Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, Чуприянова Оксана Михайловна

Повышение требований к результатам деятельности системы образования вызвало необходимость выбора молодыми педагогами индивидуального маршрута своего профессионального роста. Цель данной работы заключается в анализе процесса определения индивидуального образовательного маршрута как основы профессионального развития. Главными методами исследования являются дедуктивный метод и педагогический анализ, позволяющие по-новому взглянуть на традиционные проблемы и устоявшиеся взгляды на ключевые категории педагогической науки. Авторская научная оценка категории индивидуального образовательного маршрута направлена на всестороннее изучение сущности и задач выбора преподавателями индивидуального пути реализации своего профессионального потенциала. Результаты показали, что на этот выбор влияют как внутренние факторы, так и внешние. Во многом он обусловлен личностными характеристиками молодого педагога, его интересами, духовными интенциями, связанными с задачами профессионального становления. Важную роль при этом играют институты повышения квалификации работников образования, в рамках которых оказывается помощь в выявлении направлений профессионального развития. По итогам исследования можно утверждать, что интерналистские и экстерналистские тенденции при выборе индивидуального маршрута представляют собой своеобразные полярности, между которыми и происходит профессиональное самоопределение педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, Чуприянова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE OF A YOUNG TEACHER AS A BASIS FOR PROFESSIONAL GROWTH

Increasing the requirements to the results of education system caused the need for young teachers to choose an individual route for their professional growth. The purpose of this work is to study the process of determining an individual educational route by young teachers as the basis for their professional growth. The main methods of this research are the deductive method and the method of pedagogical analysis, which allows us to take a new look at established views on main categories of pedagogical science. Our scientific analysis of the category of individual educational route is aimed at a comprehensive study of the essence and tasks of choosing an individual route for young teachers to realize their professional potential. The study showed that the choice of an individual educational route of professional development is influenced by both internal and external factors. In many ways, this choice is determined by the personal characteristics of a young teacher, his interests, spiritual intentions associated with the task of professional development. An important role in the choice of an individual educational route by a young teacher plays institutes of advanced training of educational workers, within the framework of which comprehensive assistance is provided in determining the main directions of professional growth of teachers. According to the results of the study, it can be argued that the internalist and externalist tendencies in choosing an individual route represent a kind of polarity, within which the professional self-determination of a young teacher takes place.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 82-86. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 82-86.

Научная статья УДК 37.08

https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.13

Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога как основа профессионального роста

Жумагельды Кубжасарович Кениспаев1, Оксана Михайловна Чуприянова2

1Омский государственный аграрный университет, Омск, Россия, kenispaev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9442-2030 2Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, chom@iro22.ru, https://orcid.org/0000-0003-4562-8021

Аннотация. Повышение требований к результатам деятельности системы образования вызвало необходимость выбора молодыми педагогами индивидуального маршрута своего профессионального роста. Цель данной работы заключается в анализе процесса определения индивидуального образовательного маршрута как основы профессионального развития. Главными методами исследования являются дедуктивный метод и педагогический анализ, позволяющие по-новому взглянуть на традиционные проблемы и устоявшиеся взгляды на ключевые категории педагогической науки. Авторская научная оценка категории индивидуального образовательного маршрута направлена на всестороннее изучение сущности и задач выбора преподавателями индивидуального пути реализации своего профессионального потенциала. Результаты показали, что на этот выбор влияют как внутренние факторы, так и внешние. Во многом он обусловлен личностными характеристиками молодого педагога, его интересами, духовными интенциями, связанными с задачами профессионального становления. Важную роль при этом играют институты повышения квалификации работников образования, в рамках которых оказывается помощь в выявлении направлений профессионального развития. По итогам исследования можно утверждать, что интерналистские и экстерналист-ские тенденции при выборе индивидуального маршрута представляют собой своеобразные полярности, между которыми и происходит профессиональное самоопределение педагога.

