Научная статья на тему 'Особенности информационной культуры будущего менеджера'

Особенности информационной культуры будущего менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машарова Татьяна Викторовна, Нагорнова

Кардинальные изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности, использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности, особенно в процессе управления. Поэтому при данных условиях задача выявления особенностей информационной культуры будущих менеджеров, на наш взгляд, представляет особую актуальность, т.к. владение информацией для менеджера и умение ею управлять является основой управленческого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машарова Татьяна Викторовна, Нагорнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности информационной культуры будущего менеджера»

никативного поведения является для них наиболее приемлемым.

В начале и в конце курса обучения иностранному языку мы использовали проективную методику «незаконченные предложения», чтобы выяснить, как студенты оценивают собственную коммуникативную компетентность на данный момент, насколько они ощущают себя готовыми к общению в своей предстоящей профессиональной деятельности. Контент-анализ полученных текстов показал, что коммуникативные описания студентов в процессе повторной диагностики стали подробнее и содержательнее. Появилась конкретность в описании коммуникативных навыков и умений, необходимых для успешного общения, с одновременной самооценкой их сформирован-ности. Нередки были упоминания о возможных собственных затруднениях в профессиональном общении. Кроме того, в ответах большинства студентов акцент делался на собственных личностных особенностях, которые могут помешать успешным профессиональным контактам, а не на негативных характеристиках партнеров по общению, как это было при первичной диагностике.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Описанные нами формы и приемы пропедевтической профессиональной коммуникативной подготовки будущих специалистов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе несомненно способствуют более глубокому

осознанию роли и значения коммуникативной составляющей в профессиональной деятельности современного специалиста, стимулируют интерес студентов к проблеме делового общения, повышают их мотивацию к совершенствованию собственной профессиональной коммуникативной компетентности.

Конечно, формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов - процесс длительный. С завершением изучения иностранного языка на втором курсе вуза этот процесс, разумеется, не заканчивается. Однако, все отмеченные нами позитивные изменения являются хорошей основой для продолжения развития этого важного профессионального качества уже в ходе дальнейшего обучения в вузе.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев // Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.

2. Гильманов С.А. Общение участников процесса обучения по поводу учебного материала // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября-1 ноября, - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 2003. - С. 76-78.

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. - ЭКСМО, 2006.

4. Новейший философский словарь. Копорулина

В.Н., Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. - Феникс, 2005.

5. Психология и педагогика / под ред. К.А. Абульха-новой-Славской, Н.В. Васиной, Л.Г Лаптева, В.А. Слас-тенина. - М.: Совершенство, 1988. - 154 с.

Т. В. Машарова, Г. В. Нагорнова ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА

Кардинальные изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности, использующей данный ресурс на тактическом и операционном уровнях в процессе реализации различных видов деятельности, особенно в процессе управления. Поэтому при данных условиях задача выявления особенностей информационной культуры будущих менеджеров, на наш взгляд, представляет особую актуальность, т.к. владение информацией для менеджера и умение ею управлять является основой управленческого труда.

Управление, которое трактуется кибернетикой как воздействие на систему, ведущее к достижению поставленной цели, - это процесс информационный, поскольку взаимосвязь двух основных подсистем любой системы управления (управля-

ющей и управляемой) осуществляется при помощи информации.

Сегодня к известным видам ресурсов любой организации: материальным, трудовым, энергетическим, финансовым - прибавился новый, ра-

© Т. В. Машарова, Г. В. Нагорнова, 2007

77

нее не учитываемый ресурс - информационный [1]. И как отмечает Ю.М. Коныгин, сегодня «становится все яснее, что информационные аспекты управления - более фундаментальны, чем организационные (первые лежат в основе вто-рых)»[2].

Роль информационной составляющей в деятельности современных предприятий постоянно растет. От качества и оперативности работы с информацией успех фирмы может зависеть в не меньшей мере, чем от грамотного вложения финансовых средств.

Анализ многочисленных источников [1; 3; 4; 5] позволяет выявить ряд важнейших характеристик, отличающих информационную деятельность менеджера:

- чрезвычайно большой объем информационного поля, обусловленный необходимостью анализа информации не только об особенностях деятельности своего предприятия, но и процессах, происходящих в экономике, колебаниях спроса на рынке, состояния курса валют, прогрессивных методах работы и т.п.;

- высокая динамика поступления информации, что предъявляет соответствующие требования к скорости и качеству ее переработки;

- многопараметрический характер информации, предполагающий основательную квалификацию менеджера во многих отраслях знания и практики;

- опосредованность поступающей информации в связи с ее первичной обработкой подчиненными;

- остро ощутимый дефицит информации при наличии одновременно значительного объема так называемой «шумовой» информации, не относящейся к деятельности предприятия и управления им.

Анализ требований к профессиональной компетентности менеджера, на наш взгляд, позволяет выделить качественные уровни информационной культуры менеджера:

- мировоззренческий, предполагающий осознание менеджером влияния информационных процессов и технологий на развитие современного общества и системы образования, структуру и содержание деятельности работников всех уровней и осознание социальных последствий информатизации общества;

- технологический, направленный на овладение способами и приемами работы с информа-

цией на основе традиционных и новых информационно-компьютерных подходов, использование их как инструмента в учебно-исследовательской и профессиональной деятельности;

- профессиональный, предполагающий накопление опыта использования информационной деятельности в рамках профессиональной компетентности и, прежде всего, выстраивание эффективной системы информационных ресурсов, формирование информационноправовой основы принятия управленческих решений, определение востребованности того или иного информационного ресурса в рамках оперативного и стратегического управления организацией.

