Научная статья на тему 'Модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся: от идеи до воплощения'

Модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся: от идеи до воплощения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / HISTORICAL-CULTURAL STANDARD / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Зубова Елена Ивановна

В статье описывается созданная на кафедре воспитательных систем Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся. Раскрываются роль, цели, задачи, подходы и формы организации внеурочной деятельности в рамках историко-культурного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович, Зубова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the implementation of the historical and cultural standard in the early-functioned training activities: from the ideas to improvement

The article describes the model of implementation of the historical-cultural standard in the extracurricular activities of the teaching staff created on the department of educational systems of the State-funded educational institution of higher education of the Moscow region «Academy of Social Management». The role, goals, tasks, approaches and forms of organization of extra-curricular activities within the framework of the historical-cultural standard are revealed.

Текст научной работы на тему «Модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся: от идеи до воплощения»

8. Информационный сайт Superjob [Электронный ресурс] / сайт Superjob - Режим доступа: https://www.superjob.ru/research/ (дата обращения 11.10.2016).

9. Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3 С. 5-10.

10. Ломов. Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва. 1984. - 444 с.

11. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов // Психологическая наука и образование. Издатель ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» 2017. №6. С. 34 - 44.

12. Марголис A.A.. Рубцов В.В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: Изд-во МГППУ. 2011. 266 с.

13. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1993. - 192 с.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. Вузов / Л.М. Митина. - М.: Академия. 2004. - 320 с.

15. Огороднова О.В., Гладкова Л.Н. Учебная (социальная) распределенная практика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование», очной и заочной форм обучения. - Тюмень, 2014. 24 с.

16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [Электронный ресурс] / Гарант. РУ -режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/dokument/71202838/ (дата обращения 10.11.2017).

17. Рубинштейн. С.Л. Основы обшей психологии [Текст]: C.JI. Рубинштейн - Москва, 2001 - 328 с.

18. Файзуллина Л.Ф. Социальная практика в системе профессиональной подготовки студентов -будущих экологов // Человек и образование. 2010. № 3. С. 102-106.

Педагогика

УДК: 371.1

доктор педагогических наук, доцент Нечаев Михаил Петрович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук Зубова Елена Ивановна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области <А_кадемия социального управления» (г. Москва)

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Аннотация. В статье описывается созданная на кафедре воспитательных систем Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области <А_кадемия социального управления» модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся. Раскрываются роль, цели, задачи, подходы и формы организации внеурочной деятельности в рамках историко-культурного стандарта.

Ключевые слова: историко-культурный стандарт; внеурочная деятельность.

Abstract. The article describes the model of implementation of the historical-cultural standard in the extracurricular activities of the teaching staff created on the department of educational systems of the State-funded educational institution of higher education of the Moscow region «Academy of Social Management». The role, goals, tasks, approaches and forms of organization of extra-curricular activities within the framework of the historical-cultural standard are revealed.

Keywords: historical-cultural standard; extra-curricular activity.

История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков

В.О. Ключевский

Введение. Структура российского общества сегодня усложнилась. Его многоголосица и раздробленность не только провоцируют межнациональную, межрелигиозную напряженность, этническую и идеологическую преступность, нелегальную миграцию и имущественное расслоение общества, но и обнажают проблемы, связанные с духовно-нравственной сферой бытия:

- доминирование потребительских взглядов над активной гражданской позицией каждого члена общества;

- разрушение образа человека в культуре и искусстве;

- трансформация норм, ценностей высокой культуры усреднёнными образцами массовой культуры;

- формирование у молодежи корыстно-индивидуальных ценностей;

- утеря четкой сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития, консолидирующей общество;

- отсутствие согласованности в молодежной политике [2].

А наличие кризиса (переломного момента) в российской культуре в условиях социального многообразия проявляется в несостоятельности культурных традиций, опыта и знаний, носителями которых является старшее поколение в условиях стремительно развивающего научно-технического прогресса [3]. Современный школьник сегодня находится в громадном информационном и социальном пространстве, не

имеющем четких внешних и внутренних границ. К сожалению, воспитательное и социализирующее воздействие телевидения, интернета и других источников информации (не всегда позитивное), нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации обучающихся.

