Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / КОМПОНЕНТЫ НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дрожжина Н.М.

В статье рассматриваются этапы реализации модели психолого-педагогического сопровождения личностной безопасности. Обозначены цели и задачи модели, выделены компонентов нарушения личностной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дрожжина Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 159.9

Н.М. Дрожжина

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассматриваются этапы реализации модели психолого-педагогического сопровождения личностной безопасности. Обозначены цели и задачи модели, выделены компонентов нарушения личностной безопасности.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, модель, личностная безопасность, подростки с умственной отсталостью, компоненты нарушения личностной безопасности

Психолого-педагогическое сопровождение - целостная системно организаторская деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и психологического развития каждого ребёнка. В связи с этим, необходимо разработать модель психолого-педагогического сопровождения.

Модель - это определенная система, исследование которой служит средством для изучения и получения информации об исследуемом объекте. Процесс моделирования, как правило, включает в себя три составляющих: субъекта (исследователя), объекта исследования и саму модель, определяющую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Модель предполагает наличие теорий или гипотез и применяется вместе с общенаучными методами, особенно тесно она связана с экспериментом в психологии [3].

Цель модели - схематизированное отражение основных моментов системы психолого-педагогического сопровождения, начиная с выделения критериально - диагностического аппарата и заканчивая мониторинговой оценкой показателей эффективности проведенной работы.

Для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения личностной безопасности подростков с умственной отсталостью 15-16 лет является построение психолого-педагогического модели.

Целью разработки модели психолого-педагогического сопровождения личностной безопасности подростков с умственной отсталостью является выстроенная система диагностической работы по выявлению и коррекции компонентов нарушения личностной безопасности таких как: склонность к виктимному поведению и проявлению агрессии в нем, склонность к зависимому беспомощному поведению, уровень реализации виктимности (склонность к риску), а также осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности [1].

В основе разработки модели сопровождения подростков с умственной отсталостью, лежат следующие задачи: выявление компонентов, нарушения личностной безопасности, таких как склонность к вик-тимному поведению, тип агрессии, склонность к риску и зависимому поведению, которые оказывают влияние на психологическую безопасность подростка, формирование у подростков с умственной отсталостью адекватного отношения к себе и окружающим людям, формирование коммуникативной компетентности в различных жизненных ситуациях, умению вести себя в социуме и успешно адаптироваться в нем [2].

Теоретическая разработка модели психо лого-педагогического сопровождения личностной безопасности подростков с умственной отсталостью, представлена на рисунке 1.

Участниками психолого-педагогического сопровождения являются: подросток, педагог - психолог, учитель, дефектолог. Процесс психолого-педагогического сопровождения предусматривает реализацию трех этапов: первый этап представляет собой консультацию педагогом-психологом семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации. Второй этап модели направлен на диагностику личностной безопасности подростков с умственной отсталостью, выявления уровня компонентов таких как: склонность к виктимному поведению, агрессии, склонности к риску и зависимому поведению, которые оказывают влияние на психологическую безопасность подростка. Третий этап направлен на организацию коррекционно-развивающей работы психолого-педаго-

© Дрожжина Н.М., 2020.

Научный руководитель: Степанова Наталия Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия.

Вестник магистратуры. 2020. № 5-5 (104)

ISSN 2223-4047

гического сопровождения. Данный этап обеспечивает своевременную специализированную помощь и коррекцию недостатков в психическом и психологическом развитии. Четвертый этап направлен на профилактику предупреждения виктимного поведения.

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения личностной безопасности подростков с умственной отсталостью

Библиографический список

1. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Параметры образовательной среды в формате психологии безопасности // Человеческий капитал. - 2014. № 7.

2. Маралов В. Г Психологическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - 336 с.

3. Соколова В.М. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт // Методический сборник. -2010. №1.

ДРОЖЖИНА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА - магистрант, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.