МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ
УДК 373.2 (075.8)
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
И.А. Лыкова
Аннотация. Автор раскрывает сущность и специфику взаимоотношений детей и взрослых в современном образовательном пространстве; описывает две формы — содействие и сотворчество; предлагает модель развития взаимоотношений педагога с детьми, основанную на дидактических принципах; делает вывод о важности изменения взгляда на культуру как цель, содержание и смысл образования.
Ключевые слова: амплификация, апперцепция, взаимоотношения педагога с детьми, медиатор взаимодействия, образовательное пространство, принцип культуросообразности, проблематизация, содействие, сотворчество.
MODEL OF TEACHER AND CHILDREN RELATIONSHIPS'
DEVELOPMENT IN MODERN EDUCATIONAL SPACE
I. Lykova
Abstract. The author reveals the specifics of the relationship of children and adults in cultural matched educational space; It offers a model of educational relationships and describes the system of confitionst, providing escalating facilitation into co-creation as a dialectically related forms of interaction between the teacher and children; it concludes the importance of changing view of culture as an objective, a content and a meaning of education.
Keywords: amplification, apperception, teacher relationships with children, the mediator of interaction, educational space, the principle of cultural matched, problematization, promoting, co-creation.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского развитие ребенка направляет не «сила вещей», а «связь людей», поскольку «через других мы становимся самими собой» [1, с.144]. По мысли Д.И. Фельдштейна, в современном образовании выявлен совершенно иной образ детства, обладающий чертами развитой гармонической и самобытной целостности». В данном контексте детство понимается как «...обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя (как это ни парадоксально звучит) направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир [7]. Эти концептуальные идеи позволили автору статьи разработать модель развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада и начальной школы. Модель представлена в форме таблицы с последующими комментариями и тезаурусом, см. табл. 1 .
Взаимоотношения - субъективно переживаемые связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий,
определяемых содержанием совместной
деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместной деятельности, характер протекания и интенсивность процесса общения (А.Г. Рузская и др.). Взаимоотношения предполагают взаимность, наличие ответных отношений со стороны всех участников взаимодействия, характеризуются избирательностью и обычно окрашены яркими эмоциями и чувствами (радость, симпатия, взаимное притяжение). При этом феномен избирательности обусловлен потребностями, интересами, увлечениями человека. На взаимоотношения оказывают влияние характер, темперамент, возраст, национальная принадлежность,
профессиональный статус и другие критерии [6, с.3-5].
В образовании складывается сложная система межличностных взаимоотношений: «ребенок — педагог»; «педагог — дети (группа, класс)»; «ребенок — другой ребенок»; «ребенок
— другие дети-ровесники (группа, класс)»; «ребенок — дети другого возраста (разновозрастная группа, дворовое сообщество)»; «ребенок — родители»; «педагог
— родители».
№ Система Формы взаимоотношений (взаимодействий)
п/п критериев Содействие Вектор перехода одной формы в другую на основе дидактического принципа Сотворчество
1 Цель Открытие ребенком Амплификация культурного Открытие самого себя
взаимодействия общечеловеческой культуры опыта; апперцепция на через открытие другого
(освоение и присвоение культурного опыта) основе принципа культуросообразности человека. Культуротворчество (опыт трансляции и развития культуры)
2 Мотив Ребенок: «Хочу и могу Образовательная стратегия: Ребенок и взрослый:
взаимодействия узнать, испытать, от зоны ближайшего «Хотим вместе узнать и
научиться...». развития к горизонтам создать что-то новое —
Взрослый: «Хочу и призван развития на основе интересное, необычное,
помочь ребенку узнать, принципа непрерывности полезное, красивое»
испытать, научиться...» образования и развития человека на протяжении всей его жизни
3 Содержание Внешние свойства и функции Развитие мышления от Внутренние (скрытые)
совместной объектов, способы их наглядно-образного к свойства,
деятельности выявления и апробации в элементарному закономерности,
известных условиях логическому, началам теоретического на основе принципов минимакса, концентризма, содержательной насыщенности причинно-следственные связи и отношения; способы их выявления, осмысления, творческого применения в новых условиях
