Научная статья на тему 'Модель проектирования технологии отбора и структурирования содержания дополнительного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Модель проектирования технологии отбора и структурирования содержания дополнительного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель проектирования технологии отбора и структурирования содержания дополнительного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»

дарты оформления документов, для обеспечения информационного обмена и формирования управленческих решений;

- умения организации контроля достоверности информации и выполнения управленческих решений;

- умения по управлению развитием персонала, в том числе и в аспекте информационной компетенции;

- умения моделирования внутриорганизаци-онной информационной культуры на основе принципов открытости, самодостаточности, саморегуляции и саморазвития.

Приведенные особенности информационной культуры менеджера определяют процесс ее формирования. По нашему мнению, наличие у будущих менеджеров соответствующего информационного образования позволит сократить период его адаптации к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Менеджмент / Под ред. проф. М.М. Максимцо-ва, проф. М. А. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. - 359 с.

2. Каныгин Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты [Текст] / АН УССР, Институт

социологии; Отв. ред. А.А. Бакаев. - Киев: Наукова Думка, 1991. - 156 с.

3. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2004. - 528 с.

4. Коротков Э.М. Образование менеджера: трудный путь становления и развития [Текст] / Э.М. Коротков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. -№ 3. - С. 120-129.

5. Афанасьев В.Г. Социальная информация /

B.Г. Афанасьев. РАН, Отделение философии, социологии, психологии и права. - М.: Наука, 1994. - 199 с.

6. Харунжев А.А. Методологические аспекты формирования информационной культуры / А.А. Харунжев, Е.В. Харунжева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2002. - № 7 -

C. 17-21.

7. Артюшкин О.В. Формирование информационной культуры средствами информатизации /

О.В. Артюшкин // Новые информационные технологии в университетском образовании. Сборник статей. - Кемерово: Кемеровский государственный университет. - С. 8-9.

8. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика.-2000. - № 2. -С. 41-54.

С. Г. Наговицын МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА И СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Одним из важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) является качественное изменение ее корпоративной образовательной политики. В этой связи Министерством юстиции Российской Федерации разработана Концепция совершенствования работы с кадрами УИС, предусматривающая меры по улучшению их профессиональной подготовки. В ней предусмотрен ряд мероприятий по дальнейшему развитию этой системы с учетом современных требований, в частности, переход на инновационные педагогические технологии обучения, что требует разработки новых подходов к организации учебного процесса и к отбору содержания дополнительного образования (ДПО).

Одним из резервов повышения эффективности дополнительного образования сотрудников

УИС является совершенствование его содержания, в частности переход на модульный принцип структурирования, что открывает более широкие возможности для реализации индивидуального подхода в обучении.

Для реализации модульной образовательной программы нами спроектирована технология отбора содержания повышения квалификации сотрудников УИС.

На наш взгляд, эффективность курсов повышения квалификации сотрудников УИС повысится, если программа обучения будет включать обязательный и вариативный компоненты, позволяющие дифференцировать учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и познавательных возможностей слушателей. Кроме того, содержание обучения должно быть под-

вергнуто квалиметро-модульному структурированию, предусматривающему его разделение на модули, содержательно наполняемые на основе объективизированных учебных тезаурусов.

Процесс обеспечения качества учебной информации для курсов повышения квалификации можно определить как конструирование структур профессионально-ориентированных учебных элементов (УЭ). Введенное В.П. Беспалько понятие «учебный элемент» означает «объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и внесенные в программу учебного предмета для их изучения» [1].

Отбору УЭ отводится ведущая роль при формировании содержания учебных курсов. Основным критерием при отборе учебного материала являются ведомственные нормативные требования к минимуму содержания обучения и уровню профессиональной подготовленности выпускников системы повышения квалификации, в них приведены общие требования к обновлению знаний, умений и навыков сотрудников УИС [2]. Однако в действующих ведомственных нормативных документах содержится лишь эскизная проработка содержания учебных дисциплин, а сформулированные требования к знаниям, умениям и навыкам, как правило, не диагностичны. В этой связи содержание учебных курсов формирует преподаватель, основываясь в основном, собственном педагогическом опыте, интуиции и предпочтениях. Подобный способ отбора учебного материала характеризуется определенной субъективностью и приводит к необоснованной вариативности предъявляемого слушателям содержания дисциплин и уровня его изложения.

