ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
К. С. Шумакова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ
В статье раскрывается вариант решения проблемы пересмотра традиционного содержания и форм методической работы на примере использования технологии научно-методического сопровождения педагогов и руководителей ДОУ. Описываются задачи технологии: разработка стратегии профессионального совершенствования, создание условий для формирования субъектной позиции педагога и определение индивидуальных смыслов педагогической деятельности.
In this article the variant of the decision of a problem of revision of the traditional contents and forms of methodical work on an example of use of technology of scientific -methodical support of teachers and heads of DOU is disclosed. Problems of technology are described: development of strategy of professional perfection, creation of conditions for formation of a subjective position of the teacher and definition of individual senses of pedagogical activity.
В течение последних лет вопросы модернизации дошкольного образования обсуждаются на государственном уровне. Сфера образования стала объектом внимания одного из приоритетных национальных проектов. Предполагаемая реформа образования должна затронуть все уровни этой системы - от дошкольного до вузовского. Идеи модернизации образования отражены в документах федерального и регионального масштаба. В настоящее время реализуется Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
Система дошкольного образования нуждается в реформировании как структурный уровень российской образовательной системы: обсуждается проект «Предшкольное образование», расширяется перечень приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий воспитания, развития и обучения дошкольников. Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий в сфере дошкольного образования должно предусматривать реализацию эффективных мер по созданию такой модели образования детей старшего дошкольного возраста, которая обеспечивала бы им равные стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе.
Реформирование образования обусловливает необходимость научно-методического обеспечения, требует пересмотра традиционных подходов, поис-
ка новых принципов проектирования содержания образования, новых образовательных технологий. Инновации в образовании включают изменение структуры специальности и специализации, проектирование новых образовательных стандартов, разработку моделей и концепций подготовки кадров для дошкольных учреждений.
Одной из ключевых современных проблем может быть названа идея стандарта в дошкольном образовании. Ее нерешенность не позволяет говорить о том, что дошкольное образование является первой и полноценной ступенью отечественной системы образования, обоснованно судить о его качестве, продуктивно решать вопросы преемственности обучения в ДОУ и школе. Отсутствие стандарта и существование временных требований к содержанию и методам обучения и воспитания в ДОУ негативно сказывается на понимании и оценке развития ребенка в период дошкольного детства.
Дошкольное образование воспринимается в обществе как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры). Поэтому важно, что будет содержать стандарт в дошкольном образовании, как он будет операционализироваться, чем сопровождаться. Одной из проблем дошкольного образования является оптимизация штатного расписания. На фоне общей неукомплектованности кадрами, когда редкостью становятся педагоги-психологи, социальные работники, полный состав воспитателей, происходит минимизация ставок «узких специалистов». Более половины сотрудников со стажем от 20 лет составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста из-за непривлекательности дошкольного образования для молодых специалистов.
Еще одной особенностью современного дошкольного образования является возрастание этнокультурной составляющей. Регионализация образования Уральского региона, как и многих других, обусловлена поликультурной спецификой.
Хотя этим проблемам уделяется большое внимание со стороны государственных и региональных структур, функционирование отечественной системы дошкольного образования во многом зависит от разработки научных оснований организационно-педагогического обеспечения процесса развития системы дошкольного образования.
Модернизация дошкольного образования должна основываться на инновационной культуре. Эта культура должна строиться на принципах проектирования, под которым понимается мысленное конструирование и практическая реализация возможного и должного. Такое проектирование составляет суть управленческой деятельности.
Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм и методов жизнедеятельности развития дошкольного образования. Достижения совре-
менного менеджмента пока еще не получили широкого распространения в практике подготовки руководителей дошкольного учреждения. Однако любое из них может развиваться достаточно успешно только при условии постоянного организационного развития, которое осуществимо лишь благодаря грамотному и квалифицированному руководству. Поэтому подготовка руководителей детских садов к управленческой деятельности в области менеджмента и организационного развития является первоочередной задачей системы дошкольных учреждений.
Если учесть новый социальный заказ, обращенный к педагогике, который выражается в виде требований к подготовке людей, способных к саморазвитию, самореализации имеющихся возможностей; умеющих самостоятельно ориентироваться в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем прежде, то становится понятным интерес к интегральным характеристикам личности педагога, в том числе к «профессиональной компетентности» (А. А. Вербицкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева, Н. В. Кузьмина,
Э. М. Никитин, В. А. Петровский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. С. Кузьмин, В. А. Адольф, Ю. Емельянов, А. А. Воротникова, Г. Н. Захарова, Е. П. Ухабина,
A. Н. Карпова и др.).
С профессионально-педагогических позиций компетентность рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций [3].
Требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений также меняются (В. С. Мухина, М. И. Чистякова, Л. В. Поздняк, А. М. Бородич, М. Л. Палавандашвили, Л. Г. Семушина,
B. И. Ядэшко, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, Г. И. Захарова и др.). Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников; о роли и месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картиной мира (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. А. Петровский, В. Т. Кудрявцев и др.). Одна за другой возникают развивающие программы для детских садов («Развитие», «Радуга», «Истоки», «Золотой ключик», «Детство», «В пространстве игры», «Детский сад - дом радости» и др.). Все это требует не просто повышения квалификации воспитателя -в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности.
Сложившийся порядок организации образовательного процесса в системе повышении педагогической квалификации перестает соответствовать новым задачам: создания такой образовательной среды, которая способствовала бы изменению профессионального мышления работников ДОУ адекватно новой парадигме, новым представлениям о процессе развития ребенка
и понимания своего места в этом процессе. Кроме того, развитие профессионального мышления педагогов дошкольного образования является необходимым условием подготовки их к проектированию и реализации развивающей образовательной среды в ДОУ. Решение задачи повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей ДОУ пока слабо обеспечено научно обоснованными рекомендациями.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в разделе 2.5 «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом» предусматривается «реорганизация методической службы ... построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга» [1].
Методическая работа в условиях ДОУ - это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие кадрового потенциала, а в итоге - на повышение качества и эффективности образовательного процесса, рост уровня образованности и воспитанности детей [2].
Анализ традиционно реализуемой методической работы с воспитателями и руководителями ДОУ выявил множество нерешенных проблем, в том числе:
1) недостаточное развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность;
2) отсутствие системы в методической деятельности (город - округ - учреждение);
3) неотработанность процессов координации и интеграции методической деятельности в системе ДОУ, приводящая к разобщенности действий руководителей ДОУ;
4) низкий уровень оперативного информирования, обобщения инновационного педагогического опыта;
5) формальный подход к повышению квалификации специалистов ДОУ, невнимание к личным запросам и потребностям педагогов;
6) отсутствие единой координации методической деятельности в системе ДОУ, создающее значительные трудности в работе, приводящее к сбоям и рассогласованию в действиях специалистов.
Коррекцию традиционно реализуемой методической работы в ДОУ мы видим в разработке стратегии профессионального совершенствования, формировании субъектной позиции педагога и определении индивидуальных смыслов деятельности посредством использования технологии научно-методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ.
Сущность данной технологии состоит в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности педагога.
В понятии «технология научно-методического сопровождения» отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е. В. Бондаревская, А. В. Петровский, А. И. Тубельский); рассматривается вопрос о научно-методической поддержке как составляющей сопровождения (Н. Б. Крылова, Н. М. Михайлова, И. Д. Фрумент).
По мнению А. И. Субетто, современный мир переживает ситуацию, связанную с развитием гармоничного, творческого человека; становлением новой парадигмы проблемно-ориентированного профессионализма; обеспечением профессиональной мобильности и непрерывного образования как форм его жизни [4].
Позиция автора кажется нам фундаментальной в свете идеи научно-методического сопровождения воспитателей и руководителей ДОУ в ситуации повышении квалификации и переподготовки.
Научно-методическое сопровождение обеспечивается комплексом условий, направленных на формирование творческого образовательного пространства, развитие у педагогов ДОУ рефлексивной культуры, готовности к творческой самореализации.
Осуществление технологии сопровождения предполагает соблюдение следующих принципов: приоритета интересов сопровождаемого, непрерывности, мультидисциплинарности сопровождения и ответственности за принятие решения, лежащей на субъекте.
Перечислим задачи научно-методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ:
• выработка установочных позиций, определение вектора развития научно-методической деятельности;
• предоставление педагогам ДОУ необходимой информации по основным направлениям развития дошкольного образования, программам, новым педагогическим технологиям;
• выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в дошкольном образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;
• оказание поддержки педагогам и руководителям ДОУ в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;
• осуществление редакционно-издательской деятельности;
• организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
К условиям успешного внедрения технологии научно-методического сопровождения относятся:
• уверенность в несомненной значимости того, к чему побуждаются педагогов;
• заинтересованность педагогов в ценности осуществляемой педагогической деятельности;
• создание творческой образовательной среды, представляющей собой диалектическое единство пространственно-предметных, социальных, психодидактических компонентов.