4 Психические Восприятие, память, Развитие креативности и Творческое
процессы наглядно-образное произвольности на основе воображение,
мышление, репродуктивное принципа латеральное мышление,
воображение антропоцентризма речь
5 Способы Взрослый создает ситуации Проектирование Дети и взрослые
взаимодействия развития и выступает предметного содержания выступают
инициатором, образцом, совместной деятельности на равноправными
помощником, проводником в основе принципов партнерами в общей,
мир культуры активности и творчества увлекательной для обеих сторон деятельности
6 Эмоциональная Ребенок: «Радость от Формирование Со-радость, со-
сфера общения с близким взрослым, эмоционально-ценностного удивление, со-
удивление, интерес к отношения к миру, эмпатии переживание, со-
открытию нового, на основе принципа удовольствие от
удовольствие от своих психологической совместных открытий,
достижений». комфортности достижений, общих
Взрослый: «Радость от результатов, продукта
общения с ребенком, желание совместной
помочь ему сделать деятельности
открытие, удовлетворение от
достижения педагогического
результата»
7 Психологичес- Социализация, Гармонизация картины Индивидуализация,
кий механизм идентификация, «Я — мира на основе принципов обособление, «Я — не
развития такой(ая) же, как другие» инициирования такой(ая), как другие»,
личности субъектности, целостности «Я-концепция творца»
8 Культурный медиатор Действие Амплификация развития ребенка на основе принципа многоуровневой интеграции Смысл
№ п/п Система критериев Формы взаимоотношений (взаимодействий)
Содействие Вектор перехода одной формы в другую на основе дидактического принципа Сотворчество
9 Способы проблематизац ии предметного содержания деятельности Перенос сделанного «открытия» в новые смысловые контексты Обобщение, выведение «открытия» на уровень слова, знака, символа на основе принципа семиотической неоднородности Открытие новых смыслов
10 Результат взаимодействия (взаимоотноше ния) Культурный смысл, актуализация культурного опыта ребенка Стратегия личностного роста: от реализации к самореализации, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию на основе принципа индивидуальной траектории развития Личностный смысл, самоактуализация каждого участника образовательных отношений
Содействие — это форма взаимоотношений, согласованное взаимодействие двух и более людей с окружающим миром (хотя бы с одним предметом), объединение индивидуальных энергий, компетенций, способностей, опыта для решения конкретной задачи, с определенной целью. Содействие связано с проявлением субъектами своей воли в процессе совместной деятельности, направленной на достижение общего результата. В структуре содействия можно выделить следующие компоненты: 1) совместный замысел, обсуждение и принятие решения о совместной цели; 2) реализация общей цели через действие или систему действий; 3) проверка качества совместного действия, взаимоконтроль и коррекция результата в случае необходимости. В момент принятия решения о цели совместных действий важно согласовать образ ситуации и образ действия. Содействие двух и более людей, как и действие отдельного человека, по своим целевым установкам может быть перцептивным, утилитарно-
приспособительным, мнемическим,
коммуникативным, интеллектуальным
(умственным), физическим, художественно-продуктивным, исполнительным, управляющим и др. Содействие обычно связано с применением материалов, средств и орудий как освоенных ранее, так и специально выработанных для преодоления конкретной ситуации. Содействие, как и действие, связано с противодействием, поскольку известно, что в материальном мире ничто не может действовать на то, что не подвергается изменению.
Смысл любого действия и содействия — изменение наличной ситуации, снятие зависимости от конкретных обстоятельств. Но самые важные изменения происходят не в предметном мире, а в субъектах содействия.
Каждый из них приобретает индивидуальный опыт управления собой, своим телом, окружающим пространством, в том числе материалами, предметами, инструментами. В содействии этот индивидуальный опыт становится иным, так как обретает форму соуправления: вместе у нас все получится, сообща получается по-другому — лучше, быстрее, интереснее, красивее. Партнеры приобретают опыт взаимодействия на основе развивающихся чувств — доверия, уважения, интереса друг к другу, симпатии, любви. Субъекты содействия осваивают и изобретают способы совместного решения различных задач — коммуникативных, бытовых, познавательных, художественных и др.
