Научная статья на тему 'Учет социально-психологических процессов в местах массового скопления людей в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД'

Учет социально-психологических процессов в местах массового скопления людей в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
993
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТОЛПЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ТОЛПЕ / ЭФФЕКТЫ ЗАРАЖЕНИЯ И ВНУШЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ / PSYCHOLOGY OF CROWD / CLASSIFICATION OF THE CROWD / PSYCHOLOGICAL IMPACT IN THE CROWD / EFFECTS OF INFECTION AND SUGGESTION IN CROWDED PLACES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахматов Александр Владимирович

В данной статье рассматривается психология массового скопления людей, виды массового скопления людей (толпы) и их особенности, механизмы психологического воздействия толпы на личность. Использование знаний современной психологической науки о процессах, происходящих в местах массового скопления людей, позволит специалистам ОВД более эффективно выполнять в этих условиях оперативно-служебные задачи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The consideration of socio-psychological processes in crowded places in the operational activity of officer of the interior

In this article considered on the psychology of mass gatherings? types of mass gathering of people (the crowd) and their characteristics, mechanisms of psychological influence on the personality of the crowd. The use of knowledge of modern psychology of the processes occurring in public places allow specialists of internal affairs more efficiently perform operational and service tasks.

Текст научной работы на тему «Учет социально-психологических процессов в местах массового скопления людей в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Список литературы

1. Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел: приказ Министерства внутренних дел России от 26 сентября 2006 г. № 770.

2. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел России от 11 февраля 2010 г. № 80.

3. Бодрое, В. А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и практические проблемы. — Ин-т психологии РАН, 2006. — 623 с.

4. Водопъяноеа, Н. Е. Психодиагностика стресса : практикум — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.

5. Куяикое,Л. В., Михайяоеа, О. Л. Виды трудового стресса // Психология психических состояний.

— Вып. 3 / под ред. А. О. Прохорова. — Казань, 2001.

6. Купер, Кэри Л., Аэйе, Филипп Аж., О’Лрайскояя, Майкл П. Организационный стресс. Теории исследования и практическое применение / пер. с англ. — Харьков, 2007. — 336 с.

7. Леоноеа, А. Б., Кузнецоеа, А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 230 с.

8. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. — М., 2000. — 208 с.

9. Пряхина, М. В., Кобозее, И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика : монография. — СПб., 2011. — 158 с.

10. Пряхина, М. В. Организация психологической службы в органах внутренних дел : учебное пособие. — СПб., 2008. — 264 с.

11. Райх, В. Анализ характера. — М., 2000. — 528 с.

12. Сандомирский, М. Психосоматика и телесная психотерапия : практическое руководство. — М., 2005. - 592 с.

13. Сергеее, С. С., Шех, О. И. Технологии психологического стресс-менеджмента для руководителей и оперативного персонала железных дорог// Транспорт Российской Федерации. — 2011. — № 6 (37). — С. 78-79.

14. Тимошенко, Г. В., Леоненко, Е. А. Работа с телом в психотерапии : практическое руководство. — М., 2006. — 480 с.

15. Фрояое, А. Б. Колориметрия передней поверхности сферы глаза как способ оценки эффективности восстановления физиологических функций человека на рабочем месте / / Санатрон. Система оценки и реабилитации ранних нарушений физиологических функций человека в реальных условиях жизнедеятельности : коллективная монография. — М., 2001. — С. 70—84.

16. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб., 2006. — 256 с.

17. Karasek, R., TheorelL, T. Healthy work, stress, productivity, and the reconstruction of the working life. — N.Y, 1990.

18. Perls, F. S. e. a. Gestalt Therapy. — L.: Souvenir Press, 1951.

УДК 159.9

А. В. Шахматов*

Учет социально-психологических процессов в местах массового скопления людей в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД

В данной статье рассматривается психология массового скопления людей, виды массового скопления людей (толпы) и их особенности, механизмы психологического воздействия толпы на личность. Использование знаний современной психологической науки о процессах, происходящих в местах массового скопления людей, позволит специалистам ОВД более эффективно выполнять в этих условиях оперативно-служебные задачи.

Ключевые слова: психология толпы, классификация видов толпы, психологическое воздействие в толпе, эффекты заражения и внушения в местах массового скопления людей.