Ключевые слова: педагогика, образование, инновация, учитель, индивидуальный маршрут Для цитирования: Кениспаев Ж.К., Чуприянова О.М. Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога как основа профессионального роста // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 10. С. 82-86. https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.13.

Original article

Individual educational route of a young teacher as a basis for professional growth

Zhumageldy K. Kenispayev1, Oksana M. Chupriyanova2

1Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia, kenispaev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9442-2030 2Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, chom@iro22.ru, https://orcid.org/0000-0003-4562-8021

Abstract. Increasing the requirements to the results of education system caused the need for young teachers to choose an individual route for their professional growth. The purpose of this work is to study the process of determining an individual educational route by young teachers as the basis for their professional growth. The main methods of this research are the deductive method and the method of pedagogical analysis, which allows us to take a new look at established views on main categories of pedagogical science. Our scientific analysis of the category of individual educational route is aimed at a comprehensive study of the essence and tasks of choosing an individual route for young teachers to realize their professional potential. The study showed that the choice of an individual educational route of professional development is influenced by both internal and external factors. In many ways, this choice is determined by the personal characteristics of a young teacher, his interests, spiritual intentions associated with the task of professional development. An important role in the choice of an individual educational route by a young teacher plays institutes of advanced training of educational workers, within the framework of which comprehensive assistance is provided in determining the main directions of professional growth of teachers. According to the results of the study, it can be argued that the internalist and externalist tendencies in choosing an individual route represent a kind of polarity, within which the professional self-determination of a young teacher takes place. Keywords: pedagogy, education, innovation, teacher, individual route

For citation: Kenispayev Z.K., Chupriyanova O.M. Individual educational route of a young teacher as a basis for professional growth // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 10. P. 82-86. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.10.13.

© Кениспаев Ж.К., Чуприянова О.М., 2021

Введение. В современной системе образования важную роль играют личность педагога, внутренняя мотивация, во многом определяющая его профессиональную деятельность. Конечно, эта деятельность в первую очередь регулируется законом об образовании и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу государственной системы образования. Тем не менее нельзя упускать из вида и так называемые субъективные факторы, которые в неменьшей степени, чем формальные требования, влияют на характер педагогической деятельности. В связи с этим за последние десятилетия в педагогической литературе обсуждается тема выбора молодыми педагогами образовательного маршрута профессионального развития. Представляется, что индивидуальный маршрут - это своего рода персональное кредо педагога, которым он руководствуется в профессиональной деятельности.

В научной литературе существует несколько определений термина «индивидуальный образовательный маршрут», и в начале исследования важно обратить внимание на объем и содержание этого понятия. Как правило, оно трактуется как персональный путь педагога, который ведет к реализации его личностного потенциала в образовании. Заметим, что индивидуальный маршрут представляет собой своеобразную технологию профессионального развития, которая за последнее десятилетие приобрела большую значимость. По мнению Л.С. Подымовой, «большинство подходов к персонифицированному обучению и повышению квалификации специалистов опираются на концепции самостоятельности и совместной деятельности с наставниками и коллегами, сопровождающим индивидуальный маршрут молодого педагога, где позиция сопровождающего рассматривается как помощь в развитии определенных компетенций. Однако важно рассматривать и позицию молодого педагога, его запросы, проблемы, внутренние ресурсы и возможности самообучения, самоконтроля, рефлексии собственной деятельности и самоопределения в построении маршрутов повышения квалификации, выбора модулей, способов получения информации» [1, с. 26].

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный, отличающийся характерными признаками путь молодого педагога, который представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую реализацию потенциала. Представляется, что наряду с объективными критериями выбора такого маршрута, связанными с задачами, стоящими перед системой образования, преподаватель руководствуется также своими субъективными представлениями о роли учителя в современной школе. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это магистральная линия формирования компетенций и навыков молодого педагога, которая определяется по мере его становления как профессионала.

