ной индустрии. При этом, теория спортивной подготовки участников к спортивным шоу остается вне поля зрения спортивной науки.
2. Спортивная подготовка участников-любителей к шоу по фигурному катанию включало - ледовую, хореографическую, психологическую и актерскую подготовку. При этом задачи всесторонней физической подготовки были решены, в основном, на льду и, в меньшей степени, в зале.
3. В статье представлено понедельное планирование тренировочного процесса подготовки к шоу, исходя из теории и методики фигурного катания и возможностей фигуристов-любителей.
По итогам подготовки и выступления в шоу любители-фигуристы обрели навыки катания на коньках, опыт выступления перед большим количеством людей и, конечно, любовь к прекрасному виду спорта - фигурному катанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверкова, А.В. Спорт на экране: телережиссура массового зрелища : дис. ... канд. иск. наук / Аверкова Анжелика Валентиновн. - Москва, 2011. - 164 с.
2. Болховин, Ю.С. Ледовые шоу как популярная форма спортивно-зрелищных представлений / Ю.С. Болховин // Культурные тренды современной России : сборник докладов V Всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 2017. - Т. 3. - С. 184-186.
3. Кудашов, В.Ф. Факторы зрелищности показательных спортивных выступлений / В.Ф. Ку-дашов, Л. Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова // Физическая культура и спорт. - 2016. - № 2. - С. 149-156.
4. Понкин, И.В. Понятие и структура "спортивного продукта" в спортивном праве / И.В. Понкин, А.И. Понкин // Юридические науки : вестник РУДН. - 2016. - № 2. - С. 129-137.
REFERENCES
5. Averkova, A.V. (2011), Sport on the screen: TV directing of mass spectacle, dissertation, Moscow.
6. Bolkhovin, Yu.S. (2017), "Ice show as a popular form of sports entertainment", Cultural trends of modern Russia: a collection of reports of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, Belgorod, Vol. 3, pp. 184-186.
7. Kudashov, V.F., Kudashova, L. and Vengerova, N.N. (2016), "Factors of entertainment of demonstrative sports performances", Physical education and sport, No. 2, pp. 149-156.
8. Ponkin I. V. and Ponkin A.L. (2016), "Concept and structure of "sports product" in sports law", Legal Science: Bulletin of RUDN, No. 2, pp. 129-137.
Контактная информация: sport_tsp@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.05.2020
УДК 796.011
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПРИНЦИПА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ
ЗДОРОВЬЯ
Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, доцент, Дарья Николаевна Рыхтик, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлена модель реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в со-
стоянии здоровья. Данная модель представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия на все структурные составляющие ОФК военнослужащих. Содержание модели включает: цель и задачи использования физических упражнений в современных физкультурно-оздоровительных технологиях (ФОТ) для военнослужащих, имеющих различные временные отклонения в состоянии здоровья; разработку плана и программы тренировки с учетом отклонений в состоянии здоровья; мероприятия по организации тренировочного процесса и его контролю и корректировке. Много внимания должно уделяться скрытому стимулированию тренировки военнослужащих в восстановительных центрах и профилакториях после выполнения боевых задач.
Ключевые слова: программно-целевой принцип использования физических упражнений; физкультурно-оздоровительные технологии; военнослужащие; оздоровительная физическая культура; занятия по физической подготовке.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p392-397
MODEL OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM-TARGET PRINCIPLE OF USING PHYSICAL EXERCISES WITH MILITARY PERSONNEL WITH DIFFERENT TIME DEVIATIONS IN STATE OF HEALTH
Alexander Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Darya Nikolaevna Rykhtik, the assistant, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Abstract
The article presents a model of implementation of the program-targeted principle of using physical exercises with military personnel having different time deviations in the state of health. This model is a system of interconnected structural components that provide targeted pedagogical effects on all structural components of the military 's OFC. The content of the model includes the purpose and tasks of using physical exercises in modern sports and health technologies (FOT) for military personnel with different time deviations in health; Development of a training plan and program taking into account health disorders; Activities on organization of training process and its control and adjustment. Much attention should be paid to the hidden stimulation of training of military personnel in rehabilitation centers and preventive facilities after carrying out combat tasks.
Keywords: software-targeted principle of physical exercises; sports and improving technologies; military personnel; improving physical culture; Physical training sessions.
