ние усвоенных умений под руководством учителя;
3) содержательный - обеспечивает усвоение учащимися учебного материала с использованием системы исследовательских заданий под наблюдением учителя;
4) процессуальный - предназначен для использования усвоенных умений в стандартных ситуациях путем самостоятельного выполнения исследовательских заданий;
5) преобразующий - подразумевает самостоятельное выполнение умений при добывании новых знаний в новых условиях.
Инвариантными условиями формирования исследовательских умений учащихся являются обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов; соблюдение принципа историзма при добывании знаний; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению; вовлечение учащихся в практическую деятельность, применение знаний и умений, сочетающихся наилучшим образом в ситуации исследовательской деятельности.
А.Н. ОРЛОВ, Т.В. ПОДАНЁВА (Барнаул)
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Раскрывается содержание сконструированной на основе личностно ориентированного подхода модели, включающей цели, задачи, принципы, этапы и критерии развития профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации.
На современном этапе развития российского общества ведущими тенденциями в сфере профессионального образования являются гуманизация и демократи-
зация, предполагающие приоритет формирования личности педагога, перевод его в позицию саморазвития, создание предпосылок для усиления активности, инициативы и творчества. Совершенствование кадрового потенциала и профессионального взаимодействия становится сегодня одним из первостепенных условий эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, поскольку уровень профессиональной квалификации специалистов определяет качество дошкольного образования.
С учетом этих тенденций сегодня объективно требуются создание личностноразвивающей среды, разработка соответствующих управленческих технологий, инновационных моделей профессионального взаимодействия. Гуманистической целью становления специалиста является его непрерывное общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие.
На основе анализа профессионального взаимодействия педагогов, а также понимания сущности изучаемого процесса нами сконструирована модель развития профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации. Разработанная модель включает следующие блоки: цель, задачи, принципы, этапы и результат (см. рис. на стр. 58).
Цель сконструированной нами модели - профессиональное и личностное развитие специалистов дошкольного образовательного учреждения - конкретизируется в следующих задачах: определение проблемного поля в профессиональном взаимодействии педагогов; выявление условий, способствующих развитию данного взаимодействия; разработка технологии развития профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения; включение педагогов в процесс совместной деятельности через активизацию их творческого потенциала и использование развивающих технологий.
Развитие профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в процессе повышения квалификации осуществляется в соответствии со следующи-
© Орлов А. Н., Поданёва Т.В., 2007
Модель развития профессионального взаимодействия специалистов ДОУ в системе повышения квалификации
ми принципами личностно ориентированного подхода.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело их использует в своей жизнедеятельности.
Принцип сотрудничества. Педагогическая профессия требует открытости в отношениях между специалистами, обмена творческим опытом и продуктивной совместной деятельности, направленной на повышение качества целостного педагогического процесса. Сотрудничество, базирующееся на интеграции точек зрения и усилении личностной вовлеченности в деятельность, становится основным стилем профессионального взаимодействия педа-
гогов. Базовая идея сотрудничества заключается в обеспечении единого развивающего пространства, согласованного взаимодействия.
Принцип диалогичности. Данный принцип заключается в установлении субъект-субъектных отношений в профессиональ-но-педагогическом взаимодействии. Диа-логизация педагогического процесса основывается на вере в позитивный потенциал педагога, неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Активность специалиста и его потребность в самосовершенствовании развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, основанного на равенстве партнеров по общению, на эмоциональной открытости и доверии к другому человеку. Только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного сотрудничества и взаимодействия возможно формирование творческой личности.
Принцип творчества. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные качества педагогов и уникальность профессионального коллектива в целом. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности человека, стимулирует его дальнейшее самосовершенствование.
Принцип самоактуализации. В каждом человеке есть потребность в актуализации своих способностей. Пробуждение и поддержка стремления к проявлению и дальнейшему развитию своих природных и социально-приобретенных способностей является одной из приоритетных задач профессионального развития специалиста. Данный принцип провозглашает признание безусловной ценности человека, уникальности огромного личностного потенциала саморазвития, использование внутреннего опыта для изучения и изменения его личности. Цель непрерывного образования - наивысшие стремления человека: личностный рост, самоактуализация, стремление к здоровью, саморегуляция, эффективное функционирование, поиск идентичности и автономности.
Обозначив цель, задачи и принципы, мы выделили две группы условий, влия-
ющих на развитие профессионального взаимодействия специалистов ДОУ, - объективные (внешние) и субъективные (внутренние). К первой группе мы отнесли условия, обеспечивающие успешность развития профессионального взаимодействия (общность целей; системность в работе; комплексный подход в подборе кадров; обеспечение интеллектуального единства педагогов; общие нормы и правила взаимодействия; рациональное распределение функций; включение сотрудников в процесс управления ДОУ; стиль руководства; единое планирование; система стимулирования; культивирование уникального опыта педагогов; расширение сферы деловых и межличностных отношений и контактов, обеспечение на этой основе продуктивного взаимодействия специалистов; интеграция активных форм и методов повышения профессионально-педагогическо-го мастерства; создание деловой и творческой обстановки в коллективе ДОУ; поиск дела, объединяющего всех участников целостного педагогического процесса; определение для каждого педагога оптимальной роли в командной работе).