Если содержание первых двух составляющие определяет информационную культуру любого специалиста, т.к. оно определяет, прежде всего, информационное мировоззрение и технологические аспекты информационной деятельности, то содержание третьего уровня, по нашему мнению, не только отличает менеджера как профессионала, но имеет свою градацию в зависимости от уровня управления, к которому будет отнесен менеджер в будущей деятельности. Проведенный нами анализ позволяет вывести следующее соответствие между уровнем управления, категорией менеджера, уровнем профессиональной деятельности, качественным уровнем информационной профессиональной культуры менеджера и количественной оценкой (уровнем) информационной культуры личности (таблица 1).

Подводя итог, можно определить особенности информационной культуры менеджера:

1. Информация в управлении - это одновременно предмет, результат и инструмент управленческой деятельности. Поэтому освоение умений, необходимых в информационной деятельности, в т.ч. формирование культуры создания и распространения информации - это один из основных компонентов профессиональной подготовки менеджеров.

2. Информационная культура менеджеров различных уровней управления имеет общее содержание на мировоззренческом и технологическом уровнях, но дифференцируется на профессиональном уровне из-за специфики деятельности на указанных уровнях управления.

3. Информационная культура менеджера, и, прежде всего, менеджера высшего звена опреде-

78

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Таблица 1

Соответствие между уровнем управления и уровнем информационной культуры менеджера

Уровень управления Категория менеджера Уровень профессиональной деятельности (по А.М. Новикову) Уровень профессиональной информационной культуры менеджера (качественная оценка) Уровень информационной культуры личности (количественная оценка)

Технический Менеджер низового звена Операционный (выполнение отдельных технологических операций) Элементарный (в основном репродуктивная деятельность) Критический

Управлен- ческий Менеджер среднего звена Тактический (выполнение полного технологического процесса) Функциональный (репродуктивная деятельность с элементами творческой деятельности) Допустимый

Институ- циональный Менеджер высшего звена Стратегический (ориентируется во всей системе профессиональной деятельности) Системный (индивидуально- творческая деятельно- творческая деятельность) Оптимальный

Рис. 1. Компоненты информационной культуры будущего менеджера

ляет информационную культуру организации в целом и влияет на информационное поведение всех членов организации.

Эти особенности информационной культуры позволяют в добавление к уже определенным ранее [6; 7; 8] компонентам для менеджеров выделить еще один компонент - организационно-управленческий (рис. 1).

По нашему мнению, организационно-управленческий компонент включает в себя:

- умения организовывать информационные ресурсы и коммуникационные процессы в организации таким образом, чтобы поступление информации было своевременным и точным;

- умения вырабатывать единый корпоративный информационный язык, включающий стан-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

79

дарты оформления документов, для обеспечения информационного обмена и формирования управленческих решений;

- умения организации контроля достоверности информации и выполнения управленческих решений;

- умения по управлению развитием персонала, в том числе и в аспекте информационной компетенции;

- умения моделирования внутриорганизаци-онной информационной культуры на основе принципов открытости, самодостаточности, саморегуляции и саморазвития.

Приведенные особенности информационной культуры менеджера определяют процесс ее формирования. По нашему мнению, наличие у будущих менеджеров соответствующего информационного образования позволит сократить период его адаптации к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Менеджмент / Под ред. проф. М.М. Максимцо-ва, проф. М. А. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2005. - 359 с.

2. Каныгин Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты [Текст] / АН УССР, Институт

социологии; Отв. ред. А.А. Бакаев. - Киев: Наукова Думка, 1991. - 156 с.

3. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2004. - 528 с.

4. Коротков Э.М. Образование менеджера: трудный путь становления и развития [Текст] / Э.М. Коротков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. -№ 3. - С. 120-129.

5. Афанасьев В.Г. Социальная информация /

B.Г. Афанасьев. РАН, Отделение философии, социологии, психологии и права. - М.: Наука, 1994. - 199 с.

6. Харунжев А.А. Методологические аспекты формирования информационной культуры / А.А. Харунжев, Е.В. Харунжева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2002. - № 7 -

C. 17-21.

7. Артюшкин О.В. Формирование информационной культуры средствами информатизации / О.В. Артюшкин // Новые информационные технологии в университетском образовании. Сборник статей. - Кемерово: Кемеровский государственный университет. - С. 8-9.

8. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика.-2000. - № 2. -

С. 41-54.

С. Г. Наговицын МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОТБОРА И СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Одним из важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) является качественное изменение ее корпоративной образовательной политики. В этой связи Министерством юстиции Российской Федерации разработана Концепция совершенствования работы с кадрами УИС, предусматривающая меры по улучшению их профессиональной подготовки. В ней предусмотрен ряд мероприятий по дальнейшему развитию этой системы с учетом современных требований, в частности, переход на инновационные педагогические технологии обучения, что требует разработки новых подходов к организации учебного процесса и к отбору содержания дополнительного образования (ДПО).

Одним из резервов повышения эффективности дополнительного образования сотрудников

УИС является совершенствование его содержания, в частности переход на модульный принцип структурирования, что открывает более широкие возможности для реализации индивидуального подхода в обучении.

Для реализации модульной образовательной программы нами спроектирована технология отбора содержания повышения квалификации сотрудников УИС.

На наш взгляд, эффективность курсов повышения квалификации сотрудников УИС повысится, если программа обучения будет включать обязательный и вариативный компоненты, позволяющие дифференцировать учебный материал в зависимости от образовательных потребностей и познавательных возможностей слушателей. Кроме того, содержание обучения должно быть под-

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© С. Г. Наговицын, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.