Научная статья на тему 'Модель процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности'

Модель процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АНДРАГОГИКА / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / SELF-REALIZATION OF PERSONALITY / ART ACTIVITY / VISUAL ART / SELF-ACTUALIZATION PROCESS / FINE ART / ANDRAGOGY / TEACHING ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигинцева Ольга Николаевна

В данной статье поднимается проблема продуктивного старения, обосновывается самореализация личности взрослого как путь развития человеческой природы и художественная деятельность как способ развития человеческой природы, обладающий образовательными и оздоровительными ресурсами. Для раскрытия сущности процесса самореализации в образовании автор использует метод педагогического моделирования. Сначала моделируется один цикл самореализации личности взрослого в художественной деятельности, а затем предлагается к рассмотрению методико-технологическая разработка ресурсов одного из видов художественной деятельности изобразительной. Теоретическими предпосылками для моделирования являются: теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, теория мотивации А. Маслоу; техника «активного воображения», предложенная К. Г. Юнгом. Модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности включает в себя следующие тезисы: о значении антропологического подхода при определении структуры человеческой природы; о начале движения по пути развития человеческой природы, которое начинается с того, что человек стремится прочувствовать взаимосвязь «тела-души»; об умеренном удовлетворении низших потребностей и обретении телесного и психологического здоровья, благодаря оздоровительному ресурсу художественной деятельности; об осознании взаимосвязи «разума-духа» и удовлетворении потребностей более высокого порядка, благодаря образовательным ресурсам художественной деятельности; о том, что удовлетворение высших потребностей имеет усиливающее значение для организма; о завершении движения по пути развития человеческой природы в позитивном ядре человеческого сознания, «Я», которое выступает подлинным целителем человеческой природы. В заключение представлены направления для дальнейшего исследования намеченной образовательной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE PROCESS OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY OF ADULT IN THE ARTISTIC ACTIVITY

The article looks at the problem of active ageing and defines self-realization of the personality of an adult as a way of development of the human nature and describes artistic activity as a means of development of the human nature possessing educational and health improving potential. In order to describe the essence of the process of self-realization in education, the author uses the method of pedagogical modeling. Work begins with modeling one cycle of self-realization of an adult in artistic activity, and then goes on to the design of methodological-technological resources of one of the kinds of artistic activity, and namely visual art. Modeling draws on the following theories: the theory of self-actualization by A. Maslow and K. Rodgers, the theory of motivation by A. Maslow, and the technique «active imagination» proposed by K. G. Yung. The model «cyclic process of self-realization of adult personality in artistic activity» includes the following theses: about the significance of the anthropological approach to revealing the structure of human nature; about the starting of movement along the way of development of human nature, which begins with the person’s desire to feel the interrelationship between body and soul; about moderate satisfaction of lower needs and acquiring bodily and psychological health due to the health protective resources of artistic activity; about realization of interrelationship between body and soul and satisfaction of the needs of a higher order by way of the educational resources of artistic activity; about the fact that satisfaction of the higher needs has an accelerating impact on the organism; about cessation of the movement along the way of development of human nature in the positive nucleus of human consciousness, «Ego», which functions as a true healer of the human nature. The conclusion presents the areas for further research along the lines outlined in the paper.

Текст научной работы на тему «Модель процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности»

УДК 37.018.83

ББК Ч432.0 ГРНТИ 14.37.31 Код ВАК 13.00.02

Чигинцева Ольга Николаевна,

кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»; 624133, г. Новоуральск, ул. Свердлова, 2; e-mail: Olga-Chiginceva@mail.ru.

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самореализация личности; художественная деятельность; изобразительная деятельность; процесс самореализации; изобразительное искусство; андрагогика; обучение взрослых.

