Научная статья на тему 'Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников'

Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВЫ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / САМООЦЕНКА / YOUNGER STUDENTS / TRAINING ACTIVITIES / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / MOTIVATION / LEARNING OBJECTIVES / LEARNING ACTIVITIES / SELF-CONTROL / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богус Мира Бечмизовна

Объект исследования интеллектуальное развитие младших школьников. Предмет потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Цель раскрыть потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. В работе раскрыты ориентационная, содержательная и регуляционные компоненты потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богус Мира Бечмизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational potential in the intellectual development of young schoolchildren

The object of the research is intellectual development of younger schoolchildren. The subject is potential of the learning activities in the intellectual development of younger students. The goal is to unlock the potential of training activities in the intellectual development of younger students. The paper discloses the orientation, informative and regulatory components of the potential learning activities in the intellectual development of the younger students.

Текст научной работы на тему «Потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников»

УДК 371.3 ББК 74.202.43 Б-74

Богус Мира Бечмизовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, т.: 8(918)4254597.

ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (рецензирована)

Объект исследования - интеллектуальное развитие младших школьников. Предмет - потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Цель - раскрыть потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. В работе раскрыты ориентационная, содержательная и регуляционные компоненты потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, интеллектуальное развитие, мотивы, учебные задачи, учебные действия, самоконтроль, самооценка.

Bogus Mira Bechmizovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical technologies of Adygh State University, tel.: 8 (918) 4254597.

EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT

OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

(reviewed)

The object of the research is intellectual development of younger schoolchildren. The subject is potential of the learning activities in the intellectual development of younger students.

The goal is to unlock the potential of training activities in the intellectual development of younger students. The paper discloses the orientation, informative and regulatory components of the potential learning activities in the intellectual development of the younger students.

Keywords: younger students, training activities, intellectual development, motivation, learning objectives, learning activities, self-control, self-esteem.

Происходящие в стране и в мире социальный, научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к уровню развития личности. Наличие глубоких интеллектуальных, креативных способностей к достижению искомых целей, присущие личности динамичная, инициативная позиция в труде, в учении, в общественной работе становятся неотъемлемыми необходимыми качествами успешного человека в современном обществе.

Сензитивным периодом интеллектуального развития личности является младший школьный возраст. Одним из доминирующих источников полноценного развития учащегося начальных классов выступает учебная деятельность. В этих условиях актуальность исследования потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников не вызывает сомнений.

Для выявления потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников вначале раскроем структуру учебной деятельности. Учеными определены такие составляющие учебной деятельности младшего школьника, как учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные операции, действия контроля и оценки [1, с. 15-29; 2, 46-69; 3, 13-30].

Первый компонент познавательной деятельности - мотивация учения -рассматривается как источник познавательной активности обучаемых и как условие повышения результативности учебно-познавательной деятельности. Учебная деятельность младшего школьника мотивируется, прежде всего, познавательной потребностью как

внутренним мотивом, а также необходимостью самоутверждения и соответствия требованиям к ученику как внешними мотивами.

Мотивация младшего школьника к учебной деятельности, по мнению О.С. Гребенюк [4, с. 98], характеризуется общим позитивным отношением к школе, любознательностью, наличием широкого круга интересов, охватывающим различные явления окружающего мира, всевозможные творческие игры, реализацию социальных интересов и т.д. О.С. Гребенюк, характеризуя возрастные особенности мотивационной сферы младшего школьного возраста, отмечает подготовленность обучаемого к включению в процесс решения задач, поставленных учителем; определению значимости задач в достижении цели и к установлению, в соответствие с этим, порядка их выполнения на уроке и во внеурочное время, а также выявлению системы интервальных задач в достижении цели, выдвинутой педагогом [4, с. 99].

Особую важность представляют факты, установленные в исследованиях отечественного психолога О.К. Тихомирова. По мнению ученого, мотивация может быть не только условием реализации активной мыслительной деятельности, а фактором, оказывающим влияние на её продуктивность. Известно, что показатели продуктивности и оригинальности ответов растут по мере возрастания личностно значимой мотивации [5, с. 82].

Б.Ф. Ломов включает мотивацию в структуру умственных способностей, обосновывая это взаимосвязью и взаимообусловленностью направленности личности (потребностей, мотивов, целей) и её способностей [6].

Таким образом, позитивная мотивация, обеспечивающая интенсивную и одновременно организующую деятельность, является ориентационным компонентом потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии обучаемых.

Второй компонент учебно-познавательной деятельности младшего школьника -учебные задачи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

По мнению Д.Б. Эльконина, основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача. Цель и результат учебной задачи, в чём и заключается её главное отличие от других задач, состоят не в изменении предметов, с которыми действует субъект, а в изменении самого действующего лица [2, с. 12].

Решение учебной задачи представляет собой комплекс учебных действий, ориентированных на достижение поставленной цели. Действия с учебным материалом требуют от младшего школьника осмысленности, осведомлённости о видах действий, об условиях их выполнения и подготовленности. В овладении знаниями и достижении основной цели учебной деятельности, как отмечает В.В. Давыдов, учебные задачи играют важную роль - учащиеся усваивают общие способы работы с материалом, распространяют их на решение задач и усвоение других способов [1].

Трансформирование состояний с целью выявления характерных признаков наблюдаемого процесса, конструирование определённых позиций в предметной, графической и знаковой форме, модификация схемы связей с целью исследования их характерных признаков, определение и конструирование группы конкретно-частных задач, решаемых одинаковым способом, контроль выполнения действий, оценка освоения общего способа решения задачи в комплексе выделяются В.В. Давыдовым как обязательные учебные действия в решении учебных задач [1, с. 15-16].