При отборе УЭ следует руководствоваться следующей системой критериев: научности, доступности, полезности (востребованности), минимальной достаточности.

Организованная система учебной информации характеризуется определенной структурой, связями между ее элементами (логическими, пространственными, временными). Структура предъявляемой слушателям учебной информации зависит от поставленной цели познания. Реализация научного принципа отбора и структуризация содержания учебных дисциплин предполагает наличие обоснованного перечня источников содержания, критериев его отбора, принципов структуризации, а также алгоритмизацию и тех-нологизацию процедур отбора и структуризации учебного материала.

В соответствии с моделью технологии структурирование учебного материала проводится на основе его информационно-семантической модели с использованием учебного тезауруса (рис. 1).

Анализ возможностей, связанных с применением тезаурусов в практике обучения, приведен в работах А.В. Никитина, Л.И. Романковой, Н.Н. -Чурсина на примере тезауруса специальности [3]. Авторы приводят следующие доводы целесообразности использования тезаурусов:

- построение тезауруса проводится значительным числом специалистов, что обеспечивает возможность объективно отражать сущность специальности;

- тезаурус содержит понятия различных уровней, что позволяет получить их иерархическую классификацию и на этой основе производить построение учебных планов и программ;

- дифференциация тезаурусов по категориям обучаемых позволяет разработать формализованные методы контроля знаний.

Следовательно, можно предположить, что выбор тезауруса в качестве концептуальной модели отбора и структурирования учебного материала, в наибольшей степени соответствует образовательным потребностям слушателей курсов повышения квалификации сотрудников УИС. Предлагаемый подход к отбору и структурированию учебной информации требует обработки значительных массивов слабоструктурированной информации. Для ее обработки наиболее эффективен квалиметрический подход и, в частности, экспертные методы. Анализ возможностей экспертных методов, позволяет определить метод групповых экспертных оценок (ГЭО), как наиболее предпочтительный [4]. В его основе лежат следующие утверждения:

- экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности эксперта давать оценку в условиях неопределенности;

- коллективное, обобщенное мнение является наиболее достоверным;

- процесс реализации метода ГЭО проходит по строго определенному алгоритму.

При проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения наиболее целесообразно, на наш взгляд, использовать классификацию уровней обученности, предложенную В.П. Беспалько [5]. Эта обусловлено тем, что в современной отечественной

Рис. 1. Модель проектирования и функционирования технологии отбора и структурирования содержания обучения в процессе повышения квалификации сотрудников УИС

дидактике данная классификация признана большинством исследователей в качестве классической, а также тем, что она позволяет в рамках деятельностной концепции обучения наиболее полно реализовать цели подготовки специалистов.

Исходным материалом для модульной программы, являются учебные дисциплины, вхо-

дящие в традиционную программу повышения квалификации. При традиционной организации учебного процесса дисциплины, как правило, преподаются автономно соответствующими циклами, зачастую без целенаправленной актуализации соответствующих междисциплинарных связей.

Преодоление «межцикловых барьеров» в преподавании возможно путем проектирования и внедрения в учебный процесс, учебных модулей.

Формирование учебных модулей начинается с информационно-семантического и логического анализа дисциплин, целью которого является выделение содержательных концентров каждой дисциплины. Сущностью данного процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Данные положения представлены на рис. 2, на примере трех дисциплин «Боевые приемы борьбы», «Исправительная педагогика и психология», «Основы личной профессиональной безопасности».

