Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуприянова Оксана Михайловна

Представлены структурные компоненты и подходы к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов. Рассматриваются различные условия, формы и механизмы проектирования индивидуальных маршрутов. Описаны объективные и субъективные факторы и обстоятельства, от которых зависит выбор индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодым педагогом. Выделены основные условия проектирования индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Особое внимание уделено рассмотрению направлений проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учитель-предметник, учитель-эксперт, учитель-наставник, учитель-руководитель, учитель-воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES FOR YOUNG TEACHERS IN ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to the presentation of the structural components and approaches to the design of individual educational routes for young teachers. It examines various conditions, forms and mechanisms for designing individual routes. The objective and subjective factors and circumstances are described, on which the choice of an individual educational trajectory of professional development by a young teacher depends. The main conditions for designing an individual educational route for a young teacher are highlighted. Special attention is paid to the consideration of the directions of designing individual educational routes: subject teacher, expert teacher, mentor teacher, teacher-supervisor, teacher-educator.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.05.R36

УДК 377.5:378

О.М. Чуприянова,

Московский педагогический государственный университет

Модель проектирования индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов в дополнительном образовании

Как и образование в соответствии с последними концепциями, профессиональное развитие педагога тоже должно быть непрерывным

Предлагаемая автором модель проектирования индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов построена на основе компонентных механизмов моделирования и включает в себя педагогический опыт, образовательные события, предлагаемые системой дополнительного профессионального образования, материалы экспериментальной работы, выполненной автором. Актуальность модели подтверждает формирующаяся практика реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

В научных исследованиях рассматриваются различные модели развития и становления профессиональной деятельности молодых педагогов (в том числе в процессе адаптации) с использованием ресурсов образовательных организаций, системы высшего, дополнительного профессионального образования [1-4]. В качестве условий и механизмов реализации модели рассматриваются отдельные курсы повышения квалификации, образовательные программы магистратуры, школы молодых педагогов, цифровые образовательные среды.

В предлагаемой модели проектирования индивидуальных образовательных маршрутов выделяются целевой, содержательно-технологический и критериально-результативный компоненты, находящиеся во взаимосвязи и обусловливающие функционирование друг друга.

Основная цель нашего исследования состояла в предоставлении педагогам: 1) различных вариантов профессионального развития с учетом выбранного ими направления дальнейшего профессионального роста с использованием ресурсов инновационной образовательной сети региона; 2) образовательных возможностей, предлагаемых системой дополнительного профессионального образования региона и оформленных в виде индивидуальных образовательных маршрутов.

В связи с вышесказанным цель проводимого исследования декомпозировалась на следующие задачи.

1. Изучить факторы, которые препятствуют либо помогают молодым педагогам проектировать индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития.

2. Организовать сопровождение процесса проектирования индивидуальных образовательных маршрутов профессиональ-

© Чуприянова О.М., 2021

ПОДГОТОВК III II Д

ЧУПРИЯНОВА ОКСАНА МИХАЙЛОВНА Российская Федерация, г. Барнаул

аспирант Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: структурно-функциональная модель проектирования индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов. Автор более 10 опубликованных научных работ. Электронная почта: chom@iro22.ru.

OKSANA M. CHUPRIYANOVA Barnaul, Russian Federation

Post-graduate student of the Moscow State Pedagogical University. Research interests: structural and functional model of designing individual educational routes for young teachers. Author of more than 10 published scientific papers. E-mail address: chom@ iro22.ru.

Представлены структурные компоненты и подходы к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов. Рассматриваются различные условия, формы и механизмы проектирования индивидуальных маршрутов. Описаны объективные и субъективные факторы и обстоятельства, от которых зависит выбор индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодым педагогом. Выделены основные условия проектирования индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Особое внимание уделено рассмотрению направлений проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учитель-предметник, учитель-эксперт, учитель-наставник, учитель-руководитель, учитель-воспитатель.

Ключевые слова: модель, проектирование, педагогическое образование, персонализированное обучение, индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное образование, молодой педагог.

The article is devoted to the presentation of the structural components and approaches to the design of individual educational routes for young teachers. It examines various conditions, forms and mechanisms for designing individual routes. The objective and subjective factors and circumstances are described, on which the choice of an individual educational trajectory of professional development by a young teacher depends. The main conditions for designing an individual educational route for a young teacher are highlighted. Special attention is paid to the consideration of the directions of designing individual educational routes: subject teacher, expert teacher, mentor teacher, teacher-supervisor, teacher-educator.

