Научная статья на тему 'Модель развития профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования на принципах и положениях личностно-деятельностного подхода'

Модель развития профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования на принципах и положениях личностно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУЩНОСТЬ / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонова А.В.

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональным становлением и развитием профессионального самоопределения у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в процессе профессионального обучения. Кроме того, в работе проанализированы различные подходы исследователей в определении понятия профессионального самоопределения, изложенные в фундаментальных научных трудах по указанному вопросу. Представлены результаты и выводы эмпирического исследования, проведенного с курсантами Санкт-Петербургского института войск национальной гвардии РФ, в которых понятийный аппарат профессионального самоопределения был уточнен. Также на основе анализа полученных результатов ответов респондентов определены критерии (и входящие в них компоненты) профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования, базирующиеся на принципах и положениях личностно-деятельностного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессонова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования на принципах и положениях личностно-деятельностного подхода»

Модель развития профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования на принципах и положениях личностно - деятельностного подхода

Бессонова Анна Владимировна

адъюнкт заочного обучения, Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ, Bessonova_AV@inbox.ru

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональным становлением и развитием профессионального самоопределения у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в процессе профессионального обучения. Кроме того, в работе проанализированы различные подходы исследователей в определении понятия профессионального самоопределения, изложенные в фундаментальных научных трудах по указанному вопросу. Представлены результаты и выводы эмпирического исследования, проведенного с курсантами Санкт-Петербургского института войск национальной гвардии РФ, в которых понятийный аппарат профессионального самоопределения был уточнен. Также на основе анализа полученных результатов ответов респондентов определены критерии (и входящие в них компоненты) профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования, базирующиеся на принципах и положениях личностно-деятельностного подхода в обучении.

Ключевые слова: личностно-деятельностный подход, профессиональное самоопределение, сущность, структура, компоненты профессионального самоопределения, профессиональная деятельность, гуманитарное образование, критерии профессионального самоопределения, модель развития профессионального самоопределения, образовательный процесс.

Профессиональное образование претерпевает различные изменения, что связано с происходящими в российском обществе преобразованиями. Появляются всё новые требования к подготовке высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности, охватывая все сферы. Это в свою очередь вызывает необходимость пересмотра профессиональной и образовательной среды, а также её соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения.

Выявление факторов, способствующих этому, должно привести к оптимизации эффективности процесса профессионального становления субъекта труда, а для этого необходим пересмотр подходов к подготовке специалистов военных специальностей, путем изменения приоритетов в структуре целостного педагогического процесса, и отдельных его составляющих, наполнением педагогического процесса нравственно-правовым, эстетическим и гуманитарным содержанием, общечеловеческими ценностями.

Таким образом, исследователи и практикующие педагоги стремятся отыскать всё новые механизмы достижения нового качества образования. Центральная проблема как педагогической, так и психологической науки заключается в нерешённых методологических вопросах и нереализованных прикладных задачах профессионально-личностного развития.

На сегодняшний день вопросы формирования системы подготовки офицерских кадров, основы которой закладываются в военных вузах, остаются очень актуальными, так как задачами войск национальной гвардии является обеспечение внутренней безопасности государства, восстановление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности. Для обеспечения выполнения этих задач требуются офицеры, обладающие высокими профессионально-деловыми качествами (О.Ю. Ефремов, В.Ю. Новожилов, В.Я. Слепов, Л.Н. Бережнова, А. П. Шарухин, О.Л. По-минова, А.Н. Сивак и др.) [6, 8, 9, 10, 15].

Исходя из этого, одним из направлений повышения качества военно-профессиональной подготовки военных кадров в вузах является процесс профессионального становления курсантов воен-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

сч en

SI

Z

ных образовательных организаций высшего образования.

Указанная проблема находится в поле зрения представителей научного мира. Такие исследователи как К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцы-ферова, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Т. В. Кудрявцев, А.К. Маркова, А. К. Осницкий, Ю. П. Пова-ренков, Н. С. Пряжников, С. Л. Рубинштейн, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова, Е. И. Головаха и др. посвятили свои многочисленные статьи и книги именно проблемам профессионального самоопределения различных специалистов.