Материалы и методы. Методологические проблемы педагогической деятельности всегда были в центре внимания как самой педагогики, так и других наук, связанных с воспитанием личности человека. Основными теоретическими источниками по теме исследования были труды Л.С. Подымовой [2], В.В. Серикова [3], В.А. Сластенина [4], В.А. Сухомлинского [5], К.Д. Ушинского [6], Г.П. Щедровицкого [7] и др. В качестве общетеоретических методов познания был использован дедуктивный метод, позволивший из исходных положений об условиях выбора индивидуального образовательного маршрута вывести главные выводы исследования. Кроме того, в педагогическом аспекте применялся метод анализа, благодаря которому выявлены ключевые этапы выбора индивидуального маршрута молодыми педагогами. В частности, рассмотрены такие этапы, как определение уровня развития своего профессионального мастерства, самоопределение в образовательном пространстве, формулировка базовых элементов индивидуального образовательного маршрута, его реализация в педагогической деятельности и анализ его эффективности в зависимости от достигнутых целей.

Таким образом, исследуемая тема охватывает не только сферу непосредственно педагогической деятельности, но и широкий спектр внешних факторов, определяющих выбор индивидуального образовательного маршрута. В общем случае можно говорить о существовании интер- и экс-терналистских тенденций при этом выборе. В первом случае педагог в большей степени ориентируется на внутренние мотивы в профессиональной деятельности, т. е. основными факторами при разработке маршрута выступают личностные устремления, связанные с реализацией себя в качестве профессионала. Во втором случае педагог главным образом руководствуется теми целями и задачами, которые стоят перед системой образования, учитывает требования общества и государства по отношению к школе. Иначе говоря, экстерналистский подход предполагает отражение в индивидуальном образовательном маршруте молодого педагога социально-экономических запросов к системе образования. Например, переход школы на дистанционную форму обучения из-за пандемии, конечно, повлиял на процесс разработки маршрута, так как возникла необходимость в повышении педагогических компетенции в области компьютерных технологий.

Результаты. Личный опыт педагога, выражающийся в его индивидуальном образовательном маршруте, является магистральной линией развития его профессиональных навыков. Поэтому на первом этапе определения своего профессионального уровня необходимо объек-

тивно оценивать собственные возможности. Между тем, как утверждают специалисты, существует разрыв между степенью подготовки преподавателей и реальными задачами, с которыми они сталкиваются в ежедневной практике: «В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика» [8, с. 43].

Не обошла эта проблема и Алтайский край. В частности, опрос молодых педагогов региона показал, что большинство из них не имеют полного представления о педагогической профессии, направлениях вертикального и горизонтального карьерного роста. Поэтому в Алтайском институте развития образования большое внимание уделяется специальной работе с молодыми преподавателями по уточнению их представлений о выбранной профессии, ее специфике, возможностях профессионального развития. Также ведется работа по формированию у них методологического инструментария, позволяющего провести самооценку профессиональных компетенций, определить точки профессионального роста. Выбор индивидуального маршрута реализуется в соответствии с требованиями ФГОС, согласно которому вектор педагогической деятельности направлен в сторону наибольшей эффективности, в связи с чем педагоги, чтобы не отставать от времени, должны постоянно повышать уровень профессиональных навыков. Кроме того, существует и внешний контроль над педагогической деятельностью, инициируемый общественностью, заинтересованной в конечных результатах работы системы образования [9].

Объективно оценив свой потенциал с точки зрения базовых знаний, владения педагогическими технологиями, молодой педагог приступает к формулировке индивидуального образовательного маршрута. Основой последнего, как правило, выступает дорожная карта, в которой педагог фиксирует то, что он планирует делать для повышения уровня профессиональной подготовки и в какие сроки намерен достичь поставленных целей. Дорожная карта позволяет наглядно демонстрировать личные достижения и определять, насколько реальные успехи совпадают с планами, отраженными в индивидуальном маршруте. Если такой маршрут выступает стратегией достижения поставленных целей, то дорожная карта - это тактика реализации молодым педагогом плана развития.

