Научная статья на тему 'Модель психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий'

Модель психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / PSYCHOLOGICAL INFLUENCE / IMPROVING PROCESS / VETERANS OF OPERATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батов Михаил Александрович

В статье рассмотрены различные формы психологического воздействия (групповые, межличностные, индивидуальные и т.п.), а также проанализированы средства (вербальных и невербальных) и способы (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т.п.) психологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PSYCHOLOGICAL INFLUENCE IN IMPROVING PROCESS OF VETERANS OF OPERATIONS

In article various forms of psychological influence (group, interpersonal, individual, etc.) are considered, and also means (verbal and nonverbal) and ways (belief, compulsion, suggestion, infection, etc.) psychological influence are analysed.

Текст научной работы на тему «Модель психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий»

МОЛОДЫЕ имена

М.А. Ботов

модель психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий

Ключевые слова: психологическое воздействие, оздоровительный процесс, ветераны боевых действий

Keywords: psychological influence, improving process, veterans of operations ущественной социально-психологической особенностью лиц перенесших

тяжелые заболевания является кризис идентичности [5], характеризующий

психическое состояние клиентов, которые легко расстраиваются при воздействии на них внезапного или интенсивного стимула. Казалось, они утрачивают всякую способность бороться с шоком и адекватно воспринимать его. Их психика находится в состоянии перманентного «испуга». На психические стимулы у них проявляется физиологическая реакция: поднималась температура, возникало сердцебиение, сильная головная боль и бессонница. Кроме того, ветеранам кажется, что они не знают, кто же они на самом деле. Это свидетельствует о явной потере идентичности эго. У них исчезали ощущения тождественности, целостности, исчезала вера в свою социальную роль.

Отсутствие здорового чувства идентичности зачастую выражается во враждебном отношении к имеющимся социальным ценностям и общественным целям. Эта враждебность включает любой ролевой аспект: национальную или классовую принадлежность, происхождение. Ветераны из мало обеспеченных семей иногда с презрением относятся к происхождению себя и своих родителей, а клиенты из обеспеченных семей зачастую отвергают все российское и переоценивают все иностранное, особенно когда вопрос касается медицинского оборудования, лекарств и др. Многие «трудные» клиенты предпочитают средней, нейтральной модели личности, образ новых русских, независимо какой ценой будут достигнуты успехи и повышенно материальное благосостояние. Сюда может входить образ наркодилера, модель проститутки или любая другая роль, соответствующая образу неудачника и изгоя. Таким образом, выбор негативной идентичности основан на ролях, которые кажутся нежелательными или опасными для общества. Если клиент не в состоянии выбрать позитивную роль, он выбирает негативную.

Ветеран боевых действий может реализоваться в различных условиях по-разному, но главное создать ряд условий, необходимых для его будущей самореализации: «атмосферу тепла», способствующую клиенту выражать свои собственные мысли и чувства, доброжелательность остальных людей, способных удовлетворять различные нужды и др. При их отсутствии у ветерана может возникнуть базовая тревога, мешающая ему относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств, вынуждающая его развивать защитные стратегии. Нами было замечено, что в любой из межличностных защитных стратегий один элемент, маркирующий базовую тревогу, выделяется больше других: беспомощность в решении в пользу уступчивости, враждебность в агрессивном решении, изоляция при решении в пользу уединения и ухода от людей. Так как в реальных, жизненно важных, экстремальных условиях вероятнее всего проявятся все эти чувства, человеку приходится вырабатывать все три защитных движения одновременно. Это и способствует возникновению базового конфликта, как конфликта между темой гордости и выяв-

ляющимся реальным Я, которое теперь становится объектом ненависти к себе. К. Хорни называет это явление главным внутренним конфликтом.

В связи с тем, что значительная часть ветеранов, особенно проходивших службу в Республике Афганистан, имеют средний возраст от 40 до 50 лет, то есть главный внутренний конфликт возникает на довольно поздней ступени психологического роста, разрешить его крайне трудно. Люди, посвятившие себя любимому делу, мечтавшие о славе, могут так никогда и не освободиться от привычки к самоидеализации. Если терапия с ними проходит успешно, они могут опереться на улучшение своего состояния «как на последний шанс реализовать свое идеализированное Я за счет блеска и славы внутреннего здоровья» [6, с. 358]. Они станут презирать других людей, будут стараться вести себя, как им кажется, здраво и будут негодовать на себя, когда поймут, что у них всегда останутся проблемы и недостатки.

