Научная статья на тему 'Образовательная программа «Мир без опасности»: концепция, целевые ориентиры, технология реализации'

Образовательная программа «Мир без опасности»: концепция, целевые ориентиры, технология реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2117
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИДЫ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ПРОГРАММА "МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ" / SAFETY / TYPES OF CHILD SAFETY / CULTURE OF PERSONAL SECURITY / CULTURE-MAKING / RULE-MAKING / PROGRAM "THE WORLD WITHOUT DANGER"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Ирина Александровна

В статье раскрыты концептуальные основы авторской программы «Мир без опасности» для первого уровня образования. Определены целевые ориентиры и ключевые задачи; показаны направления образовательной работы; описана технология реализации программы; приведены критерии педагогической диагностики. Сделан значимый вывод о взаимосвязи культуротворчества и нормотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROGRAM «WORLD WITHOUT DANGER»: CONCEPT, TARGETS, REALISATION TECHNOLOGY

The article reveals the conceptual foundations of the author's program "The World Without Danger" for the first level of education. Are defined target guides and key tasks, are shown directions of educational work, presented technology realization of program given criteria of pedagogical diagnostics. Was made a significant conclusion drawn on the relationship between cultural creation and norm-setting.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Мир без опасности»: концепция, целевые ориентиры, технология реализации»

УДК 373.2 (075.8)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»:

КОНЦЕПЦИЯ, ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

И.А. Лыкова

Аннотация. В статье раскрыты концептуальные основы авторской программы «Мир без опасности» для первого уровня образования. Определены целевые ориентиры и ключевые задачи; показаны направления образовательной работы; описана технология реализации программы; приведены критерии педагогической диагностики. Сделан значимый вывод о взаимосвязи культуротворчества и нормотворчества.

Ключевые слова: безопасность, виды детской безопасности, культура безопасности личности, культуротворчество, нормотворчество, программа «Мир без опасности».

EDUCATIONAL PROGRAM «WORLD WITHOUT DANGER»: CONCEPT, TARGETS, REALISATION TECHNOLOGY

I. Lykova

Abstract. The article reveals the conceptual foundations of the author's program "The World Without Danger" for the first level of education. Are defined target guides and key tasks, are shown directions of educational work, presented technology realization of program given criteria of pedagogical diagnostics. Was made a significant conclusion drawn on the relationship between cultural creation and norm-setting.

Keywords: safety, types of child safety, culture of personal security, culture-making, rule-making, program "The world without danger".

Современное образование призвано найти новые пути для воспитания одухотворенного человека-созидателя, умеющего сохранять свою жизнь и здоровье, делать выбор в соответствии с принятыми социокультурными нормами, управлять своим состоянием и поведением, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах жизни. Универсальная способность к самоактуализации и саморазвитию предполагает достаточно высокий уровень жизненных компетенций и практических навыков, связанных с безопасностью личности. В связи с этим, появляется запрос государства, общества и семьи разработке инновационных программ и технологий, нацеленных на формирование культуры безопасности [3;8;9].

Образовательная программа «Мир без опасности» разработана в соответствии с ФГОС ДО и нацелена на формирование культуры безопасности личности ребенка-дошкольника [6]. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Эти виды безопасности раскрываются через три вектора: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Приоритетным является первый вектор, связанный с формированием культуры безопасности личности ребенка. Два других вектора составляют пропедевтический курс, необходимый для становления в сознании ребенка целостной картины мира.

Цель программы «Мир без

опасности» - становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию

эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции» [6; с. 19].

Основные образовательные задачи:

1. Создание условий для формирования культуры безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира (природы, общества, культуры) и самого себя (своего тела, здоровья, потребностей, особенностей, интересов, способностей).

2. Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.).

3. Создание условий для системного ознакомления ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.).

4. Создание условий для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры.

5. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к

окружающему миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка целостной картины мира (опасно/безопасно, страшно/не страшно, болезнь/здоровье, больно/приятно, грустно/весело, слабый/сильный,

разрушение/созидание, движение/покой,

жизнь/смерть, часть/целое и др.).

6. Развитие восприятия, мышления, воображения как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой.

7. Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как уникальной личности.

Особенности программы «Мир без опасности»:

Основной особенностью авторского подхода является проектирование содержания образования на основе принципа культуросообразности - по модели развития человеческой культуры и общества. В основу программного содержания закладываются образовательные ситуации и маршруты, которые позволяют детям практически освоить и осмыслить нормы безопасности не как набор жестких правил, требующих механического запоминания (как себя вести, куда звонить, что делать), а как социокультурное явление, имеющее причины своего появления, историю формирования и развития, границы и мотивы применения, эмоционально-ценностные основания.