Несмотря на то, что профессиональное становление, профессиональное самоопределение и профессиональное развитие личности процессы взаимосвязанные, однако наиболее общим процессом является профессиональное развитие. Исходя из этого, отметим, что профессиональное становление, профессиональное самоопределение и т.д. оказываются лишь проявлениями профессионального развития. Профессиональное развитие, по мнению Э.Ф. Зеера, является центральной категорией, отражающей сущность взаимодействия человека и профессии [5].

Н.В. Гусева справедливо отмечает, что профессиональное самоопределение курсантов определяет не только накопленный ими набор знаний, умений и навыков в области профессиональной практической деятельности, но и получение ими так называемого профессионального мастерства, эмоциональное вовлечение в профессию, «вживание в нее» [1, с.4].

Т.Н. Смотрова говорит о том, что профессиональное самоопределение - это процесс, который берет свое начало с выбора профессии. Именно этот основополагающий момент задает стратегию профессионального развития личности. Данный выбор у каждого человека индивидуален - одни совершают этот выбор в детстве и, став взрослыми, реализуют свою профессиональную мечту, к другим осознанный выбор профессии приходит в период зрелости, а третьи продолжают менять профессии на протяжении всей жизни [16].

Профессиональное становление военнослужащего характеризуется следующими факторами:

- осознанными и адекватными, с точки зрения требований военно-профессиональной деятельности, возможностей и профессиональных интересов военнослужащего;

- устойчивые профессиональные решения, которые связаны с твёрдым выбором военной профессии,

- конкретное представление о своём профессиональном развитии и карьере.

Процесс профессионализации происходит за счёт профессионального самоопределения. Оно оказывается одним из центральных «сближающих» механизмов, который связывает военнослужащего и военно-профессиональную деятельность. Это происходит по средствам определения рассогласований в системе «профессия-человек» и поиска путей преодоления данных рассогласований.

Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников считают, что профессиональное развитие - это усвоение моделей поведения, системы отношений людей, поиск и нахождение «своего места» [11, 13].

Потребность в самоопределении часто связана с поиском смысла жизни. Человек постоянно пытается найти ответы на вопросы о том, зачем он существует, чего он хочет и может добиться, чем он способен помочь своим близким, в чем его предназначение и т.п. Как отмечает Г.В. Сухо-дольский, профессиональная психика «формируется и развивается в ходе профессионального обучения, воспитания, накопления опыта профессиональной работы и из абстрактного «субъекта деятельности» человек превращается в субъекта конкретной профессиональной деятельности, т.е. в профессионала, специалиста» [17, с. 69].

Н.С. Пряжников связывает самоопределение человека с конкретной социально-экономической, культурно-исторической ситуацией, наблюдающейся в окружающем мире. Исследователь считает результатом профессионального самоопределения осознанный выбор профессии на основе соотнесения своих возможностей с требованиями профессиональной деятельности в контексте конкретных социально-экономических условий [12].

Но при этом отмечает, что на данный момент нет четкого понятия "профессиональное самоопределение", однозначного определения его сущности и это пока не решенная задача. Теоретические аспекты самоопределения анализируются в трудах Б. Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, Е.И. Головаха и др.

Профессиональное самоопределение есть неотъемлемый и важнейший компонент профессионального становления личности. Методологическим основанием его изучения является лич-ностно-деятельностный подход (А.В. Брушлин-ский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.). В русле данного подхода под профессиональным самоопределением понимается многоступенчатый процесс планирования личностью будущего или уже выполняемого труда, коррекции своего профессионального развития. Процесс профессионального самоопределения, таким образом, включается в общий процесс профессионального становления и развития специалиста (И.С.Кон, Е.А. Климов, М.А. Котик, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, О.Хара, К.Г. Юнг, К. Ясперс, Super D. и др.).

С точки зрения учёных-психологов, профессиональное самоопределение есть длительный процесс, берущий своё начало в моменте выбора профессии, при этом занимающий большую часть жизни индивида.

В.Н. Шматко толкует термин «профессиональное самоопределение» следующим образом: «интегральное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности на основе сформированных способностей к саморазвитию, творчеству, оперативной адаптации в быстро ме-

няющейся обстановке, а также решению задач, выходящих за пределы основного вида профессиональной деятельности» [19, с. 53].

