Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тищенко К.А., Дремина А.П.

В статье представлены данные об исследовании агрессии, как фактора возникновения виктимного поведения детей подросткового возраста с умственной отсталостью. Установлена обусловленность возникновения виктимного поведения уровнями интеллектуального развития и агрессивности у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSION MANIFESTATION AS FACTOR OF OCCURRENCES OF VICTIMIZED BEHAVIOR IN TEENAGERS WITH MENTAL RETARDATION

The article presents data on the study of aggression as a factor in the occurrence of the victimized behavior of adolescent children with mental retardation. The conditionality of occurrence of victim behavior by levels of intellectual development and aggressiveness of teenagers is established.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 159.9

Тищенко К.А. студент 5 курса Дремина А.П. студент 5 курса факультет «Клинической психологии» СГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Шелудько О.С.

ассистент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Саратовский Государственный Медицинский Университет

им. В.И. Разумовского Россия, г. Саратов ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ Аннотация: в статье представлены данные об исследовании агрессии, как фактора возникновения виктимного поведения детей подросткового возраста с умственной отсталостью. Установлена обусловленность возникновения виктимного поведения уровнями интеллектуального развития и агрессивности у подростков.

Ключевые слова: виктимное поведение, подростки с умственной отсталостью, агрессия.

Tyshchenko K.A. Dremina A.P. students of the 5th course faculty of "Clinical psychology" SGMU of V.I. Razumovsky Research supervisor: Sheludko O.S. assistant to department of philosophy humanities and psychology Saratov State Medical University of V.I. Razumovsky Russia, Saratov AGGRESSION MANIFESTATION AS FACTOR OF OCCURRENCES OF VICTIMIZED BEHAVIOR IN TEENAGERS WITH

MENTAL RETARDATION. Abstract: the article presents data on the study of aggression as a factor in the occurrence of the victimized behavior of adolescent children with mental retardation. The conditionality of occurrence of victim behavior by levels of intellectual development and aggressiveness of teenagers is established.

Keyword: victim behavior, teenagers with mental retardation, aggression.

В современной литературе вопросам виктимного поведения у подростков с умственной отсталостью уделяется мало внимания, хотя отмечается, что одной из причин данного поведения является нарушения эмоциональных контактов при различных формах умственной отсталости.

Актуальность данной темы состоит в том, что на практике деятельность психологов и педагогов по изучению факторов виктимного поведения не достаточна. Этим продиктована необходимость эмпирического исследования психологических факторов возникновения виктимного поведения у подростков с умственной отсталостью.

Цель исследования заключается в изучении взаимообусловленности типа агрессии и виктимного поведения у подростков с умственной отсталостью.

Задачи:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по теме исследования.

2. Исследовать тип проявляемой агрессии подростков с умственной отсталостью.

3. Выявить тип виктимного поведения.

На основе анализа литературных источников нами была сформулирована гипотеза: у подростков с умственной отсталостью будут преобладать физическая агрессия и раздражение, что будет способствовать такому типу виктимного поведения, как агрессивный, а также из-за легкой степени умственной отсталости у подростков будет повышен уровень виктимности по шкалам пассивности и некритичности.

В виктимности потерпевших, страдающих умственной отсталостью, по мнению О.В. Парфентьевой большое значение играют как неблагоприятное микросоциальное окружение, так и особенности психического дефекта и соответственно, поведение части потерпевших. На связь виктимности с проблемой беспомощности указывал Ю.Л. Метелица, так как понятие беспомощности имеет непосредственное отношение к определению способности регулировать свое поведение в криминальной ситуации. Автор описал пассивно-подчиняемый и провоцирующий типы поведения, а также выделил 4 уровня понимания потерпевшими характера и значения, совершаемых с ними действий: понимание внешней стороны юридически значимых событий; понимание фактической стороны (внутреннего содержания); понимание их социального значения; понимание социального значения на уровне личностного смысла.

Настоящее исследование было продиктовано необходимостью организации психологического сопровождения и профилактики виктимизации у подростков с умственной отсталостью.

Теоретико - методологической основой также послужили работы авторов Андронникова О.О., Зверева Н.В., Парфентьева О.В., Бумаженко Н.И., которые утверждали, что у детей подросткового возраста с различными формами умственной отсталости повышен уровень виктимности и

преобладает уровень физической агрессии.

Экспериментальной базой исследования послужил ГБУ СО "Дергачевский ДДИ для умственно отсталых детей". В исследовании приняло участие 20 детей с легкой степенью умственной отсталости в возрасте от 13 до 15 лет.

Для выявления типа агрессии использовалась методика "Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)", представляющая собой опросник состоящий из 75 вопросов, на которые респонденту нужно ответить "да" или "нет".

В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты: высокий уровень физической агрессии - у 60% подростков с умственной отсталостью, высокий показатель по шкале раздражения - у 25% подростков, также у 15% детей подросткового возраста был повышен показатель по шкале: вербальная агрессия. Подсчет данных по индексу агрессивности и враждебности выявил, что у подростков с легкой степенью умственной отсталости высокий показатель агрессивности.

Для выявления склонности к тому или иному типу виктимного поведения использовалась методика "Склонность к виктимному поведению"

0.0. Андронникова. Подросткам предлагалось ответить на 86 вопросов "да" или "нет".

Полученные результаты можно описать следующим образом: повышены показатели по шкалам склонность к агрессивному виктимному поведению (агрессивный тип потерпевшего) - у 38% подростков. К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Склонность к зависимому и беспомощному поведению (пассивный тип потерпевшего) - у 45% подростков, которые в случае опасной ситуации не смогут оказать сопротивления, противодействия преступнику. Склонность к некритичному поведению (некритичный тип потерпевшего) - 17% исследуемых подростков. К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации и т. д.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: у подростков с умственной отсталостью преобладают физическая агрессия и раздражение, что способствует такому типу виктимного поведения, как агрессивный, а также из-за легкой степени умственной отсталости повышен уровень виктимности по шкалам пассивности и некритичности.

Использованные источники:

1. Андроникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного Специальное образование. 2014. № 3 149 поведения подростков / О. О. Андронникова. — Новосибирск, 2005. — 213 с.

2. Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е.

Г. Каримулина. — М.: Академия, 2008. — 208 с.

3. Парфентьева О.В. Клинические принципы судебно-психиатрической оценки потерпевших с умственной недостаточностью // Актуальные вопросы организации психиатрической помощи, лечения и социальной реабилитации психически больных. М., 1978. - С. 390-395.

4. Виктимология. Учебно-методическое пособие. Н.И. Бумаженко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.