Keywords: model, design, teacher education, personalized training, individual educational routes, additional education, young teacher.

ного развития молодых педагогов через организацию индивидуальной или групповой работы по изучению молодыми педагогами ресурсов профессионального развития.

3. Обеспечить условия успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития молодых педагогов через:

• определение структурных компонентов, входящих в состав индивидуального профессионального развития, по направлениям: педагог-предметник, педагог- воспитатель, педагог-наставник, педагог-будущий руководитель;

• разработку и утверждение широкого набора дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, обеспечивающих дифференцированный и системно-деятельност-ный подходы, входной и выходной контроль освоения по обозначенным выше направлениям;

• определение и утверждение программ стажерских практик, проводимых образовательными ор-

ганизациями инновационной образовательной сети региона;

• утверждение плана работы ассоциации молодых педагогов Алтайского края, университета молодых педагогов, летних педагогических школ, педагогических игр и др.;

• утверждение графика проведения конкурсов для молодых педагогов;

• возможность участия в обозначенных выше образовательных событиях как с позиции участника, так и с позиции помощника организатора;

• обеспечение вариативности выбора компонентов индивидуального образовательного маршрута;

• мониторинг развития профессиональных компетенций.

4. Содействовать личностно-про-фессиональному развитию и саморазвитию молодых педагогов.

Названные цели и задачи позволили определить содержательно-технологический компонент модели и, в свою очередь, обусловили необходимость определения задач и функций субъектов модели.

В качестве субъектов модели выступают: администрации образовательных организаций, в которых работают молодые педагоги; профессорско-преподавательский состав; специалисты института, обеспечивающие повышение квалификации, организацию образовательных событий, конкурсов; профессиональные педагогические сообщества; педагогические коллективы, реализующие стажер-ские практики.

Все целевые функции, реализуемые субъектами модели, направлены на развитие и психолого-педагогическую поддержку молодых педагогов. Они позволили сформировать положительную мотивацию у молодых педагогов, ориентированную на профессиональное развитие их педагогической деятельности, осознать направление профессионального развития, ресурсы развития, основные затруднения, препятствующие развитию, поддержать инициативу молодых педагогов в саморазвитии.

Инструментальные функции модели включают в себя:

1) диагностику профессиональных затруднений каждого педаго-

га и проектирование индивидуальных образовательных траекторий профессионального развития;

2) поддержку и консультирование специалистов, обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных маршрутов;

3) координацию действий сотрудников, обеспечивающих реализацию маршрутов;

4) помощь в организации общения между коллегами.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута, направленного на развитие профессиональной деятельности молодого педагога, детерминируется использованием различных взаимодополняющих методологических подходов: синергетического, деятельностного, системного, ак-меологического и др.

Варианты индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодых педагогов во многом зависят от ряда объективных и субъективных факторов и обстоятельств. Из них наиболее часто встречаются:

• отсутствие/наличие личной заинтересованности молодого педагога в профессиональном развитии;

• объективные ограничения бесплатных курсов повышения квалификации, стажерских практик, краевых образовательных событий для полноценного введения элементов вариативности;

• высокая вероятность отклонения от выполнения индивидуальной образовательной траектории в части темпов ее освоения ввиду загруженности педагогов в школе, а также возможных сложных санитарно-эпидемиологических условий;

• нечетко прорисованный профиль профессиональных интересов обучающегося, изменения жизненных целей и приоритетов на момент индивидуальной образовательной траектории;

• неправильная оценка обучающимся собственных возможностей при выборе образователь-

ных элементов или темпов их освоения.

В связи с этим нами были выделены следующие основные условия проектирования индивидуального образовательного маршрута:

• обеспечение вариативности образовательных событий индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития молодых педагогов с нарастанием сложности их освоения;

• согласование и координация действий субъектов сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития молодых педагогов;

• создание условий ориентации молодых педагогов на самосовершенствование педагогической деятельности;

• расширение участия молодых педагогов в образовательных событиях, организованных профессиональной ассоциацией молодых педагогов Алтайского края.

Согласно модели, педагогам были предложены программы по развитию профессиональных компетенций в пяти направлениях: учитель-предметник, учитель-эксперт, учитель-наставник, учитель-руководитель, учитель-воспитатель.