В настоящее время оздоровительная физическая культура (ОФК) представляет собой целенаправленный педагогический процесс, в ходе которого осуществляется планомерное, поэтапное использование физических упражнений с целью укрепления здоровья военнослужащих [3, 4]. Образовательная среда при этом, должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать реализацию программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья [1]. В ходе реализации данного принципа организуются необходимые педагогические воздействия, направленные на восстановление здоровья и работоспособности у военнослужащих [1, 2]. При этом должно осуществляться: понимание и принятие индивидуальности временных отклонений в состоянии здоровья; отсутствие необоснованного желания ускорить процесс восстановления работоспособности у военнослужащих; готовность прийти на помощь военнослужащим; конструктивность коммуникации; развитое сопереживание. [2, 4].
Разработанная нами теоретико-педагогическая модель реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Обобщенная модель реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военно-служащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья
На данном рисунке представлены основные компоненты разработанной модели: цель и задачи использования физических упражнений в современных физкультурно-оздоровительных технологиях (ФОТ) для военнослужащих, имеющих различные временные отклонения в состоянии здоровья; разработка плана и программы тренировки с учетом отклонений в состоянии здоровья; мероприятия по организации тренировочного процесса и его контролю и корректировке. Много внимания должно уделяться скрытому стимулированию тренировки военнослужащих в восстановительных центрах и профилакториях после выполнения боевых задач.
Модель реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья, представляет собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия на все структурные составляющие ОФК военнослужащих. Основополагающим компонентом данной модели является цель и задачи использования физических упражнений в ФОТ для военнослужащих, имеющих различные временные отклонения в состоянии здоровья. Цель и задачи использования физических упражнений в процессе ОФК военнослужащих определяются исходя из результатов изучения их физического состояния, заключения врачей, тестирования и собеседования. При этом необходимо отметить, что возможности традиционных форм и методов физической подготовки должны использоваться в полной мере. Система ОФК военнослужащих должна строиться с использованием педагогических условий, а
также традиционных, инновационных средств и методов тренировки.
Реализация цели и задач использования физических упражнений в процессе ОФК военнослужащих должна опираться на:
- наличие адекватной направленности тренировки военнослужащих, имеющих различные временные отклонения в состоянии здоровья;
- наличие четкой концепции организации ОФК военнослужащих;
- высокий уровень профессиональной, педагогической и психологической квалификации руководителей тренировочных занятий по ОФК;
- высокую заинтересованность военнослужащих в укреплении своего здоровья;
- наличие четко сформулированных и педагогически обоснованных требований к использованию физических упражнений в процессе ОФК военнослужащих;
- разработку концепции тренировочного процесса, учебных планов и программ в соответствии с основными установками данной модели;
- включение военнослужащих в активную деятельность по восстановлению своего здоровья и работоспособности.
Значимое место в рассматриваемой модели занимает разработка плана и программы тренировки военнослужащих, с учетом отклонений в состоянии их здоровья. Содержание программ тренировки должно строиться с учетом особенностей заболевания военнослужащих и совокупности последовательных действий, связанных с ее выполнением. Последовательность действий должна осуществляться на основе выбора военнослужащим тренировочной программы и анализа своих возможностей по ее освоению.
Выбор военнослужащим тренировочной программы предполагает самооценку своих возможностей по ее освоению. Тренировочные программы должны охватывать все средства и методы тренировки, укрепляющие здоровье военнослужащих. Включение необходимых средств и методов тренировки в процессе ОФК военнослужащих обеспечивает:
- индивидуализацию тренировочного процесса;
- индивидуальное самоопределение военнослужащих по возможным видам тренировки;
- приобретение опыта занятий ОФК военнослужащими;
- проявление рефлексии в процессе ОФК военнослужащих с последующей коррекцией содержания тренировки.
Значимое место в рассматриваемой модели занимают мероприятия по организации тренировочного процесса, а также его контролю и корректировке. [5,6]. При этом особое внимание должно уделяться мероприятиям по обеспечению тренировочного процесса. [5,6]. Исходя из всего вышесказанного, обеспечение должно охватывать все стороны ОФК и вызывать интерес у военнослужащих к использованию физических упражнений. Было установлено, что интерес обладает большой побудительной силой, определяющей систему целей и направленность военнослужащих на эффективное решение задач ОФК. Устойчивый интерес к тренировочному процессу, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления военнослужащих к совершенствованию своих знаний в сфере ОФК.