Ярушина Е.В. связывает профессиональное самоопределение с наличием у человека профессиональных намерений, в том числе с умением выявлять профессионально значимые цели и делает вывод, что «профессиональное самоопределение - процесс и результат выявления личности своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [20, с.18].

Социальные науки рассматривают явление профессионального самоопределения как один из наиболее весомых компонентов как профессионального, так и социального развития человека. Этот подход в определении указанного понятия обоснован тем фактом, что выбор профессии является одной из основ самоутверждения индивида в обществе. Кроме того, профессиональное самоопределение помогает человеку выявить важные социально значимые характеристики, например, даёт шанс найти ответ на вопросы о том, где и кем работать, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, и в конечном итоге - кем быть [3, с.41.]

Профессиональное самоопределение - это сколько угодно длительный процесс, результатом которого становится желание индивида реализовать свой трудовой потенциал в той или иной сфере деятельности. Это происходит лишь тогда, когда человеку удаётся совместить свои собственные интересы и способности к требованиям общества и занять конкретную позицию в рамках определенной социальной группы [14].

Неоспорим тот факт, что профессиональное самоопределение, а также вопросы, связанные с профессиональной деятельностью молодежи, проходящей обучение в различного рода учебных заведениях, оказываются педагогической проблемой, существующей вне времени. Её актуальность поддерживается и тем фактом, что значение профессионального самоопределения и профессиональной деятельности велико не только для конкретной личности, но и для общества в целом. Т.А. Фирсова говорит о том, что для современного обучающегося особенно важными факторами в процессе профессионального самоопределения оказывается престижность профессии, возможность выстроить планируемую карьеру, материальный достаток в избранной профессии. Данные критерии, явившиеся результатом происходящих в России социально-экономических трансформаций, формируют четкий и хорошо понимаемый смысл профессионального развития личности и построения ее дальнейшего жизненного пути в условиях современного мира [18, с.118-120].

В военной психология также располагает некоторым количеством работ учёных, в которых изучалась проблема самоопределения военнослужащих. Среди них труды В.Н. Батищева, А.В. Сама-рец, А.В. Кокурина, И.В. Родных, P.P. Шарипова,

А.Н. Янюк, А.В. Яренко. Работы же Л.Ф. Железняка, А.В. Мощенко, М.Н. Попова, В.П. Петрова, И.В. Сыромятникова и др. нацелены на постижение роли и функции профессионального самоопределения в процессе становления специалистов.

В нашем исследовании мы опирались на лич-ностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) и методологической основой нашей работы стали его основные положения и принципы (рис. 2). Рассматривая категорию деятельности, А. Н. Леонтьев говорит о том, «что при всем своем многообразии, деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества, и вне этих отношений человеческая деятельность не существует» [7, с.141].

При личностно-деятельностном подходе в обучении ядром, так называемым центром оказывается личность самого обучающегося. Здесь на первый план выходят его мотивы, цели, его уникальный психологический склад. Учитывая все вышеперечисленные факторы, преподаватель создаёт условия для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной личности (это и является основной задачей обучения). Данный результат достигается благодаря активизации внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.

Развитие курсанта как будущего специалиста реализуется за счёт действий, заданных конкретной социальной ситуацией. В условиях военной образовательной организации - это моделирование боевой. Это и есть специально организованная система переменных учебно-боевых процессов. Её психологическим ядром оказываются различного рода взаимодействия как преподавателя с курсантами, так курсантов между собой [2].

Использование личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе военного вуза невозможно без овладения педагогом крос-сконцептуальным уровнем педагогического мышления. Реализация данного подхода в военном вузе не будет осуществляться, если в центр образовательного процесса не ставится личность обучающегося, ее стремление к самоактуализации, а образовательному процессу не придается лич-ностно-ориентированная и гуманистическая направленность [4].

