Научная статья на тему 'К вопросу об интенсификации обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе (на материале курса «Русский язык и культура речи»)'

К вопросу об интенсификации обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе (на материале курса «Русский язык и культура речи») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИЕМЫ «СЖАТИЯ» УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ДИАЛОГИЗАЦИЯ ЛИНГВООБРАЗОВАНИЯ / TECHNIQUES OF «COMPRESSION» OF THE EDUCATIONAL INFORMATION / SPEECH CULTURE / INTENSIFICATION OF EDUCATION / INTENSIVE TRAINING / DIALOGIZING LINGUISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунаенко Елена Вячеславовна

В статье рассматривается проблема реализации элементов технологии концентрированного обучения лингвистическим дисциплинам (на материале курса «Русский язык и культура речи») как направление интенсификации гуманитарного образования в высшей профессиональной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дунаенко Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INTENSIFICATION OF TEACHING LINGUISTIC DISCIPLINES AT THE TECHNICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION (BASED ON THE COURSE «RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE»)

Implementation of technologies of intensive courses in teaching linguistic disciplines (basing on the course «Russian language and speech culture») for intensification of humanitarian education in vocational institutions of higher education is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интенсификации обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе (на материале курса «Русский язык и культура речи»)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q13. №1(31)

УДК 738:81

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»)

© Е.В.Дунаенко

В статье рассматривается проблема реализации элементов технологии концентрированного обучения лингвистическим дисциплинам (на материале курса «Русский язык и культура речи») как направление интенсификации гуманитарного образования в высшей профессиональной школе.

Ключевые слова: культура речи, интенсификация образования, концентрированное обучение, приемы «сжатия» учебной информации, диалогизация лингвообразования.

Интенсификация образовательного процесса в рамках традиционной его организации достигается применением современных педагогических технологий, активизирующих аудиторную и внеаудиторную работу студентов вуза и обеспечивающих повышение эффективности их познавательной деятельности. К таким технологиям относится концентрированное обучение (Г.И.Ибрагимов [1]) - одна из коммуникативно-развивающих технологий, способствующих адекватной реализации целей гуманитарного, в частности лингвистического, образования в профессиональной школе.

Концентрированное обучение - «организация обучения, при которой в течение короткого или длительного периода осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся при изучении одной или нескольких дисциплин» [1: 13]. В основе названной технологии лежат принципы концентрации учебных предметов и учебного материала во времени; интенсивности; учета психофизиологических особенностей личности.

Обеспечивая «погружение» в учебный предмет, концентрированное обучение наиболее полно отвечает специфике гуманитарного знания, как знания, имеющего «диалогически-понимаю-щий» характер [2]. С методологической точки зрения гуманитарное знание предполагает необходимость познавать явления и как объективные процессы (выявлять объективные связи и отношения в их всеобщности, инвариантности, закономерности), и как субъективные деяния (уникальные, а не типические, выступающие как проявление свободы воли субъекта).

Поэтому обучение лингвистическим дисциплинам, в частности дисциплине «Русский язык и культура речи», как и другим гуманитарным предметам, должно обеспечивать рассмотрение общих закономерностей (проявляющихся на звуковом, лексико-фразеологическом, грамматиче-

ском уровнях языка), а также единичных, уникальных действий субъектов (языкового своеобразия текстов различных авторов и стилей). Тогда обучаемый подходит к пониманию языкового материала, его творческому осмыслению. Невнимание ко второй стороне освоения языка ведет к прагматизму в обучении, не позволяет достичь понимания учащимися языка как феномена национальной культуры, осознания национального речевого идеала, построения себя как языковой личности.

Концентрированное обучение в классическом своем виде может быть реализовано по одной из трех моделей, которые выделяются в зависимости от единицы укрупнения: учебный предмет, учебный день, учебная неделя - и отражают степень концентрации. Однако если организация образования в вузе остается традиционной, то преподаватель имеет возможность активно применять элементы этой технологии, а именно соблюдать требования концентрированного обучения к содержательному и процессуальному компонентам процесса обучения гуманитарным предметам.

Содержательный компонент рассматриваемой образовательной технологии предполагает переструктурирование учебной информации в укрупненные дидактические единицы с обеспечением тематического, концепционного и логического единства учебного материала.

Что касается процессуальных условий, то концентрированное обучение в гуманитарном образовании ставит задачу превращения обучаемых в субъект культуры. Поэтому здесь должно быть обеспечено активное эмоциональнообразное и рационально-логическое постижение студентами содержания изучаемых предметов с достижением субъективной значимости его смыслов; диалогизация обучения при максимальном его приближении к условиям общения (с текстом, студентов с преподавателем, между собой)

2З6

как способу реализации гуманитарного познания; профнаправленность обучения посредством обеспечения комплексной взаимосвязи гуманитарной и профессиональной подготовки через упорядочение содержательных элементов взаимосвязи способами деятельности, переносимыми в профессиональные ситуации.