И именно образование является сегодня основой формирования человеческого потенциала России, оно реализует стратегии общества и государства. Цель образования сегодня - развитие личности, предполагающее создание условий для воспитания культуры обучающегося, формирования структуры его ценностных ориентации.

Изложение основного материала статьи. Чтобы познать сегодняшний сложный, противоречивый, быстро меняющийся мир, нужны системно-структурные, глобально-эволюционистские концепции [5]. Реализация современной гуманистической концепции образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с проблемой поиска, актуализации, реализации и постоянного развития потенциала образовательной среды учебного заведения [6]. Предметам гуманитарного цикла здесь отводится особая роль. Культурно-исторические традиции, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой должны стать источником формирования всей учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной организации. Именно история и культура являются богатейшим источником гуманизма, развития нравственных и эстетических ценностей в деятельности образования.

В контексте приоритетов государственной образовательной политики был выработан и прошел общественное обсуждение единый историко-культурный стандарт (ИКС), утвержденный Российским историческим обществом. Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории».

Для педагогов (прежде всего общественных дисциплин) в рамках историко-культурного стандарта появляется возможность возродить историко-культурную базу для формирования у обучающихся национального самосознания. Эта проблема стояла остро с 19 века. И сегодня, как и на протяжении двухсот лет, проблема национального самосознания актуальна.

Актуальными остаются и идеи основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского, который доказал, что народное, национальное начало формируется историей народа. Цель воспитания К. Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [9].

Задача системы образования - воспитать и подготовить гражданина гражданского общества, патриота.

Формирование гражданской общероссийской идентичности, в соответствии с историко-культурным стандартом, связано с проблемой гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Неслучайно, важнейшим направлением государственной политики в области образования является поиск путей, обеспечивающих становление подрастающего поколения именно как граждан.

Целой областью воспитательной работы В.А. Сухомлинский считал осознание ребенком исторической судьбы народа, формирование чувства причастности к святыням Родины. «Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность, как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством» [7]. Логику патриотического воспитания В.А. Сухомлинский видел в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в человеке на основе активного проявления его души, сердца, разума. «Самое важно, чтобы питомец увидел самого себя, понял, кто он, каким он должен стать; чтобы ему захотелось стать настоящим человеком, живущим и действующим во имя Отечества» [8].

Формирование у школьников чувства патриотизма происходит на материале отечественной истории. Гордость военными победами предков - неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Ключевым звеном в рамках историко-культурного стандарта должно стать понимание прошлого России как неотделимой части мирового исторического процесса. Россия - крупнейшая страна в мире, - в силу этой данности формируется важная составляющая отечественного исторического сознания - мы граждане великой страны с великим прошлым.

Известный русский философ И.А. Ильин считал, что основополагающим принципом педагогики является принцип приоритетности воспитания в образовательном процессе, рассматривал обучение и воспитание как единый процесс формирования личности: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [4].

Качественное осуществление образовательного процесса невозможно представить без целенаправленной, программно обеспеченной внеурочной деятельности. Иод внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, в которой возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации учащихся [1]. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, обладает огромным воспитывающим потенциалом, так как характеризуется отсутствием ограничений по возрасту и по степени когнитивной готовности для включения учащихся в деятельность, учитывает интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, предполагает добровольность занятий и многое другое.

Школы заинтересованы в решении проблемы внеурочной деятельности, это объясняется понимаем важности ее влияния на достижение образовательных результатов. Ведь, если ученика на уроке истории заинтересовала информация, то у него появится желание изучать историю и после уроков. А в достижении личностных результатов - ценностей, ориентиров, интересов обучающихся, - удельный вес внеурочной деятельности особенно высок, так как ученик сам выбирает вид внеурочной деятельности в соответствии со своими интересами и потребностями.

Отметим, что важность занятий внеурочной деятельностью в рамках ИКС обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. Поэтому, классный руководитель должен создать условия для организации разных видов деятельности. И, конечно, внеурочная работа будет эффективной, если она вписывается в целостный образовательный процесс.

