Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Анастасия Юрьевна

В данной статье представлена теоретическая модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности, состоящая из четырех компонентов. Цель, задачи, ценности, подходы и принципы модели закреплены в ценностно-целевом компоненте. Содержательный компонент описывает основные направления, разделы и тематику программы; организационный - этапы развития ИТП, педагогические условия успешного функционирования модели ИТП младших школьников, методы, приемы и формы работы. Результат деятельности, критерии, показатели интеллектуально-творческого потенциала и предполагаемые уровни развития находят отражение в рефлексивно-оценочном компоненте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF JUNIOR STUDENTS’ INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

This paper describes theoretical model of intellectual and creative potential development of junior students using extracurricular activities. The model contains four components. The first component comprises the main aim and tasks, values, pedagogical principles and approaches. The conceptual component presents the topical subject matter. The organizational component demonstrates the stages of intellectual and creative potential development, the conditions of successful functioning of the model, methods and forms of work. Finally, the reflexive and evaluative component shows the criteria, indices and possible levels of the intellectual and creative development.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 37.013

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-3-102-15

© Анастасия Юрьевна Михайлова, 2021

Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия,

abak-an84@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9800-4960

© Anastasiia Yu. Mikhailova, 2021

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia,

abak-an84@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9800-4960

Модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности

Аннотация. В данной статье представлена теоретическая модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности, состоящая из четырех компонентов. Цель, задачи, ценности, подходы и принципы модели закреплены в ценностно-целевом компоненте. Содержательный компонент описывает основные направления, разделы и тематику программы; организационный - этапы развития ИТП, педагогические условия успешного функционирования модели ИТП младших школьников, методы, приемы и формы работы. Результат деятельности, критерии, показатели интеллектуально -творческого потенциала и предполагаемые уровни развития находят отражение в рефлексивно-оценочном компоненте.

Ключевые слова: модель, интеллектуально-творческий потенциал, личностно-ориентированный подход, деятельность, педагогические условия, внеурочная деятельность.

Благодарность. Работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Е. В. Яковлевой.

The model of junior students' intellectual and creative potential development in extracurricular activities

Abstract. This paper describes theoretical model of intellectual and creative potential development of junior students using extracurricular activities. The model contains four components. The first component comprises the main aim and tasks, values, pedagogical principles and approaches. The conceptual component presents the topical subject matter. The organizational component demonstrates the stages of intellectual and creative potential development, the conditions of successful functioning of the model, methods and forms of work. Finally, the reflexive and evaluative component shows the criteria, indices and possible levels of the intellectual and creative development.

Keywords: model, intellectual and creative potential, personality-centered approach, activity, pedagogical terms, extracurricular activity.

1 Rii

Acknowledgments. The research was conducted under the supervision of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor E. V. Yakovleva.

Введение

Идея развития активной, интеллектуальной и творческой личности, нацеленной на саморазвитие и преобразование, востребована современным обществом и находит отражение во многих образовательных документах. В Концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена одна из приоритетных задач общества и государства: «воспитание, социально -педагогическая поддержка и становление высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»1. Раннее выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала (далее - ИТП) в рамках занятий во внеурочной деятельности будут способствовать более успешному и гармоничному становлению личности ребенка в будущем. Процесс формирования и развития интеллектуально-творческого потенциала является сложным и многофакторным, поэтому при описании целей, задач, процесса развития ИТП личности младших школьников, уровней и критериев развития ИТП, а также программы внеурочной деятельности, направленной на развитие данных качеств личности, необходимо создание теоретической модели развития ИТП младших школьников во внеурочной деятельности.

На сегодняшний день такой метод научного исследования, как моделирование, активно применяется во многих научных изысканиях, в том числе педагогических, поскольку он сочетает в себе возможности теоретического и эмпирического исследования. Педагогическое моделирование эффективно используется для описания педагогического процесса, его условий, содержания и результатов, для характеристики педагогических систем. Тема педагогического моделирования связана с именами таких ученых, как Ю. К. Бабанский, А. Н. Дахин, Э. Н. Гусинский, В. И. Загвя-зинский, В. М. Монахов, Г. В. Суходольский. Цель данной статьи состоит в разработке теоретической модели развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности.