Специфика программы обусловлена необходимостью установления взаимосвязи культуротворчества и нормотворчества [6; с.17-18].

Культуротворчество понимается при этом как процесс творения и развития человеческой культуры. Дошкольное детство - первый и основной этап формирования базисных основ человеческой культуры. Осваивая культуру, ребенок также приобретает различный опыт - восприятия (культуроосвоение), исполнительства

(воспроизведение культуры, культуросозидание) и творчества (культуротворчество). В процессе детского культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как: особая внутренняя позиция, творческое воображение, обобщение опыта, эмоциональный интеллект, опираясь на которые ребенок начинает общаться с внешним миром.

Нормотворчество рассматривается как процесс создания и развития социальных норм и принципов общественного бытия людей, один из способов регуляции постоянно изменяющихся общественных отношений на основе социальных и культурных ценностей.

Нормотворчество - процесс организации начал в становлении и совершенствовании уже существующих правовых и социальных норм, активная сознательная деятельность в этих сферах жизни общества. Дети с первых дней своей жизни входят в общество, знакомятся с его «законами» и «правилами», в реальных жизненных ситуациях узнают, что можно, а что нельзя и почему, как следует себя вести воспитанному человеку. Постепенно дети начинают создавать свои «правила». Прежде всего, это проявляется в сюжетно-ролевых и подвижных играх, в дружеском общении. Важно, чтобы опыт детского нормотворчества не противоречил основам безопасности личности, природы, общества и др.

Образовательная технология «Ситуация»:

В дидактическую основу программы «Мир без опасности» заложена универсальная технология деятельностного метода «Ситуация»,

разработанная Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллиной, А.И. Бурениной, И.А. Лыковой в качестве педагогического инструментария для реализации комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий» [4; с.11]. Суть данной технологии заключается в организации таких образовательных ситуаций, в которых дети сталкиваются с проблемой, выявляют то, что пока не получается, исследуют причины затруднения, выходят на самостоятельную формулировку задач (познавательных, нравственных, художественных, двигательных и др.), а затем в специально созданных условиях делают свои «открытия», например: почему этот предмет (материал, явление, процесс) опасен для жизни и здоровья человека; какова причина данной опасности (объект ядовитый, хрупкий, острый, режущий и др.); что нужно делать (или, наоборот, не делать), чтобы данной опасности избежать; какое правило поведения мы вынесем из этой ситуации; что такое правило; зачем людям нужны правила и мн. др. При этом педагог выступает «проводником» детей в мир человеческой культуры и социума и берет на себя роли организатора, инициатора, помощника, консультанта [5]. Ниже приводится вариант образовательной технологии «Ситуация», модифицированный И.А Лыковой в авторской программе «Мир без опасности» [6].

Алгоритм образовательной технологии «Ситуация»:

1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную со взрослым деятельность. Дети выявляют, что они хотят сделать (узнать, понять, найти); в результате появляется «детская» цель деятельности.

2. Актуализация детского опыта. Создаются условия для осуществления и разворачивания деятельности или «ансамбля деятельностей» (по В.В. Кудрявцеву), где целенаправленно актуализируется опыт детей, в т.ч. базовые понятия, представления, «ясные» и «неясные» (по Н.Н. Поддьякову [7]) знания, умения, практические навыки, необходимые детям для нового «открытия».

3. Проблематизация (затруднение в ситуации). В контексте выбранной темы (вопроса, сюжета, проблемы) моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности и приходят к выводу о необходимости нового знания или способа действий.

4. «Открытие» нового знания (способа действий). Создаются условия для самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решаются проблемные вопросы, делаются «пробы» нового способа. Используя различные методы и формы взаимодействия с детьми (включенное наблюдение, обсуждение, ситуационная беседа, подводящий диалог, побуждающий диалог, моделирование, экспериментирование, «мозговой штурм» и др.), педагог поддерживает «построение» нового знания или способа действий, которые фиксируются детьми в речи (формулировки понятий и правил поведения) и, по возможности, в знаках (образах, символах).

5. Включение нового знания (способа действия) в систему детского опыта. Создаются условия для осуществления разных видов деятельности, в которых новые знания или способы действий используются детьми совместно с освоенными ранее.