Направление учитель-предметник подразумевает различный набор курсов повышения квалификации для учителей различных предметных областей. Нарастание сложности связано с переходом от формирования стандартных предметных компетенций к компетенциям по работе с одаренными школьниками или в профильных классах (углубленного изучения); от курсов повышения квалификации к ста-жерским практикам.

Направление учитель-эксперт ориентировано на развитие компетенций в области экспертиро-вания конкурсных материалов, прохождение стажировки в качестве помощника эксперта, изуче-

ние специфики данного вида деятельности, а также критериальных баз.

Следующие две компетенции рассчитаны на молодых педагогов, имеющих педагогический стаж более трех лет.

Направление учитель-наставник направлено на развитие профессиональных компетенций в области деятельности педагога как молодого наставника для вновь пришедших в школу молодых педагогов. Образовательные элементы траектории предполагают не только курсы повышения квалификации, но и стажировку в качестве помощника наставника при организации краевых мероприятий для молодых педагогов, а также участие в краевом конкурсе «Наставник», апробацию в школе технологии «Исследование урока».

Направление учитель-руководитель предназначено для молодых педагогов, находящихся в управленческом резерве или планирующих в него попасть. Для них предлагаются годовые курсы повышения квалификации, состоящие из двух модулей и стажерской практики. Предлагаемые вариативные модули помогают педагогу разобраться со спецификой работы заместителя директора школы по одному из направлений - учебной или воспитательной работы, развить компетенции в области менеджмента.

Направление учитель-воспитатель предназначено для молодых педагогов. Для них предлагаются годичные курсы повышения квалификации, направленные на развитие личностного потенциала педагогов и школьников. Межкурсовая работа дает возможность молодым педагогам апробировать внеурочный курс для школьников по развитию личностного потенциала, различные технологии воспитательной деятельности.

Для каждого направления на основе результатов диагностики профессиональных компетенций предлагался различный набор об-

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА Щ

разовательных элементов. Прохождение каждого образовательного элемента заканчивается «итоговой аттестацией», позволяющей оценить степень продвижения педагога по индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальные образовательные траектории реализуются профессорско-преподавательским составом, специалистами Алтайского института развития образования имени А.М. Топорова (г. Барнаул), образовательными организациями, входящими в краевую инновационную сеть, организациями, в которых трудятся молодые педагоги, членами краевой ассоциации молодых педагогов.

Следует также отметить, что ввиду различных индивидуальных особенностей педагогов скорость продвижения по предлагаемым образовательным траекториям у них может быть разной. В связи с этим педагогам в одном направлении могут предлагаться только одинаковые курсы или стажерские практики, но с разными сроками прохождения и формами образования. Главный критерий - динамика профессиональных компетенций.

Критериально-результативный компонент модели предполагает оценку достижения запланированного результата.

Основными объектами контроля являются:

• знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы;

• знание основ методики преподавания (воспитания), основных принципов системно-дея-тельностного подхода;

• знание видов и приемов современных педагогических технологий;

• владение формами и методами обучения (воспитания), в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная де-

ятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и др.);

• использование специальных подходов к обучению и воспитанию в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе обучающихся с особыми потребностями в образовании, а именно: проявивших выдающиеся способности; тех, для которых русский язык не является родным; с ограниченными возможностями здоровья. Подробные показатели и критерии оценки профессиональных компетенций заложены внутри каждой из дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, стажерских практик, что позволяет молодому педагогу своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от полученных результатов.

Оценка итогового задания осуществляется в формулировках «компетенция освоена на инновационном уровне», «компетенция освоена на базовом уровне», «компетенция освоена на допустимом уровне».

Внедрение модели осуществляется поэтапно. На первом этапе изучается уровень сформирован-ности представлений молодых педагогов о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», а также затруднения педагогов при его возможном проектировании.