A.V. Shahmatov*. The consideration of socio-psychological processes in crowded places in the operational activity of officer of the interior. In this article considered on the psychology of mass gatherings? types of mass gathering of people (the crowd) and their characteristics, mechanisms of psychological influence on the personality of the crowd. The use of knowledge of modern psychology of the processes occurring in public places allow specialists of internal affairs more efficiently perform operational and service tasks.

Keywords: psychology of crowd, classification of the crowd, psychological impact in the crowd, effects of infection and suggestion in crowded places.

* Шахматов, Александр Владимирович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: A-shahmatov@yandex.ru.

* Shakhmatov, Alexander Vladimirovich, professor of the department operational and investigative activities of the interior Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of legal sciences, professor. Russia, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: A-shahmatov@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 12 марта 2012 года.

© Шахматов А.В., 2012

Впервые в отечественной науке проблему психологии массового скопления людей (психологию толпы) поставил в 1879 г. Николай Константинович Михайловский. В серии статей, опубликованных в журнале «Отечественные записки», он отмечал, что необходимо установить «некоторые общие черты народных движений». «Толпа не народ, а самостоятельное общественно-политическое явление, подлежащее специальному изучению. Толпой мы будем называть массу, способную увлекаться примером» [8]. Н.К. Михайловский считал, что основной является проблема героя, вождя толпы. Он — порождение толпы, и это дает право говорить о саморегуляции толпы как единой социально-психологической общности. Н.К. Михайловский первым предпринял попытку выявить природу бессознательного в массовом поведении. Он считал, что бессознательное содержит не дошедшие до порога сознания человека факты и проявляется в виде механизма автоматического подражания движениям. Несмотря на устоявшееся мнение о том, что идея существования бессознательных слоев психики принадлежит единолично 3. Фрейду, видимо, это не так. Уже в конце XIX в. мысль о наличии бессознательных психических элементов появилась в научном сообществе. В России Н.К. Михайловский, во Франции Г. Ле Бон, в Австрии

3. Фрейд начинают размышлять о сущности бессознательного. И с большой долей достоверности можно утверждать, что приоритет открытия коллективного бессознательного и его особой роли в массовых процессах принадлежит российскому ученому Н.К. Михайловскому.

Проблемой бессознательных инстинктивных механизмов функционирования психики интересовался и Владимир Михайлович Бехтерев. В связи с этим особое внимание он уделял толпе. Толпа объединена «моноидеей». Простейшая и самая могучая идея, порожденная инстинктом самосохранения, — страх, яркий пример «психической эпидемии» кратковременного свойства. Воздействие на людей в толпе осуществляется с помощью внушения, которое уподобляется им распространению болезненного микроба. «В окружающем нас обществе мы подвергаемся действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными» [1].

Большое внимание психологии толпы уделил В.Н. Войтоловский в книге «Очерки коллективной психологии» [4]. По его мнению, «колыбелью всякой общественности оставалась и остается толпа». Социальные инстинкты действуют на волю и чувства человека, на всю человеческую активность. Основная его идея заключается в следующем: «Толпа есть одна из форм совокупной работы, построенной на общности интересов и чувств». Указанная эмоциональная общность ведет к развитию совершенно своеобразной солидарности и сплоченности в толпе. В качестве системы общественных отношений толпа представляет собой явление исключительное. Взаимодействие между всеми участниками ее облегчено и доведено до поразительной упрощенности. Толпа — это психологическая основа всех остальных видов человеческих коллективов.

Большой вклад в изучение психологии массового скопления людей (толпы) внес С.К. Рощин. Он писал: «С психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное скопление людей, не имеющих общей осознанной цели и, как правило, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения» [13]. Он приводит классификацию нескольких видов толпы.

Активная толпа имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств. Видом активной толпы является толпа агрессивная, которая пытается решить назревшие проблемы насильственным путем, вымещает чувства фрустрации и гнева на случайных объектах. К активному типу относится также тип спасающейся толпы, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается недоступным или ограниченным. Сюда же можно отнести и тип стяжательной толпы, движимой стремлением к грабежу. Существует еще тип демонстрирующей толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест.