Все учебные действия в данной «семье» включают в себя операции, соответственно определённым условиям той или иной учебной задачи. Выполнение каждой учебной задачи и учебного действия нацелено на развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Учебные действия состоят из различных приемов умственной деятельности. Выработка у младших школьников приемов учебной работы приводит к существенному росту их умственных способностей, что подтверждается в работах Н.А. Менчинской [7], Е.Н. Кабановой-Меллер [8], Д.Н. Богоявленского [9]. Учащиеся начинают самостоятельно планировать действия, подбирать приёмы, перебирать приёмы в

соответствии с их эффективностью в достижении цели, обсуждать способы достижения и сами результаты, что приводит к повышению уровня учебной деятельности младших школьников.

Учебные действия младших школьников весьма разнообразны. Как известно, большое значение для успешного обучения имеет уровень развития таких интеллектуальных операций обучаемого, как анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование, обобщение. Все они базируются на активной умственной деятельности обучающегося. Также реализация функций образовательного процесса основывается на познавательных силах личности: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании.

Таким образом, способность решать учебные задачи, выполнять учебные операции в учебной деятельности представляется содержательным компонентом потенциала учебной деятельности младших школьников в их интеллектуальном развитии.

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия контроля и оценки. В интеллектуальном развитии обучаемых важное значение имеют действия контроля и оценки деятельности обучаемых со стороны взрослых, но особую значимость приобретают действия самоконтроля и самооценки обучающихся. Теоретическим основанием самоконтроля и самооценки в учебно-познавательной деятельности младшего школьника выступают учения о саморегуляции (О.А. Конопкин, Н.А. Менчинская, А.К. Маркова, А.И. Липкина и др.) А.К. Маркова выделяет два уровня саморегуляции учебной деятельности: 1) выявление в учебной работе этапов (постановка задачи, поиск способов действия, выбор способов самоконтроля); самостоятельное выполнение каждого этапа; 2) выделение задач и целей предстоящих видов деятельности и подчинением им способов своей деятельности [10]. Самооценка обучающегося направлена на самоизменение индивида и включает две составляющие: 1) самоанализ, ориентированный на выявление уровня усвоения предмета; 2) самоанализ изменений самого учащегося как субъекта деятельности.

Способность осуществлять самооценку, как известно, не является данностью, она развивается в процессе эффективной учебно-воспитательной деятельности и, следует отметить, что уровень развития способности к самооценке и самоконтролю обусловлены уровнем развития умственных способностей обучающегося, и, наоборот, от уровня самоконтроля и самооценки зависит уровень развития умственных способностей.

Таким образом, умение младшего школьника осуществлять самооценку и самоконтроль в учебно-познавательной деятельности является регуляционным компонентом потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии.

В ориентации учебной деятельности на интеллектуальное развитие обучаемых немаловажную роль играют функции учебной деятельности младших школьников. Согласно мнению ученых[1; 3; 7], доминирующая функция учебной деятельности заключается в ориентированности непосредственно на развитие индивида. В процессе учебной деятельности осуществляется превращение обучаемого в субъект, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

В своих работах Г.И. Вергелес [11, 22] выступает за формирование конкретных и общих умственных действий в процессе учебной деятельности. Под конкретными умственными действиями понимаются такие, которые проявляются в процессе оперирования определённым учебным материалом. Интеллектуальные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, моделирование) рассматриваются в качестве общих умственных действий.

В процессе учебной деятельности, как считает ряд ученых, учитывая современные взгляды на развитие человека, происходит становление субъекта деятельности, т.е. развитие его индивидуальности, что в значительной степени обусловлено психологическими особенностями человека и направлено на целостное развитие и совершенствование всех сущностных сил человека (интеллектуальных, мотивационных,

эмоциональных, волевых, предметно-практических, экзистенциальных, сферы саморегуляции) [8; 11; 12].

В определении функций учебной деятельности младшего школьника определенное место занимает и позиция Т.Н. Ищенко [12], которая выделяет логическую, исполнительскую и управленческую функции в качестве основных признаков учебной деятельности. На умении мыслить, то есть анализировать, синтезировать понятия, на способности переходить от сообщенных знаний учителем к их выведению, «добыванию», открытию самими учениками базируется логическая функция. В практическом выполнении операций, определенных логической функ-цией, и доведении начатого задания до состояния завершенности заключается исполнительская функция. Управленческая функция включает контроль, учет и регулирование процесса собственной учебной деятельности. Между функциями учебной деятельности существует диалектическая зависимость: самостоятельное выполнение логической функции определяет исполнительскую функцию, а частичное овладение управленческой функцией требует выполнения логической и исполнительской функций. Реализация этих функций учеником позволит реально осуществить в учебном процессе переход от репродуктивного обучения к самообразовательной деятельности учащихся.

Итак, потенциал учебной деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников представляет собой систему, включающую ориентационный, содержательный и регуляционный компоненты. Развитая мотивационная сфера, умение успешно выполнять учебные действия и операции, эффективно осуществлять самоконтроль и самооценку в комплексе раскрывают содержание потенциала учебной деятельности в интеллектуальном развитии обучаемых.

Литература:

1. Богоявленский Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: РГУ, 2008. 224 с.

2. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1990. 380 с.

3. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2000. 572 с.

4. Ищенко Т.Н. Дидактические условия групповой работы как средства развития активности школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 19 с.

5. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: ЮНИТИ, 2011. 735 с.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Оникс, 2012. 444 с.

7. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983. 95 с.

8. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 218 с.

9. Тихомиров О.С. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992.

85 с.

10. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 215 с.

11. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961. С. 46-49.

12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Электронный ресурс] // Психическое развитие в детском возрасте: избранные психологические труды. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. С. 239-284. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm (дата обращения: 08.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.