экскурсии грудной клетки (на 20%). Таким образом, внедренные нами средства и методы адаптивного физического воспитания положительно повлияли на физическое развитие детей ханты младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, и могут в дальнейшем применяться на практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние экологических и социальных факторов на развитие детей Среднего Приобья / П.Г. Койносов, Т.В. Чирятьева, А.П. Койносов, П.Н. Жвавый, С.А. Орлов, В.Е. Коломыс, Е.В. Ионина, Д.А. Зинченко // Медицинская наука и образование Урала. - 2015. - № 4. - С. 110-114.
2. Козырева, Т.В. Климатогеографические и социальные факторы, влияющие на состояние здоровья населения ХМАО-Югры / Т.В. Козырева // Вестник угроведения. - 2016. - № 7. - С. 169179.
3. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В. И. Лях. -Москва : Спорт, 2016. - 160 с.
4. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / Л. В. Шапкова. - Москва : Советский спорт, 2009. - 464 с.
REFERENCES
1. Koynosov, P.G., Chiryatiev, T.V., Koynosov, A P., Zhvavyi, P.N., Orlov, S.A., Kolomys, V.E., Ionin, E.V. and Zinchenko, D A. (2015), "Influence of ecological and social factors on children's development Cooperative Ob", Medical science and education of the Urals, No. 4, pp. 110-114.
2. Kozyreva T.V. (2016), "Climatogeographic and social factors influencing the health status of the population of KHMAO-Yugra", Bulletin of Ugric studies, No. 7, pp. 169-179.
3. Lyakh V. I. (2016), Development of coordination abilities in preschool children, Sport, Moscow.
4. Shapkova L.V. (2009), Private methods of adaptive physical culture: textbook, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: nsetyaeva@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 02.06.2020
УДК 796.011
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ
ЗДОРОВЬЯ
Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Алла Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Георгиевна Фейгель, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлен анализ основных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья (ВОСЗ). Установлено, что в процессе оздоровительной физической культуры (ОФК) с военнослужащими необходимо применять: системный, программно-целевой, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный и комплексный подходы к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова: системный, программно-целевой, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный и комплексный подходы; военнослужащие; оздоровительная физическая культура; занятия по физической подготовке.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p335-339
ANALYSIS OF APPROACHES TO CONDUCTING CLASSES WITH MILITARY PERSONNEL WITH VARIOUS TEMPORARY DEVIATIONS IN THE STATE OF
HEALTH
Alexander Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate ofpedagogical sciences, professor, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg; Alla Vladimirovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Georgievna Feigel, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Abstract
The article presents an analysis of the main approaches to conducting classes with military personnel with various temporary deviations in the state of health (VSZ). It has been established that in the process of health physical education (OFC) with military personnel it is necessary to apply: systemic, program-targeted, activity, individual, differentiated and integrated approaches to conducting classes with military personnel who have various temporary deviations in their state of health.
Keywords: systemic, program-targeted, activity, individual, differentiated and integrated approaches; military personnel; health physical education; physical training classes.
В настоящее время требуется проведение глубокого научного анализа и осмысления основных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья (ВОСЗ). [4]. Это связано с наличием объективных противоречий при организации и проведении с ними оздоровительной физической культуры (ОФК). Проведенный анализ основных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные ВОСЗ, позволил констатировать следующие объективные противоречия при организации и проведении с ними ОФК:
- в целом, понятие ОФК давно и прочно закрепилось в арсенале наук о здоровье военнослужащих, образуя методологическую основу множества разноплановых научных исследований;
- опыт применения данного понятия к проведению физической подготовки военнослужащих, явно недостаточен;
- многие основные вопросы понимания роли ОФК в деятельности военнослужащих до сих пор остаются дискуссионными.