Подходы к структурированию содержания учебного материала лингвистических дисциплин при концентрированном обучении обусловлены спецификой гуманитарного знания, изучения конкретных дисциплин в профессиональной школе.

Программы концентрированного обучения лингвистических дисциплин в высшей профессиональной школе целесообразно представлять как логически расположенную последовательность модулей (укрупненная единица содержания, включающая материал раздела программы), состоящих из подмодулей (укрупненная единица содержания, включающая в себя материал отдельного учебного занятия). Количество подмодулей на изучение раздела программы (модуля) зависит от объема, сложности, значимости учебной информации.

При структурировании содержания модулей и подмодулей обучения необходимо соблюдение общих принципов их построения: целевого назначения информационного материала; сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей; полноты учебного материала; относительной самостоятельности элементов модуля; реализации обратной связи; оптимальной передачи информационного и методического материала [3].

Кроме названных, значимыми являются также принципы учета специфики гуманитарного знания; «сжатия», концентрации учебной информации.

В отечественной педагогической теории и практике существуют отличные от традиционного подходы к структурированию содержания учебного материала, основанные на его «сжатии» (В.В. Давыдова, Г.И.Блинова, Е.Ф.Глебовой, Б.И.Коротяева, А.М.Сохора, К.К.Филиппенко, С.А.Шапоринского, П.М.Эрдниева и др.).

При выборе адекватного подхода к структурированию учебного материала лингвистических дисциплин мы исходили из того, что русский литературный язык - сложная система, в которой тесно взаимосвязаны звуковой, лексический и грамматический строй. Поэтому при создании модели содержания учебного предмета опирались на точку зрения М.С.Кагана: структуру сложной системы можно представить как структуру структур, где все измерения системы так

или иначе взаимосвязаны. Это обусловило выбор способа «сжатия» информации, предложенного А.М.Сохором, - представление логических

структур содержания учебного материала в виде ориентированных графов [4]. Для лингвистических дисциплин нами предлагается использовать модель в виде объемного трехуровневого ориентированного семантического графа.

При структурировании содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» первому уровню графа соответствует модель рассмотрения учебного материала с позиций его принадлежности к тому или иному функциональному стилю современного русского литературного языка по экстралингвистическим характеристикам. Второму - с позиций своеобразия лексико-фразеологического и грамматического строя анализируемого функционального стиля, третьему - с точки зрения языковых норм современного русского литературного языка, обеспечивающих культуру речи.

Требованием технологии концентрированного обучения является сопровождение вербальной формы укрупненных единиц содержания обобщенной зрительной информацией в виде таблиц, конспект-схем, структурно-логических схем. Такие опорные материалы преимущественны, они развивают образное мышление, интуицию и способствуют формированию целостных представлений об изучаемом предмете [5]. Здесь активно должны использоваться компьютерные возможности интенсификации образовательного процесса.

При обучении дисциплине «Русский язык и культура речи» целесообразно использовать обобщенные схемы и таблицы с информацией об экстралингвистических и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка, о специфике устной и письменной речи, о жанровой природе текстов того или иного стиля, о конкретных языковых нормах письменной речи.

В целях достижения диалогизации лингвооб-разования при концентрированном обучении предпочтительно применение проблемнодиалогового обучения и соответствующего ему сочетания методов, форм обучения и форм его организации. Ведущими методами при этом становятся диалогический и эвристический (по классификации М.И.Махмутова [5]). При этом следует отметить, что в гуманитарном образовании имеет смысл обращаться ко всем общим и бинарным методам проблемного обучения в контексте проблемно-диалогового подхода. Это позволяет менять уровень проблемности обучения в зависимости от степени подготовленности

Е.В.ДУНАЕНКО

группы. При его повышении предусматривается применение дополнительных приемов обучения студентов, выход на исследовательский уровень. При понижении - дробление вопросов, заданий для снижения познавательной самостоятельности студентов, выход на монологический и показательный уровни.

Практическое занятие по лингвистическим дисциплинам с позиций концентрированного обучения представляет собой «блок» организационных форм инвариантной структуры. Он включает небольшую лекцию, на которой преподаватель обобщенно дает необходимый теоретический материал; самостоятельную работу студентов по отработке рассматриваемых языковых явлений; практикум, во время которого анализируются и корректируются результаты аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а также рассматриваются трудные вопросы изучаемой дисциплины. Заканчивается практическое занятие контролем уровня освоения учебного материала. Такая организация учебной деятельности студентов обеспечивает целостность и прочность освоения учебной информации укрупненной единицы содержания языковой дисциплины.

Инвариантный «блок» организационных

форм может быть реализован следующим образом. Концентрированное занятие на тему «Особенности официально-делового стиля» учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» начинается с отработки теоретического материала. Преподаватель с привлечением студентов «сжато» актуализирует лекционный материал о назначении официально-делового стиля, его под-стилях и жанрах, о требованиях к оформлению документов различных типов (отработка первого уровня графа). После рассмотрения вопросов теории студенты, работая с обобщенным материалом, предложенным им в табличном варианте, выясняют специфику языковых средств официально-делового стиля относительно языка других функциональных стилей (отработка второго уровня графа).

