МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
А.С.Рогозин, к.т.н., Н.В.Григоренко, Т.А.Гончаренко Национальный университет гражданской защиты, г. Харьков
Статистические данные распределения чрезвычайных ситуаций по месту возникновения свидетельствуют о том, что достаточно большая часть пожаров возникает в жилом секторе. Главные причины этого: низкий уровень знаний правил пожарной безопасности и не соблюдение их населением. Информационная деятельность влияниет на уровень знаний населения. Соответственно, существует острая необходимость совершенствования информационной деятельности органов МЧС. Качественный анализ информирования может быть осуществлен с помощью построения и исследования математической модели этого процесса.
Модель была построена с предположениями, что случайное распределение получения информации населением удовлетворяет следующим условиям:
1. Вероятность получения информации на отрезке времени 1 зависит только от его длины. Моменты получения информации населением расположены с некоторой постоянной плотностью.
2. Моменты получения информации распределяются на оси времени независимо друг от друга.
3. Вероятность попадания на малый участок двух и более моментов получения информации является небольшой по сравнению с вероятностью получения информации один раз.
С учетом приведенных предположений вероятность осуществления к информирований в отрезок времени И может быть найдена следующим образом[1]:
где X - среднее количество информирований в единицу времени. Получение информации не всегда означает полное ее осознание, которое обусловливает необходимость введения дополнительных коэффициентов усвоения информации. Коэффициент усвоения можно определить следующим образом [2]:
где со - наивысший уровень знаний, который возможно достичь в процессе получения информации, Ь - параметр, который отображает скорость усвоения информации, п - интенсивность получения информации в
(1)
у = ш(1-е ),
Ьп
(2)
единицу времени.
Учитывая (1) и (2), получаем выражение усвоения информации населением за единицу времени:
у = 2>(1-еЬ1)№е-\ (3)
1=1
Если количество населения, которое в ходе процесса информирования усвоило предоставленную информацию обозначить как Мп, то часть населения, не охваченная информированием (1 - Мп). Учитывая принятые
обозначения, процесс увеличения населения, которое усвоило информацию, можно представить как (1-Мп)-у. Учтем в модели возможное уменьшение проинформированного населения, связанное с убытием из района информирования и забыванием населением полученной информации, следующим образом, (Мп • а), где а - коэффициент, который учитывает уменьшение проинформированного населения. Процесс изменения проинформированного населения запишем следующим образом:
^ = (1-Мп)-у-(Мп-а). (4)
Решение уравнения (4) имеет следующий вид:
МпС0 = -^ + (М0 . (5)
у+а у+а
Анализируя полученное выражение, видим, что уровень проинформированного населения стремится к у /(у + а).
В случае стационарного процесса параметры модели могут быть найдены следующим образом:
т =
М
1п
( ( 1-
(м1-м2)-(м2-м3)
(М!-М2)
(6)
У =
а =
Лг 2АГ
М2е т -Мхе т
т(М1 ~М2)
У~УС т
(V) (8)
где Мх, М2, Мъ - уровни проинформированного населения на моменты времени /2, /3 соответственно;
М = ^ - г 2.
Список использованной литрературы
1. Вентцель Е.С. Исследование операций / Вентцель Е.С. - М.: Советское радио, 2001. - 208 с.
2. Растригин Л.А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого / Л.А. Растригин, М.Х. Зренштейн. - Рига: Зинатне, 1988. - 160 с.