УДК 371
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
С.А. Набатова
Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию модели процесса формирования тендерной компетентности будущего педагога в вузе. В работе описываются основные этапы исследуемой модели (адаптационный, прескриптивный, творческий), позволяющей сформировать общекультурную, общепрофессиональную и профессиональную компетенции на каждом этапе в процессе профессиональной подготовки в соответствии с новыми образовательными стандартами. Статья предназначена для научных работников в области образования - преподавателей, аспирантов и студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: гендерная компетентность, формирование, профессиональная подготовка, модель процесса, будущий педагог.
MODEL OF PROCESS OF FORMATION
OF GENDER COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER
S. Nabatova
Abstract. The article is devoted to theoretical substantiation of the model of the formation of gender competence of the future teacher in high school. The paper describes the main stages of the study model (adaptation, preskripivny, creative), which allows to form a common cultural, general professional and professional competence at each stage in the process of training to meet the new educational standards. The article is intended for researchers in the field of education - teachers, postgraduates and students of pedagogical universities.
Keywords: gender competence, formation, training, process model, future teacher.
В современной России происходит трансформация системы высшего образования, ориентированной на реализацию требований ФГОС ВО 3+ (Приказ Минобрнауки РФ № 1085, 2015), Закона «Об образовании» (в новой редакции Ф3-273, 2015) и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг., нацеленных на повышение ее качества в соответствии с мировыми образовательными стандартами. Международная тенденция развития гендерно-эгалитарного образования стимулирует отечественную высшую школу к внедрению гендерного подхода, формированию гендерной компетентности будущего педагога в ходе профессиональной подготовки в вузе. Однако этому препятствует недостаточная
разработанность соответствующих
теоретических моделей, отвечающих динамично меняющимся условиям жизни общества, потребностям современной практики образования [5].
В гендерных психолого-педагогических исследованиях последних лет, представленных в работах М.А. Ерофеевой, Н.Ю. Ерофеевой, И.А. Загайнова, Е.Н. Каменской, И.С. Клециной, С.Л. Рыкова, Л.И. Столярчук, А.С. Сухорукова, Н.А. Сухоруковой, Л.В. Штылевой и др. рассматриваются различные аспекты гендерной компетентности будущего педагога и ставятся
акценты на различных ее составляющих. Так, И.А. Загайнов понимает под «гендерной компетентностью базовую (ключевую) компетентность педагога, представленную совокупностью усвоенных им знаний о сущности гендерного подхода в образовании, умений осуществлять гендерную стратегию в организации педагогического процесса» [2, с.34]. В понимании И.С. Клециной гендерная компетентность - это характеристика личности, позволяющая ей быть эффективной в сфере гендерных отношений, предполагающая способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни, противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям, влияниям и самим не создавать ситуации гендерного неравенства [3, с.62]. В работе А.С. Сухорукова также уделяется внимание «коммуникативно-гендерной» стороне феномена ««гендерная компетентность» как способности к активной педагогической поддержке обучающихся обоих полов в равной степени, учету их психофизиологических, социокультурных,
педагогических гендерных особенностей для организации комфортного, результативного, успешного гендерного взаимодействия, диалогу культур в русле гуманитаризации образования» [4, с.76].
Взяв за основу вышеприведенное педагогическое знание о тендерной компетентности, мы обнаружили, что оно, а также предложенные модели формирования исследуемой компетентности требуют уточнения в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта ФГОС ВО 3+, что явилось основанием для формулировки нами собственного определения «гендерной компетентности» с учетом требований новых образовательных стандартов и социально-экономических изменений, происходящих в обществе.
В нашем исследовании под гендерной компетентностью мы понимаем целостное профессионально-личностное динамическое образование будущего педагога, включающее комплекс общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на создание гендерно комфортных условий обучающихся, развитию у них способности к созданию равных прав и равных возможностей для представителей обоих полов и наиболее полной их самореализации, минимизации возможных рисков посредством проектирования гендерно ориентированного образовательного процесса.
В ходе исследования, проведенного научно-исследовательским Центром гендерных исследований ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», нами была разработана модель процесса формирования гендерной
компетентности будущего педагога в ходе профессиональной подготовки в соответствии с новыми требования ФГОС ВО 3+, включающая три этапа: адаптационный, прескриптивный, творческий.
Адаптационный этап нацелен на развитие гендерного самосознания личности будущего педагога, адаптирующегося к гендерной трансформации, происходящей в современном обществе, требованиям к новой маскулинности и фемининности; повышение мотивации к овладению гендерной толерантностью, способствующей эффективному эгалитарному гендерному взаимодействию между субъектами образовательного процесса.
