Научная статья на тему 'Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий'

Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / METASUBJECT COMPETENCE / DEVELOPING / PRIMARY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова Е. П.

В статье представлены модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, раскрывающая содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные аспекты обеспечения данного процесса, а также педагогические условия ее успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPING METASUB-JECT COMPENENCE OF PRIMARY STUDENTS BY MEANS OF INTERACTIVE TECHOLOGY

The article deals with the model of developing metasubject competence of primary students by means of interactive technology. The model reflectscontent, organizational and pedagogical, processual and effective aspects jf the process support as well as theconditions of its realization

Текст научной работы на тему «Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий»

9. Немкова, И.Н. Культура безопасности жизнедеятельности студентов: учеб. пособие / И.Н. Немкова, Л.Н. Макарова. - Тамбов, Новосибирск: Центр-Пресс, 2007.

10. Горина, Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности: методологический и технологический аспекты: монография / под науч. ред. Ю.К. Черновой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001.

11. Организация и методика преподавания в образовательной области "Безопасность жизнедеятельности" (курсы ОБЖ и БЖД): учебно-методические материалы и рекомендации / В.Я. Сюньков [и др.]; под ред. Сюнькова В.Я. - Москва: МИОО: Московские учебники, 2008.

12. Сапронов, В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // "ОБЖ". - 2002. - №3.

13. Немкова, И.Н. Культура безопасности жизнедеятельности студентов: учеб. пособие / И.Н. Немкова, Л.Н. Макарова. - Тамбов, Новосибирск: Центр-Пресс, 2007.

Статья поступила в редакцию 06.09.10

УДК 371. 01

Е.П. Позднякова, асп/ ГОУВПО "ЧГПУ", г. Челябинск, E-mail: kate-085@yandex.ru

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье представлены модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, раскрывающая содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные аспекты обеспечения данного процесса, а также педагогические условия ее успешной реализации.

Ключевые слова: модель, педагогические условия, метапредметные компетенции, развитие, младший школьный возраст.

Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В свою очередь, новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем [1]. В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено ме-тапредметным результатам, которые дополняют "портрет современного выпускника начальной школы" такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умения планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младшего школьника (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и расширяют метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.

Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет "использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа" [2], основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех участников образовательного процесса [3]. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, потенциал которых может быть использован для развития метапредметных компетенций у младших школьников. Следовательно, возникла необходимость проектирования модели развития метапредмет-ных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий.

В основу проектирования данной модели была положена теоретико-методологической стратегии исследования, учитывающая положения компетентностного, субъектно-деятельностного и системного подходов. Выбранная стратегия позволила нам подчеркнуто целостность и структурированность исследуемого процесса, его этапно-ориентированный характер, оптимальную направленность на достижение ожидаемого результата - повышение уровня развития метапредметных компетенций у младших школьников.

Описываемая модель раскрывает содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные аспекты обеспечения развития метапредметных компетенций у млад-

ших школьников средствами интерактивных технологий и представляет собой системное образование, состоящее из целевого, содержательного, организационного и диагностико-результатив-ного компонентов.

Целевой компонент представляет собой систему целей и задач развития метапредметных компетенций у младших школьников. Основная цель - повышение уровня развития регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенций у младших школьников за счет реализации педагогического потенциала интерактивных технологий в образовательном процессе начальной школы - определяет стратегический замысел моделируемого процесса и раскрывается через систему промежуточных целей и задач.

Содержательный компонент несет в себе предметно смысловое наполнение и представлен метапредметными компетенциями младших школьников. В нашем исследовании под мета-предметными компетенциями младшего школьника понимается система обобщенных способов действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающая младшим школьникам продуктивное выполнение различных видов деятельности. Таким образом, выделяют регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции. Компонентный состав каждой компетенции определяют соответствующие универсальные учебные действия. В основу данной работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Согласно п. 9. ФГОС целостная система универсальных учебных действий представляет собой: 1) регулятивные учебные действия - целе-полагание, планирование, коррекционные и контрольно-оценочные действия, волевая саморегуляция; 2) познавательные учебные действия - исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, действия общего приема решения задач; 3) коммуникативные учебные действия -умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя [2].

Организационный компонент отражает многообразие целесообразных форм (индивидуальной, групповой, работы в парах, тройках, четверках и пятерках), методов (исследовательских, тренажерных, игровых, креативных) и средств, (материальных и идеальных) нацеленных на повышение уровня развития мета-

предметных компетенций у младших школьников за счет реализации педагогического потенциала интерактивных технологий.