Основываясь на принципах и положениях лич-ностно-деятельностного подхода и мнениях многих исследователей по данной проблеме, в процессе эмпирического исследования, проведенного с курсантами Санкт-петербургского военного института войск национальной гвардии РФ (625 респондентов), нами было уточнено понятие «профессиональное самоопределение» как сложное и многоплановое социально-психологическое явление, состоящее из различных компонентов (социальное развитие, выбор карьеры, потребности, интересы, мотивация, осознанное нахождение личностных смыслов в выполняемой работе, профессиональные намерения) и формирующее убежденность в правильном выборе профессии, способность будущего военного специа-

о о и и m 5 m

О m э m Д А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о с

СП ^

0

сч

СП

01 Z

листа проектировать профессиональную деятельность, внутреннюю готовность самостоятельно вносить коррективы в перспективы своего профессионального развития.

Используя основные положения и принципы личностно-деятельностного подхода в развитии профессионального самоопределения курсантов военных образовательных организаций высшего образования, нами предложена модель использования идей личностно-деятельностного подхода в развитии профессионального самоопределения курсантов (рис.1).

В результате исследования определена сущность профессионального самоопределения курсантов, заключающеяся в формировании отношения к профессии, которое осуществляется на основе учебной мотивации и удовлетворенности процессом профессиональной подготовки, а формирование способности к самообразованию и самосовершенствованию, повышение уровня знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности происходит с учетом личностных качеств с помощью определенных педагогических условий.

Термин «структура» (от лат. structura - «строение», «расположение») в настоящей работе понимается как группа относительно устойчивых связей объекта, которые обеспечивают сохранность основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Курсантами военного института выделены компоненты, на основе которых мы уточнили структуру развития профессионального самоопределения, которая включает в себя отношение к профессии, отношение к ЗУН, отношение к социальному окружению, применение знаний и умений в деятельности, самооценку, самостоятельность, профессиональные цели, внутреннюю готовность к планированию карьеры, принятие и понимание будущей профессии, ориентацию на продолжение работы, эмоциональную составляющую.

В свою очередь, устойчивость данных связей в структуре профессионального самоопределения обеспечивают выделенные нами структурные компоненты: профессиональные намерения (цели, понимание своих возможностей, рефлексия собственных профессиональных достижений, принятие профессии), социальное развитие человека, принадлежность к социальной группе, жизненный план, внутренняя готовность корректировать карьеру, потребности, желания, интересы, осознанное нахождение личностных смыслов в выполняемой работе, уровень знаний, умений, навыков профессиональной деятельности; осознанный выбор профессии (рис.2).

В результате обработки эмпирических данных, мы выделили критерии оценки развития профессионального самоопределения у курсантов военных вузов: мотивационный (место проживания, базовое образование, династическое профессиональное влияние, учебная мотивация, влияние факторов на выбор профессии, убежденность в правильном выборе профессии), когнитивный (успеваемость, удовлетворенность учебным процессом, значимость изучаемых дисциплин для понимания будущей про-

фессии), деятельностный (проектирование профессиональной деятельности, самооценка проектирования будущей деятельности, самообразование и самосовершенствование).

Требования государства и общества ФГОС, Концепция развития системы образования ь войска* национальной гвардии РФ на период до 2025 гола

ч

Обпэтоватсльнын пткн|ссс военных svws н профессиональная нолгптпркр

lie n.: pCii.'iii'jylLsifl Илей ЛИЧНОСТНО-ДСЯТСЛЬНОСТНОГО [|йЛХСШ в [ШВЫМШ профессиональною самоопределении курсантов военных вузов в процессе профессиональной полготовки

Лппюпнмпмымспый ПФДШ

^ -^

Основные положении:

условна самореализации личности деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост;

- личность есть субъект деятельности, определяет характер этой деятельности, формируется в деятельности, в общении с лругимн людьми;

- организация предметно-практической деятельности в определенном

Л.С. Выготский СЛ. Рубинштейн А.Н. Леонтьев Б. Г. Ананьев Б.Ф, Ломоа и лр.