Само понятие ОФК, ее сущность, структура, функции, конкретная роль в военно-профессиональной деятельности военнослужащих, а также наиболее эффективные пути, средства и методы ее проведения с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, слабо изучены. [4]. Это опровергает мнение о том, что проблема проведения занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, является хорошо изученной. Вместе с тем, в последние годы проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, уделяется все больше внимания. Расширяется научная база по изучению данного вопроса. [4,6]. Причина этого состоит в определяющей роли ОФК в деятельности военнослужащих. Как известно, эта деятельность связана с теми или иными экстремальными, неординарными условиями ее выполнения и требует длительного восстановления сил после ее выполнения. [1-4].
Таким образом, сама необходимость научного анализа и осмысления основных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, имеет большое значение для теории и практики ОФК.
Для решения вышеперечисленных задач был проведен опрос 87 специалистов, имеющих опыт работы в сфере ОФК более 10 лет. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура основных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья (п=87, W>0,75)_
Ранговое место (значимость) Подходы Ранговый показатель (%)
1 Системный подход к проведению занятий 27,1
2 Программно-целевой подход к проведению занятий 22,9
3 Деятельностный подход к проведению занятий 15,2
4 Индивидуальный подход к проведению занятий 14,8
5 Дифференцированный подход к проведению занятий 10,3
6 Комплексный подход к проведению занятий 9,7
Было установлено, что в процессе ОФК следует применять: системный, программно-целевой, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный и комплексный подходы к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ.
Системный подход к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, представляет собой научно обоснованную систему средств и методов ОФК. Однако, приходится констатировать, что для ОФК педагогическая сторона применения средств и методов изучена недостаточно хорошо и требует специального изучения. Содержание ОФК в деятельности военнослужащих, с позиций системного подхода, как целостного педагогического и психологического феномена раскрыто не полностью.
Программно-целевой подход раскрывает систему взаимосвязанных структурных компонентов, обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия на все структурные составляющие ОФК военнослужащих. [4, 5]. Главным в реализации данного подхода к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, является разработка плана и программы тренировки с учетом отклонений в состоянии здоровья, а также мероприятия по организации тренировочного процесса и его контролю. Основной акцент здесь должен быть сделан, в основном, на корректировочную функцию.
Опытно-экспериментальное исследование показало, что значительное место принадлежит деятельностному подходу к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ. При этом в методологическом плане данный подход к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, должен осуществляться в русле средового подхода к укреплению здоровья военнослужащих. Поэтому требования к среде, в которой осуществляется практическая реализация этого подхода, должны быть достаточно высоки.
По мнению респондентов, большое практическое значение имеет реализация индивидуального подхода к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ. При реализации данного подхода следует учитывать, прежде всего, степень утомления военнослужащих, быстроту восстановления утраченных функций и особенности заболевания, вызвавшие временные отклонения в состоянии их здоровья.
Аналогичные вопросы решаются и при реализации дифференцированного подхода к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ. Основное отличие состоит лишь в том, что при одинаковом заболевании при проведении занятий учитываются различия в перенесении нагрузки и индивидуальные возможности организма каждого военнослужащего.
По мнению респондентов, большое внимание должно уделяться реализации комплексного подхода к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ. Реализация комплексного подхода учитывает все стороны рассмотренных выше подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ.
Таким образом, проведение занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, должно осуществляться с учетом роли ОФК в детерминации эффективности выполняемой военно-профессиональной деятельности военнослужащих. Уже само многообразие подобных видов и проявлений различных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, свидетельствует о необходимости систематизации и обобще-
нии ОФК в педагогическом аспекте.
Проведенный нами анализ позволяет констатировать, что к настоящему времени встречаются различные теоретико-методологические подходы к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ. Реализация этих подходов аккумулирует в себе моральные и физические качества военнослужащих, направленные на нейтрализацию негативных факторов воинской службы. Это является определяющим фактором укрепления здоровья военнослужащих и высокого уровня их профессионализма.
ВЫВОД. Подводя итоги анализа, выполненного исследования, можно заключить, что рассмотренные подходы к проведению занятий с военнослужащими, имеющими ВОСЗ, до сих пор являются недостаточно изученными и дискуссионными. Помимо этого, ОФК фактически не являлась еще предметом глубокого и систематического педагогического исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
2. Иляхина, О.Ю. Модель подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени / О.Ю. Иляхина, Е.Ю. Домрачёва // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 125-128.
3. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих/ А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
4. Педагогическая модель физической подготовки курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости / А.Э. Болотин, А.М. Сабанин, А.М. Сильчук, С.М. Сильчук Ю.И. Медведев, В.Г. Гадылгареев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2016. - № 1 (53). - С. 256-259.
5. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of sub-situation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.
6. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 11771185.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical Model of Military-Professional Training of Units of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Counter-Terrorism Operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Ilyakhina, O.Yu and Domracheva E.Yu. (2019), "Model of training rifle shooters on a moving target", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 125-128.
3. Bolotin A.E., Solntsev D.A., Kadyrov R.M., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Medvedev Yu.I., Storozhenko I.I., Ivashchenko D.E. and Otev D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No. 2, pp. 154-156.
4. Bolotin A.E., Sabanin A.M., Silchuk A.M., Silchuk S.M., Medvedev Yu.I. and Gadylgareev V.G. (2016), "Pedagogical model of physical training of cadets of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov with emphasized development of endurance", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 53, No.1, pp. 256-259.
5. Bakaev, V.V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
6. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: silchukiVMA@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.06.2020
УДК 796.332.6
АНАЛИЗ ТРАВМАТИЗМА СПОРТСМЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО
МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ)
Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Владимирович Феофанов, преподаватель, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Елена Сергеевна Бокулева, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-
Петербург
Аннотация
Риски получения травм в современном, постоянно прогрессирующем спорте с каждым годом повышаются. Степень травматизма зависит от особенностей вида спорта. Данная проблема сильно распространена в командных видах. Футбол является одним из самых травмоопасных видов спорта. Анализ травматизма необходим для проведения качественной профилактики. Данной проблематике в футболе посвящено достаточное количество исследований, в отличие от мини-футбола. В то же время, мини-футбол отличается по своей специфике от классического футбола (размеры и покрытие площадки, количество игроков, физические характеристики мяча и т.д.), при этом риск возникновения травмы остается достаточно высоким. Целью исследования являлось определение локализации травм у спортсменов студенческих команд по мини-футболу. В ходе исследования было проанализировано 185 различных травматических случаев (n=185), которые возникали в период студенческих соревнований по мини-футболу с 2018 по 2020 годы. Разработана классификация травм по локализации и выявлены наиболее уязвимые звенья опорно-двигательного аппарата. Впервые проблематика анализа травматизма была затронута на уровне студенческих соревнований. Полученные результаты исследования будут использованы в дальнейшем при разработке методики профилактики травматизма для спортсменов в мини-футболе.
Ключевые слова: травма, мини-футбол, локализация травм, профилактика травматизма.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p339-341
ANALYSIS OF INJURIES OF ATHLETES OF STUDENT MINI-FOOTBALL TEAMS
MikhailMaksimovich Soloviev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Vladimir Vladimirovich Feofanov, the teacher, Rostislav Georgievich Tikhonov, the senior teacher,
Elena Sergeevna Bokuleva, the teacher, Baltic State Technical University named after D.F.
Ustinov, St. Petersburg
Abstract
The risks of injuries in the modern, constantly progressing sports are increasing every year. The degree of injury depends on the characteristics of the sport. This problem is very common in team forms. Football is one of the most traumatic sports. The analysis of injuries is necessary to conduct quality prevention. This issue in football is devoted to a sufficient number of studies, in contrast to futsal. At the same time, futsal differs in its specificity from classical football (size and coverage of the court, number of players, physical characteristics of the ball, etc.), while the risk of injury remains quite high. The aim of the study was to determine the localization of injuries among the athletes of student futsal teams. The study analyzed 185 different traumatic cases (n = 185) that occurred during student futsal competitions from 2018 to 2020, the classification of injuries by localization was developed, and the most vulnerable links of the musculoskeletal system were identified. For the first time, this issue was raised at the level of student competitions. The results of the study will be used later in the development of injury prevention techniques for athletes in futsal.
Keywords: injury, futsal, localization of injuries, injury prevention.