Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА '

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / моделирование / личностно-профессиональное самоопределение / стратегии / компоненты / критерии / уровни / model / modeling / personal and professional self-determination / strategies / components / criteria / levels

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Т.В. Смирнова, И.А. Межова

Представлена структура и содержание модели процесса формирования стратегии личностно-профессионального самоопределения подростка в условиях предпрофильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Т.В. Смирнова, И.А. Межова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PROCESS OF FORMING STRATEGIES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEENAGE

The article presents the structure and content of the model of the process of forming strategies for personal and professional self-determination of a teenager in the context of pre-profile training.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА »

УДК 331.108.4

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТНО-ИРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА

Т. В. Смирнова, И. А. Межова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tatka_9406@mail.ru

Представлена структура и содержание модели процесса формирования стратегии личностно-профессионалъного самоопределения подростка в условиях предпрофилънои подготовки.

Ключевые слова: модель; моделирование; личностно-профессионалъное самоопределение; стратегии; компоненты; критерии; уровни.

MODEL OF THE PROCESS OF FORMING STRATEGIES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF A TEENAGE

T. V. Smirnova, I. A. Mejova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: tatka_9406@mail.ru

The article presents the structure and content of the model of the process of forming strategies for personal and professional self-determination of a teenager in the context ofpre-profile training.

Keywords: model; modeling; personal and professional self-determination; strategies; components; criteria; levels.

Актуальность разработки модели связывается с созданием наиболее благоприятных условий, содействующих глубокому и всестороннему с содержательной и динамической стороны анализу процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка, а также с представлением своеобразного эталона модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные задачи подростка, в т. ч. вопроса выбора им продуктивной стратегии самоопределения в будущей профессиональной деятельности.

Моделирование в психологической и акмеологической литературе - это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем [1]. При разработке модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка учитываются взгляды известных отечественных и зарубежных ученых (Н. М. Амосов, Л. М. Веккер, В. Н. Дружинин, А.Н. Кочергин, А. Ньюэлл, Г. Саймон и др.) на преимущество моделирования:

- модель предоставляет дополнительные возможности экспериментирования, предоставляя исследователю аналог психического явления, более доступный для манипулирования, чем его прототип;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

- любое представление модели психического явления качественно отличается от простого описания тем, что помогает пониманию внутренней и внешней организации и обусловленности явления;

- относительно самостоятельное поведение модели, а также отвлечение от ее прототипа подсказывает новые гипотезы, поисковые и проверочные эксперименты, аналогии с другими явлениями;

- модель по своей природе является единством теории и практики, поэтому она эффективно способствует формализации и уточнению данных о предмете исследования, облегчая построение и проверку психологических гипотез;

- моделирование психологических функций не только позволяет, но и требует выражать психологические теории на точном и однозначном языке, опирающемся на новые для психологии понятия, отличающиеся точностью определений [2].

Проектирование модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка обеспечивалось следующими этапами:

- изучением, сбором информации, анализом состояния актуальных психологических факторов и условий формирования личностно-профессионального самоопределения подростка;

- выявлением и разработкой необходимых эффективных новых компонентов данного процесса;

- разработкой содержания и технологий организации и реализации экспериментального исследования [3].

Принимались во внимание следующие положения процесса становления личностно-профессионального самоопределения подростка, который проходит эффективно, если:

- личностно-профессиональное самоопределение и стратегии, его обеспечивающие рассматриваются и как механизм развития личности, и как результат этого развития;

- учитываются возрастные потребности подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;

- предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное личностное и профессиональное самоопределение личности, которое формируется с учетом его ведущих и взаимосвязанных компонентов: мотивационного, проективного, когнитивного, операционного, рефлексивного;

- достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, результатом которой является сформированность ценных ориентаций как смыслообразующего компонента в структуре личностно-профессионального самоопределения;

- используется обновленная (лектории и тренинги) психолого-педагогическая технология сопровождения процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростков [4-5].

Для построения модели учитывается разработанное в исследовании определение личностно-профессионального самоопределения подростка: это готовность подростка к самостоятельному и ответственному выбору жизненных и профессиональных стратегий самоосуществления личности в будущей профессии, основанная и регулируемая личностными и профессиональными интересами, возможностями и способностями. При построении модели я руководствовалась гипотезой, согласно которой личностно-профессиональное самоопределение подростка будет успешно сформировано, если подросток будет владеть стратегиями профессионального выбора: стратегия мотивации, прогнозирования потребного будущего и планирования, выявления своих способностей и возможностей, активного поведения, преодоления препятствий, реализации знаний и умений самоопределения, анализа процесса и результата самоопределения (рефлексия), оценки собственных достижений, контроля и коррекции полученного опыта, формируемыми в ходе участия в специально-организованных лектории и тренинге «Формирование и развитие

стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка», под влиянием таких психологических факторов, как ответственность, осведомленность, целеустремленность, самостоятельный выбор, взаимоотношение. Исходя из этого модель процесса формирования стратегий личностно- профессионального самоопределения подростка включает следующие составляющие: цель (повышение уровня личностно-профессионального самоопределения подростка за счет формирования стратегий); методологические подходы (личностный, деятельностный, субъектный, гуманистический); компоненты (мотивационный, проективный, когнитивный, операционный, рефлексивный); стратегии (стратегия мотивации, стратегия прогнозирования потребного будущего и планирования, выявления своих способностей и возможностей, стратегия активного поведения, стратегия преодоления препятствий, стратегия реализации знаний и умений самоопределения, стратегия анализа процесса и результата самоопределения (рефлексия), стратегия оценки собственных достижений, стратегия контроля и коррекции полученного результата); критерии (направленность на личностно-профессиональное самоопределение и овладение его стратегиями; готовность к личностно-профессиональному самоопределению; важные качества для личностно-профессионального самоопределения; способность самооценивания и самоконтроля) и уровни личностно-профессионального самоопределения подростка (активный, достаточно активный, относительно активный, пассивный); психологические факторы (ответственность, взаимоотношения, осведомленность, целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельный выбор, самосовершенствование); этапы процесса (диагностический, аналитический, преобразующий); содержательно-технологическое обеспечение (лекторий и тренинг «Формирование и развитие стратегий личностнопрофессионального самоопределения подростка»); прогнозируемый результат (активный уровень личностно-профессионального самоопределения подростка).

Модель формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка следует считать акмеологической в силу того, что она, наряду с отражением основных составляющих данного процесса, проектирует соотношение настоящего (стартового) и будущего (финишного) уровня личностно-профессионального самоопределения подростка, которого еще нет в действительности, и предлагает оптимальный способ движения к этому будущему. Акмеологичность модели формирования личностно-профессионального самоопределения подростка проявляется в том, что она воспроизводит идеальный образ; предлагает гуманистический способ и технологии его прогрессивного преобразования; указывает факторы, содействующие достижению каждым подростком именно высших уровней, вершин личностно-профессионального самоопределения.

Библиографические ссылки

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2011.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность ипсихология личности. М., 2014.

3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.,2016.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 2014.

5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 2013.

© Смирнова Т. В., Межова И. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.