пособие I А. А. Передельский. - М. : Физическая культура, 2008. - 240 с.
5. Педагогика физической культуры и спорта : учебник I под ред. С. Д. Неверко-вича. - М. : Физическая культура, 2006. - 528 с.
REFERENCES
6. Ayzenberg, K. (2006), Football as global phenomenon, available at: http:IIwww.ruthenia.ruIlogosInumberI54I06.pdf (accessed 30 September 2012)
7. Mikhalevsky V.I. (2010), Football as social and pedagogical system: methodology, technique, management: monograph, Physical culture, Moscow Russian Federation.
8. Momdzhyan, K.Kh. (2008), “Society, history and culture”, Philosophy: Studies for higher education institutions, publishing house Norm, Moscow Russian Federation, pp. 678708.
9. Redelhi, A.A. (2008), Psychological Philosophy, pedagogics and psychogogic single combats: studies grant, Physical culture, Moscow Russian Federation.
10. Ed. Neverkovich, S.D. (2006), Physical culture and sport pedagogics: the textbook, Physical culture, Moscow Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.08.2012.
УДК 615.851+159.96
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ЕЕ ДЕФИНИЦИИ
Владимир Петрович Колесник, директор по развитию ООО "Северный спорт ",
Санкт-Петербург
Аннотация
Одно из развитых направлений в современной прикладной психологии - это психологическая коррекция. Так как поведение человека в каждом случае детерминируется психическим процессом отражения окружающей среды, то зачастую ошибки в поведении могут быть откорректированы воздействием на психическую составляющую человека. Существуют различные точки зрения на психокоррекцию, ее механизмы, цели, задачи. Еще более сложен вопрос о видах психокоррекционного воздействия: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Каждый из них имеет свои особенности и весьма сложен при практическом воздействии. Настоящая статья рассматривает некоторые аспекты психокоррекции европейских и отечественных психологических школ. Проблема психокоррекционного воздействия обратила на себя взоры не только психотерапевтов, но и психологов силовых структур. В отечественной военной педагогике психокоррекция определяется, как направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности. Оказание психокоррекционной помощи является одним из важных направлений прикладной психологии.
Ключевые слова: психологическая коррекция - психокоррекция, виды психокоррекционного воздействия: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p76-79
PSYCHO-CORRECTION AND ITS DEFINITIONS
Vladimir Petrovich Kolesnik, director on development of Open Company "Northern sports",
Saint Petersburg
Annotation
One of the advanced directions in modern applied psychology is a psychological correction. As the behavior of the person in each case is determined by mental process of reflection of an environment, so frequently, the mistakes in behavior can be corrected by influence on the mental component of the person. There are various points of view on psycho-correction, its mechanisms, purposes, tasks. The question of
kinds of the psycho-correction influences is even more combined: belief, suggestion, imitation, reinforcement. Each of them has the unique features and is rather combined at practical influence. Present article considers some aspects of psychological correction of the European and domestic psychological schools. The problem of psychological correction influences has turned on it the looks not only psychotherapists, but also psychologists of power structures. In domestic military pedagogics, the psychological correction is defined as directed psychological influence on the certain mental structures with a view of optimization of development and functioning of the individual in concrete conditions of living environment. Rendering of psychological correction help is one of the important directions of applied psychology.
Keywords: psycho-correction, kinds of psycho-correction: belief, suggestion, imitation, reinforcement.
Психологическая коррекция (психокоррекция) - это один из видов психологической помощи; это деятельность, направленная на коррекцию (исправление) индивидуальных особенностей психологического развития личности, не соответствующих модели, принятой социумом, как оптимальную, с помощью специальных средств психологического воздействия; направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям [3]. Психокоррекционное воздействие подразделяется на убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Выделяют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной - психолог общается с клиентом при отсутствии посторонних лиц: один на один. В групповой психокоррекции - психолог работает одновременно с несколькими клиентами со схожими проблемами. В последнем случае эффект достигается за счёт взаимовлияния людей друг на друга.
Психокоррекцией называют так же психологическое воздействие, направленное на определенные структуры психики для обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
В классическом психоанализе психокоррекционная работа имеет своей целью смягчение симптомов внутреннего конфликта. Здесь взаимодействие между «Я» и «Оно» осуществляется путем преодоления неадекватных психологических защит, разработанных и внесенных в психологию Анной Фрейд.
В гуманистическом подходе Абрахама Маслоу под психокоррекцией понимается создание условий для положительных личностных изменений, личностного роста, самоактуализации и прочее.
Психология деятельности видит перед психокоррекцией функции: 1) формирования системы действий, 2) чёткой структуризации деятельности.
Здесь выделяют две группы методов:
1. Методы развития эмоционального самоконтроля, оптимизации психической саморегуляции и регулирующих функций психики;
2. Методы ценностно-нормативной коррекции, где объектами являются нормативные комплексы, которые обуславливают отказ от подчинения общим принципам, задачам и целям деятельности.