Наиболее важным, с точки зрения С.К. Рощина, является вопрос об условиях возникновения тех массовых проявлений, которые можно назвать феноменом толпы. Исследователи выделяют условия долговременного и ситуативного характера. К условиям долговременного характера относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувство фрустрации, беспомощности и отчаяния. Ситуативные условия — социальные взрывы — могут произойти по любому поводу. К этим условиям следует добавить еще и уровень развития политической культуры, включающий опыт решения социальных проблем демократическим путем, а также особенности национально-исторических традиций. Опираясь на эти факторы, С.К. Рощин выводит общую формулу степени вероятности массовых беспорядков: СВМБ=СОСЭП : УРПК.

Где СВМБ — степень вероятности массовых беспорядков, СОСЭП — степень обостренности социально-экономических проблем, УРПК — уровень развития политической культуры.

По убеждению С.К. Рощина, все прочие острые ситуации, такие как политические конфронтации, национальные противоречия и т.п., являются производными от обостренности социально-экономических проблем. Главный практический вопрос, который интересует общество и правоохранительные органы, — как обеспечить контроль над поведением толпы ? остается без ответа. Самый разумный вывод, к которому пришли ученые на Западе, ? не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. Для этого, по мнению С.К. Рощина, необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной фрустрации, недовольства, отчаяния, безысходности.

Отечественный психолог Анатолий Михайлович Зимичев называет такие особенности толпы:

— в толпе происходит стирание индивидуальных различий между людьми, поэтому у них снимаются многие барьеры, сдерживающие их в обычной жизни (категории Изобилия, Добра, юридические и социальные нормы);

— существуют предпосылки к появлению униформы, поэтому если ее не введут, то она появляется сама;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

— повышается роль примера окружающих как фактора мотивации: если вокруг будут делать что-то одно, то человек будет делать то же самое, даже если бы один он этого делать не стал;

— подверженность эмоциональным волнениям: в толпе легко рождаются самые разные чувства (смех, ажиотаж, страх, гнев, восторг), одно может переходить в другое, причем их сила, умноженная мощью толпы, делается разрушительной;

— способность активизироваться и пойти за лидером; наглядным примером этого в животном мире представляется стадо баранов, бегущее за вожаком;

— возможность ориентации на выполнение самой невероятной задачи: толпу можно поднять, например, на строительство Вавилонской башни или чего-либо подобного, однако еще более действенными оказываются призывы разрушить что-то, и при этом не существует границ возможного;

— невосприимчивость к аргументам, основанным на логике и здравом смысле. Если толпу можно легко сорвать с места призывом: «Побежали купаться!», то остановить ее заявлением, что «Там вода всего 10 градусов», практически невозможно.

А.М. Зимичев предостерегает: правоохранительным органам необходимо проявлять крайнюю осторожность при обращении с большими массами людей [5]. А.П. Назаретян под толпой понимает скопление людей, не объединенных общностью цели и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием [9]. Он называет два основных механизма образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (синоним — циркулярная реакция).

Циркулярная реакция — это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость и прочие эмоции. Циркулярная реакция отличается от коммуникации, т.е. от контакта между людьми на семантическом уровне. При коммуникации имеет место та или иная степень взаимного понимания, интерпретации текста, человек остается самостоятельной личностью. Циркулярная реакция или эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия, снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализируются низшие, исторически более примитивные пласты психики. Циркулярная реакция не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие.

А.П. Назаретян называет четыре основных вида толпы. Окказиональная толпа — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения. Конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события. Здесь преобладает направленный интерес и люди готовы следовать определенным условностям. Экспрессивная толпа ритмически выражает ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение. Спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения. Экстатическая толпа — экстремальная форма экспрессивной толпы.

Действующая толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. Можно выделить несколько ее подвидов. 1. Агрессивная толпа, эмоциональная детерминанта которой

— ярость и злоба, а направленность поведения проявляется в агрессивных действиях. 2. Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение является не только спасительным, но и усугубляющим опасность фактором. 3. Стяжательная толпа характеризуется тем, что люди вступают в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь становится жадность, жажда обладания, к которой порой примешивается страх. 4. Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения действиями властей. Дело в том, что толпа справедливо возмущенных людей внешне выглядит иначе, чем агрессивная толпа. Если в ней есть организационное начало, то она может превратиться в сплоченную группу.

А.П. Назаретян также называет основное свойство толпы. Это превращаемость, способность сравнительно легко превращаться из одного вида в другой. Превращения могут происходить спонтанно, а могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями. Такой ряд превращений, как конвенциальная — экспрессивная — стяжательная — паническая, очень типичен для поведения толпы.