Внеурочная работа в рамках ИКС должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его учащиеся смогут только под управляющим влиянием педагога.

В процессе внеурочной деятельности в рамках ИКС развиваются знания об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение. Итак, несомненно, одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования, является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности в рамках реализации историко-культурного стандарта.

В связи с этим, решение на кафедре воспитательных систем создать эффективную модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся явилось своевременным и актуальным.

Модель имеет следующие структурные компоненты:

1. Актуальность реализации историко-культурного стандарта (ИКС).

2. Историко-культурный стандарт в урочной и внеурочной деятельности обучающихся как целостная система образовательного процесса.

3. Цели и задачи внеурочной деятельности в рамках ИКС.

4. Внеурочная деятельности обучающихся в реализации ИКС:

A) Реализация ИКС через Программы внеурочной деятельности обучающихся по направлениям:

- духовно-нравственное;

- художественно-эстетическое;

- спортивно-оздоровительное;

- общекультурное;

- социальное.

Б) Реализация ИКС через внеурочную деятельность обучающихся в Годовом плане воспитательной работы общеобразовательной организации.

B) Реализация ИКС через внеурочную деятельность обучающихся в Плане работы классного руководителя.

Основная идея модели - создать необходимые условия для обеспечения всестороннего развития личности учащегося во внеурочной деятельности в рамках историко-культурного стандарта. Ресурсы школы способны создать на достаточном уровне условия организации внеурочной деятельности в рамках реализации ИКС. В реализации данной модели обеспечивается включенность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности.

Апробация региональной модели реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся уже осуществляется в пяти общеобразовательных организациях Московской области:

- МБОУ Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа имени Героя России В. В. Матвеева городского поселения Лесной»;

- МБОУ Пушкинского муниципального района «Зверосовхозская средняя общеобразовательная школа»;

- МБОУ Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Пушкино»;

- МБОУ Пушкинского муниципального района «Ельдигинская средняя общеобразовательная школа»;

- МБОУ Пушкинского муниципального района «Софринская средняя общеобразовательная школа № 2».

Под апробацией понимается целый комплекс мероприятий в школах в соответствии с программами

модели по реализации историко-культурного стандарта (ИКС) во внеурочной деятельности обучающихся.

В рамках данной модели школами, участвующими в апробации, разработаны программы внеурочной деятельности обучающихся по реализации историко-культурного стандарта по пяти направлениям развития личности. Содержание программ внеурочной деятельности в школах разработано в соответствии с предложенными кафедрой воспитательных систем примерных программ по реализации модели историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся.

В программах описано содержание внеурочной деятельности в рамках реализации ИКС, суть и направленность планируемых школой и классными руководителями дел и мероприятий, в них предусмотрены все формы и виды деятельности обучающихся.

Цели внеурочной деятельности в рамках реализации ИКС:

- углубление у обучающихся знаний, полученных на уроках истории, организация процесса познания интересными и увлекательными мероприятиями, новыми формами работы в условиях свободы выбора обучающимися содержания внеурочной деятельности;

- формирование ценностных ориентации и убеждений у обучающихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов;

- создание условий для развития и воспитания личности обучающегося, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов у обучающихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием.

Задачи внеурочной деятельности в рамках ИКС:

- формирование у обучающихся умения самостоятельной работы с историческими источниками, в том числе с книгой и справочной литературой;

- развитие у обучающихся позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- формирование у обучающихся чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины, гражданской активности;

- приобщение обучающихся к изучению истории, традициям, культуре народов России;

- приобщение обучающихся к выполнению исследовательских работ по краеведению;

- демонстрирование обучающимися творческих способностей как способа познания и интерпретации исторических событий;

- формирование у обучающихся потребности в самообразовании;

- повышение у обучающихся уровня социализации, толерантности;

- развитие у обучающихся умения строить логические сообщения по темам, выступать перед широкой аудиторией.