АННОТАЦИЯ. В данной статье поднимается проблема продуктивного старения, обосновывается самореализация личности взрослого как путь развития человеческой природы и художественная деятельность как способ развития человеческой природы, обладающий образовательными и оздоровительными ресурсами. Для раскрытия сущности процесса самореализации в образовании автор использует метод педагогического моделирования. Сначала моделируется один цикл самореализации личности взрослого в художественной деятельности, а затем предлагается к рассмотрению ме-тодико-технологическая разработка ресурсов одного из видов художественной деятельности — изобразительной. Теоретическими предпосылками для моделирования являются: теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, теория мотивации А. Маслоу; техника «активного воображения», предложенная К. Г. Юнгом. Модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности включает в себя следующие тезисы: о значении антропологического подхода при определении структуры человеческой природы; о начале движения по пути развития человеческой природы, которое начинается с того, что человек стремится прочувствовать взаимосвязь «тела-души»; об умеренном удовлетворении низших потребностей и обретении телесного и психологического здоровья, благодаря оздоровительному ресурсу художественной деятельности; об осознании взаимосвязи «разума-духа» и удовлетворении потребностей более высокого порядка, благодаря образовательным ресурсам художественной деятельности; о том, что удовлетворение высших потребностей имеет усиливающее значение для организма; о завершении движения по пути развития человеческой природы в позитивном ядре человеческого сознания, «Я», которое выступает подлинным целителем человеческой природы. В заключение представлены направления для дальнейшего исследования намеченной образовательной проблемы.

Chigintseva Ol'ga Nikolayevna,

Candidate of Pedagogy, Supplementary Education Instructor, Municipal Autonomous Institution of Supplementary Education «Young Technicians Center», Novouralsk, Russia.

THE MODEL OF THE PROCESS OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY OF ADULT IN THE ARTISTIC ACTIVITY

KEYWORDS: self-realization of personality; art activity; visual art; self-actualization process; fine art; an-dragogy; teaching adults.

ABSTRACT. The article looks at the problem of active ageing and defines self-realization of the personality of an adult as a way of development of the human nature and describes artistic activity as a means of development of the human nature possessing educational and health improving potential. In order to describe the essence of the process of self-realization in education, the author uses the method of pedagogical modeling. Work begins with modeling one cycle of self-realization of an adult in artistic activity, and then goes on to the design of methodological-technological resources of one of the kinds of artistic activity, and namely visual art. Modeling draws on the following theories: the theory of self-actualization by A. Maslow and K. Rodgers, the theory of motivation by A. Maslow, and the technique «active imagination» proposed by K. G. Yung. The model «cyclic process of self-realization of adult personality in artistic activity» includes the following theses: about the significance of the anthropological approach to revealing the structure of human nature; about the starting of movement along the way of development of human nature, which begins with the person's desire to feel the interrelationship between body and soul; about moderate satisfaction of lower needs and acquiring bodily and psychological health due to the health protective resources of artistic activity; about realization of interrelationship between body and soul and satisfaction of the needs of a higher order by way of the educational resources of artistic activity; about the fact that satisfaction of the higher needs has an accelerating impact on the organism; about cessation of the movement along the way of development of human nature in the positive nucleus of human consciousness, «Ego», which functions as a true healer of the human nature. The conclusion presents the areas for further research along the lines outlined in the paper.

Ви

I зрослость — это самый длительный наличием бесконечного потенциала, кото-

>и важный период для развития рый может быть применен к любому виду

личности, начинающийся во второй поло- деятельности. Современная демографиче-

вине жизни, после 40 лет (следуя периоди- ская ситуация характеризуется неуклонным

зации жизненного пути на основе жизнен- увеличением доли лиц пожилого и старче-

ной позиции К. Г. Юнга), отличающийся ского возраста в мировом сообществе.

© Чигинцева О. Н., 2018

По данным Организации Объединенных Наций, доля населения старше 60 лет в общем населении России составила в 2000-х годах 18,5% и, по прогнозам, в 2050-х годах ожидается 37,2% [2].

Взрослые люди вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие общества, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.