Особое внимание обращают на психологию толпы при анализе психологии больших социальных групп Н.Н. Богомолова, А.И. Донцов, Т.В. Фоломеева. Упомянутые авторы отмечают особое значения знания психологии толпы в современном мире и подчеркивают, что особенности толпы, описанные Г. Ле Боном и Г. Тардом в конце XIX в., остались, по существу, теми же самыми [2]. Толпа, по мнению авторов, представляет собой недифференцированное самозарождающееся скопление незнакомых людей, вдохновленных общей идеей (убеждением, верой) и общей целью (интересом, стремлением), возбуждающими сходные страсти.

Н.Н. Богомолова, А.И. Донцов и Т.В. Фоломеева описывают социально-психологические особенности толпы. 1. Добровольность членства, открытость границ и способность к самопроизвольному росту. Ссылаясь на мнение Г. Тарда, они подчеркивают, что толпа сама по себе привлекает и порождает толпу. Факторами, ограничивающими процесс «толпообразования», являются: насильственный разгон, неблагоприятная погода, дефицит пространства, недостаток видимости и слышимости, затрудняющий соучастие в происходящем, страх тесноты или репрессий. 2. Прямой физический контакт участников, который способен многократно усилить идентификацию людей друг с другом, вызвать к жизни такие механизмы взаимодействия, как подражание и «психическое» заражение. Авторы отмечают, что «соприсутствие значительного количества снующих и движущихся людей, которые видят, слышат, осязают и обоняют друг друга, сопровождается многократным

взаимоотражением чувств и мыслей собравшихся, в результате чего происходит синхронизация (консолидация, выравнивание) и интенсификация (акцентуализация, усиление) их эмоционального состояния и умонастроения» [2, с. 136]. Подобное состояние толпы Г. Ле Бон называл «духовным единством» толпы. 3. Анонимность и равенство людей в толпе. Авторы отмечают такую интересную особенность поведения людей: в тесном соприкосновении с себе подобными, человек утрачивает не только персональное пространство, но и пол, возраст, национальность, социальный статус. Это приводит к тому, что индивидуальность и чувство личной ответственности за собственное поведение и действия окружающих ослабевают. Безответственность приводит к вседозволенности, к деструктивному или криминальному характеру массовых действий. 4. Неудержимость стремления к цели является «классической характеристикой толпы». Эта черта толпы связана с безграничным энтузиазмом, верой в неисчерпаемость собственных сил, иллюзией всемогущества, которые порождены снижением рационально-логического мышления. Доминирование иррациональных основ поведения способствует актуализации стадных инстинктов, что приводит к установлению господства «коллективного бессознательного». Авторы отмечают, что толпа импульсивна, чувства ее экзальтированны и поляризованы.

5. Наличие явного или скрытого руководящего центра, лидера толпы. Задачей лидеров является отражение, аккумуляция и управление настроением и поведением толпы.

Основатель социальной психологии в России Борис Дмитриевич Парыгин много внимания уделяет массовой психологии. Он отмечает, что массовая психология многолика по своим проявлениям и не сводится только лишь к психологическому состоянию и поведению толпы. Толпа — это всего лишь наиболее яркое и концентрированное проявление того, что свойственно большой массе людей: экзальтация, эмоциональный максимализм, внушаемость, готовность к немедленному действию, завышенные ожидания, преклонение перед героем. В толпе сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участников приобретают одно и то же направление. Чувство ответственности, сдерживающее отдельного индивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дал бы воли, будь он один. В толпе же он не склонен к обузданию этих инстинктов, потому что толпа анонимна [10].

Б.Д. Парыгин строит свою теорию на соотношении подражания, внушения, заражения и убеждения. Он обозначает их как способы групповой интеграции, т.е. подстроенности совокупного поведения под общий образец. Способы групповой интеграции разделяют на способы влияния и способы отражения влияний в поведении людей. К способам влияния относятся заражение, внушение и убеждение. К способам отражения влияний — подражание и мода. Истоки заражения уходят в глубины человеческой истории. Проявления заражения многообразны. Это как заразительные ритуальные танцы, пляски, так и массовые психозы. Заражение характеризует бессознательную невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно осуществляется через бессознательную передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей. Механизм заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. При этом сила нарастания накала страстей находится в прямой пропорциональной зависимости от величины аудитории и степени эмоционального накала индуктора. Заражение усиливает групповую сплоченность либо компенсирует недостаточный уровень ее развития. Заражение — это сопереживание людьми общего психического состояния.