Результатом адаптационного этапа является сформированность общекультурной компетенции, определяемой по следующим показателям:
- будущие педагоги понимают значение общей и гендерной культуры, как формы человеческого существования, и могут руководствоваться в своей жизнедеятельности
современными принципами эгалитарности, толерантности, диалога и сотрудничества;
- способны уважительно и толерантно воспринимать социальные, культурные и гендерные различия, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, выстраивать равноценное бесконфликтное гендерное взаимодействие как субъекты образовательного процесса.
Средства адаптационного этапа: психодиагностические проективные методы (рисуночные техники, тестирование, анкетирование), просмотр видео фрагментов гендерных взаимоотношений (традиционных и эгалитарных), анализ педагогических ситуаций, ролевые игры.
Прескриптивный этап предполагает формирование у будущих педагогов системы гендерных знаний о сущности и специфике гендерной компетентности будущего педагога, психологии гендерных отношений, половой дифференциации субъектов образовательного процесса; формирование мотивации к применению гендерных знаний в образовательном процессе, ценностное отношение к выбранной профессии как социально значимой, характеризующееся эгалитарным (равноценным) отношением к обучающимся обоего пола.
Результатом прескриптивного этапа является сформированность
общепрофессиональной компетенции,
определяемой по следующим показателям:
- будущие педагоги владеют системой гендерных знаний и успешно используют полученные знания при решении профессиональных задач;
- обладают направленностью на организацию гендерно комфортных условий обучающихся, равноценное гендерное взаимодействие с участниками образовательного процесса;
- ориентированы на осуществление профессионального самообразования, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и профессиональное саморазвитие на основе гендерного подхода.
Средства прескриптивного этапа: дискуссионные площадки «Кто формирует и поддерживает гендерные стереотипы?», подготовка докладов, сообщений, написание педагогического эссе, деловые, имитационные игры.
Творческий этап ориентирован на формирование профессиональной компетенции, включающей систему знаний, умений и навыков
будущих педагогов к применению тендерного подхода в своей профессиональной деятельности, развитую способность к ее рефлексии и коррекции, минимизации возможных рисков посредством проектирования гендерно ориентированного образовательного процесса.
Результатом творческого этапа является сформированность профессиональной
компетенции, определяемой по следующим показателям:
- будущие педагоги владеют методами конструирования гендерного взаимодействия на основе сотрудничества, учитывают гендерные особенности при организации образовательного процесса, свободного от гендерных стереотипов;
- владеют приемами проектирования эгалитарной образовательной среды, используют профессиональные знания и умения реализации гендерного подхода на основе целостной субъектной позиции для решения задач инновационной образовательной практики гендерного самоопределения, самореализации, социализации, учитывающей особенности гендерной трансформации современного общества.
Средства творческого этапа: интерактивные формы, игровые упражнения, тренинги,
психологические и педагогические диагностики изучения гендерных особенностей
обучающихся, современные технологии гендерного обучения и воспитания, межличностного и группового эгалитарного гендерного взаимодействия, способствующие конструктивной гендерной социализации.
Таким образом, образовательное
пространство вуза служит инновационной площадкой для построения новой модели процесса формирования гендерной
компетентности будущего педагога в ходе профессиональной подготовки, которая даст возможность эффективно решать возникающие педагогические задачи, успешно выстраивать гендерное взаимодействие с окружающими. Представленная нами модель, включающая в себя три группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные в соответствии с требования ФГОС ВО 3+, способствуют повышению «качества высшего профессионального педагогического
образования» [3, с.365] и служат новой перспективой повышения качества
образовательного процесса в условиях профессиональной подготовки специалистов, бакалавров и магистров в вузе.
Литература:
1. Загайнов И.А. Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Загайнов Игорь Александрович. -Йошкар-Ола, 2007. - С. 34.
2. Клецина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе тендерного образования / И.С. Клецина // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. - 2007. - № 3(44). - С. 62.
3. Столярчук Л.И., Сухоруков А.С. Процесс формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов с учетом гендерных особенностей обучающихся / Л.И. Столярчук, А.С.
Сухоруков // Фундаментальные исследования. -2013. - № 1-2. - С. 361-365.
4. Сухоруков А.С. Формирование коммуникативно-гендерной компетентности будущего педагога (на примере обучения студентов языковых специальностей): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сухоруков Андрей Сергеевич. -Волгоград, 2015. - 198 с.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Дидактика профессиональной школы: сборник статей. - Казань, 2013. - С. 30-37.
Сведения об авторе:
Набатова Светлана Александровна (г. Волгоград, Россия), аспирантка кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», e-mail: [email protected]
Data about the author:
S. Nabatova (Volgograd, Russia), postgraduate student at the Department of Pedagogy of Volgograd State Pedagogical University, e-mail: [email protected]