Научная статья на тему 'Модель процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка'

Модель процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТРАТЕГИИ / КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / MODEL / MODELING / PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STRATEGY / COMPONENTS / CRITERIA / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Ларина Аэлита Александровна

В статье представлена структура и содержание модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка в условиях предпрофильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдалина Лариса Васильевна, Ларина Аэлита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of process of formation of teenager's personal-professional self-determi-nation strategies

In the article the structure and the contents of model of process of formation of teenager's of personal-professional self-determination strategies in the conditions of pre-profile training is presented.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка»

Рассмотрев основные подходы к формированию музыкально-информационной культуры подростка, мы пришли к выводу, что формирование данной культуры подростка в учреждениях дополнительного образования можно оптимизировать. Формирование музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования возможно, по нашему мнению, в случае изменения всех базовых компонентов образовательного процесса системы дополнительного образования, а именно: целей, содержания, образовательных технологий, включающих организационные формы, виды, методы и средства познавательной, творческой деятельности, специфические функции и принципы.

1. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: автореф. дис. ... д-ра пед наук. М., 1987.

2. Горюнова Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков. Новосибирск, 1969.

3. Кабалевский Д. Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы по музыке для средней общеобразовательной школы. М., 1990.

4. Школяр Л. В. Изучение музыкальной культуры школьников // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.

5. Горский В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся // Дополнительное образование. 2005. № 4. С. 3-13.

6. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1988.

7. Якиманская М.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

8. Областная программа «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы» / под ред. Н.Е. Астафьевой. Тамбов, 2004.

9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1993.

Поступила в редакцию 19.12.2009 г.

Vlasenko V.L. Organization of pedagogical terms of forming of musical-informative culture of teenagers is in establishments of additional education of social-culture activity facilities.

In the article the questions of perfection of organizational-pedagogical terms of forming of musical-informative culture of teenagers are examined in establishments of additional education, their problems and contradictions are analyzed. Theoretical and methodical materials and conclusions in this article, will allow promoting efficiency of forming of musical-informative culture of teenagers in establishments of additional education of social-culture activity facilities.

Key words: musical-informative culture; organizational-pedagogical terms; establishments of additional education; social-culture activity.

УДК 15

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА

© Л.В. Абдалина, А.А. Ларина

В статье представлена структура и содержание модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка в условиях предпрофильной подготовки.

Ключевые слова: модель; моделирование; личностно-профессиональное самоопределение; стратегии; компоненты; критерии; уровни.

Актуальность разработки модели связывается с созданием наиболее благоприятных условий, содействующих глубокому и всестороннему с содержательной и динамической стороны анализу процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка, а также с пред-

ставлением своеобразного эталона модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные задачи подростка, в т. ч. вопроса выбора им продуктивной стратегии самоопределения в будущей профессиональной деятельности.

Моделирование в психологической и ак-меологической литературе - это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем [1].

При разработке модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка мы учитывали взгляды известных отечественных и зарубежных ученых (Н.М. Амосов, Л.М. Веккер, В.Н. Дружинин, А.Н. Кочергин, А. Ньюэлл, Г. Саймон и др.) на преимущество моделирования:

- модель предоставляет дополнительные возможности экспериментирования, предоставляя исследователю аналог психического явления, более доступный для манипулирования, чем его прототип;

- любое представление модели психического явления качественно отличается от простого описания тем, что помогает пониманию внутренней и внешней организации и обусловленности явления;

- относительно самостоятельное поведение модели, а также отвлечение от ее прототипа подсказывает новые гипотезы, поисковые и проверочные эксперименты, аналогии с другими явлениями;

- модель по своей природе является единством теории и практики, по этому она эффективно способствует формализации и уточнению данных о предмете исследования, облегчая построение и проверку психологических гипотез;

- моделирование психологических функций не только позволяет, но и требует выражать психологические теории на точном и однозначном языке, опирающемся на новые для психологии понятия, отличающиеся точностью определений [2].

Проектирование модели процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка обеспечивалось следующими этапами:

- изучением, сбором информации, анализом состояния актуальных психологических факторов и условий формирования личностно-профессионального самоопределения подростка;

— выявлением и разработкой необходимых эффективных новых компонентов данного процесса;

— разработкой содержания и технологий организации и реализации экспериментального исследования [3].

Принимались во внимание следующие положения процесса становления личностнопрофессионального самоопределения подростка, который проходит эффективно, если:

— личностно-профессиональное самоопределение и стратегии, его обеспечивающие рассматриваются и как механизм развития личности, и как результат этого развития;

— учитываются возрастные потребности подростков, а также противоречия, возникающие при их реализации;

— работа с девятиклассниками строится на основе не только личностного подхода, но и когда обучающиеся становятся активными субъектами процесса личностно-профессионального самоопределения, самостоятельно принимающими важные, жизненные решения, формируются стратегии на основании личностного и профессионального самоопределения;

— предметом психолого-педагогического воздействия становится целостное личностное и профессиональное самоопределение личности, которое формируется с учетом его ведущих и взаимосвязанных компонентов: мотивационного, проективного, когнитивного, операционного, рефлексивного;

— достигается согласованность действий всех субъектов профориентации, а также их ориентированность на интериоризацию подростками гражданских и нравственных ценностей общества, результатом которой является сформированность ценных ориентаций как смыслообразующего компонента в структуре личностно-профессионального самоопределения;

— используется обновленная (лекторий и тренинг) психолого-педагогическая технология сопровождения процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростков [4-5].

Для построения модели мы учитывали разработанное в исследовании определение личностно-профессионального самоопределения подростка: это готовность подростка к самостоятельному и ответственному выбору жизненных и профессиональных стратегий

самоосуществления личности в будущей профессии, основанная и регулируемая личностными и профессиональными интересами, возможностями и способностями.