Основная часть

В рамках данной статьи мы рассмотрим возможности педагогического моделирования при формировании и развитии интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности. Для начала охарактеризуем основные понятия нашего исследования, такие как «модель», «моделирование», «педагогическая валидность», «интеллектуально-творческий потенциал», «внеурочная деятельность».

Наиболее полное и часто используемое определение понятия «моделирование» было представлено Г. В. Суходольским, в котором оно характеризуется как «процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система

1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва: Просвещение, 2014. - С. 11.

моделируется в различных аспектах и различными средствами»1. В качестве основного определения понятия «модель» будем использовать следующее: «модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта»2. Для описания эффективности процесса моделирования в педагогических исследованиях используется понятие «педагогическая валидность», близкое к понятиям «достоверность», «адекватность», однако не тождественное им. Педагогическую валидность обосно-

3

вывают комплексно, концептуально, критериально и количественно .

Под интеллектуально-творческим потенциалом мы понимаем интегративное и системное свойство личности, являющееся общей предпосылкой к будущему развитию личности, ее преобразованию и самосовершенствованию. В структуре ИТП мы выделяем три основных показателя: познавательный, мотивационный и креативный, которые в свою очередь определяют уровень общего интеллектуального развития, уровень развития школьной мотивации и познавательных мотивов, уровень развития творческого мышления.

В примерной образовательной программе начального общего образования под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличной от урочной форме и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Далее в этом же документе конкретизируются направления становления личности, с учетом которых может быть организована внеурочная деятельность. Развитие ИТП младшего школьника может быть осуществлено во внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления совершенствования личности. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательная ор-

4

ганизация .

Модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности представляет собой структуру из четырех взаимосвязанных компонентов: ценностно-целевого, организационного, содержательного и результативно-оценочного. Ценностно-целевой компонент определяет основную цель и задачи, а также раскрывает подходы, принципы и ценности, составляющие основу модели развития ИТП младших школьников. Содержательный компонент отражает разделы, темы и направления программы

1 Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1976. - С. 47.

2 Богатырев А. И., Устинова И. М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. - URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogaty-rev%20a.i. .doc.htm (дата обращения: 15.12.2020).

3 Там же.

4 Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию). - URL: https://mosmetod.ru/files/dokumen1y/primernaja-osnovnaja-obrazo-vatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (дата обращения: 15.12.2020).

внеурочной деятельности

внеурочной деятельности. Организационный компонент предполагает описание этапов развития исследуемого явления у младших школьников, педагогических условий, форм, методов и приемов работы. Результативно-оценочный компонент содержит описание критериев и уровней развития ИТП младших школьников и направлен на оценку результативности использования программы внеурочной деятельности.

Модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности, представленная в данном исследовании, базируется на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах. Принципы организации процесса развития ИТП сформулированы с учетом Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО и Примерной общеобразовательной программы начального общего образования. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приоритетными являются «готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности»1.

Идеи личностно-ориентированного подхода в современном образовании отражены исследованиях Е. В. Бондаревской, В. В. Зайцева, Е. А. Крюковой, В. В. Серикова. Под личностно-ориентированным подходом понимается методологическая ориентация, которая позволяет поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. И. С. Якиманская определяет личностно-ориентированное обучение как «обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность и самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»2. При развитии интеллектуально-творческого потенциала данный подход реализуется посредством следующих принципов:

- аксиологического принципа - заключается в том, что ценности определяют основное содержание развития личности младшего школьника; любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности;

- принципа амплификации - закрепляет признание уникальности качественного своеобразия уровней возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, предполагает наличие возможностей для спонтанной активности, свободного общения;

- принципа идентификации (персонализации) - выражается в стремлении отождествлять себя со значимым другим и ориентации на персонифицированные идеалы в связи с развитыми механизмами подражания и эмпатии у младших школьников;

- принципа диалогического общения - раскрывается в свободном,

1 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва: Просвещение, 2014. - С. 11.

