Научная статья на тему 'Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе'

Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / старшеклассник / профессиональное самоопределение старшеклассника / профильная школа / реформа / образование / model / professional self-determination of a senior pupil / specialized school / reform / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Дмитрий Сергеевич

Подчеркивается актуальность рассматриваемой проблемы. Предлагается модель профессионального самоопределения старшеклассников, прошедшая апробацию в ряде школ Алтайского края. Делается вывод о необходимости внедрения аналогичных моделей в учебно-воспитательный процесс профильных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Senior Pupil's Professional Self-Determination in Specialized School

In this article the actualization of the given problem is accentuated. The author offers the model of senior pupil's professional self-determination, which was approved in some schools of the Altai region. The conclusion is that there is a necessity to apply these models in teaching and educational process in specialized schools.

Текст научной работы на тему «Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе»

УДК 373.1.013

ББК 74.200.52 + 74.202.66

Медведев Дмитрий Сергеевич соискатель г. Барнаул Medvedev Dmitriy Sergeevich

Applicant for a Degree Barnaul

Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе Model of Senior Pupil's Professional Self-Determination in Specialized School

Подчеркивается актуальность рассматриваемой проблемы. Предлагается модель профессионального самоопределения старшеклассников, прошедшая апробацию в ряде школ Алтайского края. Делается вывод о необходимости внедрения аналогичных моделей в учебно-воспитательный процесс профильных школ.

In this article the actualization of the given problem is accentuated. The author offers the model of senior pupil's professional self-determination, which was approved in some schools of the Altai region. The conclusion is that there is a necessity to apply these models in teaching and educational process in specialized schools.

Ключевые слова: модель, старшеклассник, профессиональное самоопределение старшеклассника, профильная школа, реформа, образование.

Key words: model, professional self-determination of a senior pupil, specialized school, reform, education.

Начало XXI века связано с выходом всего человечества на новую стадию, где основным стратегическим ориентиром становится переосмысление мировоззренческой позиции не только отдельно взятой страны, нации, этноса, но, возможно, и новой цивилизации. Известный философ Э. В. Ильенков отмечал, что каждая социальная система всегда создает соответствующую своим нуждам систему воспитания и подготавливает таких людей, какие требуются данному

обществу, причем до тех пор, пока не обнаруживается разлад между системой воспитания и жизнью [2].

Можно полагать, что такой разлад стал наблюдаться после очередных попыток государства сформировать новую общественно-экономическую формацию через реформирование системы образования. С началом реализации реформ российская система образования оказалась в крайне затруднительном положении. С одной стороны, необходимость модернизации была продиктована временем и отвечала мировым образовательным тенденциям, с другой, учет объективных социально-экономических и культурных показателей свидетельствовал о наличии системного кризиса общества, который выражался в неспособности реализовывать долгосрочные образовательные проекты.

Одним из таких проектов стало вхождение России в Болонский процесс, который предполагает создание единого образовательного пространства для полноценного самоопределения молодежи не только в рамках отдельно взятой страны, но, возможно, и в рамках целого комплекса суверенных держав [1].

В Национальной доктрине образования также постулируется идея интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство. В этой связи интересными для изучения остаются приоритетные направления этой доктрины. В частности, утверждается непрерывность образования в течение всей жизни человека; преемственность уровней и ступеней различных типов и видов образовательных учреждений; свободный выбор направлений и форм получения образования, включая возможность выбора основных профилей обучения; обучение эффективным способам построения профессиональной карьеры на основе профессиональной ориентации; формирование активной жизненной и профессиональной позиции с ориентацией на самоопределение [7].

Профессиональное самоопределение в этой связи можно трактовать как процесс и результат обретения человеком новых качеств, смыслов, менталите-тов профессии, которые становятся личностно значимыми и определяющими его жизненный путь в ситуациях межкультурной коммуникации и профессионального общения.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определено развитие образования как открытой системы, способной адекватно отвечать на вызовы времени, создавать условия для саморазвития человека средствами интеллектуального труда. Особая роль отводится содержанию подготовки молодежи к труду в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях [3].

Неоднократно меняя целевые установки, система образования вышла на принципиально новые рубежи понимания содержания отечественного образования, его идеологической направленности, многозначности для общества. Одним из таких рубежей стала идея организации профильной школы и профильного обучения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме профильное обучение мы определяем как систему психолого-педагогических условий, позволяющих человеку самостоятельно проектировать целостное видение своего профессионального и личностного развития в постоянной связи с миром, обществом, самим собой и опорой на ценности общечеловеческого, этнокультурного, государственного порядка.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сказано, что основной акцент в современной российской школе должен быть сделан на доступности образования для разных категорий обучающихся; преемственности между общим и профессиональным образованием; углубленном изучении отдельных предметов; создании условий для построения индивидуальных образовательных программ, ориентированных на профессиональное самоопределение учащихся в профильной школе [4].

