УДК 331.108.4
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТНО-ИРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА
Т. В. Смирнова, И. А. Межова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: tatka_9406@mail.ru
Представлена структура и содержание модели процесса формирования стратегии личностно-профессионалъного самоопределения подростка в условиях предпрофилънои подготовки.
Ключевые слова: модель; моделирование; личностно-профессионалъное самоопределение; стратегии; компоненты; критерии; уровни.
MODEL OF THE PROCESS OF FORMING STRATEGIES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEENAGE
T. V. Smirnova, I. A. Mejova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: tatka_9406@mail.ru
The article presents the structure and content of the model of the process of forming strategies for personal and professional self-determination of a teenager in the context ofpre-profile training.
Keywords: model; modeling; personal and professional self-determination; strategies; components; criteria; levels.
Актуальность разработки модели связывается с созданием наиболее благоприятных условий, содействующих глубокому и всестороннему с содержательной и динамической стороны анализу процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка, а также с представлением своеобразного эталона модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные задачи подростка, в т. ч. вопроса выбора им продуктивной стратегии самоопределения в будущей профессиональной деятельности.
Моделирование в психологической и акмеологической литературе - это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем [1]. При разработке модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка учитываются взгляды известных отечественных и зарубежных ученых (Н. М. Амосов, Л. М. Веккер, В. Н. Дружинин, А.Н. Кочергин, А. Ньюэлл, Г. Саймон и др.) на преимущество моделирования:
- модель предоставляет дополнительные возможности экспериментирования, предоставляя исследователю аналог психического явления, более доступный для манипулирования, чем его прототип;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
- любое представление модели психического явления качественно отличается от простого описания тем, что помогает пониманию внутренней и внешней организации и обусловленности явления;
- относительно самостоятельное поведение модели, а также отвлечение от ее прототипа подсказывает новые гипотезы, поисковые и проверочные эксперименты, аналогии с другими явлениями;
- модель по своей природе является единством теории и практики, поэтому она эффективно способствует формализации и уточнению данных о предмете исследования, облегчая построение и проверку психологических гипотез;
- моделирование психологических функций не только позволяет, но и требует выражать психологические теории на точном и однозначном языке, опирающемся на новые для психологии понятия, отличающиеся точностью определений [2].
Проектирование модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка обеспечивалось следующими этапами:
- изучением, сбором информации, анализом состояния актуальных психологических факторов и условий формирования личностно-профессионального самоопределения подростка;
- выявлением и разработкой необходимых эффективных новых компонентов данного процесса;
- разработкой содержания и технологий организации и реализации экспериментального исследования [3].
Принимались во внимание следующие положения процесса становления личностно-профессионального самоопределения подростка, который проходит эффективно, если:
- личностно-профессиональное самоопределение и стратегии, его обеспечивающие рассматриваются и как механизм развития личности, и как результат этого развития;
- учитываются возрастные потребности подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;
- предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное личностное и профессиональное самоопределение личности, которое формируется с учетом его ведущих и взаимосвязанных компонентов: мотивационного, проективного, когнитивного, операционного, рефлексивного;
- достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, результатом которой является сформированность ценных ориентаций как смыслообразующего компонента в структуре личностно-профессионального самоопределения;
- используется обновленная (лектории и тренинги) психолого-педагогическая технология сопровождения процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростков [4-5].
Для построения модели учитывается разработанное в исследовании определение личностно-профессионального самоопределения подростка: это готовность подростка к самостоятельному и ответственному выбору жизненных и профессиональных стратегий самоосуществления личности в будущей профессии, основанная и регулируемая личностными и профессиональными интересами, возможностями и способностями. При построении модели я руководствовалась гипотезой, согласно которой личностно-профессиональное самоопределение подростка будет успешно сформировано, если подросток будет владеть стратегиями профессионального выбора: стратегия мотивации, прогнозирования потребного будущего и планирования, выявления своих способностей и возможностей, активного поведения, преодоления препятствий, реализации знаний и умений самоопределения, анализа процесса и результата самоопределения (рефлексия), оценки собственных достижений, контроля и коррекции полученного опыта, формируемыми в ходе участия в специально-организованных лектории и тренинге «Формирование и развитие
стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка», под влиянием таких психологических факторов, как ответственность, осведомленность, целеустремленность, самостоятельный выбор, взаимоотношение. Исходя из этого модель процесса формирования стратегий личностно- профессионального самоопределения подростка включает следующие составляющие: цель (повышение уровня личностно-профессионального самоопределения подростка за счет формирования стратегий); методологические подходы (личностный, деятельностный, субъектный, гуманистический); компоненты (мотивационный, проективный, когнитивный, операционный, рефлексивный); стратегии (стратегия мотивации, стратегия прогнозирования потребного будущего и планирования, выявления своих способностей и возможностей, стратегия активного поведения, стратегия преодоления препятствий, стратегия реализации знаний и умений самоопределения, стратегия анализа процесса и результата самоопределения (рефлексия), стратегия оценки собственных достижений, стратегия контроля и коррекции полученного результата); критерии (направленность на личностно-профессиональное самоопределение и овладение его стратегиями; готовность к личностно-профессиональному самоопределению; важные качества для личностно-профессионального самоопределения; способность самооценивания и самоконтроля) и уровни личностно-профессионального самоопределения подростка (активный, достаточно активный, относительно активный, пассивный); психологические факторы (ответственность, взаимоотношения, осведомленность, целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельный выбор, самосовершенствование); этапы процесса (диагностический, аналитический, преобразующий); содержательно-технологическое обеспечение (лекторий и тренинг «Формирование и развитие стратегий личностнопрофессионального самоопределения подростка»); прогнозируемый результат (активный уровень личностно-профессионального самоопределения подростка).
Модель формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка следует считать акмеологической в силу того, что она, наряду с отражением основных составляющих данного процесса, проектирует соотношение настоящего (стартового) и будущего (финишного) уровня личностно-профессионального самоопределения подростка, которого еще нет в действительности, и предлагает оптимальный способ движения к этому будущему. Акмеологичность модели формирования личностно-профессионального самоопределения подростка проявляется в том, что она воспроизводит идеальный образ; предлагает гуманистический способ и технологии его прогрессивного преобразования; указывает факторы, содействующие достижению каждым подростком именно высших уровней, вершин личностно-профессионального самоопределения.
Библиографические ссылки
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2011.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность ипсихология личности. М., 2014.
3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.,2016.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 2014.
5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 2013.
© Смирнова Т. В., Межова И. А., 2020