В связи с вышеизложенным, создание эффективной модели психологического воздействия и продуманного алгоритма решения стоящей задачи может быть осуществлено только в соответствии с объективно существующими законами природы и общества с использованием проверенных практикой методологических подходов.

Основные положения теории систем позволяют нам говорить о психологическом воздействии, прежде всего, как о совокупности взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом для выполнения определенных функций. Такой подход, во-первых, дает нам основание говорить о проблемах его эффективности в зависимости от организации уровней данной системы, то есть от места и функций ее элементов внутри общего целого, а во-вторых, определение функций психологического воздействия позволит очертить сферы его применения, охарактеризовать субъект-субъектные и субъект-объектные отношения с точки зрения психологической теории, определить роль и место отдельных структурных элементов в рамках единой системы и их влияние на эффективность психологического воздействия в целом.

Если исходить из определения здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических недостатков [4], то применительно к цели психореабилитационной работы термин «оздоровительный процесс» подразумевает облегчение существующих невротических расстройств клиента. Точно также, как человек может страдать от пневмонии, перелома или диабета в течение своей жизни и нуждаться в особых медикаментах и различном лечении по каждому случаю, так и другой человек может переживать на разных этапах жизни депрессию, слабость или фобию, требующие психотерапевтической помощи. В этой связи нас в большей степени будут интересовать психические и социальные аспекты реабилитационного процесса.

В психологии воздействие понимается как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому [3].

В последние годы в отечественной психологической литературе появились новые термины — «убеждающее воздействие» (А.Ю. Панасюк), «доверительное общение» (Н.Г. Устинова), которые на наш взгляд в большей мере соответствуют нашим целям и задачам исследования, так как адаптированы к российскому менталитету. Так, автор концепции убеждающего воздействия А.Ю. Панасюк видит сущность этого феномена в акцепцио (принятии) на основе формирования аттракции (привлекательности) и интериоризации информации. В свою очередь аттракция возникает путем индуцирования в подсознание реципиента соответствующих сигналов.

При разработке и обосновании теоретической модели психологического воздействия в оздоровительном процессе ветеранов боевых действий в качестве центральной можно взять теорию отношений личности В.Н. Мясищева, в которой системообразующим фактором выступает смысловая сфера и социальные аспекты реальной жизни и деятельности человека.

Как уже было отмечено, развитие отношений личности базируется на фиксированной установке, которых индивид может иметь неограниченное количество. Тенденцию действия она приобретает и реализует в поведении, в основе которого лежит установка, возникшая на почве актуальной потребности в данной ситуации, как латентная готовность к определенным поведенческим реакциям в конкретных ситуациях. Однако Мясищев основное различие между ними видит в осознанном характере отношения. Понимание аттитюдов как фиксированных социальных установок на наш взгляд поможет нам разобраться во взаимоотношениях психолога и клиента, клиента с другими клиентами, клиента с психологом. То есть, взяв за основу теорию отношений В.Н. Мясищева, мы можем говорить о целостном психологическом механизме воздействия, который с содержательной стороны описывается понятием отношения, с динамической стороны — понятием фиксированной установки и со стороны роли в человеческой жизни — понятием смысловой регуляции.

Для построения теоретической модели психологического воздействия в оздоровительном процессе была использована парадигма психологического благополучия, разрабатываемая в рамках исследований по психологии здоровья, в которой активно обращались к концепциям отношений В.Н. Мясищева, стадий психического развития Э. Эриксона, индивидуации К. Юнга, самоактуализации А. Маслоу, полноценно функционирующей личности К. Роджерса, зрелости Г. Оллпорта. При изучении факторов, влияющих на чувство психологического благополучия, мы делаем акцент на взаимодействие личностных и ситуационных факторов — взаимодействие между ситуацией и тем, какой смысл придает этой ситуации личность.