К началу поздней взрослости, границу которого очень условно можно обозначить «после 60 лет», часто личность оказывается под воздействием таких факторов общественной среды, как социальная эксклюзия по возрасту, т. е. выход на пенсию, а также взросление собственных детей. Кроме того, телесный организм подвергается старению, которое, как известно, является универсальным биологическим свойством, отражающим эволюцию всех живых организмов. В этот период пересматривается вся прежняя иерархия потребностей, и перед личностью взрослого раскрываются две возможности: первая — выбрать пассивное ожидание, примириться с тем фактом, что жизнь медленно угасает; либо вторая — найти в себе «силу освободиться от биологического упадка и подойти к своей биографии с новыми, творческими мерками» [6]. Если личность взрослого выбирает первую возможность, то у нее часто начинается ослабление биологического, психологического, социального здоровья, в результате — стойкое понижение настроения, прибавление страхов, поглощенность собой, сужение круга интересов, потребность в защите, в безопасности. Однако отечественными геронтологами доказано, что старение имеет природу стресса, болезни, нарушения процессов адаптации, сбоя биологических ритмов (И. И. Мечников, В. М. Дильман, В. В. Фролькис), по этой причине, выбирая вторую возможность, «актуализируя себя», личность может «актуализировать организм», в результате — возможно достижение «витальной гармонии» [9].

Для того чтобы обрести радость жизни в новых условиях, противостоять ускоренному старению, человек, достигший пенсионного возраста, может обратиться к самореализации в любительской художественной деятельности как к одному из способов, который раскрывает не реализованный полностью на протяжении пройденного жизненного пути потенциал. Не реализованный, но заложенный в человеческой природе с рождения, сохраняющийся «под толщей повседневности» до конца жизни. С одной стороны, человек должен сделать это самостоятельно и по доброй воле, с другой стороны, вследствие скрытости и сложности

процессов роста личности взрослого «изнутри», на возможность раскрытия неисчерпаемого потенциала человеку может указать образование. Это образование, которое возьмет на себя функцию показывать, «каким образом старые люди должны ... уметь и хотеть правильно наслаждаться плодами проведённой жизни» [4], укреплять веру взрослого человека в истинный смысл своей жизни, в способность открывать в себе уникальный личностный потенциал [1]. В целях поддержания своего нравственного облика общество заинтересовано в том, чтобы дать взрослым людям образование на основе антропологического подхода, принимающего и понимающего человеческую природу. В России на государственном уровне уже поставлены и решаются задачи обеспечения доступности для старшей группы населения ценностей культуры и образования (Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года и др.).

Научно-теоретический уровень разработанности проблемы определяется многообразием существующих концепций самореализации личности в современной философии, социологии, психологии. Авторами этих концепций являются зарубежные (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) и отечественные ученые (Л. Н. Коган, Д. А. Леонтьев, И. В. Солодникова, Г. К. Чернявская). Однако анализ докторских диссертаций по педагогике убеждает в недостаточной разработанности теоретико-методологических основ «самореализации личности взрослого», а также одного из направлений образования, связанного с обучением пожилых и старых людей основам художественной деятельности. Так, в исследовании педагога Н. А. Ермак [3] решаются проблемы педагогической поддержки качества жизни у людей пожилого возраста, при этом художественное творчество выполняет лишь адаптационную роль средства обеспечения этой поддержки, но не продуктивного способа самореализации личности.

Общая неразработанность теоретико-методологических основ «самореализации личности в период поздней взрослости», а также художественного геронтообразова-ния — с одной стороны, и в то же время непрекращающееся развитие психики человека в период поздней взрослости, обоснованное современными психологами и геронтологами (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Л. И. Ан-цыферова, М. Ю. Елютина, О. Г. Краснова), а также признание художественной деятельности способом развития и оздоровления личности (Р. Арнхейм, Р. Мэй, К. Г. Юнг, Л. С. Выготский, Н. А. Ермак) позволяют обозначить проблему, выражающуюся в необ-

ходимости теоретического обоснования и практического внедрения процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности с позиций антропологического подхода.

Ключевая идея данной статьи: процесс самореализации есть движение личности взрослого по циклическому пути от усиления врожденной базовой взаимосвязи «тела-души» и удовлетворения низших потребностей, благодаря оздоровительным ресурсам художественной деятельности — к максимально полному функционированию «разума-духа» и удовлетворению высших потребностей, благодаря образовательным ресурсам; каждый цикл начинается и заканчивается в позитивном ядре человеческого сознания, «Я».

Для понимания сущности и отслеживания эффективности процесса самореализации в образовании возникает необходимость использования метода педагогического моделирования. Следуя определению отечественных педагогов В. М. Полонского [8, с. 150] и Л. М. Сидон [10, с. 46-50], в данной статье под «моделью» мы понимаем созданный с помощью схемы знаковый образ «процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности», помогающий абстрагироваться от неисчерпаемости реального мира и сосредоточить аналитические усилия на идеальном объекте, сохраняющем наиболее существенные для описания процесса обучения и достижения намеченной цели элементы и свойства исходной системы: структуру человеческой природы, особенности самореализации у личности взрослого, циклический характер процесса, образовательные и оздоровительные ресурсы художественной деятельности.

Самореализация рассматривается как равнодействующая сила двух векторов развития — внутреннего (самосозидания, берущего начало на полюсе «Я») и внешнего (воздействия общества, возникающего на полюсе «мира») [12]. В связи с этим самореализация личности взрослого как путь развития человеческой природы имеет два источника: внутренний и внешний (Ш. Бюлер, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм).

На этом пути происходит преобразование человеческой природы — через удовлетворение потребностей во внешних условиях общественной среды. Для самореализации личности взрослого наибольшее значение имеет единство и равное действие внутреннего самосозидания и воздействия, получаемого от удовлетворения потребностей во внешних условиях общественной среды. В этом заключается особенность самореализации личности взрослого, имеющей тенденцию к расширению жизненной активности — в период ран-

ней и средней взрослости и тенденцию к установлению внутреннего порядка — в период поздней взрослости, в отличие от самореализации личности ребенка в начале первого этапа жизненного пути, опирающейся на внутренние условия и имеющей специфическое проявление в виде тенденции к удовлетворению простых жизненно важных потребностей [15].

Опираясь на теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса и теорию мотивации А. Маслоу, представим модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности в графическом виде (рис.) и в виде следующих тезисов:

- антропологический подход, рассматривая личность неотторжимо от ее тела, души, разума, духа, декларирует единство и целостность структуры человеческой природы в образовательном процессе через достижение гармонии взаимосвязи «тела-души», включающей физическую, эмоциональную, волевую стороны развития; и «разума-духа», имеющей умственную, эстетическую и нравственную стороны развития человеческой природы [14];

- модель опирается на принципы:

1) природосообразности, что позволяет глубоко рассмотреть человеческую природу в контексте трех сфер «взрослого человека» (представитель человеческого рода, индивид, личность) (Б. Г. Ананьев); при широком рассмотрении пройденного жизненного пути человека в едином временном контексте его развития (прошлое, настоящее, будущее);

2) культуросообразности, что дает возможность включить личность взрослого в художественную культуру, в контексте изменяющихся соотношений индивидуального, национального и общечеловеческого начал в культуре;

- «Я» как подлинное ядро и целенаправленность всей личности (Ш. Бюлер) запускает движение по пути развития человеческой природы, которое начинается с того, что человек стремится прочувствовать взаимосвязь «тела-души», необходимую для того, чтобы творить жизнь живого существа, обеспечивать его «творящей жизненной силой», «силой развития» на протяжении всей жизни [11, с. 64]; образовательный процесс начинается с дыхательных, зрительно-моторных и других упражнений;

- каждый человек может позволить своему телу и душе управлять низшими потребностями, тогда он обретает телесное и психологическое здоровье, а потребности в своих первичных биологических формах выступают как внутренние состояния «тела-души»; в образовательном процессе наступает время для эмоционального настроя;

- удовлетворение низших потребностей ведет к оздоровлению организма, благодаря оздоровительному ресурсу художественной деятельности, идею которого предлагает К. Г. Юнг в разработанной им технике «активного воображения» [13], и впоследствии ставшей основой для методов арт-терапии; в результате создается базовое условие для развития «разума-духа»; на занятии начинается индивидуальная практическая работа в форме арт-терапевтической разминки;

- если процесс самореализации в этот момент останавливается по какой-то причине, то человеческая природа не получает полноценное функционирование, художественные умения остаются на ситуативном уровне, композиция продукта художественной деятельности отличается схематичностью, ее разработка связана с сиюминутными значениями;

- если процесс самореализации продолжается, то от осознания взаимосвязи «разума-духа» личность взрослого переходит к удовлетворению потребностей более высокого порядка, но более слабых — культуральных потребностей (потребность в достижении лучшего, в уважении, в сохранении и повышении самооценки, в свободе общения, в любви), к удовлетворению, которое можно получить благодаря образовательным ресурсам художественной деятельности; практическая работа по овладению изобразительно-выразительными средствами композиции;

- удовлетворение высших потребностей имеет для организма очищающее, освобождающее, усиливающее значение: А. Мас-лоу сравнивает удовлетворение высших потребностей с функцией катализатора в почве для дерева, а также приводит метафору о том, что высшие потребности, как могучие «кони», возносят наше инстинктивное, животное начало к высотам человеческого бытия [7]; на этом этапе практической работы уделяется внимание выражению индивидуальной точки зрения на тему, сюжет, идейную составляющую композиции;

- усиление взаимосвязи врожденного и приобретенного, «тела-души» и «разума-духа», дает умение контролировать меру собственных порывов и инстинктов; «Я» завершает движение по пути развития человеческой природы, выступая ее подлинным целителем, поддерживая постепенно уменьшающуюся во второй половине жизни способность организма к самообновлению и восстановлению естественных врачующих сил, которые могут быть порождены в собственном теле взрослого; развитие художественных умений переходит на более высокий уровень, композиция продукта художественной деятельности приобретает выразительность; каждое занятие завершается просмотром работ и сопровождается обсуждением выразительности композиции и возникших переживаний, обращением к духовным ценностям Бытия.

внутренний фактор самореализации

внешний фактор самореализации

потенциальное

разум-дух

тело-душа

самая сильная связь человеческой природы и метапотребности

А

1 1 1 1

1

....

1 1 1 1

*

метапотребность

2 %

° с

& |

6 £ о ш о. ч

га ю о. о

ю л

-----------(«Я»}

£

и г-Ф

О. О. О ю

а: о

со со

з 5

° с

& о

>1 I—

О

потенциальное

| - ® .5: » л о , 1 I I л л 1 С Ц 01 0) ^ ■ го т о га (и й о 1 х О V высшие потребности X ч X

} 1 4 £ О ^ 0 ё. 1 \ ^ 1 1 ® >5 ' 4 л о 1 I 1 Л л с с 1 ф О) £ 5 1 ш т 1 О го ■ низшие, физиологические потребности

деятельность

со со П Т I

Рис. Модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности

Каждый полный цикл самореализации тельной практике один и более раз на каж-

личности взрослого в художественной дея- дом занятии художественной деятельностью.

тельности может наблюдаться в образова- Крайне нежелательна ситуация, в которой

цикл не завершается, это оставляет у личности взрослого ощущение неудовлетворенности, недоверия к самому себе и своим силам, страха перед активными действиями, не создает оздоравливающий эффект, обесценивает значение образовательных ресурсов художественной деятельности.

Рассмотрим методико-технологическую разработку ресурсов изобразительной деятельности (как одного из видов художественной деятельности) в образовательном процессе самореализации личности взрослого, сделанную на основе методов А. Мас-лоу, К. Роджерса, К. Юнга; отечественного и зарубежного инновационного опыта изобразительной деятельности в условиях образования со взрослыми, а также опыта практической работы автора статьи с людьми пожилого возраста в условиях арт-студии для взрослых.