Результат

Принципы развития профессионал ыюш са м оопределсни я курсантов военных вузов

Структура професс нонал ыюго самоопределения курсантов военных вузов

Критерии оценки развития профессионал ыюго самоопределения у курсантов военных

Л

- в центре обучения личность курсанта с мотивами целями потребностями;

индивидуальность (создание условий для формирования н развития личности);

включение в реальные условия профессиональной деятельности;

формирование личностного отношен|{я курсантов к полученным знаниям

акцент на самосовершенствован ни и саморазвитии в процессе

профессиональной

принятие будущей профессии (военные реалии)

- отношение к ЗУН

- применение знаний и умений в деятельности

- отношение к социальному окружению -самооценка, самостоятельность

- профессиональные целя

- внутренняя готовность к планированию карьеры

- понимание профессии ■ ориентация на продолжение работы

- эмоциональный компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- материальная мотивация

"V"

плтглтпикн

yv

Молшадионный

Когнитивный

Деятельностный

А

Педагогические условия;

образовательная среда в которую входят культтро- сюразмошая лнчностноорнентнрованная среда; педагогическое сопровождение, контекстное обучение: войсковая практика, педагогическая программа

Рисунок 1 - Модель использования идей личностно-деятельностного подхода в развитии профессионального самоопределения курсантов военного вуза

Профессиональные намерения (профессиональные цели, понимание своих возможностей, отношение к профессиональной деятельности, отношение к коллективу, рефлексия

собственных профессиональных достижений, коррекция карьеры (Е.В.

Яру шина )

Знания, опыт практической деятельности, профессиональное мастерство, эмоиион&зьно-лшшостная вовлеченность, принятие профессии (Н-В-Гусева)

Профессиональное самоопределение

Выбор карьеры, внутренняя готовность корректировать, реазнзовывать перспективы своего развтил. поиск смысла в выбираемой профессии, осознанный выбор професав! (Т В. Шегурова, Т В. Кудрявцев)

Жизненная перспектива, жизненный план, поиск смысла жизни (И.С. Кон)

Потребности, желания, интересы, возможности, склонности,

полог нческне качества, < характеролопп!еские качества.

К

Уровень знаний, умении. Навыков профСССНОтЛЬНОЙ деятельности (Б.А. Душков)

Осознанное нахождение Л|ГЧНОСТНЫХ смыслов выполняемой работы, осознанный выбор профессии (Н С Пряжки ков)

требования общества (В.Ф Сафнн)

Социальное развитие человека (кем бьпь. где н Кем работать. . к какой социальной группе принадлежать. с гиль жизни, совместимость собственных интересов и требований обшссгва (М Л. Дьякова)

Рисунок 2 - Компоненты профессионального самоопределения

Ведущей идеей модернизации образования является поворот педагогической деятельности к личности как к предмету и цели педагогической деятельности, что требует дальнейшего сближения и интеграции культуры, педагогики и психологии. Изучение закономерностей именно гуманитарной образовательной среды является актуальным направлением в педагогической науке, поскольку гуманитарное образование как никакое иное способствует формированию убеждений, ценностных ориентаций и установок. Оно позволяет постичь мир и человека в их сложном и зачастую противоречивом развитии и взаимодействии.

Гуманитарное образование чрезвычайно важно для военных специалистов, так как оно позволяет расширить знания о «человеческом факторе», перманентно остающийся проблемной областью профессиональной деятельности, т.е. необходимо оптимальное соотношение военно-

профессиональной и гуманитарной составляющих в подготовке будущих офицеров.

Таким образом, в образовательный процесс необходимо вносить личностно-ориентированную и гуманистическую направленность. Система соответствующих педагогических мер и условий, способствующих гармоничному формированию как профессиональных, так и нравственных качеств личности, выстроенная на принципах личностно-

деятельностного подхода, также оказывается необходимым элементом процесса обучения.

Используя в основе нашего исследования лич-ностно-деятельностный подход, мы опирались:

- на его основные положения, утверждающие, что условием самореализации личности является деятельность, которая формирует опыт и обеспечивает личностный рост; личность рассматривается как субъект деятельности, определяет характер этой деятельности, формируется в деятельности, в общении с другими людьми; организация предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте создает положительный эмоцио-нально-мотивационный фон, взаимосвязь с социумом и способ включения личности в окружающий мир - главный фактор формирования личности;

- на основные принципы, заключающиеся в том, что в центре обучения - личность курсанта с мотивами, целями, потребностями; индивидуальность (создание условий для формирования и развития личности); включение в реальные условия профессиональной деятельности; формирование личностного отношения курсантов к полученным знаниям, акцент на самосовершенствовании и саморазвитии в процессе профессиональной подготовки.