Психологическое воздействие в оздоровительном процессе можно сгруппировать по следующим основным направлениям:

— прогнозирование психологических последствий разрабатываемых и принимаемых нормативно-правовых актов, управленческих решений и действий связанных с оздоровительным процессом;

— определение цели воздействия (конечная задача психологов, окружающего социума, которая, как правило, не является психологической по своей природе, но ее решение пролегает через «психологическую территорию», что требует от них раскрытия психологических причинно-следственных связей между непсихологическими (организация питания, распорядок дня и др.) и психологическими факторами;

— определение средств воздействия (традиционно к числу таких средств относились собственно психологические — убеждение, внушение, подражание, заражение, побуждение и т.п.);

— разработка типовых сценариев воздействия применительно к различным ситуациям профилактически значимых направлений деятельности;

— разработка критериев правомерности и допустимости применения методов психологического воздействия с учетом правовых, этических, психологических и профессиональных ограничений;

— профессионально-психологическая подготовка персонала оздоровительных учреждений и других органов технике решения профессиональных задач с использованием средств и методов психологического воздействия. Психологическое воздействие осуществляется наиболее эффективно в том случае, когда в своей совместной работе психолог и клиент образуют акмеологичес-кую систему, целостность, устойчивость и стабильность которой обеспечиваются гибкой организацией и взаимодействием структурных и функциональных компонентов, высокой степенью их упорядоченности и направленности.

Руководствуясь данным методологическим положением психологическое воздействие представляет собой разновидность информационного, социально-перцептивного и интерактивного процесса, в котором осуществляется преднамеренное

воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия с учетом интенционального, операционального, результативного и статусно-ролевого аспектов. При этом реализуется как монологическая так и диалогическая стратегии психологического воздействия [1].

Психолог, как субъект воздействия, руководствующийся монологической стратегией, ведет себя таким образом, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины (а ветеран — лишь объектом приложения его сил). Он сам, как правило, безотносительно к предпочтениям ветерана устанавливает цель воздействия. Что же касается процедуры последнего, то часто психолог просто вынужден для обеспечения результативности воздействия учитывать особенности ветерана, в том числе проявляющиеся в его предпочтениях.

В рамках монологического типа стратегий (и воздействий) выделяются два подтипа: императивный и манипулятивный [2]. При императивной стратегии желаемый результат воздействия (например, требуемое содержание сознания ветерана или ожидаемое от него действие) прямо указывается или провозглашается субъектом воздействия (психологом), на понимание и исполнение предписаний которого должна быть направлена активность ветерана. Здесь должно иметь место «полное» доверие к внушаемому содержанию, в первую очередь к внушаемому действию. При использовании данной стратегии от ветерана может требоваться не только физическое и волевое, но и интеллектуальное напряжение, решение задачи поставленной психологом.

При манипулятивной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством активности ветерана, организуемой психологом так, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие составляющие модели психологического воздействия:

— субъект (психолог) и объект (ветеран) воздействия;

— мотивация психологического воздействия;

— социальная перцепция в процессе воздействия;

— интеракция в процессе воздействия;

— средства, способы, методы и приемы воздействия;

— условия психологического воздействия;

— эффект (результат) психологического воздействия;

— наличие обратной связи (рефлексии) в процессе воздействия.

Стратегия психологического воздействия выбирается в зависимости от его целей, задач, объектов и имеющихся каналов распространения информации. Для максимальной результативности и эффективности необходимо правильно определять те сферы психики, от которых зависит управление поведением ветерана.

Нам представляется целесообразным рассматривать подготовку содержательных и технологических аспектов психологического воздействия в прямой зависимости от учета индивидуальных и социально-психологических механизмов его функционирования. Только в этом случае, по нашему мнению, произойдет трансформация воздействия в программу поведения ветерана.

Определение объекта воздействия напрямую связано с целями, задачами и возможностями индуктора (психолога). Поэтому таковым может являться как личность ветерана, так и группа ветеранов. В процессе психологического воздействия на группы как на один из его объектов изменение (корректировка) поведения ее членов осуществляется через групповое сознание или групповую психику, формирование которой происходит в процессе общения и при определенных условиях совместной деятельности.