Технология научно-методического сопровождения включает последовательность программно-целевых действий (этапов):
1) оценка реальной ситуации, выявление проблем;
2) диагностика и постановка задач;
3) выбор средств сопровождения (форм, методов, типа взаимодействия);
4) анализ полученного результата.
Использование технологии научно-методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ соотносится с конкретными целями курсов повышения квалификации и переподготовки. Предлагая свободу выбора, мы в какой-то степени реализуем идею построения индивидуальной траектории развития педагога. Создавая программу сопровождения по результатам входной диагностики, выявляющей проблемные зоны личностного характера, мы дифференцированно подбираем виды и формы работы.
Экспресс-диагностика позволяет оперативно моделировать как содержательную составляющую, так и формы работы со слушателями. Многолетний опыт работы на курсах повышения квалификации подтверждает, что «активные методы» обучения, в которых слушатель выступает как субъект, значительно продуктивнее. Поэтому используются тренинги, ролевые игры, терапевтические сессии, индивидуальные и групповые консультации и такая форма работы, как «групп-анализ», предполагающая решение профессиональных проблем.
Большинство слушателей курсов обладают прочно устоявшимся мировоззрением, поэтому трудно воспринимают новое в образовании. Это означает, что технология сопровождения должна включать особые способы убеждения и быть достаточно индивидуализированной.
Использование технологии научно-методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ в условиях сетевой организации основано на принципе содержательной индивидуализации и личностной персонализации, выражающемся в создании условий для самореализации конкретного работника.
Структура сетевой организации складывается из множества микросообществ, микроассоциаций и объединений (методические центры, кабинеты, площадки, лаборатории, педагогические мастерские, ассоциации педагогов). Основное ядро - малые (целевые, рабочие) группы, где происходит непосредственное взаимодействие людей, объединенных по роду деятельности, по ситуации.
Управление характеризуется отсутствием жесткой иерархической структуры и основано на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Технология научно-методического сопровождения предполагает деятельность тьюторов - преподавателей-консультантов, ведущих тьюториал и выполняющих функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) процесса повышения квалификации.
Сетевая организация методической службы призвана аккумулировать и развивать кадровый потенциал, обеспечивать научно-методическое сопровождение развития содержания образовательных программ и новый качественный результат образования. Кроме того, ее назначение заключается в том, чтобы актуализировать общественный ресурс модернизации образования на основе организации сетевого взаимодействия и эффективной коммуникации между различными образовательными учреждениями.
Эффективность сетевого взаимодействия возможна в случае существования единой концепции деятельности, договорных отношений между субъектами, определения основных направлений работы, включая ее проектирование и управление работой в сети.
Основными условиями функционирования сетевой организации являются наличие нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность; единой информационной сети (через Интернет или строительство собственной локальной сети) и организация информационных потоков и интернет-каналов для обмена информацией; существование координационного центра как источника информации, ценностных установок, приоритетов, форм профессиональной коммуникации.
Технология научно-методического сопровождения в условиях сетевого взаимодействия позволит прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников и руководителей ДОУ, а также оказывать им организационно-методическую помощь в системе непрерывного образования.
Перспективы использования технологии научно-методического сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования отечественной системы дошкольного образования. Внедрение данной технологии может быть вариативным в зависимости от социокультурного пространства и функционирования конкретного дошкольного учреждения.
Подводя итоги, можно констатировать следующее:
• особенности научно-методического сопровождения педагогов ДОУ обусловлены современными требованиями к качеству образования;
• научно-методическое сопровождение должно носить гибкий и индивидуализированный характер и принимать во внимание конкретные проблемы ДОУ и педагогов;
• сопровождение включает в себя как широкий спектр целевого воздействия на педагога, так и узкую направленность с учетом личностного запроса;
• образовательная ситуация должна быть максимально гуманизирована;
• формы контроля результатов постдипломного образования необходимо направить на развитие субъектности педагога.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень МО РФ. - 2002. - № 2. - С. 2-32.
2. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. -М.: Твор. центр, 2004. - 156 с.
3. Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
4. Субетто А. И. Основы социального менеджмента качества образования. - СПб.; Оренбург: ЦПКПС, ОГУ, 2004. - 60 с.