5. Щуркова Н.Е. Нежная педагогика. М. : центр «Педагогический поиск», 2005.
Issues of spiritual education: conceptual foundations and areas of research
There are characterized the conceptual points, which form the basis for the theory of spiritual education developed in the frames of humanist integral approach, shown the specificity of this theory based on the integration of ideas ofpedagogy and non-scientific (philosophic, religious) knowledge.
There are suggested the methodological propositions necessary for investigation of the phenomenon of spiritual education, described the main directions and perspectives in investigation of the issues of spiritual education.
Key words: spiritual education, humanist integral approach, sense searching activity, educational situation, pedagogical hermeneutics.
л.и. столярчук
(волгоград)
гендерный Подход к педагогическому образованию в вузе
Раскрываются проблемы гендерного подхода в педагогогическом образовании в вузе, становления педагогической теории и практики.
Ключевые слова: гендер, гендерное образование.
В России в последние годы педагогическое образование переживает период трансформации, нацеленной на приведение его качества в соответствие с требованиями, принятыми в странах Европейского Союза. В связи с модернизацией высшей школы, принятием новых образовательных стандартов третьего поколения (ФГоС ВПо, 2010 г.) перед преподавателями российских вузов стоят задачи переосмысления содержания, новых требований к разработке пакета программ и организации всего процесса обучения студентов, ориентированных на подготовку бакалавров и магистров общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.
Становление теории гендерного подхода рассматривается зарубежным и российским научным сообществом как один из важнейших элементов современной модернизации образования [1; 4], т.к. исследователи утверждают, что невозможно подготовить современного исследователя и преподавателя в области гуманитарного и социального знания, в том числе педагогического образования, без изучения гендерной теории, поскольку ее применение в научном познании уже давно стало профессиональной нормой в развитых странах, а изучение социокультурных феноменов без учета гендерного фактора, пронизывающего собой все социальные институты, культурные нормы и ценности, считается методологически неверным.
Противоречивым в этой связи выглядит анализ практических предпосылок исследования теории гендерного подхода в отечественном педагогическом образовании, свидетельствующем о том, что они незначительны: Конституция РФ (ст. 19 п.2, 12.12.1993 г.; 30.12.2008 г.), в соответствии с которой в современном российском обществе «гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола»; Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ «об освещении гендерных вопросов в системе образования» (22.01.2003 г.); Министерство образования РФ (17.10.2003), опубликовавшее официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования, предусматривающие введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей, специальные курсы по изучению основ гендерных знаний, гендерной политики, методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами. Этим, к сожалению, ограничивается перечень официальных документов за последние десятилетия, несмотря на то, что в европейских странах (Германия, Франция) за последние двадцать лет создана обширная информационная база, которая продолжает пополняться и обновляться сведениями о конкретных гендерных проблемах и предложениями по их разрешению, а в Финляндии и Скандинавских странах гендерная проблематика находится в фокусе государственной политики и позитивно влияет на развитие теории гендерного подхода в образовании.
© Столярчук Л.И., 2011
Гендер как социокультурное явление конструируется обществом, проявляется в различиях мужских и женских ролей, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, выступая одним из способов социальной стратификации общества, социально сконструированной системы неравенства по признаку пола. Гендер и такие социальнодемографические факторы, как раса, национальность, класс и возраст, образуют совокупную систему социальной иерархии.
Гендерная проблематика является междисциплинарной, ее исследуют специалисты разных дисциплин (социологии, культурологии, истории, филологии, психологии, педагогики). Все гендерное знание выстраивается на основе базовых мировоззренческих идей гендерного подхода - построение гражданского общества в России, развитие и укрепление демократических идей и взглядов в нашей стране. С развитием демократии и распространением принципов открытого общества одной из важнейших социокультурных задач становится преодоление всех видов дискриминации и подавления свободного развития личности, в том числе и по признаку пола. Гендерный подход в образовании нацелен на стимулирование навыков анализа социальной реальности и индивидуального опыта мужчин и женщин с целью преодоления последствий несправедливой дифференциации мужских и женских ролей и неравенства их статусных позиций.