Человеку свойственно постоянное осмысление своей профессиональной роли. Люди склонны анализировать самого себя как специалиста, размышлять о своем отношение к полученной профессии, к окружающему их коллективу, оценивать их профессиональные достижения. Кроме того, перед человеком нередко встают вопросы о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры. «Профессиональное самоопределение» есть объёмное понятие, которо и вмещает в себя весь спектр перечисленных выше проблем и вопросов.

Таким образом, основная задача профессионального самоопределения состоит в том, чтобы постепенно сформировать у человека внутреннее стремление и готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовы-вать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития. Это постепенное формирование готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, узнавать, расширять свои возможности и максимально их реа-лизовывать. Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения.

Профессиональное самоопределение в жизни военного имеет первостепенное значение, т.к. именно оно реализует главную задачу деятельности педагогических коллективов по созданию педагогических условий для подготовки военных специалистов, способных в дальнейшем самостоятельно определять параметры своего профессионального развития.

Литература

1. Гусева Н.В. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России; дис. канд. пед. наук, Санткт-Петербург, 2007 г., с.4.

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

2. Гуменный В.В. Проблемы личностного и профессионального роста курсантов военного вуза Ярославский педагогический вестник - Том II (Психолого-педагогические науки) - № 3 - 2010.

3. Дьякова, М.А., Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества, дис. к.с.н., Хабаровск, 2002 год, с.41.

4. Ерополов, Е.П. Педагогические условия самоопределения курсантов военных вузов в профессиональной деятельности//Мир образования-образование в мире, 2014, №1, с. 253-257.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

6. Исаева Н.Н., Шарухин А.П., Шимко С.Ю. Воинский коллектив подразделения внутренних войск МВД России как объект психологического анализа и педагогической деятельности: моногр./Н.Н. Исаева, А.П. Шарухин, С.Ю. Шимко, под ред. А.П. Шарухина. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014.-318 с.

7. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.11. -М.: Педагогика,1983.-320 с., с.141.

8. Новожилов В.Ю. Совершенствование образовательного процесса военных институтов внутренних войск МВД России: интеграция междисциплинарных связей. Монография.-М.: Типография «Новости», 2012.- 216 с.

9. Поминова О.Л. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса/высшее образование сегодня.№4/2004 г.

10. Поминова О.Л. Формирование личностных и профессиональных качеств у курсантов военных вузов ВВ МВД России./Научные исследования: Материалы VII Международной научно-практической конференции.-2011.-Выпуск 2.

11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОЖЭК», 1997. - 352 с.

12. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -400 с.

13. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002.-160 с.

14. Падалко, О.В. Профессиональное самоопределение молодого специалиста с высшим образованием в современном российском обществе. дис. к.с.н., Санкт-Петербург, 1998., с.30.

15. Сивак, А.Н. Анализ образовательной среды, "о в которой осуществляется профессиональное раз-!3 витие и подготовка офицеров для внутренних о войск МВД России/А.Н.Сивак//Проблемы непре-© рывного профессионального образования: Мате-е» риалы Межвузовской научно-практической конфе-

ренции/Под ред. Л.Н.Бережновой.- Санкт-Петербург, 2014.-131 с.

16. Смотрова, Т.Н. Профессиональное самоопределение и развитие личности: социально-психологические аспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Т.Н. Смот-рова- Балашов: Фомичев, 2006.-56 с.

17. Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1988. - 168 с., с. 69.

18. Фирсова, Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ву-зе//Самарский научный вестник, 2014 №1(6) с.118-120.

19. Шматко, В.Н. Профессиональное самоопределение курсантов в учебном процессе военного института: проблемно-деятельностный подход. Дис. к.п. н., Биробиджан, 2005, с. 53.

20. Ярушина, Е.В. Профессиональное самоопределение студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин; дис. к.п.н., Челябинск, 2006., с.18.

A model for the development of professional self-determination of cadets of military educational organizations of higher education on the principles and provisions of a personality-activity approach Bessonova A.V.