Совершенствование знаний в сфере ОФК представляет собой непрерывный процесс познания военнослужащими своего физического состояния.
С учетом рассмотренных выше положений, следует отметить, что для рассматриваемой модели реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья, необходимы:
- обязательный входной контроль и периодический мониторинг состояния здоровья военнослужащих;
- специальные мероприятия, направленные на компенсацию и устранение недостатков в состоянии здоровья военнослужащих;
- педагогические воздействия, направленные на укрепление здоровья военнослужащих;
- психолого-педагогическое просвещение по вопросам ОФК военнослужащих;
- групповые занятия по ОФК военнослужащих и др.
Особую роль при этом играют критерии эффективности функционирования данной модели. Под критерием мы подразумеваем признаки, на основании которых производится оценка эффективности использования физических упражнений, а конкретным измерителем каждого критерия выступают определенные показатели улучшения физического состояния военнослужащих.
К специфической функции, разработанной нами модели, следует отнести функцию скрытого стимулирования. Данная функция понимается нами как организация мероприятий по мотивации военнослужащих к активной деятельности в процессе занятий ОФК.
Таким образом, сложность процесса реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья, требует постоянного педагогического сопровождения их ОФК.
ВЫВОД. Проведенные исследования показали, что качественное использование модели реализации программно-целевого принципа использования физических упражнений с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья, будет способствовать эффективному укреплению их здоровья и повышению работоспособности в краткие сроки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
2. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих/ А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. -2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
3. Педагогическая модель физической подготовки курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости / А.Э. Болотин, А.М. Сабанин, А.М. Сильчук, С.М. Сильчук Ю.И. Медведев, В.Г. Гадылгареев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2016. - № 1 (53). - С. 256-259.
4. Сильчук, А.М. Факторы, определяющие необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации / С.М. Сильчук, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2019. - № 9 (175). -С. 273-276.
5. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of sub-situation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.
6. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 11771185.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical Model of Military-Professional Training of Units of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Counter-Terrorism Operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Bolotin A.E., Solntsev D.A., Kadyrov R.M., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Medvedev Yu.I., Storozhenko I.I., Ivashchenko D.E. and Otev D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endur-
ance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college. Vol. 118, No.2, pp. 154-156.
3. Bolotin A.E., Sabanin A.M., Silchuk A.M., Silchuk S.M., Medvedev Yu.I. and Gadylgareev V.G. (2016), "Pedagogical model of physical training of cadets of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov with emphasized development of endurance", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 53, No.1, pp. 256-259.
4. Silchuk, A.M., Silchuk, S.M. and Ryabchuk, V.V.(2019), "Factors determining the need to improve health-improving physical culture in the Armed Forces of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 273-276.
5. Bakaev, V.V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
6. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), No. 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: SilchukiVMA@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.05.2020
УДК 796.011
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПОПУТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ МОРСКИХ ДЕСАНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Сергей Александрович Синенко, преподаватель, Владимир Павлович Крысанов, кандидат военных наук, доцент, Дмитрий Александрович Грунин, заместитель начальника кафедры, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Мурино; Ярослав Сергеевич Кози-ков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Сергей Петрович Грибченко, адъюнкт, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье в результате обобщения большого теоретического и исследовательского материала рассматривается взаимосвязь компонентов попутной физической тренировки морских пехотинцев на этапе подготовки к проведению морских десантных действий. Под компонентами мы рассматриваем длительность и интенсивность выполнения упражнений в процессе проведения попутной физической тренировки и время восстановления после её проведения. Результаты проведенного научного исследования позволили нам определить взаимосвязи между компонентами попутной физической тренировки, соблюдение которых в свою очередь повысило физическую и психофизиологическую подготовленность, что положительно отразилось на боеготовности морских пехотинцев во время подготовки к проведению морских десантных действий.
Ключевые слова: попутная физическая тренировка, взаимосвязь компонентов попутной физической тренировки, подразделения морской пехоты, морские десантные действия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p397-400
RELATIONSHIP OF COMPONENTS OF PASSING PHYSICAL TRAINING OF MARINE CORPS UNITS AT THE STAGES OF PREPARATION FOR MARINE
AMPHIBIOUS OPERATIONS
Sergey Alexandrovich Sinenko, the teacher, Vladimir Pavlovich Krysanov, the candidate of military sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Grunin, the deputy head of the department, Leningrad regional branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Murino; Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk;