредметность и интеграция содержания образования.

Качество профессионально-педагогиче-

ского образования зависит от «чувствительности» этой образовательной системы к проблемам, динамике развития и изменению содержания образования в образовательных системах, где призваны работать будущие учителя - выпускники педагогических вузов. С другой стороны, результаты образования (качество образовательных результатов) каждой нижестоящей образовательной системы (система среднего педагогического образования, система общего среднего образования, система дошкольного образования) влияет на динамику инновационного развития, качество функционирования и результативность вышестоящей образовательной системы. Достижение нового качества образовательных результатов, в той или иной образовательной системе возможно при условии «согласованного» взаимодействия образовательных систем в достижении этого качества. Эта особенность стоящих перед современным педагогическим сообществом задач требует коллективных усилий и объединения вокруг общих целей и ценностей современного образования. Значимой в этом контексте становится проблема содержания и характера связей высшего профессионально-педагогического образования с образовательными системами (образовательными учреждениями), в которых призваны работать выпускники педагогических вузов.

Решение обозначенных проблем требует сетевой организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем, в которой вуз становится «центром опоры» для нижестоящих образовательных систем в процессе проектирования содержания образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов. Вслед за В. Глазычевым под сетевой организацией взаимодействия разноуровневых образовательных систем мы понимаем создание инфраструктуры, в рамках которой возможно взаимодействие образовательных учреждений/организаций разного уровня и типа по созданию проблемного поля согласованного «выращивания» инновационной образовательной практики, ориентированной на достижение нового качества образовательных результатов на уровне каждого из участников

сетевого взаимодействия [Глазычев, 2010]. В рамках такой инновационной образовательной практики инфраструктура сохраняет самостоятельность, интересы и амбиции каждого образовательного учреждения - участника сетевого взаимодействия - и создает качественно иную образовательную действительность на основе организации проектно-ориентированного взаимодействия ее субъектов.

Результатом сетевой организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем видится коллективный опыт проектирования содержания образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов, создание которого базируется на общих стратегиях проектирования и особенностях их операционализации на уровне конкретной образовательной системы. В частности, совокупность инновационных проектов, которые апробированы, внедрены в образовательную практику конкретных образовательных учреждений и выполнены как по государственному заказу, так и по заказу образовательных организаций.

Таким образом, сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем рассматривается нами ни как взаимодействие в сети Интернет, а как взаимодействие, обеспечивающее развитие образовательной системы внутри сети за счет предоставляемых ресурсов (интеллектуальных, человеческих, материально-технических, информационных и др.), отсутствующих и не доступных вне сети; как формат проектирования современного содержания образования, как «точка опоры» в определении и «опри-вычивании» механизмов достижения нового качества образовательных результатов, согласованности интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности и общества в целом.

Идея сетевой организации взаимодействия образовательных учреждений Иркутской области возникла в Институте образовательных технологий Иркутского государственного лингвистического университета (ИГЛУ) как ответная реакция на вызовы образованию в Иркутском регионе, среди которых - неукомплектованность образовательных учреждений учителями иностранного языка (по данным Министерства образования области в школах ежегодно остаются вакантными бо-

лее 160 ставок учителей иностранного языка). Эта идея нашла отражение в инновационном проекте «Наша новая школа», в рамках которого апробированы механизмы сетевой организации взаимодействия ИГЛУ с общеобразовательными школами [Живокоренцева, 2011]. Обозначенная идея получила развитие в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании» (Свидетельство №328 от 29 ноября 2011 г. Ответственный исполнитель Л.А. Выговский, координатор экспериментальной работы Т.В. Жи-вокоренцева), где разрабатывается и апробируется модель сетевой организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем на базе ИГЛУ. Одним из компонентов разрабатываемой модели являются «пилотные» экспериментальные площадки, работающие на базе образовательных учреждений Иркутского региона в рамках договоров о сотрудничестве с ИГЛУ. Научное сопровождение работы «пилотных» экспериментальных площадок осуществляется преподавателями кафедры управления и развития образования (КУиРО) ИГЛУ. Тематика заявленных экспериментов отражает основные направления исследовательских поисков руководителей образовательных организаций в достижении нового качества образовательных результатов на уровне той или иной образовательной системы:

- Системная организация повышения квалификации педагогов ДОУ на основе формирования ИКТ-компетенций (заказчик МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №15 «Росинка» (г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимского р-на, Иркутской области) в лице заведующей Лидии Ильиничны Первышиной. Научный руководитель Т.А. Жданко, доцент КУиРО ИГЛУ).

- Мониторинг жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (заказчик Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Областной детский дом г. Ангарска Иркутской области в лице директора Ирины Георгиевны Бурын-диной. Научный руководитель О.Ф. Чупрова, КУиРО ИГЛУ).