Содействие в образовательном
пространстве - форма детско-взрослых взаимоотношений, содержанием которых является открытие окружающего мира через познание различных объектов (материалов, предметов, явлений), «открытие» их внешних свойств и освоение действий (функций), обусловленных данными свойствами.
Суть взаимодействия в образовательном процессе — совместные «открытия» окружающего мира и самих себя. Педагог создает условия и выступает проводником ребенка в мир природы и человеческой культуры. Но на этом его миссия не завершается. Педагог также «открывает» мир, но уже не своими глазами, а глазами ребенка. И это уже другой мир, наполненный иными красками, звуками, ощущениями... Поэтому для педагога, как и для многодетной мамы, возможность «открытия» мира (именно открытия, а не познания) расширяется безмерно. Кроме того, педагог «открывает» ребенка как новую личность. А это уже сродни творчеству: увидеть личность во всех
ее гранях в самом начале развития и бережно поддержать, создать условия для проявления и полноценного разворачивания всех природных «сил», способностей, дарований.
Сотворчество — универсальная форма совместной деятельности людей, целью которой выступает создание новой реальности, в которой выражается отношение к окружающему миру, преломленное через отношение к себе и друг другу. Сотворчество рассматривается сегодня как высшая форма деятельности людей, целью которой является совместное создание продукта в любом виде деятельности (художественно-эстетической, социально -коммуникативной, познавательной, исследовательской и др.) и в разных формах презентации этого продукта (коллаж, панно, инсталляция, театральная постановка, мультфильм, рукотворная книга, художественная выставка, портфолио и др.). В сотворчестве самореализация каждого человека как уникальной личности осуществляется в общем продукте.
Цель взаимодействия. Цели взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве обусловливают форму взаимоотношений. Если целью выступает открытие детьми общечеловеческой культуры (на уровне ее освоения и присвоения), то реальной формой общения будет содействие. Если же образовательная цель предполагает выход на уровень культуротворчества (опыт трансляции и развития культуры), что невозможно без опыта «открытия» (познания) самого себя через «открытие» (познание) другого человека, то оптимальной формой общения может быть только сотворчество. Вектором перерастания одной формы в другую выступает амплификация (расширение) культурного опыта.
Амплификация (от лат.
amplification - обогащение, расширение) понимается в современной науке как: 1) увеличение, расширение, обогащение, распространение, усиление действия параметров в сложной многофакторной системе или 2) всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии. В образовательном пространстве вектор амплификации культурного опыта поддерживается принципом
культуросообразности, который позволяет увидеть многоуровневую связь образования и общечеловеческой культуры.
Принцип культуросообразности
рассматривается в двух аспектах. Первый аспект, внутренний, сопряжен с пониманием изначальной укорененности образования в истории культуры, с рассмотрением его
содержания как логической квинтэссенции исторического развития человеческого духа (Г. Гегель (G. Hegel). Второй аспект, внешний, связан с учетом общественных условий жизнедеятельности ребенка - своеобразия той макро- и микросоциальной среды, в которой он развивается, взаимодействуя с другими людьми. Принцип культуросообразности означает, что содержание образования должно быть спроектировано по модели развития общечеловеческой культуры [4]. В настоящее время принцип культуросообразности получает новую интерпретацию: исследуется не только национальная, но и общечеловеческая культура, а педагогика выходит на более высокий уровень и становится метапедагогикой - теорией, позволяющей говорить о создании устойчивых, культуросообразных норм [5].