Обсуждение результатов. Индивидуальный маршрут поможет педагогу отслеживать и анализировать результаты работы, совершенствовать методику профессиональной деятельности. Таким образом, образовательный маршрут может стать отправной точкой личностного роста молодого преподавателя, стимулом для совершенствования навыков. Исследуя тему качества современного образования, отечественный педагог В.В. Сериков отмечает, что «учителю необходимо проанализировать его педагогический ресурс: что именно он с помощью имеющихся у него средств может внести в развитие организованности, компетентности учащихся как общешкольные цели. Вероятно, при этом он должен также обдумать, что он хотел бы внести своего в имеющуюся учебную программу и обосновать необходимость этого» [10, с. 11].

Не теряют актуальности и мировоззренческие (философские) основания личностного роста преподавателя, так как от этого зависит общая политика педагогической деятельности [11]. Напомним, что специфика, например, гуманитарных наук предполагает выражение научных знаний через призму собственного видения проблемы в условиях изменяющихся социальных связей [12]. Заметим, что личная заинтересованность педагога в профессиональном росте во многом связана с его пониманием главных задач, стоящих перед системой образования. Благодаря самоанализу и построению на этой основе индивидуального пути в образовании молодой преподаватель имеет все шансы проявить лучшие человеческие качества. Л.С. Подымова и Т.А. Головя-тенко считают, что «технология персонифицированного подхода к построению образовательного маршрута педагогов, на наш взгляд, может способствовать успешному преодолению трудностей как профессиональной адаптации, так и дальнейшего профессионального роста, стимулировать активное участие в создании и реализации педагогических инноваций» [13, с. 30].

Судить об эффективности индивидуального образовательного маршрута можно лишь после его реализации в ходе педагогической деятельности. Между оптимистическими планами на будущее и реальностью часто возникают несоответствия. Молодому педагогу крайне важно своевременно решать поставленные задачи и достигать конечных целей индивидуального образовательного маршрута.

Заключение. Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога - это точка роста, начало его профессиональной карьеры. На выбор такого маршрута влияют и внешние факторы, во многом определяющие направление развития. Однако и в этом случае главный приоритет

остается за способностью человека самостоятельно регулировать уровень профессиональной подготовки, сильные и слабые стороны характера. Дальнейшие шаги по реализации индивидуального маршрута находятся в прямой зависимости от исходных предпосылок, сформулированных в результате самоанализа. Индивидуальный образовательный маршрут - это необходимый элемент современной системы образования, который позволяет педагогам определять главные приоритеты профессионального роста. В процессе решения сложных задач, возникающих в практике, формируется общее представление молодого педагога о сущности профессии. Именно в реальной ситуации проверяются компетенции, с которыми студенты имели дело еще в стенах высших учебных заведений. Последние, как известно, с конца прошлого века переживают очередную эпоху перемен, оказывающую существенное воздействие на качество подготовки педагогических кадров для школ [14]. Очевидно, что школа - это не изолированная от общества сфера жизни, она в полной мере испытывает на себе все основные тенденции, наблюдаемые в социуме.

В некоторых случаях неопределенность в выборе будущей специализации ведет к тому, что к профессии учителя склоняются люди, которые по духовному складу не способны работать в системе образования: «Молодежь, в свою очередь, все чаще выбирает профессию учителя случайно, ищет дополнительные источники дохода внутри или вне системы образования и готова в любой момент покинуть школу» [15, с. 232]. Выбор профессии - самый важный шаг в жизни человека, и, конечно, не все с первого раза могут определить свое будущее. Поэтому и в систему образования время от времени приходят люди, которые находятся в состоянии неопределенности, в поисках своего места в жизни, рассматривают различные виды деятельности, включая педагогическую. Особенно важен в такой ситуации выбор индивидуального образовательного маршрута. Он позволит объективно оценить свои возможности, интересы и цели в профессиональном плане.