При построении модели мы руководствовались гипотезой, согласно которой личностно-профессиональное самоопределение подростка будет успешно сформировано, если подросток будет владеть стратегиями профессионального выбора: стратегия мотивации, прогнозирования потребного будущего и планирования, выявления своих способностей и возможностей, активного поведения, преодоления препятствий, реализации знаний и умений самоопределения, анализа процесса и результата самоопределения (рефлексия), оценки собственных достижений, контроля и коррекции полученного опыта, формируемыми в ходе участия в специально-организованных лектории и тренинге «Формирование и развитие стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка», под влиянием таких психологических факторов, как ответственность, осведомленность, целеустремленность, самостоятельный выбор, взаимоотношение.

Исходя из этого модель процесса формирования стратегий личностно- профессионального самоопределения подростка включает следующие составляющие: цель (повышение уровня личностно-профессионального самоопределения подростка за счет формирования стратегий); методологические подходы (личностный, деятельностный, субъектный, гуманистический, акмеологический); компоненты (мотивационный, проективный, когнитивный, операционный, рефлексивный); стратегии (стратегия мотивации, стратегия прогнозирования потребного будущего и планирования, выявления своих способностей и возможностей, стратегия активного поведения, стратегия преодоления препятствий, стратегия реализации знаний и умений самоопределения, стратегия анализа процесса и результата самоопределения (рефлексия), стратегия оценки собственных достижений, стратегия контроля и коррекции полученного результата); критерии (направленность на личностно-профессиональное самоопределение и овладение его стратегиями; готовность к личностно-профессиональному самоопределению; важные качества для личностно-профессионального самоопреде-

ления; способность самооценивания и самоконтроля) и уровни личностно-профессионального самоопределения подростка (активный, достаточно активный, относительно активный, пассивный); психологические факторы (ответственность, взаимоотношения, осведомленность, целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельный выбор, самосовершенствование); этапы процесса (диагностический, аналитический, преобразующий); содержательно-технологическое

обеспечение (лекторий и тренинг «Формирование и развитие стратегий личностнопрофессионального самоопределения подростка»); прогнозируемый результат (активный уровень личностно-профессионального самоопределения подростка).

Основные постулаты методологических подходов определили многоуровневый характер личностно-профессионального самоопределения подростка, проявляющийся в многомерности и многогранности; раскрыли динамический характер данного феномена, находящегося в постоянном движении, изменении, преобразовании компонентов.

Выявленные стратегии, компоненты и уровни личностно-профессионального самоопределения отражают возможность направленности и прогнозирования; характеризуются стремлением к личностному и профессиональному развитию; обусловливают

обоснование и разработку содержательнотехнологического обеспечения процесса -тематику занятий, средства, формы и методы обучения, технологий и развития подростка субъект-субъектных отношений и метода проекта. Они указали на содержательно-технологическое обеспечение (лекторий и тренинг), которое в свою очередь, проводили с учетом выявленных в исследовании факторов. Эмпирически выявленные факторы, раскрывая объективные и субъективные аспекты эффективности процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения подростка, делают его максимально вероятным и выступают как составная часть общей модели развития этого явления.

Прогнозируемый результат моделируемого процесса состоял в повышении уровня личностно-профессионального самоопределения подростка за счет овладения его стратегиями и наиболее полного ответственного и самостоятельного личностного и профес-

сионального выбора, в усилении субъектно-сти и ответственности, развитии целеустремленности и осведомленности, уверенности в себе и др.

Представленная в исследовании модель процесса формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения

подростка является психологической, поскольку отражает, имитирует наиболее существенные характеристики объекта исследования, личностно-профессионального самоопределения подростка: компоненты,

стратегии, критерии и уровни - и воспроизводит процесс формирования объекта, указывает на его возможный результат.

Модель формирования стратегий личностно-профессионального самоопределения

подростка следует считать акмеологической в силу того, что она, наряду с отражением основных составляющих данного процесса, проектирует соотношение настоящего (стартового) и будущего (финишного) уровня личностно-профессионального самоопределения подростка, которого еще нет в действительности, и предлагает оптимальный способ движения к этому будущему. Акмеоло-гичность модели формирования личностнопрофессионального самоопределения подростка проявляется в том, что она воспроизводит идеальный образ; предлагает гуманистический способ и технологии его прогрессивного преобразования; указывает факторы,

содействующие достижению каждым подростком именно высших уровней, вершин личностно-профессионального самоопределения.

Эффективность построенной в исследовании модели следует апробировать в ходе последующей опытно-экспериментальной

работе.

1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

5. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999.

Поступила в редакцию 12.12.2009 г.

Abdalina L.V., Larina A.A. Model of process of formation of teenager’s personal-professional self-determination strategies.

In the article the structure and the contents of model of process of formation of teenager’s of personalprofessional self-determination strategies in the conditions of pre-profile training is presented.

Key words: model; modeling; personal-professional self-determination; strategy; components; criteria; levels.

УДК 371+372.22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© О.В. Пойманова

В статье анализируются научные представления о личностно-ориентированном подходе с точки зрения философии, психологии, педагогики. Рассматривается реализация идей личностно-ориентированного подхода в современной образовательной системе школы.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход; личность; саморазвитие; субъектный опыт; личностные смыслы учения; личностный опыт; личностные функции; начальная школа.

На современном этапе развития общества происходит активная переориентация системы школьного образования с репродуктивной парадигмы на личностно-развивающую. Практически не осталось авторов учебников

и программ, которые не декларировали бы в качестве главных признаков развивающий характер и личностную направленность учебного процесса. ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности обучающе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.