В качестве индивидуально-психологических условий нами выделены профессионально значимые личностные особенности педагогов, которые определяют профессиональные склонности и интересы, воздействуют на мотивацию и ценност-но-смысловые составляющие педагогической деятельности, становятся движущей силой развития профессионального взаимодействия, а также способствуют формированию удовлетворенности профессиональной деятельностью в целом (принятие партнера как субъекта взаимодействия; учет индивидуальных особенностей специалистов; приоритет личностно-смысло-вой сферы педагога в профессиональной деятельности; увлеченность всех членов коллектива процессом совместной деятельности; развитие профессиональной рефлексии; изменение позиции руководителя по отношению к подчиненным; учет эмоционально-межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе; равенство субъектов профессионального взаимодействия; поддержание субъектного переживания успеха).
Развитие профессионального взаимодействия специалистов ДОУ осуществляется поэтапно. Нами выделены мотива-
ционный, когнитивный, организационно-деятельностный, рефлексивный и оценочно-результирующий этапы.
Для включения педагогического коллектива дошкольного учреждения в длительную, сложную работу необходима мотивация педагогов. Наиболее действенной мотивацией является создание ситуации, помогающей педагогу понять необходимость внесения существенных коррективов в свою профессиональную деятельность. Одним из ключевых моментов мотивационного этапа является диагностика. Цель этого этапа - анализ исходного уровня развития профессионального взаимодействия специалистов ДОУ.
В качестве основных задач данного этапа нами выделены следующие: составление представления об уровне профессиональной компетентности специалистов; изучение социально -психологического климата в коллективе образовательного учреждения; определение уровня сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива; выявление проблем, перспективных форм и методов взаимодействия в профессиональном сообществе; анализ приоритетов развития учреждения в целом и каждого члена коллектива, определение места каждого специалиста в системе учреждения, его связей с другими направлениями и участниками образовательного процесса; мотивирование педагогов к совершенствованию профессионального взаимодействия.
Определение так называемых дефици-тарных областей профессионального развития внутри коллектива и заказ на то или иное содержание повышения квалификации - условие эффективности слу-жебно-профессионального продвижения сотрудников. Именно поэтому важно первоначально провести качественный анализ профессиональных ресурсов и «дефицитов» членов коллектива. Чем более глубоко и всесторонне будут оценены потребности учреждения, интересы и мнения педагогов, выявлены внутренние и внешние резервы, тем более осознанно будет принято решение о выборе форм и методов профессионального развития специалистов.
Целью когнитивного этапа явилось проектирование широкого культурного пространства для личностного и профессионального развития членов педагоги -
ческого коллектива. На этом этапе нами решались следующие задачи: проектирование и реализация общей программы развития учреждения; повышение активности педагогов в освоении перспективных технологий развивающего образования и реализация их на практике; овладение основами исследовательской деятельности; расширение социального, общекультурного, профессионального самосознания; совершенствование профессиональных навыков и интересов сотрудников.
Создание мобильной и гибкой системы взаимодействия администрации, воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальных руководителей в дошкольном учреждении - цель организа-ционно-деятельностного этапа, которая конкретизируется в следующих задачах: осознание ценностных приоритетов развития учреждения; определение личностных приоритетов, устремлений педагогов в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии; объединение специалистов в профессиональные творческие группы на основе значимых интересов и межличностных связей внутри коллектива дошкольного учреждения; самоопределение сотрудников на те виды работы внутри профессиональных групп и коллектива, которые личностно предпочтительны и обеспечивают профессиональное продвижение.
Рефлексивный этап, направленный на изучение динамики развития профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, решает такие задачи, как отслеживание реализации программы развития; развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии; рефлексия «точек роста» коллектива в целом и каждого его члена; обозначение проблем развития профессионального взаимодействия специалистов и анализ их причин.
Результатом развития профессионального взаимодействия специалистов ДОУ являются следующие уровни: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Цель оценочно-результирующего этапа - оценка результатов развития профессионального взаимодействия специалистов ДОУ на основе разработанных кри-
териев, определение степени достижения поставленных целей, формулирование новых, прогнозирование дальнейшего развития профессионального взаимодействия.
Критериями, по которым мы судили о развитии профессионального взаимодействия специалистов ДОУ в системе повышения квалификации, выступили следующие объективные и субъективные показатели: положительный социально-психо-логический климат; стабильный педагогический коллектив, умеющий организовать широкое культурное пространство развития всех участников образовательного пространства; высокий уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства, удовлетворенности педагогов профессиональным взаимодействием; творческое отношение к работе; высокая эффективность деятельности коллектива; принятие ценности развития как личностно значимой, а не только декларируемой; высокая оценка сотрудниками собственной личностной и профессиональной значимости для коллектива; личностно-смысловое отношение (интерес к профессиональной деятельности в целом, оценка социальной значимости своей профессии, потребность в позитивном преобразовании своей профессиональной деятельности); обеспечение приоритета целей и ценностей развития человека над конкретными целями педагогической деятельности.
Развитие профессионального взаимодействия - не просто формирование профессионального сотрудничества, иногда упрощенно понимаемого как способность педагога вступать в межличностные отношения с коллегами и реализовывать их в деятельности. Профессиональная деятельность, принимая характер совместной, объединяет людей относительно целей, усложняющихся и в то же время конкретизирующихся в процессе развития дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, можно сформулировать одно из основных условий развития профессионального взаимодействия. Для того чтобы развивать профессиональное взаимодействие, необходимо понять его направленность как момент совместной мыслительной деятельности, которая и придает взаимодействию избирательный и направленный характер.