Для решения поставленной задачи может быть использована следующая последовательность и механизмы психологического воздействия: ИНФОРМАЦИЯ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ социальной перцепции и интеракции —

ОБРАЗ-ЗНАНИЕ — ОБРАЗ-ЗНАЧЕНИЕ — ОБРАЗ ПОТРЕБНОГО БУДУЩЕГО

— АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — РЕЗУЛЬТАТ в виде психологического благополучия.

Средством регулирования совместной деятельности членов группы (психолога и ветерана) выступает межличностное общение, понимаемое как процесс установления контактов между партнерами, позволяющий изменить протекание этой деятельности за счет согласования индивидуальных действий, разделения функций или оказания целенаправленного воздействия по формированию отдельных личностей. В основе общения лежит обмен между людьми результатами психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами с целью социальной организации, стабилизации сообщества и социализации ветеранов.

Информация выступает объединяющим началом при анализе механизмов психологического воздействия на групповые процессы, поскольку жизнь группы заключается в движении информации, проходящей через групповое сознание или групповую психику. В процессе психологического воздействия происходит усвоение содержания информации на основе переживаний человека, изменения эмоционального отношения. Вариант изменения эмоциональной сферы человека для формирования готовности к восприятию информации может выглядеть следующим образом: ИНТЕРЕС — ЛЮБОПЫТСТВО — УДИВЛЕНИЕ — НЕДОВЕРИЕ

— СОМНЕНИЕ.

Информация должна быть построена таким образом, чтобы способствовать разрядке эмоционального напряжения, возникающего в процессе психологического воздействия. Это способствует формированию готовности к получению от психолога подобного материала. Материал будет считаться усвоенным, если он трансформируется в побудителя действий и поступков. Для этого информация должна повлиять на целеустремленность личности через его волевую сферу.

Для оказания эффективного психологического воздействия нам представляется целесообразным учитывать феномен социального восприятия или социальной перцепции — восприятия людьми друг друга и других социальных объектов в ходе совместной групповой деятельности. Социальная перцепция может быть представлена в качестве определенной последовательности из четырех стадий — селективного внимания и понимания, кодирования и упрощения, хранения и удерживания информации, обратной связи.

Средства психологического воздействия объединены нами в четыре блока: вербальные и невербальные средства; материально-вещественные средства; энергоинформационные средства; вовлечение человека в специально организованную деятельность.

Основными средствами в деятельности психолога являются вербальные и невербальные. К невербальным относятся жесты, мимика и пантомимика, что составляет оптико-кинестетическую систему и предполагает усвоение определенных знаков, характерных для данной социокультурной среды. Кроме того, большое значение в процессе коммуникации имеют паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, которые увеличивают семантически значимую информацию. В этой связи особую актуальность приобретает проблема не только принятия информации, но и ее понимания, активного осмысления и интерпретации ситуации общения.

К психологическим механизмам интерактивного процесса реабилитации можно отнести убеждение, внушение, заражение и подражание, которые являются одновременно и способами взаимодействия индивидов. Убеждение — процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия пациента с высказываемой точкой зрения. Оно апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического

мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Убеждение предполагает такой сдвиг в сознании собеседника, который сделает его готовым защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с нею. В процессе убеждения происходит преодоление критического отношения собеседника к предлагаемой информации. Убеждение сводится к созданию системы тезисов и аргументов, которые во многом определяют эффективность психологического воздействия. Необходимым условием для этого является доверие объекта воздействия к органу сообщения, его авторитету и компетентности. Важным принципом достижения эффекта убеждения является актуализация тех ментальных структур индивида, в которых воплощены его потребности, убеждения и отношения. У объекта воздействия в данном случае должно быть развито критическое восприятие и логическое мышление, сформирована более или менее устойчивая система взглядов.

Внушение — социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Внушение основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем психолог не должен быть в эмоциональном трансе, а напротив — в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Нося вербальный характер, внушение отличается усиленным экспрессивным компонентом. Очень велика здесь роль интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов. В нем заложена схема «Думать и переживать, как предлагает другой». Поэтому очень важны статус внушающего; степень внушаемости; сложившиеся взаимоотношения.