Оздоровительным ресурсом изобразительной деятельности является арт-терапия [5], помогающая личности взрослого включаться на начальных этапах настроя и практической работы. Оздоровительный ресурс помогает решать задачу на интеграцию «низшего» и «высшего» в человеческой природе, связывающую смех, слезы, игру (взаимосвязи тела и души), озарение, интуицию, интеллект, деятельность, искусство (переход к переживанию взаимосвязи разума и духа). Информация об этом переходе проецируется в продукты изобразительной деятельности; в практической работе раскрываются изобразительные умения. В образовательном процессе со взрослыми применение метода арт-терапии (приемы «сен-со-моторные», «символические», «социальные» игры с цветом и линиями), совмещенного с упражнениями на дыхание, зрительную координацию (направленными на профилактику нарушений зрения), сенсомотор-ные качества руки, усиливает оздоровительный эффект для телесного организма; метод «самовыражения», дающий возможность «быть самим собой», «создавать» поступки, а не повторять их, позволять своей природе выражать себя, делать поведение выразительным, а не приспособленческим [7, с. 47; 10]; техника удивления, которая заставляет поверить в свой талант, развить и проявить его в полной мере [7, с. 51]; прием рисования мандалы (в разработке К. Г. Юнга); прием рисования положительных аффирмаций на здоровье, на самоуважение (простые предложения позитивного содержания в настоящем времени Л. Хэй); прием иллюстрирования гороскопа (китайского, галльского, цветочного) несет оздоровление «разуму-духу». Словесный прием автобиографической беседы помогает знакомиться с историей жизни личности взрослого и приводит

к большему пониманию того, что «человек есть и чем он может стать».

На последующих этапах практической работы и рефлексии выполняется задача на усиление переживаний взаимосвязи разума и духа. Этому способствуют образовательные ресурсы изобразительной деятельности, включающие в себя: учебно-художественный диалог, композицию, изобразительно-выразительные средства. На практике применяются словесные методы: учебно-художественного диалога, обсуждения продуктов деятельности в ходе экспресс-выставки; прием художественного слова; познавательный метод созерцания «Наблюдение за появлением изображения на листе бумаги», а также «Наблюдение за окружающим миром»; практические методы: жестовое рисование; рисование иероглифов; упражнения на ознакомление с изобразительно-выразительными средствами; копирование, сочетающееся с воображением; рисование с натуры и по фотографии.

Темы рисования посвящены взаимодействию личности с событиями и атрибутами из повседневной жизни; отношению к праздникам; переживанию времен года; вечным вопросам мироздания. Техники исполнения подбираются таким образом, чтобы личность взрослого, опираясь на образное мышление в действии, на сенсомотор-ные способности руки, на возможности инструментов и материалов, училась освобождать и проецировать свое бес- и подсознательное в цвете. Такой настрой сознания позволяет рисовать крупные фоны, текстуры материалов, импровизировать с абстрактными туманностями; при этом применяются техники: по-сырому; сухая кисть; бескистевые, рисование пальцами, рукой в перчатке, графитной крошкой; монотипии, выразительно передающие естественное состояние живой души (спокойствие, волнение, тревогу). И, наоборот, учась концентрировать и контролировать свое сознание и проникать в сверхсознание, личность взрослого создает четкие формы предметов, наблюдая за ними в реальности, рисуя по памяти или фантазируя. Для этого подходят техники: двуслойное рисование акварелью и гуашью; монохромное рисование; печать (листьями, кружевами, обоями, по трафарету, по лекалу); мазок кистью; штриховка карандашом.

Эффективность самореализации как процесса непрерывного пробуждения потенциальных возможностей и реализации актуальных способностей отслеживается в образовательном процессе по показателю «изобразительные умения». Диагностическими методами являются методы наблюдения, вербальной саморефлексии, ведения

дневничка (диагностируют состояние здоровья, общее самочувствие, настроение посредством высказываний о текущих событиях в жизни, в целом, и деятельности арт-студии, в частности; при условии длительного и систематического употребления этих методов возможно отследить изменения во взаимосвязях «тела-души» и «разума-духа», в направлении на гармоничное или дисгармоничное развитие человеческой природы); композиционный анализ продукта изобразительной деятельности, выставка. Продукт изобразительной деятельности является материальным объектом, в котором находит отражение наличный уровень развития человеческой природы (общечеловеческий, индивидный, индивидуальный). Этот уровень взаимосвязан с уровнем изобразительных умений и определяется посредством его диагностирования (ситуативный, исполнительский, продуктивный).