Мотив взаимодействия. Мотивы
взаимодействий детей и взрослых в образовательном пространстве, как правило, обусловлены целями, сопряжены с ними в одно целое. Вектором перехода содействия в сотворчество выступает образовательная стратегия «От зоны ближайшего развития к горизонтам развития на основе принципа непрерывности образования и развития человека на протяжении всей его жизни». При этом кардинальным образом меняются внутренние установки личности и, прежде всего, мотивы деятельности, взаимодействия, взаимоотношений. Пока активность детей побуждается мотивом «Хочу и могу «открывать», узнавать, испытывать, исследовать, осваивать», профессиональные мотивы педагога направляются на поддержку данной установки: «Хочу и призван помочь ребенку научиться «открывать», узнавать, испытывать, исследовать, осваивать». Адекватной формой взаимодействия при этом выступает содействие. Но задача педагога более сложная - вести детей дальше, поддерживая актуальное развитие, создавая «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) и устремляясь вместе с детьми к «горизонтам развития» (Н.Н. Поддьяков). И постепенно ведущей формой взаимоотношений начинает выступать сотворчество, для которого характерно наличие интегрированного со-мотива «Хотим вместе «открыть», узнать и создать что-то новое - интересное, необычное, полезное, красивое».
Содержание совместной деятельности. Важнейшей задачей (и компетенцией) педагога в современном образовании является
проектирование содержания развивающего образования. При этом важно учитывать, что до тех пор, пока ребенка раннего и младшего
дошкольного возраста интересуют внешние свойства и функции объектов, способы их выявления и апробации в известных условиях, формой взаимоотношений педагога с детьми выступает содействие со всеми вытекающими отсюда дидактическими и методическими аспектами - адекватными формами организации детской деятельности, методами и приемами, психолого-педагогическими условиями. Но как только ребенка начинают интересовать внутренние (скрытые) свойства, закономерности, причинно-следственные связи и отношения, способы их выявления, осмысления, творческого применения в новых условиях, взаимоотношения переходят в другую форму — сотворчество.
Способы взаимодействия. Способ взаимодействия можно интерпретировать как действие или систему действий, применяемых людьми в процессе совместной деятельности, в том числе образовательной. Взаимоотношения педагога с детьми усложняются по мере развития образовательной деятельности, при этом способы взаимодействия дифференцируются, становятся все более разнообразными, гибкими, тонкими. Важно заметить, что в современной педагогической парадигме каждый участник образовательных отношений является субъектом, занимающим определенную позицию. В такой форме взаимоотношений как содействие педагог создает для детей ситуации развития и выступает инициатором, образцом, помощником, проводником в мир общечеловеческой
культуры. В сотворчестве педагог и дети выступают равноправными партнерами в общей, увлекательной для каждого участника образовательных отношений деятельности.
Основные выводы. Развитие
взаимоотношений педагога с детьми в современном образовательном пространстве — сложный диалектический процесс, который можно исследовать по следующим критериям: цель, мотив, содержание, формы, способы, медиаторы (смыслы) взаимодействия.
Переход содействия в сотворчество обеспечивается стратегиями личностного роста и развития каждого участника образовательных отношений (детей, педагогов, родителей) по следующему вектору: от реализации к самореализации, от воспитания к самовоспитанию, от развития к саморазвитию на основе принципа индивидуальной траектории развития личности. Результатом содействия педагога с детьми выступает культурный смысл, актуализация
культурного опыта каждого ребенка как уникальной личности. Результатом
сотворчества является личностный смысл, самоактуализация каждого участника образовательных отношений (детей, их родителей и педагогов). При этом важно расширить взгляд педагогов на культуру как цель, содержание и смыл образования. Разработка данной модели продолжается на технологическом уровне.
Литература:
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики; под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - С. 5-328.
2. Дьюи Д. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку / Д. Дьюи // Вступ. ст. и сост. Г.Б. Корнетов. -М.: ИД «Карапуз», 2009.
3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т.; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.
4. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, И.Л.
Сведения
Кириллов. - М.: Макс-Пресс, 2005.
5. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: дис. ... д-ра пед. наук / И.А. Лыкова. - М., 2009.
6. Лыкова И.А. От содействия к сотворчеству: вектор развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 12. - С. 3-37.
7. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 3-20.
об авторе:
Лыкова Ирина Александровна (г. Москва, Россия) доктор педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Lykova (Moscow, Russia) doctor of Education, pricipal researcher at the Laboratory of psychological and pedagogical foundations of the developing pre-school education at the Institute for Childhood, Family and Education research of the Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]