Психокоррекционные методы могут иметь целью выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, а также развитие способности мягко реагировать на ситуацию, за короткое время перестраиваться в различных условиях окружающей среды, в том числе в социальных группах.
Важно учитывать и возраст клиентов психокоррекционного воздействия, ибо эффективность психокоррекции определяется следующими принципами: адекватностью, своевременностью, качеством содержания. Производительность работы определяется уровнем соответствия психокоррекционной работы специфике психического развития личности.
В отечественной военной педагогике психокоррекция определяется, как направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности [1].
Полемизируя об отличии психотерапии и психокоррекции [1,2,3], выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса:
• психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, у которых в повседневной жизни возникли психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя комфортно, но желающих изменить свою жизнь или ставящих перед собой цель личностного развития;
• психокоррекция должна ориентироваться только на здоровые стороны личности (независимо от степени нарушения);
• во временном отношении коррекция должна ориентироваться на настоящее и будущее клиентов;
• количество психокоррекционных сеансов обычно несколько десятков;
• в психокоррекции не должны навязываться определенные ценности клиенту, достаточно акцентироваться на ценностях психолога;
• психокоррекционные воздействия всегда должны иметь целью изменение поведения клиента и развитие его личности.
Общая цель психокоррекции состоит в помощи клиентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Более частными целями являются:
• формирование гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения;
• накапливание и рациональное использование энергетических ресурсов;
• изыскание, сохранение и развитие ресурсных состояний, обеспечение активности, энтузиазма, оптимизма;
• сохранение и развитие психического здоровья.
В психокоррекции и в психотерапии говорят о единстве следующих целей: лечение, предупреждение нарушений и развитие личности клиента. Причем достижение этих целей связано со способностью и стремлением клиента к изменению себя (а не окружающего мира и других людей). При решении этих задач психолог прибегает к трем основным методам. Во-первых, обеспечение психологической поддержки. Во-вторых, устранение неадекватного поведения и формирование адекватных способов принятия решения. В-третьих, содействие инсайту - осознанию и самораскрытию, т.е. более глубокому пониманию собственных мотивов, чувств, ценностных ориентаций, внутриличностных конфликтов. Считается, что психокоррекционное воздействие должно быть направлено, прежде всего, на исправление отклонений в развитии. В практике коррекционной работы различают следующие модели причин психических отклонений в развитии человека.
Биологическая модель - детерминирует психические отклонения задержками в темпах органического созревания.
Медицинская модель - наоборот - относит проблемы, отклонения и трудности психической области на счет аномального развития.
Интеракционистская модель - подчеркивает значение нарушений процесса взаимодействия личности со средой.
Педагогическая модель - детерминирует психические отклонения явлениями педагогической и социальной запущенности.
Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности [3].
Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции.
Объектами психокоррекции считают отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, предметом коррекции - психическую реальность, на которую направлено психокоррекция (например, объект - межличностный конфликт с коллегами по работе, а предмет - агрессивность как личностное свойство человека; объект - школьная дезадаптация, предмет - низкая мотивация учения).
Определяют проявление психических (личностных) нарушений по следующим
признакам:
• нарушение одной сферы психики личности всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, вызывая их деградацию или замедляя собственное развитие;
• нарушение часто проявляется в поведении и его можно опознать методом наблюдения;
• психические нарушения всегда приводят к социальной дезадаптации;
• психические нарушения существенно затрудняют воспитательные воздействия;
• результатом нарушения психики и личности зачастую бывают психосоматические заболевания.
Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать но двум основаниям: характер причин и характер проявления нарушений.
Характер причин нарушений. Существуют внешние и внутренние причины. Из этого следуют первичные и вторичные нарушения. Внешние причины - это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Внутренние причины - это воздействие на здоровую часть психики нарушенной.
Характер проявления нарушения. Нарушение нередко проявляется в виде деформации уже развитых структур психики (например, за счет травматического страха) или как их недоразвитие (низкая нервно-психическая и эмоционально-волевая устойчивость, слабоволие и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Караяни, А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб. : Питер, 2006. - 480 с.
2. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С. А. Игумнов. - Минск : Виша школа, 2007. - 464 с.
3. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. -
512 с.
REFERENCES
1. Karajani, A.G. and Syromjatnikov, I.V. (2006), Applied military psychology, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Kondrashenko, V.T. and Donskoy, D.I. (2007), General psychotherapy, publishing house “Visha shkola”, Minsk, Belarus.
3. Osipovа, A. A. (2002), Total psycho-correction, Sphere, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2012.
УДК 159.9:796.01
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ
СПОРТСМЕНОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДОВ И ЕДИНОБОРСТВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена эффективность технологии ускорения адаптации спортсменов к условиям соревнований с учетом их спортивной специализации. Технология ускорения адаптации