К структурным компонентам теоретического ядра дисциплины относятся основные понятия. К базисному содержанию дисциплины - производные от основных понятий. Постановка типовых учебных задач и приемы их решения составляют функционально-прикладное содержание дисциплины. Указанные компоненты обобщенной структурной модели дисциплины, в то же время образуют иерархию её дескрипторов. Все эти указанные компоненты формируют основную часть дисциплины. Учебный материал более высокого уровня, по сравнению с принятым для данной дисциплины, материал, не предусмотренный ГОС и прочее относится к дополнительной информации. На основе, выделенных концентров и связей между ними, формируем учебные модули, которые образуют инвариантную и вариативную части программы.

Завершающим этапом работы при проектировании и конструировании профессиональноориентированной технологии обучения является разработка соответствующей технологической карты учебного модуля. Исходя из того, что технологическая карта представляет собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения, можно рассматривать ее как своеобразный инструментарий для организации дидактического процесса в рамках соответствующего учебного модуля.

В ней указываются целевые установки учебного модуля (дидактические цели, сформулиро-

ванные в диагностическом виде); содержание учебного материала (матрицы связей, графы учебной информации, структурно-логические схемы, планы проведения конкретных учебных занятий); схемы управления познавательной деятельностью слушателей; формы, методы и средства обучения, позволяющие их реализовывать; особенности использования на различных этапах обучения элементов методического комплекса информационного обеспечения учебного модуля; совокупность педагогических задач и коммуникативных ситуаций, предусмотренных автором; система оценки, контроля и коррекции учебного процесса (методы, виды и формы контроля, педагогические тесты или тестовые задания).

Анализ литературных и нормативных источников показал, что система дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы является самостоятельной структурой, тем не менее, ведомственная нормативно-правовая база организации ДПО УИС недостаточна и нуждается в совершенствовании. Система повышения квалификации УИС находится в настоящее время в условиях развития, переосмысления содержания и реорганизации привычных форм и методов работы, что предполагает разработку новых подходов к структуре и содержанию дополнительного профессионального образования в целях повышения эффективности служебной деятельности сотрудников УИС.

Проведенное исследование показало, что ква-лиметро-модульная технология с рейтинговой системой оценивания, является наиболее перспективной при конструировании программ повышения квалификации руководящего состава сотрудников УИС, поскольку она обеспечивает:

- рациональную структуризацию учебного процесса в условиях кратковременного срока обучения;

- объективизацию отбора учебных элементов;

- установление межпредметных связей;

- адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям обучаемых и требованиям заказчика;

- достоверную оценку качества обученности слушателей путем применения рейтинговой системы контроля;

- демократизацию учебного процесса, основанную на сотрудничестве преподавателя и обучаемого.

Рис. 2. Схема выделения из учебных дисциплин содержательные концентров и установление связей между ними

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии - М., 1989 - 192 с.

2. БарабанщиковА.В., ДавыдовВ.П., КонюховА.И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики.- М.: ВПА, 1987- 135 с.

3. Никитин Т.А., Романкова Л.И., Чурсин Л.Н.

Построение тезауруса специальности при определении содержания образования- Деп. В НИИ ВШ -№ 185 - 82 с.

4. ЧерепановВ.С. Основы педагогической экспер-тизы-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 124 с.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М., 1995 - 336 с.

О. В. Трескина ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Духовно-нравственное развитие обучающегося — одна из важнейших, актуальных и сложных проблем педагогики. Сфера духовного затрагивает наиболее глубинные, тонкие слои человеческой сущности и воздействие на них требует особого подхода: учета прошлого духовного опыта, специфических методов работы, опоры на внутренние ресурсы личности, а не формирование извне заданного идеала — эти средства для развития духовности может предложить личностно-ориентированное образование.

В самом общем смысле духовность следу- сти от того, в чем видятся эти высшие проявле-

ет понимать как устремленность человека к над- ния бытия, можно выделить два основных наличным целям и ценностям, поиск высшего правления в изучении феномена духовности:

смысла своего существования [1].В зависимо- религиозное и светское.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.