УДК 377
Дунаенко Елена Вячеславовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Казанского государственного энергетического университета [email protected]
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Dunayenko Elena Vyacheslavovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Kazan State Power Engineering University [email protected]
THE IMPLEMENTATION MODEL OF LITERATURE INTENSIVE TRAINING IN A SECONDARY VOCATIONAL SCHOOL
Аннотация:
В статье обоснован выбор модели реализации концентрированного обучения литературе в средней профессиональной школе как педагогической технологии, обеспечивающей формирование культурно-смысловой сферы личности. Автором описаны инвариантные и вариативные формы организации концентрированного обучения литературе. Приводятся некоторые экспериментальные данные, подтверждающие эффективность предложенной образовательной модели.
Ключевые слова:
педагогическая технология, концентрированное обучение, модели реализации концентрированного обучения, специфика гуманитарного знания, «погружение» в предмет, культурно-смысловая сфера личности, учебный блок инвариантной и вариативной структуры, активные формы обучения.
Summary:
The choice of implementation model of literature intensive courses in a secondary vocational school as educational technology that ensures a formation of personality’s cultural-semantic sphere is substantiated in the article. The invariable and the variable forms of literature intensive training organization are described by the author. Some experimental materials confirming the efficiency of the suggested educational model are adduced.
Keywords:
educational technology, intensive training, implementation models of intensive training, specificity of liberal art knowledge, immersion in subject, personality’s cultural-semantic sphere, training unit of invariable and variable structure, active forms of education.
Концентрированное обучение - «технология организации обучения, при которой в течение короткого или длительного периода осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся при изучении одной или нескольких дисциплин» [1, с. 13]. Обеспечивая процессу познания целостность, концентрированное обучение «снимает» недостатки традиционной организации образования - расчлененность многопредметностью, порождающей формирование частных, несистемных знаний, дробление личности.
В научной литературе описаны три модели реализации концентрированного обучения, которые выделяются в зависимости от единицы укрупнения: учебный предмет, учебный день, учебная неделя -и отражают степень концентрации (высокую, низкую и среднюю соответственно) [2, с. 124-131]. Ее выбор зависит от специфики изучаемого материала.
Решая вопрос о выборе модели реализации концентрированного обучения дисциплине «Литература» в средней профессиональной школе, следует исходить из того, что спецификой гуманитарного знания, как знания о человеке, является необходимость добиваться не только усвоения определенного материала, но и достижения понимания его неповторимости, «вживания» в него. Это единственный способ познания другого человека [3] и требует «погружения» в предмет.
С другой стороны, подлинное гуманитарное знание не может быть просто усвоено, поскольку оно включает в себя знание о субъекте познания (о самом себе) [4]. Поэтому при обучении литературе, как и другим гуманитарным предметам, следует учитывать, что для творческого восприятия и усвоения учебного материала, развития умений и навыков применять приобретенные знания на практике, развития языковых и речевых компетенций, формирования личностной культурносмысловой сферы обучающихся необходим процесс «созревания», что требует не столько интенсивности, сколько времени.
В связи с этим реализация целей обучения литературе нам представляется более достижимой при концентрированном обучении, организованном по модели с низкой степенью концентрации содержания, рабочего времени и усилий преподавателей и студентов (одно учебное занятие в неделю).
Такая модель дает возможность студентам тщательно подготовиться к занятию (прочитать текст художественного произведения, критическую литературу о нем, выполнить устные и письменные задания), при этом у них не накладываются одно на другое впечатления от работы над разными литературными источниками.
При более сильной концентрации при изучении литературы тексты начитываются заблаговременно по заранее данным спискам, в результате занятия строятся не на непосредственных впечатлениях от прочитанного, а на «воспоминаниях» о них, к чему студенты часто уже равнодушны. При изучении же литературы в средней профессиональной школе очень важно, чтобы разговор о художественном произведении получился искренний, эмоциональный, живой. Такое занятие возможно осуществить, только когда читатель находится «во власти» стихии художественного слова и в его сознании существует ряд вопросов, ответы на которые он стремится найти, когда полученные в результате чтения впечатления не прерваны, не замещены другими. Именно это создает условия для проникновения в «глубинные смыслы» [5] произведения и, соответственно, достижения субъективной значимости изучаемого материала.
Модель с низкой степенью концентрации позволяет вернуться к прочитанному: что-то продумать, пересмотреть, переоценить, а может, и перечитать - в результате созданной преподавателем установки на дальнейшее общение с текстом по завершении его изучения. Прежде всего, такое общение с художественным текстом является фактором развития эстетического чувства, нравственного роста, способствует формированию языковой личности.
