Научная статья на тему 'Модель развития индуктивного мышления слушателей языковых курсов'

Модель развития индуктивного мышления слушателей языковых курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СЛУШАТЕЛЬ / РАЗВИТИЕ ИНДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MODEL / LANGUAGE LEARNER / INDUCTIVE THINKING DEVELOPMENT / LANGUAGE SCHOOL / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аргишева Ирина Геннадьевна

В статье раскрыта значимость индуктивного мышления для обучающихся в языковых школах и предложена описательная модель его развития, представлена логика ее блоков. Эффективность модели определяется по критериям и показателям развитости индуктивной мыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the significance of inductive thinking development for language school learners and suggests its descriptive mode. The realization of the model is represented by the logics of its blocks. The effectiveness of the model is defined by the criteria and data demonstrating the degree of inductive thinking formation.

Текст научной работы на тему «Модель развития индуктивного мышления слушателей языковых курсов»

П. Г. Аргишева. Модель развития индуктивного мышлении слушателей языковых курсов

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.015.311

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ЯЗЫКОВЫХ КУРСОВ

И. Г. Аргишева

Педагогический институт

Саратовского государственного университета

E-mail: argisheva@gmail.com

В статье раскрыта значимость индуктивного мышления для обучающихся в языковых школах и предложена описательная модель его развития, представлена логика ее блоков. Эффективность модели определяется по критериям и показателям развитости индуктивной мыслительной деятельности.

Ключевые слова: модель, слушатель, развитие индуктивного мышления, языковые курсы, педагогические условия.

The Model of Inductive Thinking Development Learners at Language Schools I. G. Argisheva

The article reveals the significance of inductive thinking development for language school learners and suggests its descriptive mode. The realization of the model is represented by the logics of its blocks. The effectiveness of the model is defined by the criteria and data demonstrating the degree of inductive thinking formation.

Key words: model, language learner, inductive thinking development, language school, pedagogical environmental complex.

Сегодня языковые курсы приобретают все большее значение: их особая роль состоит не только в подготовке специалистов, способных конкурировать на рынке, но и в ликвидации разрыва между содержанием отечественного образования и практическими задачами деятельности международного сообщества, а также адаптации отечественного образования к общеевропейскому образовательному пространству. Курсы возникают как оперативное реагирование на потребность международного рынка и предлагают обучение в соответствии с общеевропейскими требованиями к уровню владения иностранным языком и интеллектуальной подготовки, благодаря которой слушатели смогут использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения различных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком различных социальных ролей, что невозможно без высоко рационального, практико-ориентированного мышления.

Значение именно индуктивного мышления для слушателей языковых школ можно объяснить с двух позиций. Во-первых, знания о структуре языка, приобретаемые обучающимися в результате индуктивной мыслительной деятельности, являются более прочными, поскольку «добываются», а не предлагаются педагогом в готовом дедуктивном виде. Во-вторых, слушатели, изучающие язык с целью дальнейшего обучения в европейских вузах или получения международного сертификата, должны успешно

© Аргишева И. Г., 2011

сдать международные экзамены, проверяющие уровень их языковой компетенции и интеллектуальной подготовки, выражающейся, в частности, в умении мыслить индуктивно. Примером является вводимый в настоящее время на территории Германии экзамен «ТестАС», итоги которого сейчас свидетельствуют, что наши обучающиеся, обладая высоким уровнем теоретической подготовки, испытывают значительные трудности в индуктивном оперировании информацией.

Сказанным объясняется наше внимание к изучению педагогических аспектов индуктивного мышления, развитие которого должно стать приоритетным направлением в обновлении системы дополнительного образования в области преподавания иностранных языков. Для того, чтобы представить структуру процесса развития индуктивного мышления слушателей языковых курсов, мы обратились к педагогическому моделированию. В основу модели положены идеи педагогического моделирования В. И. Загвязинского,

B. А. Штоффа и др., а также научные положения теории проблемно-развивающего обучения И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, теории деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, андрагогического подхода к обучению

C. И. Змеёва, А. И. Кукуева.

С этих позиций была спроектирована описательная модель развития индуктивного мышления, в которой использовались принципы проблемно-развивающего обучения (О. С. Гребенюк), обучения взрослых (С. И. Зме-ёв, А. И. Кукуев), поскольку ее реализация будет осуществляться в языковой школе, работающей со взрослыми слушателями. Согласно принципу центрирования слушателя контакт преподавателя с ним рассматривается в учебной ситуации как взаимодействие, в центре которого стоит не преподаватель, а слушатель, что способствует раскрытию его личностного потенциала благодаря установлению партнерских взаимоотношений между ним и педагогом. Принцип приоритета самостоятельности позволяет сделать слушателей организаторами своего процесса обучения и развития. Другой принцип - совместной деятельности - дает возможность передать знания от одного слушателя другому в процессе

обучения. Его использование основано на групповых формах обучения и позволяет преодолеть ряд сложностей, возникающих в гетерогенных группах1. Используются также принципы мотивации, проблемности и наглядности: первый показывает преимущества индуктивного оперирования информацией, соответствующими методами, приемами и средствами. Второй воплощает требования к организации работы по развитию индуктивного мышления, основанные на зависимости развития от характера деятельности - мышления от проблемы. Третий обеспечивает упрощение подачи индуктивной информации, например, при систематизации грамматических правил. Развитие практической направленности индуктивного мышления достигается использованием принципа связи обучения с жизнью2.