- Проектирование образовательной среды дошкольной образовательной организации, направленной на формирование культуры здоровья как компонента общей культуры дошкольника (заказчик МБДОУ «ДСОВ №56» г. Братск, Иркутской области в лице заведующего Ольги Геннадьевны Мельниковой. Научный руководитель Л.А. Магальник, профессор КУиРО ИГЛУ).

- Управление процессом реализации ФГОС на основе функционирования модели «Общественно-активная школа» на примере НОУ «Школа-интернат №23» ОАО «РЖД» (заказчик Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №23 среднего (полного) общего образования» открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице директора Людмилы Васильевны Доценко. Научный руководитель Т.А. Жданко, доцент КУиРО ИГЛУ).

- Развитие социально-профессиональной мобильности студентов в воспитательном пространстве профессионально-педагогического колледжа (заказчик ОГБОУ СПО «Киренский профессионально-педагогический колледж (г. Киренска, Киренского р-на, Иркутской области) в лице директора Нины Дмитриевны Скорняковой. Научный руководитель Т.В. Живокоренцева, КУиРО ИГЛУ).

- Создание Управляющего совета в ДОУ (заказчик: МКДОУ Новобирюсинский детский сад «Солнышко» (р.п. Новобирюсин-ский, Тайшетского р-на, Иркутской области) в лице заведующей Людмилы Михайловны Гертель. Научный руководитель Т.А. Ждан-ко, доцент КУиРО ИГЛУ) и др.

Перспективы развития сетевой организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем мы связываем: (1) с выявлением инновационного, ценного для области и образования в целом опыта образовательных учреждений Иркутского региона, который станет достоянием широкого круга общественности, всех, кто заинтересован в подготовке конкурентоспособных кадров для современной, развивающейся системы образования региона; (2) с созданием технопарка новых образовательных технологий (игровых, деятельных, практико-ориентированных, информационно-коммуникационных и др.), позволяющих социально закреплять актуальный для современного образования опыт; (3)

Вестник ИГЛУ, 2013

с подготовкой «корпуса» руководителей разноуровневых образовательных систем, способных в условиях социокультурного кризиса образования выстраивать конструктивные пути выхода из него; (4) с обеспечением непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов разных ступеней и типов образовательных учреждений в условиях накопительной системы повышения квалификации на базе ИГЛУ, ориентированной на адресность запросов ее участников и государственный «заказ», на подготовку современных конкурентоспособных кадров для системы образования, вступившей на инновационный путь развития.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный

ресурс] / А.Г. Асмолов. - Режим доступа : http://www. firo.ru/wp-content/uploads/2011/06 (дата обращения : 25.04.12).

2. Глазычев, В. Учимся действовать вместе [Текст] / В. Глазычев // Образовательная политика. -2010. - №3 (41). - С. 5-9.

3. Живокоренцева, Т.В. Стратегия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях профессионально-педагогического образования [Текст] / Т.В. Живокоренцева // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 3 (15). - С. 175-184.

4. Колин, К. Информатизация образования : новые приоритеты [Текст] / К.Колин // Вестник высшей школы. - 2002. - №2. - С. 16-23.

5. Хуторской, А.В. «Иметь» или «быть» в образовании XXI в. [Текст] / А.В. Хуторской // Образование и наука на рубеже XXI в.: проблемы и перспективы развития: Тез. Докл. III Академических чтений Межд. Академии наук высшей школы (20-22 мая 1997 г.). -Минск, 1997. - С. 185-187.

УДК 37.0 ББК 74

Л.И. Колесникова

КОРПОРАТИВНАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В статье представлена организация корпоративной системы повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа в режиме развития организации, реализующей идеи и основные положения концепции непрерывного образования и андрагогические принципы обучения взрослых.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность; корпоративная практика развития квалификации педагогических работников; постдипломное педагогическое образование; андрагогическая модель обучения взрослых

L.I. Kolesnikova

CORPORATE PRACTICE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS AS OBJECTIVE REALITY

The article presents the organization of a corporate system of teachers ’professional training at the pedagogical college in the mode of organization development that implements the ideas and basic concepts of lifelong learning and andragogy principles of adult teaching.

Key words: professional and pedagogical competence; corporate practice of training for educators; postgraduate teacher education; andragogy model of adult teaching

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Закон РФ «Об образовании» зафиксировали изменения, происходящие во всех сферах нашего общества и предъявляющие новые требования к подготовке специалистов в области образования, в частности - в подготовке учителей. Растет

спрос на инициативного и творческого педагога, способного к самостоятельному и творческому выстраиванию собственной деятельности на всех ее этапах.

Чтобы подготовить специалиста такого уровня, педагог современного колледжа должен владеть соответствующими компетенци-

© Колесникова Л.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.