Внушение исключает равновеликое сопереживание идентичных эмоций индуктором и реципиентом. Внушение — это одностороннее заражение. Внушающий должен заразить других, оставаясь на достаточно высоком уровне самоконтроля, он испытывает идентичные эмоции, но не такой степени интенсивности, как толпа. Внушение представляет собой более сложную форму социально-психологического воздействия, исторически более молодую, чем заражение. Заражение носит, как правило, невербальный характер. Психическое состояние передается помимо речевого воздействия, через движения, жесты, темп совместных действий. Внушение же осуществляется посредством речевого сообщения. Внушающее воздействие одного человека на другого может носить в различной степени осознанный характер. Заражение происходит бессознательно. Отличие внушения от убеждения состоит в том, что оно адресовано не к логике и разуму личности, не к ее готовности мыслить и рассуждать, а к ее готовности получить распоряжение, инструкцию, приказ. Внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.

Условиями эффективного внушения является авторитетность источника информации, что снимает сопротивление внушающему воздействию, и предрасположенность людей поддаваться внушению, недостаточная развитость способности к самостоятельному логическому мышлению, отсутствие твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенность в себе.

Подражание направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, а не внутреннего психического состояния и настроения, как при внушении и заражении. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Подражание есть основа эмпатии и механизм формирования самосознания. Подражают только те, кто не достиг самосознания. Когда человек становится зрелым и самодостаточным, подражать начинают ему. Механизм подражания в толпе проявляется следующим образом. Если человек не понимает, что происходит, не совсем ясно осознает окружающий мир и четко дифференцирует окружающие предметы, тогда он надеется, что, по крайней мере, остальные понимают смысл происходящего, и он делает то же самое, что и они. Мы в дальнейшем рассмотрим, что именно это и происходит с когнитивными процессами в толпе.

В научной литературе специфика проявлений психики человека, попавшего под влияние толпы, объяснялась различными причинами. Основатели психологии толпы Г. Ле Бон, Г. Тард, В.М. Бехтерев

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

подчеркивали определяющую роль подражания, внушения, заражения. Но подражание, внушение и заражение — только механизмы преобразования психики, а не причины. Вопрос о том, почему психика человека столь резко реагирует на присутствие множества людей, является принципиально важным.

Г. Ле Бон, З. Фрейд, К.Г. Юнг сходятся во мнении относительно того, что, оказавшись в толпе, индивид впадает в эмоциональное состояние, характерное для человека на примитивной стадии развития общества. Они исходят из предположения, что групповая психология была первоначальной формой человеческого сознания, и утверждают, что в условиях стресса и толпы эта форма сознания снова выдвигается на передний план. Контакт сознания с первозданным слоем психики выпускает на свободу энергию, дремлющую в обычное время, при нормальном состоянии человека. Вырвавшаяся на свободу энергия освобождает психику от навязанных ей культурой и сознанием стандартов и ограничений. В результате человек становится в высшей степени эмоциональным, управляемым инстинктами, подвластным внушению. З. Фрейд неоднократно подчеркивал переход человека в толпе в первобытное состояние, утрату им культуры [11].

Обсуждая подобное поведение человека, К. Левин употреблял термин «регрессия». Регрессия предполагает «обратное» развитие, примитивизацию поведения, «возврат» к менее зрелому состоянию. Это распространенный феномен, проявляющийся в изменении жизненного пространства в целом в направлении, противоположном тому, которое характерно для развития [6]. В толпе жизненное пространство человека предельно суживается и, соответственно, наступает регрессия. Таким образом, психика индивида в толпе подвергается сильному воздействию ситуации, поведение человека становится «полевым», т.е. зависимым от окружающего поля. В состоянии регрессии сознание каждого ослабляется. Оно возвращается к состоянию, которое напоминает состояние примитивного человека. Высвобождается субстрат атавистических инстинктов и привычек, составляющий основу группового бессознательного.