Затем следует самостоятельная работа студентов, когда они знакомятся с образцами различных документов, осваивая способ оформления их содержания, после чего, пользуясь словарями, справочниками и учебной литературой, выполняют упражнения на точность словоупотребления в деловых текстах (выход на третий уровень графа). В конце самостоятельной работы студенты выполняют задания на отработку орфографического и пунктуационного навыков: норм правописания служебных частей речи (прежде всего производных предлогов), норм постановки

знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными.

Этап практической работы начинается с проверки правильности самостоятельно выполненных студентами лингвистических упражнений (желательно, с использованием компьютерных технологий) и разъяснения преподавателем моментов, вызвавших затруднения. Затем студенты осваивают учебную информацию о типичных ошибках официально-деловой речи и выполняют упражнения на редактирование. Завершает практическую часть занятия совместное с преподавателем выполнение заданий на составление деловых бумаг (по группам).

В конце занятия предполагается контрольный срез знаний: тест на выявление степени усвоения студентами теоретического материала, языковых норм документа.

Приведенная структура занятия реализует принцип интенсивности концентрированного обучения за счет концентрации времени, предъявления большого объема учебной информации, насыщенности различными видами и формами работы, способствующей плотности общения и активизации деятельности студентов.

Что касается форм обучения на концентрированном занятии по лингвистическим предметам, то на этапе самостоятельной работы и практикума они должны предусматривать как индивидуальное постижение смыслов изучаемых языковых явлений, так и совместный поиск ответов на возникающие вопросы, способствовать деятельностному освоению студентами содержания учебной дисциплины.

Следует отметить, что рассматриваемая технология предполагает активное использование групповых форм. Необходимость их применения в образовательном процессе вуза обусловлена тем, что они обеспечивают реализацию принципа профессиональной направленности гуманитарного образования. Работа в группах строится путем моделирования способа решения коллективной задачи в будущей профессиональной деятельности студентов. Коллективная учебная деятельность может развить умение решать и общую задачу через распределение функций, и частную задачу с последующим отчетом о ее решении перед группой. Групповое обучение строится в зависимости от того, какое качество более важно для будущей профессиональной деятельности [6].

Фактор интенсификации обучения - более рациональное использование времени контрольного мероприятия, охват больших объемов со-

держания, оперативная обратная связь, быстрое получение информации о результатах усвоения студентами материала. Это достигается компьютерным тестированием. Его применение идеально вписывается в режим концентрированного обучения. Поэтому, наряду с традиционными методами контроля и оценки знаний, в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе целесообразно использовать компьютерные технологии не только в промежуточном и итоговом тестовом контроле, но и в текущем. Это позволяет оценить качество усвоения учебной информации подмодуля (темы) и своевременно организовать консультативную работу над элементами содержания, вызвавшими у студентов затруднения.

Таким образом, один из путей интенсификации обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе - применение в образовательной практике элементов технологии концентрированного обучения.

В данной статье предложены специфические для лингвообразования дидактические условия обучения языковым дисциплинам, отвечающие требованиям концентрированного подхода. Они таковы: во-первых, моделирование содержания учебной информации на основе объемного ориентированного семантического графа; во-вторых, выстраивание практических занятий «блоками»

инвариантной структуры, включающей «сжатую» лекцию, самостоятельную работу, практикум и контрольное мероприятие, насыщенные разнообразными видами и формами работы студентов; комплексирование методов, форм, средств обучения и контроля освоения учебного содержания, обеспечивающее диалогизацию и интенсивность процесса познания.

1. Ибрагимов Г.И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе. - Казань: ИССО РАО, 1997. - 60 с.

2. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.

3. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 55 -60.

4. Сохор Ф.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа / Под ред. М. А. Данилова. - М.: Педагогика, 1974. - 192 с.

5. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. - Казань: ТГЖИ, 1993. - 88 с.

6. Архипова М.П., Волович Л.А., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. - Казань: ИССО РАО, 1997. - 56 с.

ON INTENSIFICATION OF TEACHING LINGUISTIC DISCIPLINES AT THE TECHNICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION (BASED ON THE COURSE «RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE»)

E.V.Dunayenko

Implementation of technologies of intensive courses in teaching linguistic disciplines (basing on the course «Russian language and speech culture») for intensification of humanitarian education in vocational institutions of higher education is discussed in the article.

Key words: speech culture, intensification of education, intensive training, techniques of «compression» of the educational information, dialogizing linguistic education.

Дунаенко Елена Вячеславовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского и татарского языков Казанского государственного энергетического университета.

E-mail: elena.dunaenko@mail.ru

Поступила в редакцию 20.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.