Опыт показывает, что в процессе оздоровления ветеранов в основном используются все три основные формы внушения: гипнотическое внушение (в состоянии гипноза); внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности; внушение при активном состоянии бодрствования человека.

Приемы внушения направлены на снижение критичности ветерана при приеме информации и использовании эмоционального переноса. К ним относят: прием переноса, который предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию. Возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается. Важным является и прием свидетельств (цитирование известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...»). Данные приемы снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Заражение представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.) Носит как правило невербальный характер и осуществляется по схеме: «Чувствовать и действовать, как чувствует и действует другой». Эффект заражения тем сильнее, чем ниже самосознание личности и чем выше эмоциональный настрой оратора.

Подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить на основе как бессознательной, так и неосознаваемой идентификации себя с ним. Реализуется по схеме: «Поступать как другой». Условиями подражания являются: наличие положительного эмоционального отношения к человеку — объекту подражания; меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении; ясность, вырази-

тельность, привлекательность образца; доступность образца, хотя бы в некоторых качествах; сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Использование перечисленных способов и приемов психологического воздействия способствует формированию образа-знания, который включает в себя переработанную и проинтерпретированную субъектом информацию, оказывающую влияние на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через этот процесс — на общение и групповую деятельность как основу оздоровительного процесса в целом.

Таковы, на наш взгляд, теоретико-методологические предпосылки изучения психологического воздействия, которые позволяют предложить его концептуальную модель в условиях реабилитации ветеранов (см. рис. 1).

С методологической точки зрения целесообразно исходить из того, что основной целью психотерапии является подход к клиенту как целостному человеку, через установление доверительных отношений с ним. В таком контексте понятие воздействия рассматривается как целостный неразрывный процесс, включающий в себя подготовительный этап, на котором определяются цели, задачи и содержание психологического воздействия, способы и средства его передачи, собственно воздействия (следующий этап), то есть передачи информации, осуществление различных психотехник оказывающих необходимое нам влияние на соматическую сферу ветерана, изменение в сознании и психическом состоянии клиента (последний этап).

Рис. 1. Теоретическая модель психологического воздействия в оздоровительном процессе

Анализируя сходство и различия между классической психологией воздействия, основанного на суггестии, и психологией воздействия основанной на изучении и удовлетворении потребностей клиента, можно более подробно описать характерные для этих направлений стратегии, определяющие тактику и методы исследования и психологического воздействия психотерапевта на клиента. Цель оздоровительного процесса как коммуникации, социальной перцепции и интеракции в этом случае состоит в так называемом «опредмечивании» потребностей или придании воздействию соответствующего смысла, создающего впечатление полезности и необходимости осуществляемой работы. Продукты оздоровительного процесса в данном случае сами могут выступать средствами удовлетворения какой-либо потребности клиента.

В ходе оздоровительного процесса детерминантами могут являться система ценностей, система представлений и установки субъекта. Объединяющим началом при анализе механизмов психологического воздействия на групповые процессы выступает информация, поскольку жизнь группы заключается в движении информации, проходящей через групповое сознание или групповую психику.

В процессе психологического воздействия происходит усвоение содержания информации на основе переживаний человека, его убеждений в необходимости изменения отношения к воспринимаемому. Чувства, одновременно с волевыми процессами, могут способствовать усвоению либо отторжению сообщения.

Психологическое воздействие может осуществляться в различных формах (групповых, межличностных, индивидуальных и т.п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т.п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, получает полное и эффективное воплощение только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Литература_

1. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989.

2. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С.41 -- 49.

3. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Минск, 1997.

4. Устав Всемирной Организации Здравоохранения. 1946.

5. Ericson E. Identity, youth and crisis. New York.

6. Horney K. Neurosis and human growth. New York, 1950.

© Батов М.А., 2009

O.K. Воронова

акмеологическая модель развития аутопсихологической компетентности практических психологов

Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, акмеологическая модель, профессиональные задачи, практический психолог Keywords: outopsychological competence, фcmeological model, professional problems, the practical psychologist

Динамика общественных процессов воздействия преобразованной социальной и природной среды человека делает сегодня особенно опасным любые проявления некомпетентности, ограниченности мышления. Актуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.