Американский культуральный антрополог Э. Бургиньон считала, что в толпе у человека возникает измененное состояние сознания (ИСС). ИСС — это многочисленные, разнообразные и часто абсолютно захватывающие человека чувства. Они не сводятся к галлюцинаторным состояниям, вызываемым наркотиками, или религиозному экстазу. Измененные состояния сознания — это состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера. Они изменяют отношения индивида к самому себе, своему телу, чувство тождественности собственного «Я» и восприятие времени, пространства и других людей. ИСС вызваны изменениями в сенсорной информации. В результате правила восприятия и познания, свойственные человеку в нормальном состоянии, в ИСС искажаются [3].

А. Людвиг в 1968 г. выявил пять причин возникновения ИСС.

1. Снижение стимуляции внешних ощущений и моторной активности. 2. Увеличение стимуляции внешних ощущений и моторной активности. 3. Увеличение бдительности и психической включенности.

4. Снижение бдительности и психической включенности. 5. Группа «соматопсихологических» факторов.

Он отмечает, что первая причина — снижение уровня внешней стимуляции и активности — возникает в ситуации одиночного заключения. Влияние второго фактора — увеличение стимуляции внешних раздражений — наблюдается при большом скоплении людей. Увеличивающаяся стимуляция и моторная активность включают в себя такие состояния, как «массовое заражение», религиозная конверсия, лечебные трансы, танцевальный и музыкальный транс, возникающий в ответ на джаз, рок-н-ролл и другую высокоритмичную музыку. Примеры увеличивающейся бдительности и психической активности включают длительные бессонницы военных или молящихся верующих. Четвертый тип — пониженная бдительность — иллюстрируется расслаблением в мечтаниях, полной релаксации или трансом медиумов и состояниями медитации. Как отмечает А. Людвиг, эти причины, которые хоть и кажутся противоречащими друг другу (например, и увеличение, и снижение активности могут вызывать измененные состояния сознания), тем не менее, приводят к состояниям, имеющим ряд сходных особенностей. Эти особенности состоят в следующем: изменения в мышлении, нарушенное чувство времени, потеря самоконтроля, изменения в выражении эмоций, изменение в ощущении тела, перцептивные искажения, чувство невыразимости, чувство омоложения и гипервнушаемость [3].

Социально-психологические исследования показывают, что ИСС могут возникнуть под воздействием толпы, находящейся в возбужденном эмоциональном состоянии. При этом человек может впасть в состояние транса, который усиливается звуками барабанов (ритмическая музыка), песнями, танцами, заражением толпы, наркотиками. Ученые различают два состояния транса: просто транс и транс одержимости. Для состояния транса характерны пассивность и беспомощная зависимость от окружающих психических воздействий. Напротив, впадающий в транс одержимости включен в активное представление, исполняя роль перед зрителями. «Впадающий в транс одержимости, — пишет

Э. Бургиньон, — отрекается от собственного «Я», идентифицируется с более сильным «Я». Его тело, принимая это «Я», совершает яркие действия» [3].

Э. Фреска и С. Кюльсар подчеркивают, что основная функция изменений сознания заключается в идентификации участников с общностью, и что существуют первичные потребности людей в создании и поддержании сообществ. И напротив, социальные привязанности облегчают транс [14]. Таким образом, в культуральной антропологии существует объяснение поведения толпы тем, что у людей под влиянием толпы возникают измененные состояния сознания.

По мнению Э. Аронсона, Г. Глейтмана, А. Фридлунда, Д. Райсберга, Л. Фестингера, Т. Ньюкома, П. Зимбардо, механизмом поведения толпы является деиндивидуализация. Это состояние, находясь в котором, человек теряет представление о самом себе как отдельной личности. Деиндивидуализация приводит к стиранию обычных границ дозволенного, что повышает вероятность как импульсивного так и девиантного поведения. Вероятность появления такого поведения выше в том случае, когда толпа анонимна и возбуждение велико. Деиндивидуализация освобождает инстинкты, и человек действует так, как никогда бы не поступил, находясь в своем обычном состоянии. Ф. Оллпорт предложил идею

«кольцевой реакции», согласно которой индивид стимулирует своим поведением другое лицо в толпе. Он видит или слышит реакцию другого, в результате сам стимулируется от него, до еще более высокого уровня активности. Таким образом, возбуждение толпы непрерывно нарастает [12].