6. Перенос сделанного «открытия» в новые смысловые контексты. Создаются условия для применения освоенного опыта (знания, понятия, правила поведения) в новых или измененных условиях для его широкой апробации каждым ребенком. Это возможно на основе многоуровневой интеграции содержания разных видов деятельности, форм взаимодействия педагога с детьми и их родителями, дидактических подходов, принципов, форм и методов.

7. Осмысление. Создаются условия для обобщения освоенного опыта (знания, способа) и формирования предпосылок универсальных умений, действий, способностей. С помощью системы вопросов: «Что случилось?», «Почему это произошло?», «Как удалось справиться?», «Какие правила поведения (знания, практические умения, личностные качества) помогли преодолеть опасность?», «Кто пришел на помощь?» - воспитатель помогает детям осмыслить результат деятельности или формулировку понятия (правила поведения), зафиксировать достижение «детской» цели,

выявить условия, которые позволяют преодолевать данное затруднение.

Критерии педагогической диагностики. К семи годам ребенок:

- имеет представления о разных видах безопасности: витальной (жизни и здоровья человека), социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной; получает начальные представления о безопасности личности, общества и государства; имеет первичные представления об обществе, о государстве и принадлежности к нему;

- способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- старается вести себя дома, в детском саду, в общественных местах, на улице, в природе, во время прогулок и путешествий в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями;

- активно общается со сверстниками и взрослыми; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», обращая внимание также на мотивы и намерения, а не только на последствия и результаты действий;

- может осуществлять первичную общую самооценку на основе требований (критериев), предъявляемых взрослым к поведению или к результатам деятельности;

- может рассуждать о безопасности жизни и здоровья, о здоровом образе жизни (о некоторых особенностях строения и функционирования организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности, о полезных и вредных привычках и др.); о поведении во время болезни;

- самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; владеет основными культурно-гигиеническими навыками (быстро и правильно умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет уши, причесывается, правильно пользуется носовым платком, следит за своим внешним видом, самостоятельно одевается и раздевается, следит за чистотой одежды и обуви и т.п.); выполняет правила культуры еды;

- обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;

- понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях, и при напоминании выполняет эти правила;

- знаком со способами обращения за помощью в опасных ситуациях, знает номер телефона вызова экстренной помощи; умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; оказывает элементарную помощь себе и другому;

- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в природе, мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (в т.ч. интернет, телевидение и т.п.), пытается их использовать;

- способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни); стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами;

- откликается на эмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим; адекватно использует

вербальные и невербальные средства общения; способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

- имеет представления о разных объектах неживой и живой природы и их взаимозависимости, может привести отдельные примеры приспособления животных и растений к среде обитания, может объяснить, почему нужно охранять растения и животных, проявляет к ним бережное отношение; понимает и может объяснить зависимость состояния окружающей среды от действий человека и от его личных действий (например, проблема мусора), знает о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

Таким образом, инновационная

образовательная программа «Мир без опасности», основанная на принципе культуросообразности и предлагающая вариативную модель взаимосвязи культуротворчества и нормотворчества, выступает эффективным инструментом современного педагога в достижении сложной цели - формирование культуры безопасности личности ребёнка на первом уровне образования.

Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.

2. Агурицева Е.А., Баландина Л.А. Комплексная безопасность в дошкольной образовательной организации. Информационно-методическое обеспечение: практическое пособие / Е.А. Агурицева, Л.А. Баландина; под ред. А.К. Сундуковой. - М.: ИД «Цветной мир», 2014.

3. Закон об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 272 ФЗ [Электронный ресурс]. - М., 2013. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»; науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. (Соответствует ФГОС ДО). - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016. - С. 96-98; 139-142; 182-186; 236-241.

5. Лыкова И.А. Модель развития взаимоотношений

педагога и детей в современном образовательном пространстве / И.А. Лыкова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 32-37.

6. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» / И.А. Лыкова. - М.: ИД «Цветной мир», 2017. -120 с.

7. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: ТЦ «Сфера», 2010.

8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.рсМ"

9. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 (редакция от 05.10.2015) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc

Сведения об авторе:

Лыкова Ирина Александровна (г. Москва, Россия) профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, e-mail: cvetmir@mail. ru

Data about the author:

I. Lykova (Moscow, Russia) doctor of Education, pricipal researcher at the Laboratory of psychological and pedagogical foundations of the developing pre-school education at the Institute for Childhood, Family and Education research of the Russian Academy of Education, e-mail: cvetmir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.