Индивидуальный маршрут можно представить в виде географической карты, на которой молодой педагог прокладывает жизненный путь, определяя основные этапы восхождения к вершинам профессии. Однако на этом пути встречаются препятствия, которые требуют нетривиальных решений. Например, в ситуации жесткой конкуренции и изменений в трудовом законодательстве учителям все сложнее планировать перспективы профессионального роста [16]. Тем не менее и в этих непростых условиях индивидуальный образовательный маршрут в качестве магистральной линии формирования профессиональных компетенций и навыков можно рассматривать как основополагающий документ, где будут отражены как этапы профессионального становления педагога, так и перспективы его личностного развития.

Дальнейшее исследование темы может быть связано с анализом индивидуальных особенностей молодых преподавателей, поскольку остается открытым вопрос о степени самостоятельности и самоуправления, который является основой проектирования индивидуального образовательного маршрута. Деятельность в данном направлении предполагает высокую степень самостоятельности при выборе молодыми педагогами содержательных компонентов маршрута (программ повышения квалификации, стажерских практик и др.), различных ролей в образовательном процессе (участник, помощник тьютора, помощник организатора и т. п.). В дальнейшем это позволит специалисту совершенствовать профессиональные навыки и строить карьеру. На следующем этапе молодые преподаватели уточняют направление планируемого развития педагогической деятельности в рамках горизонтального и вертикального построения карьеры. Некоторые проявят свой потенциал в преподавании предмета, совершенствовании технологий подачи материала, работе с одаренными школьниками. Другие обнаружат талант руководителя и найдут себя в управлении образовательным процессом, педагогическим коллективом. Часть педагогов станут экспертами, принимающими участие в оценке региональных, всероссийских и международных конкурсных работ, итоговых аттестационных проектов.

Список источников:

1. Подымова Л.С. Персонифицированная модель психолого- педагогического сопровождения молодого учителя // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии : материалы межвуз. конф. / отв. ред. Л.В. Попова. М., 2019. С. 25-30.

2. Подымова Л.С. Персонифицированная модель ... ; Подымова Л.С., Долинская Л.А. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности. М., 2016. 208 с. ; Подымова Л.С., Головятенко Т.А. Организация персонифицированного образовательного пространства как проблема // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 28-30. https://doi.Org/10.25586/RNU.HET.20.01.P.28.

3. Сериков В.В. Управление качеством образования // Творческая педагогика. 2010. № 4. С. 5-22.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособ. / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. 576 с.

5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. СПб., 2017. 208 с.

6. Ушинский К.Д. Избранные труды. М., 1998. 222 с.

7. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995. 800 с.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Указ. соч. С. 43.

9. Потемкина Т.В. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя: теоретико-методологический подход : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 46 с.

10. Сериков В.В. Указ. соч. С. 11.

11. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 1998. 605 с.

12. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. С.А. Комарова. М., 2008. 238 с. ; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. 324 с.

13. Подымова Л.С., Головятенко Т.А. Указ. соч. С. 30.

14. Иванов А.В., Фотиева И.В. Современное университетское образование: административно-бюрократический произвол и его следствия // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4-1. С. 113-128. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.4.1-113-128 ; Ореховский П.А., Разумов В.И. Время карнавала: российская высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 3-1. С. 77-94. https://doi.Org/10.17212/2075-0862-2020-12.3.1-77-94.

15. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Кадровая ситуация в школе: мнение учителей // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 232-249. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-232-249.

16. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 36-67. https://doi. org/10.17323/1814-9545-2018-3-36-67.

Информация об авторах Ж.К. Кениспаев - доктор философских наук, профессор, Омский государственный аграрный университет, Омск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=689450.

О.М. Чуприянова - аспирант, Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия; руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова, Барнаул, Россия.

Information about the authors Zh.K. Kenispayev - D.Phil., Professor, Omsk State Agrarian University, Omsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=689450.

O.M. Chupriyanova - PhD student, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia; head of the center of continuous professional development of teachers, Altai Institute of Development of Education named after A.M. Toporov, Barnaul, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.09.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.09.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 21.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.