2 Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 32.

внеурочной деятельности

равноправном общении младшего школьника со сверстниками, родителями, учителями и другими значимыми взрослыми1.

Существенный вклад в разработку системно-деятельностного подхода в психологии внесли такие ученые, как А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн. Ключевая идея подхода заключается в самостоятельной познавательной деятельности учащихся, «открытии нового знания» в процессе деятельности. Основными понятиями являются «ведущая деятельность», «зона ближайшего развития», «игра», «личность», «мотивация», «универсальные учебные действия».

Системно-деятельностный поход положен в основу современных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Его идеи обусловливаются следующими принципами:

- принципом деятельности - заключается в том, что знания не предоставляются в готовом виде, а добываются в процессе учебно-познавательной деятельности;

- принципом системности - подразумевает наличие у младших школьников сформированного обобщенного, целостного представления о мире, о роли и месте науки в системе наук;

- принципом полисубъектности - предполагает включение младших школьников в различные виды деятельности, которые должны быть согласованы в виде общих целей, задач и ценностей;

- принципом творчества - характеризуется максимальной ориентацией на развитие творческих способностей, приобретение опыта собственной творческой деятельности.

Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность в образовательном учреждении может быть организована по одному из представленных направлений развития личности. В данном случае программа по развитию ИТП младших школьников во внеурочной деятельности будет относиться к общеинтеллектуальной (общекультурной) сфере развития личности. В основной образовательной программе начального общего образования описаны ценности, на которых базируется интеллектуальное развитие личности2. Не менее важным для нашего исследования является направление воспитания положительного отношения к труду и творчеству. В ходе внеурочных занятий по иностранному языку происходит развитие иноязычной компетенции и включение младших школьников в диалог культур. Приобщение к культуре разных стран помогает лучше осознать особенности своей родной страны, что ведет к формированию национального самосознания и гармоничному развитию личности. Таким образом, понятие «культура» является важным и востребованным в представленной модели.

1 Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию). - URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1 .pdf (дата обращения: 15.12.2020).

2 Там же.

внеурочной деятельности

В связи с тем, что необходимо принимать во внимание ценности указанных направлений развития личности, в нашей модели по развитию ИТП младших школьников ценностным и содержательным ориентиром представляется сочетание таких понятий, как образование, интеллект, интеллектуальная деятельность, знание, творчество и созидание, ответственное отношение к труду и творчеству, культура.

В модели по развитию ИТП младших школьников во внеурочной деятельности (см. таблицу) раскрываются следующие задачи:

1) декларировать важность интеллектуальной и творческой деятельности у младших школьников;

2) формировать интерес к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

В представленной модели нами выделены три последовательных этапа по развитию интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности: мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Таблица

Модель развития ИТП младших школьников во внеурочной деятельности

Ценностно-целевой компонент

Цель - развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников с

помощью внеурочной деятельности

Методологические подходы и принципы

Личностно-ориентированный Аксиологический, амплификации, индивидуально-личностного развития, идентификации (персонализации), диалогического общения

Системно-деятельностный Деятельности, системности, полисубьектности, творчества

Ценности: творчество и созидание, ответственное отношение к труду и творчеству,

образование, интеллект, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие

личности, знание, культура

Содержательный компонент

Раздел Темы

Знания и наука Возникновение наук. Римские и арабские числа. Календари. Великие открытия и изобретения. Знаменитые ученые в России и мире. Современные науки

Язык и речь Алфавит. Появление письменности. Языки мира. Имена и фамилии. Значение речи в жизни человека

Искусство и культура История кино и театра. Кукольный театр. Знаменитые картины и художники. Музыка и музыкальные инструменты

Творчество Традиции разных стран. Праздники. Новогодние игрушки и открытки. Сказки

Хобби и увлечения Популярные увлечения в мире. Спорт и спортивные игры. Мое домашнее животное. Мой любимый писатель, любимая книга. Мои увлечения

внеурочной деятельности

Продолжение таблицы

Организационный компонент

Интеллектуальное направление. Формы работы

Творческое направление. _Формы работы_

Экскурсия в мир науки (физика, химия, биология, робототехника, информатика). Квест-игра «Открытия и изобретения». Исследовательский проект. День юного ученого (презентация учебных проектов)

Творческий проект (сказка, серия иллюстраций, видеоролик, музыкальное произведение, стихи, праздничные открытки, рисунки). Творческая презентация, самопрезентация, театральная постановка. Творческое задание. _Мастер-класс_

Этапы работы

Мотивационный (Начальный)

Деятельностный (Основной)

Рефлексивно-оценочный _(Завершающий)_

Педагогические условия:

Создание мотивирующей творческой среды для развития ИТП младших школьников, _активизация познавательного интереса младших школьников_

Систематический мониторинг уровня развития ИТП младших школьников

Содержание программы внеурочной деятельности, методы и формы работы направлены на комплексное развитие познавательного, мотивационного и креативного компонентов ИТП

младших школьников

Общее речевое развитие, активное использование речевых средств, развитие навыков _сотрудничества с педагогом и сверстниками_

Использование технологии проектно-исследовательской деятельности для развития _самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся_

Результативно-оценочный компонент

Критерии развития ИТП младших школьников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Познавательный

Креативный

Мотивационный

а к

коП

Развитие общих интеллектуальных способностей. Владение языковыми средствами

Беглость мышления. Гибкость мышления. Оригинальность

мышления. Разработанность мышления

Познавательная активность.

Познавательные мотивы. Эмоциональное отношение к учебному процессу

Уровни

Очень высокий Высокий Средний Ниже среднего Низкий

Результат: положительная динамика развития ИТП младших школьников после освоения программы внеурочной деятельности

На первом - мотивационном - этапе учащиеся знакомятся с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «интеллект», «интеллектуальная деятельность» и их ролью в жизни современного человека и общества; происходит активизация познавательного интереса младших школьников. Формирование данных понятий происходит путем освоения конкретных разделов и тем содержания программы внеурочной деятельности (например, раздела «Знания и наука» посредством экскурсии в мир науки, квест-игры об открытиях и изобретениях, а также и других методов).

внеурочной деятельности

Деятельностный этап включает в себя формирование основных психических функций и мыслительных операций, читательских умений, навыков работы с информацией и текстом, общее речевое и культурное развитие, закрепление важности творчества и интеллектуальной деятельности для человека. Развитие общих интеллектуальных способностей обусловлено использованием различных видов смыслового чтения, дидактических игр, заданий и упражнений, имеющих положительное влияние на произвольное внимание, наблюдение, мышление, память, воображение. Общее речевое и культурное развитие отражено в содержании разделов «Язык и речь», «Искусство и культура», «Хобби и увлечения» и осуществляется в ходе организации активного взаимодействия между младшими школьниками.

Рефлексивно-оценочный этап предполагает сформированность стремления к самостоятельной творческой и интеллектуальной деятельности, изменение уровня ИТП учащихся, развитие механизмов саморегуляции и самооценки, которое происходит через содержание разделов программы внеурочной деятельности в целом, благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности и презентации ее результатов.

Интеллектуальное и творческое развитие младших школьников, активизация познавательного интереса происходят благодаря активному использованию следующих форм работы: интеллектуальные игры и викторины, дни науки, тематические праздники, дидактические игры, презентации, проектно -исследовательская деятельность, выполнение олимпиадных заданий и проч. Кроме того, программа внеурочной деятельности по развитию ИТП младших школьников подразумевает такие формы работы, как индивидуальная, парная, групповая.