На следующем этапе совместно с тьютором молодые педагоги уточняют направление планируемого развития педагогической деятельности в рамках построения горизонтальной или вертикальной профессиональной карьеры. Интересы молодых педагогов разнообразны, некоторые осознают свой потенциал в области преподавания предмета, усовершенствования технологий преподавания, работы с одаренными школьниками или освоения специфики работы в профильных классах. Другие, осознавая в себе потенциал руково-

дителя, планируют в будущем войти в руководящий резерв. Часть педагогов видят себя в качестве экспертов, которые принимают участие в оценке аттестационных или конкурсных материалов с последующим изучением и прохождением специальных курсов повышения квалификации для экспертов по оценке работ государственной итоговой аттестации. Интересы многих педагогов связан с развитием воспитательных систем. Организуется процесс самооценки сформированности предметных и методических компетенций молодых педагогов, что позволяет молодым педагогам еще раз уточнить профессиональные требования, предъявляемые сегодня к педагогу со стороны государства.

Параллельно с этим формируются программы повышения квалификации и учебного графика курсовых мероприятий, утверждаются график стажерских практик, сроки и программа проведения образовательных событий с участием членов профессиональных сообществ (ассоциации молодых педагогов края), график профессиональных конкурсов. Совместно с тьютором молодые педагоги проектируют индивидуальный образовательный маршрут по форме, разработанной и предлагаемой педагогам.

На следующем этапе происходит реализация запланированных мероприятий. Маршрут обязательно предполагает контрольные точки -встречи, на которых происходит рефлексия процесса прохождения маршрута, самоанализ профессиональных достижений.

На завершающем этапе организуется самоанализ процесса реализации индивидуального образовательного маршрута, оцениваются риски, определяются способы выбора тех или иных образовательных событий, эффективность выбранных форм участия в событиях, оценивается инструментарий (способ) выбора; анализируется результат развития профессио-

нальных компетенций. Процесс самооценки очень важен, он позволяет педагогам на протяжении всей жизни применять освоенные инструменты (способы) проектирования развития профессиональной деятельности и оценивать динамику их развития.

Анализ диагностических материалов позволяет оценить эффективность выбранных для индивидуального образовательного маршрута структурных компонентов, форм и методов реализации маршрута, оценить все условия и риски.

Проанализированная нами модель систематизирует предлагаемые молодым педагогам краевые ресурсы развития профессиональной деятельности и обеспечивает развитие педагогов по индивидуальным образовательным маршрутам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогическое наследие В.А. Сластенина: горизонты будущего / под ред. Л.С. Подымовой, А.В. Лукиновой. М.: Изд-во Московского педагогического городского ун-та, 2015. 204 с.

2. Подымова Л.С. Педагогическая антропология как методология современного педагогического образования в контексте идей К.Д. Ушинского и В.А. Сластенина // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти академика В.А. Сластенина. Воронеж, 22-23 сентября 2016 г. / под общ. ред. Н.И. Вьюновой. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2016. С. 39-41.

3. Подымова Л.С., Головятенко Т.А. Организация персонифицированного образовательного пространства как проблема // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 28-30.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С., Подымов Н.А., Меньшиков В.М. и др. Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития: монография. М.: Изд-во Московского педагогического городского ун-та, 2020.

REFERENCES

1. (2015) Pedagogicheskoe nasledie V.A. Slastenina: gorizonty budushchego [Pedagogical Heritage of V.A. Slastenin: Horizons of the Future]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publishing. 204 p. (in Russian).

2. Podymova L.S. (2016) Pedagogicheskaya antropologiya kak metodologiya sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste idej K.D. Ushinskogo i V.A. Slastenina [Pedagogical Anthropology as a Methodology of Modern Pedagogical Education in the Context of the Ideas of K.D. Ushinsky and V.A. Slastenin]. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI veka: Mat. VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. pamyati akademika V.A. Slastenina [Pedagogical Education: Challenges of the XXI Century: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference Dedicated to the Memory of Academician V.A. Slastenin], Voronezh, 22-23th of September 2016, Voronezh, Voronezh State University Publishing, pp. 39-41. (in Russian).

3. Podymova L.S., Golovyatenko T.A. (2020) Organizatsiya personifitsirovannogo obrazovatel'nogo prostranstva kak problema [Organization of Personalized Educational Space as a Problem]. Higher Education Today, no. 1, pp. 28-30. (in Russian).

4. Slastenin V.A., Podymova L.S., Podymov N.A., M en'shikov V.M. et al. (2020) Pedagogicheskoe nasledie V.A. Slastenina: problemy vospitaniya, lichnostnogo i professional'nogo razvitiya: monografiya [Pedagogical Heritage of V.A. Slastenin: Problems of Education, Personal and Professional Development]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publishing. 290 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.