Рассмотрим основные подходы по реализации модели историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся:

- культурно-антропологический подход в исследовательской и проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности в рамках реализации историко-культурного стандарта позволяет рассмотреть историю с точки зрения повседневной жизни людей, сквозь судьбы которых могут быть переданы социальные и политические процессы;

- этнокультурный компонент в содержании внеурочной деятельности в реализации историко-культурного стандарта обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.

Через исследовательскую и проектную деятельность историко-культурный стандарт наполняет внеурочную деятельность теоретической основой для социального, культурного и профессионального самоопределения обучающегося, его творческой самореализации, интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Интерес к истории можно поддерживать через разнообразные формы внеурочной деятельности: это и массовые мероприятия, например, исторические игры, конференции, дебаты, предметные недели, олимпиады, экскурсии и т.п., а также индивидуальные формы работы. Большое значение отводится мероприятиям, приуроченным к знаменательным датам российской истории. Результативными и интересными являются общешкольные мероприятия с привлечением не только обучающихся, но и родителей. Такие мероприятия воспитывают чувство коллективизма и сплочённости, чувство личной ответственности и значимости, в ходе их проведения формируются умения работать в команде, осознание своей роли в выполнении общего дела. Интересной является такая форма работы, как создание видеороликов и видеофильмов на основе краеведческого материала и связанных с историей малой Родины и людьми. Одной из форм внеурочной деятельности в рамках ИКС являются тематические предметные недели по истории, научно-практические конференции.

Надо отметить, что предложенные выше формы внеурочной деятельности, естественно, не описывают всех возможных вариантов организации работы в рамках историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности школы. Разнообразие и вариативность форм организации внеурочной деятельности в реализации историко-культурного стандарта обеспечивает для учащихся возможность выбора форм участия, индивидуального режима их освоения, смены деятельности и вариативность образовательных траекторий.

Любые выбранные общеобразовательной организацией формы внеурочной деятельности должны быть представлены в программах. Программа внеурочной деятельности в рамках историко-культурного стандарта должна создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Пять направлений развития личности учащегося во внеурочной деятельности в рамках ИКС являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности. Уточним: для каждого из пяти направлений разрабатываются свои программы. И, конечно, формы реализации внеурочной деятельности в рамках ИКС изначально определяются педагогом, разработчиком программы, прежде всего с учетом целей и задач их реализации, т.к. каждое направление имеет свою целевую направленность.

Программа внеурочной деятельности обучающихся по реализации ИКС педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащегося, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию интереса к предмету история, желанию активно участвовать в продуктивной внеурочной деятельности в реализации историко-культурного стандарта.

Программа внеурочной деятельности по реализации ИКС может быть разработана на один год и более продолжительный срок. Программа, рассчитанная на несколько лет обучения (например, с 5 по 9 класс), обеспечит возможность для перехода учащихся из одной программы в другую на разных этапах их обучения в школе.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ИКС осуществляется на основании Годового плана воспитательной работы общеобразовательной организации и планов классных руководителей.

Реализация годового плана воспитательной работы школы в рамках ИКС должна обеспечить создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории, организации условий для самостоятельного постижения российских духовных ценностей, способствовать осуществлению гуманитарного потенциала исторического образования, воспитывать у учащихся любовь к Родине, ее истории и культуре.

Внеурочная деятельность в плане классного руководителя в реализации ИКС - это организация различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. Разностороннее развитие обучающихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы создаст условия для их самореализации.

По длительности виды внеурочной работы в годовом плане классного руководителя подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (классные часы, «круглые столы», социальные проекты, внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Выводы. В заключение хотелось бы отметить, что в процессе формирования личности именно внеурочная деятельность в общеобразовательной организации играет определенную роль, она способствует формированию в сознании обучающегося основных социальных, нравственных и культурных ценностей.

Представленная модель реализации историко-культурного стандарта во внеурочной деятельности обучающихся может быть принята за основу при организации внеурочной деятельности в школе. Модель может быть реализована в любой общеобразовательной организации, ее внедрение в школах позволит достичь повышения качества внеурочной деятельности. Однако, необходимо отметить, что внеурочная деятельность в рамках реализации историко-культурного стандарта будет успешной и продуктивной только в том случае, если в ней будут заинтересованы и учащиеся, и педагоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Григорьев, Д. В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2010. - С. 4.