Категория «гендер» в контексте нашего исследования важна как характеристика социально-педагогического порядка, которая постоянно воспроизводится и уточняется в различных социальных институтах, в ходе обучения и воспитания непосредственно в вузе, в процессе профессионального педагогического взаимодействия и научного поиска.
основной целью теории гендерного подхода в педагогическом образовании является изучение закономерностей формирования и развития характеристик личности будущего педагога как представителя определенного пола и его обучающихся, конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства. Реализация гендерного подхода в образовании предполагает деконструкцию традиционных культурных ограничений, развитие потенциала личности вне зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе вуза, способствующего эгалитарному педагогическому взаимодействию, обеспечиваю-
щему условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности будущего педагога с андрогинным набором характеристик.
В числе приоритетов современного педагогического образования выделяется гуманитаризация всех его сфер, в контексте гендерных педагогических исследований это прежде всего подход к действительности с точки зрения мужчины и женщины и во имя развития в каждом из них целостного человека. В то же время это попытка увидеть мир в его гендерном измерении [2].
Дисциплины гендерной направленности преподаются в российских вузах относительно недавно. Основное содержание гендерной тематики связано с идеей утверждения прав и возможностей самореализации человека независимо от его половой принадлежности. овладение основами гендерных знаний соответствует главным целям модернизации высшего образовании и повышения качества университетского образования.
В 2010/11 учебном году в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете разработаны и ведутся курсы по выбору «Культура взаимоотношений: гендерный подход», «Гендерный подход к обучению и воспитанию школьников», «Гендерный подход к подготовке специалистов в высшей школе» в соответствии с разработанными программами учебной дисциплины, отвечающими требованиям ФГоС ВПо (2010) по направлению подготовки «Педагогическое образование». Перечисленные дисциплины относятся к профессиональному циклу и входят в состав вариативной части ооП как курсы по выбору студентов, направленные на формирование у будущих бакалавров и специалистов системы знаний о современных тенденциях гендерного образования, технологиях гендерного обучения и воспитания и готовности к применению в своей профессионально-педагогической деятельности гендерной культуры, основанной на эгалитарных взаимоотношениях.
Задачи дисциплин: формирование у студентов системы знаний о социальных и научных предпосылках идеи гендерного образования, сущности современных подходов к трактовке категорий «гендерное обучение», «гендерное воспитание», «гендерная культура», «эгалитарные взаимоотношения», «культура гендерных взаимоотношений»; развитие способности интегрировать психологические, педагогические знания о сущности гендерного подхода в образовании, тенденциях гендерной
культуры в современном обществе (маскулинной: мужчина - ведущий, женщина - ведомая; фемининной: женщина - ведущая, мужчина -ведомый; андрогинной - партнерские, равноценные взаимоотношения в личностной, семейной, социальной, профессиональной сферах), гендерной культуре педагога; овладение студентами опытом осуществления гендерных стратегий организации педагогического процесса для решения практических задач гендерного обучения и воспитания на основе современных технологий гендерного образования.
Профильной для названных дисциплин является педагогическая профессиональная деятельность студентов. Дисциплины готовят к решению следующих задач профессиональной педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей, достижений студентов в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их гендерного обучения, воспитания, развития, организации взаимодействия с представителями обоего пола, не допускающего ситуаций гендерного неравенства на основе эгалитарных гендерных представлений, свободных от гендерных стереотипов;
- организация обучения и воспитания в сфере гендерного образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; развитие способности педагога-мужчины и педагога-женщины к созданию ситуаций гендерного равенства в окружающей жизни, противостоящих сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям;
- разработка и реализация программ гендерного образования для различных возрастных групп, развития маскулинности, феми-нинности, культуры гендерных взаимоотношений детей и взрослых обоего пола.
Изучение дисциплин гендерной направленности нацелено на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГоС ВПо и ооП нового поколения):
общекультурные компетенции - способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению
к историческому наследию и культурным традициям;
- общепрофессиональные компетенции -осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- профессиональные компетенции в области педагогической деятельности - способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
- специальные компетенции - способность организовывать образовательный процесс в вузе с учетом гендерных особенностей студентов; способность понимать значение гендерной культуры как формы человеческого существования.