Диагностико-результативный компонент определяется целью, содержанием и организационными особенностями процесса развития метапредметных компетенций у младших школьников и отражает успешность реализации спроектированной модели. Данный компонент представлен ожидаемыми результатами, выраженными критериями (регулятивным, познавательным и коммуникативным), показателями (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем; управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и уровнями (высоким, средним, низким) развития метапредметных компетенций младших школьников. Идеальным результатом реализации модели является достижение младшими школьниками высокого уровня развития метапред-метных компетенций.

Спроектированная нами модель характеризуется: 1) целостностью, так как представлена взаимосвязанными между собой компонентами, которые несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - повышение уровня развития метапредметных компетенций у младших школьников; 2) открытостью, поскольку встроена в контекст системы начального образования, имеет множество связей и отношений с окружающей социальной и образовательной средой, которые обеспечивают ее непосредственное развитие и функционирование.

Особенностью спроектированной модели является ее нацеленность на повышение уровня развития регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций у младших школьников за счет реализации потенциала интерактивных технологий в образовательном процессе в начальной школе.

Нами за основу была выбрана позиция, в соответствии с которой любая педагогическая система (модель) может быть успешно реализована при наличии определенных условий (Ю.К. Бабанский, Г.И. Вергелес, Ю.П. Соколиков, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). На этом основании педагогические условия рассматриваются нами как ряд мер образовательного процесса, обеспечивающих повышение педагогического потенциала интерактивных технологий обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций у младших школьников.

При выделении педагогических условий учитывались: требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сущность и содержание процесса развития метапредметных компетенций младших школьников, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а также особенности интерактивных технологий. В результате нами были выделены следующие педагогические условия: а) создание благоприятного эмоционально-психологического климата; б) вовлечение младших школьников в совместное решение предметно-познавательных, предметно-коммуникативных и предметно-рефлексивных задач; в) изменение организации учебного пространства классного кабинета.

Первое педагогическое условие основывается на положении о том, что благоприятный эмоционально-психологический климат способствует формированию открытости, заинтересованности младших школьников предметно-практической деятельностью, что, в свою очередь, обусловливает возможность активного

Библиографический список

взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Данное взаимодействие характеризуется эмоциональным и интеллектуальным сопереживанием, сомышлением и содействием.

Реализация второго педагогического условия предполагает совместное решение задач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного и предметно-рефлексивного планов (Е.Н. Емельянов, Е.Д. Маргулис) в условиях учебного сотрудничества. Решение указанных задач обеспечить последовательное развитие заданных свойств регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенциям. Первые ? непосредственно связаны с поиском решения предложенной группе задачи, вторые - с организацией общения и совместной деятельности, третьи - с формированием в сознании каждого участника совместной деятельности адекватного представления о том, как его партнеры понимают предмет и условия задачи.

Третье педагогическое условие заключается в изменение учебного пространства классного кабинета. Выделение данного условия основывается на том, что диалогичные формы взаимодействий предполагают расположение собеседников лицом друг к другу. Поэтому традиционная расстановка парт становится неуместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. Следует заметить, что при входе в класс, где учебное пространство организовано иначе, чем обычно, у младших школьников возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. В свою очередь, внутренняя готовность младших школьников позволяет сократить время, необходимое им для погружения в форму и содержания интерактивного обучения.

Таким образом, описанная модель представляет собой ориентировочную основу для проектирования процесса развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий, а выявленные педагогические условия обеспечивают эффективное функционирование данной модели в процессе обучения младших школьников. Теоретическая модель и условия ее успешной реализации образуют педагогическое обеспечение процесса развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий.

Реализация модели в образовательном процессе начальной школы проходило в период 2006 - 2010 гг. на базе МОУ СОШ № 41 г. Челябинска. Проводимая поэтапная диагностика достигнутого младшими школьниками уровня развития метапред-метных компетенций показала наибольшую положительную динамику у учащихся первой экспериментальной группы (ЭГ-1). В данной группе внедрение модели осуществлялось с учетом всех трех педагогических условий. Так, количество младших школьников, находящихся на низком уровне развития метапред-метных компетенций, снизилось на 43 % в ЭГ-1. В ЭГ-2 снижение произошло на 33 %, в ЭГ-3 - на 36%. Статистическая значимость различий в уровнях развития метапредметных компетенций у младших школьников была доказано с помощью методов математической статистики.

Следовательно, мы можем утверждать то, что реализация модели развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий с учетом выделенных педагогических условий способствует повышению уровня развития метапредметных компетенций у младших школьников.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, ГВ. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.

3. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.

Статья поступила в редакцию 23.08.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.