Целесообразно отметить, что профильная школа - это сложная система общественно-трудовых отношений специалистов различного профиля и уровня подготовки, ориентированная на реализацию широкого спектра федеральных, региональных и личных проблем учащихся, связанных с определением учащимися своей жизненной и профессиональной стратегии посредством самообразования, самовоспитания, самоопределения.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников показывает, что подготовка молодежи к жизни и труду в контексте профильного обучения до сих пор остается актуальной проблемой педагогической науки и практики. Нами предпринята попытка разработать модель профессионального самоопределения старшеклассников, опирающуюся на систему психолого-педагогических условий и состоящую из следующих элементов: целевого, содержательно-деятельностного, результативного.

Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе

I. Целевой элемент

Цель: помочь старшеклассникам уже на старшей ступени общего образования выбрать оптимальный путь личностного и профессионального развития на основе своих притязаний, возможностей и ограничений.

Обучающие задачи:

- дать общее представление о процессе самоопределения;

- способствовать становлению индивидуальной картины мира старшеклассников, ориентированной на их профессиональное самоопределение;

- повысить общую осведомленность о мире профессий и рынке труда на уровне региона, города, села.

Развивающие задачи:

- развитие творческого потенциала личности;

- развитие способности самостоятельно принимать решения и нести за них личную ответственность;

- развитие навыков самовыражения средствами субъект-субъектной деятельности.

Воспитательные задачи:

- формирование у учащихся положительного отношения к труду;

- воспитание качеств личности, необходимых для полноценного профессионального самоопределения;

- формирование психологической культуры личности старшеклассников.

Эффективность профессионального самоопределения старшеклассников

может быть достигнута при условии реализации ряда основополагающих принципов. Охарактеризуем кратко эти принципы.

Принцип гуманизации предполагает признание учащегося высшей ценностью учебно-воспитательного процесса профильной школы независимо от его фактических достижений в учебной, трудовой и общественной жизни.

Принцип демократизации предусматривает свободу выбора учащимися направлений, форм и способов получения образования, включая возможность выбора наиболее соответствующего склонностям и способностям старшеклассника профиля обучения.

Принцип индивидуализации отражает идею развития и совершенствования индивидуально-психологических особенностей личности воспитанника в неразрывной связи с обществом и государством.

Принцип дифференциации позволяет рассматривать содержание учебно-воспитательного процесса в совокупности с жизненными и профессиональными потребностями учащихся определять индивидуальную образовательную траекторию профильного обучения.

Принцип психологизации обеспечивает подход к учащемуся с точки зрения учета и развития его позитивных личностных качеств и свойств. Данный принцип является основополагающим в создании необходимых психолого-педагогических условий для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников в профильной школе.

II. Содержательно-деятельностный элемент построения и реализации модели включает следующие этапы:

Первый этап (организационный):

- системный анализ рынка труда и рынка образовательных услуг;

- постановка целей и задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе;

- выявление условий профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе;

- отбор форм, методов и содержания процесса обучения и воспитания, способствующих профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе;

- определение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров к реализации целей и задач профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе.

Второй этап (основной):

- разработка модели профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе;

- прогнозирование ожидаемых результатов внедрения данной модели в учебный процесс и способов их проверки;

- апробация модели профессионального самоопределения старшеклассников;

- получение предварительных результатов;

- рефлексивный мониторинг уровня профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе.

Третий этап (заключительный):

- корректировка модели профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе на основе результатов мониторинга;

- внедрение уточненной модели профессионального самоопределения старшеклассников в практику работы профильных школ с учетом результатов педагогического исследования;

- определение степени эффективности модели профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе;

- создание и теоретическое обоснование обновленной модели профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе;

- составление программы подготовки педагогических кадров к реализации обновленной модели профессионального самоопределения старшеклассников в учебно-воспитательном процессе профильных школ.

Формы и методы работы по реализации модели профессионального самоопределения старшеклассников в учебно-воспитательном процессе профильных школ. Эффективность модели профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе определяется не просто набором условий, средств, форм и методов обучения и воспитания, но и их органической взаимосвязью. Это открытая система с целым рядом основополагающих существенных особенностей. К основным формам совместной работы с учащимися мы относим профориентационные занятия: лекции; семинары; практикумы с элементами тренинга; деловые игры; консультации и беседы, ориентированные на профессиональное самоопределение старшеклассников. В модели используются как индивидуальные, так и групповые методы обучения: метод создания воспитывающих ситуаций; проблемно-поисковые методы и т. д.

III. Результативный элемент:

Показатели психолого-педагогического сопровождения данной модели можно обозначить через компоненты профессионального самоопределения.