2. Зубова, Е.И., Нечаев, М.П. Проектирование и развитие толерантно воспитывающей среды в условиях социального многообразия. Монография. / Е.И. Зубова, М.П. Нечаев - М.: АСОУ, 2016. - С. 12.

3. Там же. С. 13.

4. Ильин, И.А. Путь к очевидности. / И.А. Ильин - М.: Мысль, 1993. - С. 309.

5. Нечаев, М.П. Моделирование развития культурно-образовательной среды в условиях системных изменений. / М.П. Нечаев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 16-21.

6. Нечаев, М.П. Основные направления развития образовательной среды общеобразовательной организации. / М.П. Нечаев // - Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 1. - С. 408-415.

7. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце. / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1978. - С. 22.

8. Там же. С. 26.

9. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании. Антология гуманной педагогики. / К.Д. Ушинский - Т.6 - М.: Педагогика, 1998. - С. 37.

Педагогика

УДК: 378.2

магистр психологии Никитин Сергей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДИКТОРОВ РАДИО И ВЕДУЩИХ

ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ РОССИИ

Аннотация. Статья рассматривает соотношение фонетических нарушений речи у дикторов радио и ведущих телевизионных передач в центральных средствах массовой информации России. Определена взаимосвязь орфоэпической грамотности и фонетического нарушения речи ведущих и дикторов средств массовой информации на телевидение и радио. Выявлены формы дислалии у ведущих центральных телевизионных передач и дикторов на радио России. Перечислены виды дислалии, которые встречаются у ведущих центральных телевизионных программ и дикторов радиоэфира. Классифицирована дизартрия у ведущих телерадиоэфиров. Выборку исследования составляют 100 человек, которые являются дикторами центральных телерадиопередач средств массовой информации России.

Ключевые слова: дислалия, дикторы, телевизионные передачи, радио, фонетическое нарушение речи, орфоэпическая грамотность, дизартрия.

Annotation. The article examines the correlation of phonetic speech disorders among radio announcers and leading television programs in the central mass media of Russia. The interrelation between orthoepic literacy and phonetic speech disorders of leading and newscasters of mass media on television and radio is determined. The forms of dyslalia among the leading central television programs and announcers on the radio of Russia have been revealed. The types of dyslalia that are found in the leading central television programs and radio broadcasters are listed. Dysarthria is classified in leading TV and radio broadcasts. The sample of the study is 100 people who are the announcers of the central television and radio broadcasts of the Russian mass media.

Keywords: dyslalia, speakers, television programs, radio, phonetic speech disorder, orthoepic literacy, dysarthria.

Введение. В современном русском языке под орфоэпией понимается совокупность всех норм произношения в языке, а также отдельный раздел языкознания, который исследует функционирование этих норм. Орфоэпия определяет рекомендации по произношению различных звуков, звукосочетаний, грамматических форм, слов. Основу экспрессивной речи составляют такие понятия, как произношение и ударение. Это определяет необходимость правильно произносить слова, делать логические ударения, тем более что устная речь развивается очень стремительно и распространена в большей степени чем письменная. На современном этапе развития человеческого общества люди стали меньше читать и писать при этом больше говорить и слушать. Поэтому возрастают требования, предъявляемые для тиражирования орфоэпических норм со стороны средств массовой информации включая телерадиоэфир. Орфоэпические нормы русского языка призваны регулировать правильное произношение звуков в различных фонетических позициях, с другими звуками, в определённых грамматических формах и отдельно стоящих словах. Одной из отличительных черт произношения является единообразие. Ошибки орфоэпического характера часто негативно сказываются на восприятии речи слушателями. Они отвлекают внимание собеседника от смысла разговора, способны вызвать непонимание и раздражение. Соответствующее орфоэпическим нормам произношение облегчает процесс коммуникации и делает его более действенным и результативным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.