Вершиной целостной модели является цель - развитие индуктивного мышления слушателей языковых курсов. Она дает представление о результате взаимодействия педагога и воспитанников, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты процесса обучения. Согласно принципу декомпозиции цели указаны задачи, направленные на ее достижение: формирование устойчивой мотивации индуктивной мыслительной деятельности, анализ проблемы и творческий подход к ее решению, совершенствование операций индуктивной мыслительной деятельности на материале иностранного языка, формирование рефлексивности индуктивной мыслительной деятельности.

Организационно-содержательный блок модели представлен программой дисциплины «Немецкий язык», содержание разделов которой содействует развитию индуктивного мышления. Выполнение требований программы к развитию индуктивного мышления слушателей обеспечивается путем предъявления проблемных заданий согласно принципу усложнения при отборе содержания, методов, форм и средств обучения. Классифицируя формы обучения по видам учебных занятий применительно к системе дополнительного образования, следует выделять практические занятия и самостоятельную

И. Г. Лргишева. Модель развития индуктивного мышления слушателей языковых курсов

работу. По критерию коммуникативного взаимодействия на практических занятиях мы выделяем индивидуальные, парные, групповые, фронтальные формы. Организовать самостоятельную работу слушателей с использованием индуктивной мыслительной деятельности представляется возможным через дистанционное обучение, при котором последовательность изучения предметного содержания определяется самим слушателем, таким образом учитываются его индивидуальные потребности и возможности.

Система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, направленных на достижение обозначенной цели, реализуется в виде методов проблемно-развивающего обучения в сочетании с теми, которые стимулируют познавательную деятельность: показательный (в сочетании с методом «преднамеренных ошибок»), диалогический, алгоритмический, эвристический (метод предъявления заданий с неопределенным окончанием) и исследовательский (проектный). Методы тесно связаны со средствами: словесными (речь преподавателя, содержащая образцы индуктивных умозаключений); наглядными (естественные предметы и объекты, карты, схемы, диаграммы, модели, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, аудиозаписи и др.); техническими (компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и пр.) и информационными.

Оценочно-результативный блок модели содержит критерии и показатели развитости индуктивного мышления, они выделены согласно его компонентам. Показателями регуляционно-мотивационного критерия являются осознание слушателями цели индуктивной мыслительной деятельности, интерес к оперированию новой информацией и решению индуктивной учебной задачи. К показателям содержательно-операционного критерия мы относим умения анализировать индуктивную ситуацию, осуществлять переход от частных фактов к общему выводу о них на изучаемом языке и в отношении изучаемого языка, а также регулировать эмоциональное состояние в момент решения индуктивной учебной

задачи. Показателями рефлексивно-оценочного критерия служат умения контролировать и корректировать собственную индуктивную мыслительную деятельность, творчески решать индуктивные учебные задачи и испытывать удовлетворение от процесса и результата решения таких задач. Согласно данным критериям с применением соответствующих методик развитость индуктивного мышления может быть оценена на трех уровнях: элементарном, продвинутом и оптимальном.

На первом слушатель обладает слабым индуктивным мышлением, он не осознает цели такой мыслительной деятельности и проявляет слабый интерес к оперированию новой информацией для решения индуктивной учебной задачи. Кроме того, он не умеет анализировать индуктивную ситуацию, не видит в ней проблему, хотя способен совершать операции сличения и различения лингвистических объектов, но не делает переходов от частных фактов к общему выводу. Он склонен ожидать поддержки от преподавателя ввиду отсутствия умения контролировать и корректировать собственную индуктивную деятельность, иногда испытывает страх, отчуждение и скептицизм. Творческий подход к решению индуктивной учебной задачи отсутствует, как и удовлетворение от процесса и результата решения.

На продвинутом уровне интерес слушателя к индуктивному оперированию новой информацией проявляется ситуативно, но уже характеризуется осознанием цели индуктивной мыслительной деятельности. Он легко усваивает логические суждения преподавателя и использует их в собственной учебной деятельности, умеет анализировать индуктивную ситуацию, видит проблему, уверенно совершает операции сличения и различения объектов и на их основе выстраивает структурно осмысленную индуктивную гипотезу. В ситуации сложной учебной задачи слушатель контролирует свои эмоции, не испытывает отчуждения, способен контролировать решение задачи, однако его решение не отличается оригинальностью и новизной. У него наблюдается средняя удовлетворенность от решения задачи.

Педагогика

89

Оптимальный уровень определяется признанием слушателем цели индуктивной мыслительной деятельности и наличием у него устойчивого интереса к оперированию новой информацией. Он умело анализирует индуктивную ситуацию, видит проблему, выдвигает осмысленные гипотезы ее решения. Гипотезы разнообразны, конкретны и реальны по смысловому содержанию, подвергаются четкой перепроверке. Продукт индуктивной мыслительной деятельности отличает высокая степень креативности. Индуктивные суждения абсолютно осознанно контролируются и корректируются, а уверенность в их совершении высока. Слушатель охотно приступает к решению индук-

тивной задачи, не испытывает отчуждения, решая сложные задачи, и получает удовлетворение в случае ее удачного решения.

Описанная модель была реализована в языковой школе «Лингва-Саратов», партнере Института им. Гете в Москве. Как показал наш опыт, внедрение модели помогло решить основные задачи обучения в учреждении дополнительного образования и позволило достичь поставленной цели.

Примечания

1 Змеёв С. И. Основы андрагогики : учеб. пособие для вузов. М., 1999 ; Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2010.

2 Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие. Калининград, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.