Развитие интеллектуально-творческого потенциала будет происходить при соблюдении определенных педагогических условий. Одним из ключевых педагогических условий является создание мотивирующей творческой среды, которую формирует непосредственно педагог. Заинтересованность наставника в успехе учащихся, его собственный пример и опыт творческой и интеллектуальной деятельности имеет большое значение в стимулировании учащихся младшего школьного возраста. Значительное влияние на создание мотивирующей среды и рост познавательного интереса у учащихся оказывает применение современных педагогических технологий, разнообразных методов и приемов.

В современной психодиагностике существует большое количество методик и способов анализа интеллектуальных, творческих способностей (креативности), а также мотивации. Л. С. Выготский критиковал традиционные для его времени тесты по определению уровня интеллекта за отсутствие информации о потенциальных возможностях интеллектуального развития. Он выражал идею о необходимости двухуровневой диагностики, включающей уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Динамичное тестирование позволило бы выявить скрытый потенциал1.

1 Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 368 с.

На начальном этапе для определения и успешного развития интеллектуально-творческого потенциала необходим тщательный анализ и отбор диагностик, соответствующих возрастным особенностям учащихся. Систематический мониторинг конкретных показателей ИТП не только свидетельствует об актуальном уровне развития ИТП, но и отражает потенциальные возможности для последующего интеллектуального и творческого развития учащихся.

В содержание данной программы внеурочной деятельности включены разделы, представляющие основные ценностные ориентиры, которые соответствуют возрастным особенностям младших школьников, сфере их интересов. Интеллектуальное направление ИТП реализуется разделами «Знание и наука», «Язык и речь». В свою очередь творческое направление развития ИТП связано с разделами «Искусство и культура», «Творчество». Индивидуальные особенности учащихся, их интересы и увлечения находят отражение в разделе «Хобби и увлечения». Следовательно, выбранная тематика способствует стимулированию познавательного интереса учащихся и комплексному развитию компонентов интеллектуально-творческого потенциала, а деление на интеллектуальное и творческое направления является условным. Обозначенные внутри разделов содержания темы являются и темами занятий, и гипотетическими темами для проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, содержание программы по развитию ИТП младших школьников во внеурочной деятельности должно быть направлено на комплексное развитие познавательного, креативного и творческого компонентов интеллектуально-творческого потенциала.

Изучение иностранного языка способствует не только становлению речи и коммуникативных навыков, развитию смыслового чтения, но и личностному росту в целом. В настоящее время иностранный язык превратился в базовый элемент системы образования, в ходе обучения которому формируются не только знаниевый компонент, но и универсальные умения самостоятельно добывать новые знания, искать необходимую и игнорировать избыточную информацию, умение обобщать и анализировать. Кроме того, в содержание внеурочных занятий по иностранному языку заложен деятельностный компонент, который включает в себя виды деятельности по развитию универсальных учебных действий, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, а также начальные умения самообразова-ния1. Эти характерные особенности обучения иностранному языку могут способствовать успешному развитию ИТП младших школьников и находят отражение в программе внеурочной деятельности в сочетании с использованием современных педагогических технологий.

Большинство отечественных исследований в области развития интеллекта и творчества используют целостный подход к пониманию мышления и творчества личности. Согласно одному из подходов в современной психологии, творческих способностей как таковых не существует, а высокий уровень развития интеллекту-

Спичко Н. А., Макеева С. Н. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Н. Верещагиной. 2-4 классы. - Москва: Просвещение, 2021. - 106 с. ISBN 9785-09-076842-9.

внеурочной деятельности

альных способностей выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия развития творческой активности личности1.