St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation

This article discusses issues related to the professional formation and development of professional self-determination among cadets of military educational institutions of higher education in the process of vocational training. In addition, the paper analyzes the various approaches of researchers in defining the concept of professional self-determination, as set out in fundamental scientific works on this issue. The results and conclusions of an empirical study conducted with cadets of the St. Petersburg Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, in which the conceptual apparatus of professional self-determination was specified, are presented. Also, on the basis of the analysis of the obtained results of the answers of the respondents, the criteria (and the components included in them) for the professional self-determination of cadets of military educational organizations of higher education based on the principles and provisions of the personality-activity approach in studding are determined. Key words: personal-activity approach, professional self-determination, essence, structure, components of professional self-determination, professional activity, humanitarian education, criteria for professional self-determination, development model of professional self-determination, educational process. References

1. Guseva N.V. Professional-role self-determination ofcadets of

universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia; dis. Cand. ped Sciences, St. Petersburg, 2007, p. 4.

2. Gumenny V.V. Problems of personal and professional growth of

cadets of a military university Yaroslavl Pedagogical Bulletin -Volume II (Psychological and Pedagogical Sciences) - No. 3 -2010.

3. Dyakova, MA, Professional self-determination of students in the

transformation of modern society, dis. Ph.D., Khabarovsk, 2002, p. 41.

4. Eropolov, E.P. Pedagogical conditions of self-determination of

cadets of military universities in professional activities // World of Education-Education in the World, 2014, No. 1, p. 253-257.

5. Seer, E.F. Psychology of professional development: a textbook

for students of higher educational institutions / E.F. Zeer. - M.: Publishing Center "Academy", 2006. - 240 p.

6. Isaeva N.N., Sharukhin A.P., Shimko S.Yu. The military team of

the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an object of psychological analysis and pedagogical activity:

monograph / N.N. Isaeva, A.P. Sharukhin, S.Yu. Shimko, ed. A.P. Sharukhin. Sochi: RIC FSBEI HPE "SSU", 2014.-318 p.

7. Leontiev, A.N. Selected psychological works: in 2 volumes T.II. -

M .: Pedagogy, 1983.-320 p., P. 141.

8. Novozhilov V.Yu. Improving the educational process of military

institutes of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: integration of interdisciplinary ties. Monograph.-M .: Printing house "News", 2012.- 216 p.

9. Pominova O.L. Psychological and pedagogical support of the educational process / higher education today. No.4 / 2004

10. Pominova O.L. The formation of personal and professional qualities of cadets of military universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. / Research: Materials of the VII International Scientific and Practical Conference.-2011.-Issue 2.

11. Pryazhnikov N.S. The psychological meaning of labor: Textbook for the course "Labor Psychology and Engineering Psychology". - M .: Publishing house "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NPO MOZHEK, 1997. - 352 p.

12. Pryazhnikov, N.S. Methods of activating professional and personal self-determination: an educational-methodical manual.- M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NPO MODEK, 2002. - 400 p.

13. Povarenkov, Yu.P. The psychological content of the professional development of man. - M.: Publishing House of URAO, 2002.-160 p.

14. Padalko, O.V. Professional self-determination of a young specialist with higher education in modern Russian society. dis. Ph.D., St. Petersburg, 1998., p.30.

15. Sivak, A.N. Analysis of the educational environment in which professional development and training of officers for the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out / A.N.Sivak // Problems of Continuing Professional Education: Materials of the Interuniversity Scientific and Practical Conference / Ed. L.N. Berezhnovoi, St. Petersburg, 2014.

16. Smotrova, T.N. Professional self-determination and personality development: socio-psychological aspects: a textbook for students of higher educational institutions / T.N. Smotrova-Balashov: Fomichev, 2006.-56 p.

17. Sukhodolsky, G. V. Fundamentals of the psychological theory of activity. - L .: Publishing house Leningrad. un-that. 1988 .-- 168 p., P. 69.

18. Firsova, T.A. Professional self-determination of students in the conditions of study at the university // Samara Scientific Herald, 2014 No. 1 (6) p.118-120.

19. Shmatko, V.N. Professional self-determination of cadets in the educational process of a military institute: a problem-activity approach. Dis. c.p. N., Birobidzhan, 2005, p. 53.

20. Yarushina, E.V. Professional self-determination of students in the study of general professional disciplines; dis. Ph.D., Chelyabinsk, 2006., p. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

o

00

■o

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

Ol

■o

A

u

o

00

A

X

X

m

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.