Эффективность данной модели в обучении дисциплине «Литература» в средней профессиональной школе была подтверждена в Центре начального и среднего профессионального образования Казанского государственного энергетического университета в 2012-2013 учебном году. Условия расписания в группе СТ-1-12 (четыре академических часа подряд в один день) позволили в качестве локального эксперимента проводить занятия с применением технологии концентрированного обучения по модели с низкой степенью концентрации.
Основная часть занятий (монографические темы по творчеству И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, М.А. Булгакова, например) проводилась в форме учебных блоков инвариантной структуры, включающих лекцию, самостоятельную работу, практическое занятие и зачет. На таких занятиях осуществлялось обучение укрупненной единице содержания (подмодулю обучения) - не растянутым на несколько уроков раздробленным сведениям, а целостному блоку учебной информации по теме, предназначенному для «погружения» в него.
Представленная структура блока заключает в себе строгую последовательность в изучении литературного произведения. На лекции выявлялись читательские впечатления студентов, создавалась установка на анализ художественного текста и определялась направленность его изучения. Во время самостоятельной работы и практического занятия читательские впечатления студентов корректировались, углублялось их понимание авторской позиции, своего читательского отношения к рассматриваемой ведущей нравственной идее, общечеловеческий смысл которой в условиях средней профессиональной школы рассматривался и с точки зрения его значимости в будущей профессиональной деятельности; развивался навык анализа художественного произведения. Заключение преподавателя в конце блока занятий создавало ощущение глубины и неисчерпаемости смысла произведения и установку на дальнейшее общение с текстом после завершения его изучения. Это достигалось своеобразным «размыканием» концепции, показом известной ее условности и возможности иных трактовок произведения, что является источником новых размышлений студентов, формирования у них вариативного (широкого, вероятностного) мышления.
Специфика обучения литературе требовала иногда изменения структуры форм организации обучения внутри блока учебных занятий. Это обусловлено тем, что практически треть программного материала курса в средней профессиональной школе изучается обзорно.
В существующей практике традиционно содержание обзорных тем дается как лекционный материал и выполняет лишь информативную задачу. Концентрированное обучение литературе позволило использовать активные формы (учебные блоки вариативной структуры), ведущие к глубокому усвоению изучаемой темы, - театрализованный семинар «Поэзия Серебряного века русской литературы», читательскую конференцию «Великая Отечественная война в художественной литературе», заседание дискуссионного клуба «Гуманистические идеи современной литературы».
Результаты обучения (исходного, промежуточного и итогового срезов) в экспериментальной группе сТ-1-12 (27 обучающихся) сравнивались с результатами обучения студентов группы СЭУ-1-12 (31 обучающийся), взятой в качестве контрольной. Нами определялся средний коэффициент усвоения материала по диагностической методике, предложенной Г.И. Ибрагимовым [6].
Средний коэффициент усвоения материала, полученный в первом семестре, рассматривался как исходный показатель. Во втором семестре в экспериментальной группе он увеличился на 14 %, в контрольной - только на 3 % (по результатам итогового среза).
В экспериментальной группе была отмечена возросшая активность студентов на занятиях. Так, 42 % обучающихся этой группы были «включены» в работу, инициативно проявляли себя в подготовке и проведении концентрированных занятий, тогда как в первом семестре группа проявляла себя вяло, практически все студенты (88 %) работали эпизодически. Активность студентов контрольной группы осталась без изменений.
Анкетирование, проведенное с целью выявления отношения студентов к концентрированному обучению, организованному по указанной модели, показало: 67 % обучающихся, участвовавших в
эксперименте, предпочли его традиционному; 18 % не дали однозначного ответа (да-нет); только 15 % из опрошенных ответили, что их не устраивают занятия в форме учебных блоков.
Таким образом, анализ результатов проведенного локального эксперимента подтвердил эффективность модели реализации концентрированного обучения с низкой степенью концентрации содержания, рабочего времени и усилий преподавателей и студентов в гуманитарном образовании, целесообразность применения данной технологии в обучении литературе в средней профессиональной школе.
Ссылки:
1. Ибрагимов Г.И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. Казань, 1997. 60 с.
2. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика. Казань, 2010. 364 с.
3. Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии. 1979. № 9. С. 137-142.
4. Зинченко В.П. Мир образования и/или образование мира // Мир образования. 1996. № 3. С. 7-15.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
6. Ибрагимов Г.И. Указ. соч. С. 30-34.