Ценностно-нравственный компонент:

- ориентация на самореализацию, самоопределение, самосовершенствование;

- устойчивое положительное отношение к труду и людям, занятым умственным и физическим трудом;

- творческое отношение к профессиональному труду;

- понимание необходимости сохранения психологического и физического здоровья у себя и своих близких;

- умение соотносить личные и профессиональные интересы.

Когнитивный компонент:

- знание условий, способствующих профессиональному и жизненному

выбору, умение управлять воздействием социальных факторов на личностном уровне;

- сформированный познавательный интерес к работе с профориентацион-ной информационно-познавательной средой;

- осведомленность о состоянии рынка труда и рынка образовательных услуг на уровне села, города, региона, страны, а также понимание мировых тенденций их развития;

- убежденность в необходимости непрерывного профессионального развития;

- знание специфики будущей профессиональной области и способа ее достижения.

Рефлексивный компонент:

- способность адекватно воспринимать изменения в социально-экономической, политической и культурной сферах общества;

- осознание необходимости развития коммуникативных качеств личности с ориентацией на будущую профессиональную область;

- способность ставить реалистичные цели в вопросах карьерного роста и личного благополучия;

- адекватная оценка собственных возможностей в выбираемом или уже выбранном направлении профессиональной деятельности;

- осознание и ответственность за принятые решения.

Деятельностный компонент:

- активная позиция в реализации намеченных профессиональных и жизненных перспектив;

- способность делать выбор жизненного пути с ориентацией на конкретную профессиональную область;

- умение проектировать свой жизненный путь с позиции будущей семьи;

- способность и решительность в реализации жизненных и профессиональных планов;

- наличие запасных вариантов профессии в смежных областях.

Региональный компонент:

- понимание необходимости объединения жизненных и профессиональных планов с другими людьми, семьями, профессиональными сообществами;

- знание рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне;

- познавательный интерес к трудовой истории родного региона, города,

села;

- направленность будущей профессиональной деятельности на решение региональных проблем;

- информированность об этнокультурных особенностях будущей социально-профессиональной среды.

Данная модель реализуется на основе авторского учебно-методического комплекса, включающего следующие элементы курса «Профессиональное самоопределение старшеклассников»: программу; методические рекомендации; учебно-методическое пособие; учебное пособие; монографию.

Как показывает наш опыт работы, внедрение данной модели на основе учебно-методического комплекса в практику работы профильной школы позволяет усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, актуализировать потребность в саморазвитии, реализовать основные цели и задачи профильной школы. Важным шагом в этом направлении является расширение психолого-педагогических знаний о профильном обучении, уточнение функциональных обязанностей всех субъектов образовательного пространства, а также корректировка содержания профильного обучения.

Библиографический список

1. Добренькова, Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс [Текст] / Е. В. Добренькова // Социологические исследования. - 2007. - № 6 (278). - С. 102-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. - М. : Политиздат, 1991. - 464 с. - (Мыслители XX века).

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. -№ 1. - С. 3-21.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] : приложение к приказу МО РФ от 18.07.02 г. N° 2783 // Информатика и образование. - 2003. - № 6. - С. 3-13.

5. Медведев, Д. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников: учебно-методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Д. С. Медведев. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. - 147 с.

6. Мордовская, А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников : (с использованием материалов этнопедагогики народа саха) [Текст] / А. В. Мордовская. - М. : Academia, 2000. - 176 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] : утв. постановлением Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751. - М. : Издательство МГУП, 2000. - 16 с.

Bibliography

1. Dobrenkova, E. V. The Problems of Joining Russia in the Bologna Process [Text] / E. V. Dobrenkova // Sociological Investigations. - 2007. - № 6 (278). -P. 102-106.

2. Ilyenkov, E. V. Philosophy and Culture [Text] / E. V. Ilyenkov. - М. : Politizdat, 1991. - 464 p. - (Sagers of the XX century).

3. Conception of Modernization of Russian Education up to 2010 [Text] // Standards and Monitoring in Education. - 2002. - № 1. - P. 3-21.

4. Conception of Specialized Teaching on a Higher Level of General Education [Text] : Annex to the Order of Ministry of Education of the Russian Federation from 18.07.02. № 2783 // Information Science. - 2003. - № 6. - P. 3-13.

5. Medvedev, D. S. Professional Self-Determination of Senior Pupils : Teaching and Methodical Appliance for Teachers-Psychologists [Text] / D. S. Medvedev. - Barnaul : Publishing House of Barnaul State Pedagogical University, 2004. -147 p.

6. Mordovskaya, A. V. Theory and Practice of Life and Professional Self-Determination of Senior Pupils : (Using Materials of Ethnopedagogics of Sakha people) [Text] / A. V. Mordovskaya. - M. : Academia, 2000. - 176 p.

7. National Doctrine of Education in the Russian Federation [Text] : Approved by the Resolution of the Russian Government from October 4, 2000. № 751. -M. : MGUP Publishing House, 2000. - 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.