Проблема гендерной компетенции, способствующая повышению качества гендерного образования в вузе, рассматривалась в структуре общей профессиональной компетентности (Л.И. Столярчук, М.А. Радзивилова [8]). Исследователи выделяют гендерную компетентность, включающую индивидуальный стиль учителя, преподавателя, гендерную образованность (И.А. Загайнов [7], Е.Н. Каменская [5]), позволяющие личности будущего педагога не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства, противостоять сек-систским, дискриминационным воздействиям и влияниям; иметь представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, их статусе, функциях и особенностях взаимоотношений, профессионального взаимодействия.
Каждый преподаватель является источником информации и обладает собственным стилем изложения учебного материала, выступает носителем определенного гендерного поведения. Студенты отличаются определенными гендерными особенностями, поэтому важнейшей задачей вузов должно стать создание атмосферы востребованности гендерной культуры преподавателей и студентов; ситуаций успеха для развития их общей профессиональной компетентности, гендерной компетентности и соответствующих компетенций, обеспечивающих благоприятные условия для самореализации студентов и студенток, способ-
ствующих повышению качества гендерного образования в вузе, лишенного сексизма, и высшего педагогического образования в целом, отвечающего современным требованиям мирового образовательного пространства.
В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете год от года увеличивается число курсовых, выпускных квалификационных работ специалистов, защищенных магистерских и кандидатских диссертаций по гендерным проблемам дошкольной, школьной и вузовской педагогики, различным аспектам обучения и воспитания, что свидетельствует об интересе студентов, магистрантов и аспирантов к гендерной проблематике и актуальном запросе педагогической практики.
Волгоградский научно-исследовательский Центр гендерных исследований в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете, возглавляемый автором статьи, ориентирован на анализ и поиск путей решения реальных социальнопедагогических проблем, возникающих во взаимоотношениях мужчин и женщин, будущих педагогов-мужчин и педагогов-женщин с обучающимися. В обосновании этих явлений, возможно, остается много спорных вопросов, однако накопленный багаж знаний свидетельствует о плодотворности научных поисков и дает основания и вдохновение для дальнейших изысканий.
литература
1. Александрова Н.В. Гендерные стратегии в европейском образовании: Германия и Франция // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы : материалы Междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2007 г. / отв. ред. О.В. Попова. СПб. : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. С. 48-54.
2. Борытко Н.М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. г. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. Волгоград : Перемена, 2009. С. 36-40.
3. Введение в гендерные педагогические исследования : кол. моногр. / под общ. ред. Л.И. Столярчук. Волгоград, 2009.
4. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / под. ред. О.А. Ворониной. М., 2005.
5. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
6. Гендерный подход и вопросы образования : кол. моногр. / Л.И. Столярчук, Е.В. Ануфриева, Д.В. Полежаев [и др.]; под общ. ред. Е.В. Ануфриевой, Д.В. Полежаева. Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2010.
7. Загайнов И.А. Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2007.
8. Столярчук Л.И., Радзивилова М.А. Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Серия «Педагогические науки». 2008. № 1. С. 98-101.
Gender approach to pedagogical education in a higher school
There are considered the issues of gender approach in pedagogical education at a pedagogical higher school, formation of pedagogic theory and practice.
Key words: gender, gender education.
А.Б. АрутюновА (Белгород)
профессиональные аспекты подготовки эстрадных исполнителей (вокалистов)
Обоснована актуальность специального обучения эстрадных исполнителей. Представлены основные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки эстрадных певцов в современных музыкальных учебных заведениях.
Ключевые слова: эстрада, музыкальная эстрада, эстрадно-джазовая музыка, эстрадный исполнитель, эстрадный певец, педагог, студент-вокалист.
Музыкальная эстрада занимает сегодня одно из ведущих мест в так называемой массовой культуре. Пропагандируемая практически всеми современными средствами массовой информации (прежде всего радио и телевидением) музыкальная эстрада пользует ся широкой популярностью у слушательской аудитории. Всемерно способствует пропаган-
© Арутюнова А.Б., 2011