А.П. Назаретян придерживается близкого объяснения. Он считает, что в толпе существует эмоциональное кружение или циркулярная реакция как взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. В то же время резко снижается коммуникация — контакт между людьми на семантическом уровне. Так происходит эволюционная регрессия, актуализируются низшие, исторически более примитивные пласты психики. Циркулярная реакция не является однозначно негативным явлением. Она сопровождает любое массовое мероприятие и служит сплочению и мобилизации людей [9].

Индивиды становятся настолько «погруженными» в толпу, что теряют чувство идентичности. При этих условиях происходит таким образом: что индивид хочет сделать и что он воспринимает как требуемое от него его ролью, становится тождественным. По мере того, как окружающие все настойчивее побуждают взять на себя определенную роль, зреет его убежденность в том, что это единственно возможное правильное поведение. Не остается никакого иного чувства поддержки «Я», кроме ощущения быть оцененным и принятым миром толпы.

В толпе происходит деперсонализация восприятия социального мира. Восприятие себя как члена ингруппы (толпы), отличного от членов аутгруппы, снижает восприятие себя как уникального индивида, отличного от членов ингруппы. Деперсонализация приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя как идентичные, взаимозаменяемые категории. Деперсонализация является предварительным условием возникновения сплоченности, подверженности влиянию, возникновению этноцентризма.

Особенности психики человека в толпе С. Милграм объяснял посредством понятия «перегрузка». Перегрузка обозначает неспособность нервной системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, потому что этих данных так много, что система не справляется с ними. При наличии перегрузки начинают действовать процессы адаптации, при которой деформируются исполнение ролей, эволюция социальных норм, когнитивное функционирование. Существует несколько когнитивных реакций на перегрузку. Первая — каждой единице входящей информации уделяется меньше времени. Вторая — пренебрежение информацией, которая не является первоочередной. Третья — перегруженная когнитивная система перекладывает часть нагрузки на другого участника взаимодействия, например, на лидера. Четвертая — система блокирует доступ информации уже на самом входе. Пятая — интенсивность входящей информации снижается с помощью фильтров, так, что допускаются только поверхностные формы взаимодействия между людьми [7].

Итак, возможные объяснения психических феноменов в толпе состоят в следующем.

1. Примитивизация психики, активизация протопсихики, т.е. слоев психики, которые существовали уже у древних людей. Основными регуляторами поведения на уровне протопсихики являются инстинкты.

2. В толпе возникает процесс эмоционального взаимного заражения. Соответственно, интенсивность эмоций и их роль в общем объеме функционирования психики резко возрастают.

3. Нахождение в толпе оказывает влияние и на личностную сферу человека. Возникает потеря чувства идентичности и деперсонализация.

4. В толпе у человека могут появляться измененные состояния сознания, затрагивающие ощущение, восприятие, эмоции и когнитивную сферу.

5. Когнитивная система человека оказывает перегруженной. Она адаптируется к перегрузке, минимизируя объем и интенсивность интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

Таковы в основном феномены психики человека в толпе. Использование знаний современной психологической науки о социально-психологических процессах, происходящих в местах массового скопления людей позволит специалистам психологической службы консультировать и принимать участие в разработке рекомендаций как руководителям, так и рядовым сотрудникам ОВД, выполняющим оперативно-служебные задачи в условиях массового скопления граждан.

Список литературы

1. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994.

2. Богомолова, Н. Н., Донцов, А. М., Фоломеева, Т. В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. — М., 2002.

3. Бургиньон, Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / под общ. ред. А.А. Белика. — М., 2001.

4. Войтоловский, В. Н. Очерки коллективной психологии. — Ч. 1. Психология масс. — М., Пг., 1924.

5. Зимичев, А. М. Психология политической борьбы. — СПб., 1993.

6. Левин, К Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000.

7. Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Михайловский, Н. К. Герои и толпа // Поли. собр. соч. — СПб., 1907 — Т.2.

9. Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения : лекции — М., 2001.

10. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999.

11. Почебут, Л. Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. — СПб., 2005.

12. Почебут, Л. Г., Безносов, Д. С. Психология толпы и терроризм. — СПб., 2006.

13. Рощин, С. К Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. — 1990. — Т.11. — № 5.

14. Фреска, Э, Кюльсар, С. Социальные связи в модуляции физиологии ритуального транса // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / под общей ред. А.А. Белика. — М., 2001.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.