Определяющую роль в творческом поведении играют мотивация, ценности и личностные черты2. Развитие мотивационной сферы человека рассматривается в единстве с общим психическим, познавательным развитием. При рассмотрении понятия «интеллектуально-творческий потенциал» мы использовали структурный подход, предложенный американским исследователем Дж. Рензулли. Ученый рассматривает «человеческий потенциал» как сочетание определенных качеств личности: способностей, мотивации, или включенности в задачу, и уровня креативности. Сочетание высокого уровня развития представленных свойств свидетельствует об одаренности. Исходя из понимания интеллектуально-творческого потенциала как общей предпосылки к будущему развитию личности, мы считаем его основой возможного развития одаренности. Таким образом, в представленной модели развитие ИТП младших школьников определяется совокупностью трех критериев: познавательного, креативного и мотивационного. К показателям познавательного критерия относятся уровень развития общих интеллектуальных способностей и уровень владения языковыми средствами. Креативный критерий характеризуется такими особенностями мышления, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Моти-вационный показатель определяет познавательную активность, а также эмоциональное отношение к обучению.

В ходе сопоставления показателей трех компонентов были выделены 5 возможных уровней развития интеллектуально-творческого потенциала: очень высокий, высокий, средний, ниже среднего и низкий. Для очень высокого уровня развития ИТП характерны наличие ярко выраженных интеллектуальных способностей, учебная активность, развитые познавательные мотивы, подвижность мышления, большая продуктивность работы, способность генерировать новые идеи и выходить за предложенные рамки, весьма знвчительный уровень владения языковыми средствами. Высокий уровень отличается развитым интеллектом, устойчивой школьной мотивацией, подвижностью мышления, независимостью и созидательностью, богатым словарным запасом. Учащиеся со средним уровнем развития ИТП обладают достаточными интеллектуальными способностями (свойственными большинству) и хорошим словарным запасом, демонстрируют положительное отношение к учебе, имеют среднюю продуктивность работы и способность к изменениям. К показателям уровня ИТП ниже среднего относятся ограниченные интеллектуальные способности, низкая школьная мотивация и невысокая продуктивность работы, а также неподвижное мышление и незначительный словарный запас. Очень слабый интеллект,

1 Маслова О. С., Яковлева Е. В. Изучение особенностей проявления и развития творческих способностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Ярославль - Минск, 12 марта 2020 г.) / под редакцией Е. В. Карповой. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2020. - С. 203-205.

2 Психология / под редакцией В. Н. Дружинина. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 656 с. ISBN 5-272-00260-1.

внеурочной деятельности

невыраженные познавательные мотивы и негативное отношение к учебе, низкая продуктивность работы, фиксированное мышление и недостаточно развитая речь свидетельствуют о низком уровне развития ИТП. Данные уровни были определены в ходе комплексной оценки показателей развития интеллектуально-творческого потенциала. Наличие или отсутствие предложенных выше уровней будет подтверждено на следующих этапах исследования.

Выводы

Теоретическая модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности базируется на современных педагогических подходах и принципах и разработана с учетом требований образовательных стандартов, характерных особенностей интеллектуально-творческого потенциала. Эффективность созданной модели по развитию интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности будет изучаться в ходе последующих этапов работы.

Список литературы

Богатырев А. И., Устинова И. М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. - URL: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%-20a.i..doc.htm (дата обращения: 15.12.2020).

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.

Маслова О. С., Яковлева Е. В. Изучение особенностей проявления и развития творческих способностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник статей IV Международной научно-практической конференции (Ярославль - Минск, 12 марта 2020 г.) / под редакцией Е. В. Карповой. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2020. - С. 203-205.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 15.12.2020).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию). - URL: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1 .pdf (дата обращения: 15.12.2020).

Психология / под редакцией В. Н. Дружинина. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 656 с. ISBN 5-272-00260-1.

Спичко Н. А., Макеева С. Н. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Н. Верещагиной. 2-4 классы. - Москва: Просвещение, 2021. - 106 с. ISBN 9785-09-076842-9.

Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. -Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1976. - 120 с.

Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - Москва: Издательство Московского психолого-

внеурочной деятельности

социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 368 с.

Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-42.

References

Bogatyrev A. I., Ustinova I. M. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovaniia: sushchnost' i effektivnost' [Theoretical foundations of pedagogical modeling: essence and efficiency]. Available at: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm (accessed: 15.12.2020).

Daniliuk A. Ia., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiia dukhovno-nravstvennogo razvitiia i vospitaniia lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and personality education of a Russian citizen]. Moscow: Prosveshchenie, 2014. 23 p.

Maslova O. S., Iakovleva E. V. Izuchenie osobennostei proiavleniia i razvitiia tvorcheskikh sposobnostei u mladshikh shkol'nikov [Studying the manifestation and development of creative abilities among younger schoolchildren]. Aktual'nye problemy psikhologii i pedagogiki v sovremennom obrazovanii: sbornik statei IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Iaroslavl' -Minsk, 12 marta 2020 g.) [Current problems of psychology and pedagogy in modern education: a collection of papers of the IV International research and practice conference (Yaroslavl - Minsk, March 12, 2020); ed. by E. V. Karpova]. Iaroslavl': IaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2020, pp. 203-205.

Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 6 oktiabria 2009 g. № 373 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo ob-shchego obrazovaniia " [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 No. 373 "On the approval and implementation of the federal state educational stan dard of primary general education"]. Available at: https://base.garant.ru/197127/ (accessed: 15.12.2020).

Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma nachal'nogo obshchego obrazovaniia (v redaktsii protokola № 3/15 ot 28.10.2015 federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniia po obshchemu obrazovaniiu) [Sample educational program of primary general education (as amended by protocol No. 3/15 of 28.10.2015 in federal educational and methodological association for general education)]. Available at: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (accessed: 15.12.2020).

Psikhologiia [Psychology; ed. by V. N. Druzhinin]. St Petersburg: Piter, 2001. 656 p. ISBN 5272-00260-1.

Spichko N. A., Makeeva S. N. Angliiskii iazyk. Rabochieprogrammy. Predmetnaia liniia ucheb-nikov I. N. Vereshchaginoi. 2-4 klassy [The English language. Sample curriculum. The subject line of textbooks by I. N. Vereshchagina. 2-4 forms]. Moscow: Prosveshchenie, 2021. 106 p. ISBN 9785-09-076842-9.

Sukhodol'skii G. V. Strukturno-algoritmicheskii analiz i sintez deiatel'nosti [Structural and algorithmic analysis and synthesis of activities]. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1976. 120 p.

Shcheblanova E. I. Psikhologicheskaia diagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul'taty issledovanii i praktiki [Psychological diagnosis of the schoolchildren's giftedness: problems, methods, results of research and practice]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: MODEK, 2004. 368 p.

Iakimanskaia I. S. Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniia [Develop-

внеурочной деятельности

ment of personal-oriented training technology]. Voprosy psikhologii [The issues of psychology], 1995, no. 2, pp. 31-42.

Для цитирования: Михайлова А. Ю. Модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 3 (102). - С. 186-198. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-3-102-15

For citation: Mikhailova A. Yu. The model of junior students' intellectual and creative potential development in extracurricular activities. Cherepovets State University Bulletin, 2021, no. 3 (102), pp. 186-198. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2021-3-102-15

Статья поступила в редакцию 13.01.2021; одобрена после рецензирования 05.02.2021; принята к публикации 12.02.2021.

The article was submitted 13.01.2021; аpproved after reviewing 05.02.2021; аccepted for publication 12.02.2021.

Сведения об авторах

Анастасия Юрьевна Михайлова /

Anastasiia Yu. Mikhailova

Аспирант, https://orcid.org/0000-0002-9800-4960, abak-an84@yandex.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия) / Postgraduate student, https://orcid.org/0000-0002-9800-4960, abak-an84@yandex.ru, Cherepovets State University (5, Lunacharsky pr., 162600 Cherepovets, Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.