Диагностические методы дают возможность констатировать, что в результате обучения в условиях арт-студии для взрослых осуществляется полный цикл процесса самореализации личности взрослого. В конце каждого занятия развиваются физическая, эмоциональная, волевая стороны человеческой природы: уходит повседневная тревожность, нормализуется давление, развивается глазомер, разрабатывается мелкая моторика руки (в особенности, при рисовании карандашами, пастелью), растет ответственность за начатое, появляется чувство успокоения после завершения работы.

Развиваются умственная, эстетическая и нравственная стороны: появляется общее удовлетворение от процесса рисования с использованием изобразительно-выразительных средств композиции, или эстетическое переживание от созерцания полученной красоты, усиливается самопринятие, у кого-то пробуждается стремление к утонченному восприятию цвета и линий, растет диапазон тем и сюжетов, наполненных духовными ценностями Бытия.

Если обратиться к результатам обучения на протяжении длительного времени (в течение одного-трех лет и более), то имеет смысл перечислить результаты, свидетельствующие о достижении того уровня человеческой природы, на котором личность приобретает свою целостность. На этом уровне взрослый человек позволяет себе быть индивидуальностью, быть более самостоятельным не только в изобразительной деятельности, но и шире, в жизнедеятель-

ности, в целом. Кроме того, что он участвует в выставках изобразительного творчества, он начинает заниматься еще одним-двумя видами художественной деятельности (декоративно-прикладной, музыкальной, хореографической, поэтической и другими). Взрослый человек начинает более конструктивно относиться к своему здоровью, в результате комбинирует медикаментозные (предписанные официальной медициной), профилактические (физические упражнения) и арт-терапевтические способы лечения своей возрастной болезни. Он с легкостью меняет место работы или возвращается к известной ему трудовой деятельности, уже после выхода пенсию, находит нового спутника жизни или восстанавливает отношения с прежним, приобретает новых друзей. Родные дети, внуки, близкие родственники тоже начинают активнее и успешнее продвигаться на своем жизненном пути. Взрослый человек начинает более критично относиться к своей внешности, в результате изменяет стиль одежды и прически; у него появляется потребность сделать эстетичным свое жилье, в результате он делает ремонт в квартире. Появляется потребность видеть новое вокруг себя, в результате человек уезжает в путешествие. Перечисленные примеры можно еще продолжить, так как каждый по-своему решает, какие изменения должны войти в его жизнь.

Эти изменения становятся возможными только вследствие движения личности взрослого по циклическому пути от усиления врожденной базовой взаимосвязи «тела-души» и удовлетворения низших потребностей, к максимально полному функционированию «разума-духа» и удовлетворению высших потребностей — благодаря оздоровительным и образовательным ресурсам изобразительной деятельности.

Таким образом, в статье даны теоретическое обоснование процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности с использованием метода педагогического моделирования, а также ме-тодико-технологическая разработка ресурсов изобразительной деятельности. Направлениями для дальнейшего исследования образовательной проблемы по формированию нового облика личности взрослого могут быть теоретико-методологическая разработка уровней самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности и ме-тодико-технологическое сопровождение каждого уровня в образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования [Электронный ресурс]. — М. : Научная цифровая библиотека Portalus.ru, 23 октября 2007. — Режим доступа: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?suЪaction=showfull&id=

ll93l42208&archive=ll95596785&start_iтom=&ucat=& (дата обращения: 03.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Демографическое старение в России [Электронный ресурс] // Демографическое старение. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демографическое_старение#Демографическое_старение_ в_России (дата обращения: 17.08.18).

3. Ермак Н. А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста средствами художественного творчества : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Ростов-на-Дону, 2009. — 53 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. — М. : Педагогика, 1982. — Т. 2. — 576 с.

5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб. : Речь, 2007. — 256 с.

6. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / пер. с нем. Э. М. Радской. — Калуга : Духовное познание, 2012. — 224 с.

7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб. : Питер, 2011. — 352 с.

8. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М. : Высш. шк., 2004. — 512 с.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М. : Прогресс, 1994. — 480 с.

10. Сидон Л. М. Метод определения новизны модели как результата педагогических исследований // Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. — М. : Директ-Медиа, 2014. — С. 46-50.

11. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. — М. — Л. : Академия пед. наук РСФСР, 1950. — Т. 8. — 776 с.

12. Франкл В. По ту сторону самореализации и самовыражения // Воля к смыслу. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 144 с.

13. Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное : сб. — СПб. — М. : Университетская книга, 1997. — 544 с.

14. Яфальян А. Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения. — М. : Искусство и образование, 2011. — 275 c.

15. Buhler Ch. Genetic aspects of the self // Fundamentals of psychology of the self. — Annals of the New York Academy of Sciences. — N.Y., 1962. — Vol. 96. — Art. 3.

REFERENCES

1. Gershunskiy B. S. Kontseptsiya samorealizatsii lichnosti v sisteme obosnovaniya tsennostey i tseley obra-zovaniya [Elektronnyy resurs]. — M. : Nauchnaya tsifrovaya biblioteka Portalus.ru, 23 oktyabrya 2007. — Rezhim dostupa: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193142208&archive= 1195596785&start_from=&ucat=& (data obrashcheniya: 03.05.2018).

2. Demograficheskoe starenie v Rossii [Elektronnyy resurs] // Demograficheskoe starenie. — Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/Demograficheskoe_starenie#Demograficheskoe_starenie_v_Rossii (data obrashcheniya: 17.08.18).

3. Ermak N. A. Pedagogicheskaya podderzhka kachestva zhizni lyudey pozhilogo vozrasta sredstvami khudozhestvennogo tvorchestva : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — Rostov-na-Donu, 2009. — 53 s.

4. Komenskiy Ya. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya : v 2-kh t. — M. : Pedagogika, 1982. — T. 2. —

576 s.

5. Lebedeva L. D. Praktika art-terapii: podkhody, diagnostika, sistema zanyatiy. — SPb. : Rech', 2007. — 256 s.

6. Livekhud B. Krizisy zhizni — shansy zhizni. Razvitie cheloveka mezhdu detstvom i starost'yu / per. s nem. E. M. Radskoy. — Kaluga : Dukhovnoe poznanie, 2012. — 224 s.

7. Maslou A. G. Motivatsiya i lichnost'. — SPb. : Piter, 2011. — 352 s.

8. Polonskiy V. M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. — M. : Vyssh. shk., 2004. — 512 s.

9. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. — M. : Progress, 1994. — 480 s.

10. Sidon L. M. Metod opredeleniya novizny modeli kak rezul'tata pedagogicheskikh issledovaniy // Sotsi-al'no-ekonomicheskaya effektivnost' rezul'tatov issledovaniy molodykh uchenykh v oblasti obrazovaniya. — M. : Direkt-Media, 2014. — S. 46-50.

11. Ushinskiy K. D. Sobranie sochineniy : v 11 t. — M. — L. : Akademiya ped. nauk RSFSR, 1950. — T. 8. — 776 s.

12. Frankl V. Po tu storonu samorealizatsii i samovyrazheniya // Volya k smyslu. — M. : Institut ob-shchegumanitarnykh issledovaniy, 2015. — 144 s.

13. Yung K. G. Transtsendentnaya funktsiya // Soznanie i bessoznatel'noe : sb. — SPb. — M. : Universi-tetskaya kniga, 1997. — 544 s.

14. Yafal'yan A. F. Formirovanie u detey esteticheskogo otnosheniya k cheloveku v protsesse samovyrazheni-ya. — M. : Iskusstvo i obrazovanie, 2011. — 275 s.

15. Buhler Ch. Genetic aspects of the self // Fundamentals of psychology of the self. — Annals of the New York Academy of Sciences. — N.Y., 1962. — Vol. 96. — Art. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.