Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / РЕСУРСНАЯ КАРТА / ДОСТИЖЕНИЯ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынец Михаил Сергеевич

Статья раскрывает и обосновывает условия научно-методического обеспечения сопровождения педагогов, начинающегося от запроса самих работников образования. Такой запрос может быть получен в виде индивидуального образовательного маршрута, где педагог фиксирует достижения и затруднения в собственной профессиональной деятельности и ищет возможности для обобщения опыта и ликвидации дефицитов. Предлагается формат и пример заполнения индивидуального образовательного маршрута, отличающийся от рекомендованных, обосновываются недостатки общепринятых форматов. Приводятся результаты проведённого практикоориентированного исследования по принятию педагогами составления индивидуальных образовательных маршрутов как способа деятельности, позволяющего выстроить горизонтальное профессиональное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A TOOL FOR SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS. PEDAGOGICAL PERSPECTIVE

The article reveals and substantiates the conditions for the scientific and methodological support of teachers, starting from the request of the educators themselves. Such a request can be received in the form of an individual educational route, where the teacher records the achievements and difficulties in his own professional activity and looks for opportunities to generalize experience and eliminate difficulties. A format and an example of filling out an individual educational route that differs from the recommended ones is proposed, the disadvantages of the recommended formats are substantiated. The results of the conducted practice-oriented research on the adoption by teachers of drawing up individual educational routes as a method of activity that allows building horizontal professional development are presented.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2021. № 2. С. 59-66.

Pedagogical perspective. 2021; 2 : 59-66.

Научная статья УДК 371.3

индивидуальным образовательный маршрут

как инструмент научно-методического сопровождения педагогов

М.С. Мартынец

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярск, Россия, martynets@kipk.ru

Аннотация. Статья раскрывает и обосновывает условия научно-методического обеспечения сопровождения педагогов, начинающегося от запроса самих работников образования. Такой запрос может быть получен в виде индивидуального образовательного маршрута, где педагог фиксирует достижения и затруднения в собственной профессиональной деятельности и ищет возможности для обобщения опыта и ликвидации дефицитов. Предлагается формат и пример заполнения индивидуального образовательного маршрута, отличающийся от рекомендованных, обосновываются недостатки общепринятых форматов. Приводятся результаты проведённого практикоориентированного исследования по принятию педагогами составления индивидуальных образовательных маршрутов как способа деятельности, позволяющего выстроить горизонтальное профессиональное развитие.

Ключевые слова: профессиональные умения, индивидуальный образовательный маршрут, научно-методическое сопровождение педагогов, ресурсная карта, достижения и затруднения в деятельности работников образования.

Для цитирования: Мартынец М.С. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент научно-методического сопровождения педагогов // Педагогическая перспектива. 2021. № 2. С.59-66.

individual educational route as a tool for scientific and methodological support

of teachers

M.S. Martynets

Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Education Workers, Krasnoyarsk, Russia, martynets@kipk.ru

Abstract. The article reveals and substantiates the conditions for the scientific and methodological support of teachers, starting from the request of the educators themselves. Such a request can be received in the form of an individual educational route, where the teacher records the achievements and difficulties in his own professional activity and looks for opportunities to generalize experience and eliminate difficulties. A format and an example of filling out an individual educational route that differs from the recommended ones is proposed, the disadvantages of the recommended formats are substantiated. The results of the conducted practice-oriented research on the adoption by teachers of drawing up individual educational routes as a method of activity that allows building horizontal professional development are presented.

Keywords: professional skills, individual educational route, scientific and methodological support of teachers, resource map, achievements and difficulties in the activities of educators.

For citation: Martynets M.S. Individual educational route as a tool for scientific and methodological support of teachers. Pedagogical perspective. 2021; 2 : 59-66. (In Russ.)

© М.С. Мартынец

59

Введение. Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяет её как совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учётом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования ста-жировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества [1].

Индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) - это комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе, учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования [2]. ИОМ представляет собой документ, составляемый педагогом на основе выявления не только его профессиональных проблем, дефицитов, затруднений, но и высоких достижений, и обеспечивающий реализацию индивидуализированной модели непрерывного профессионального развития (повышения квалификации).

Цель нашего исследования: разработать и обосновать научно-методическое обеспечение процесса составления педагогами индивидуального образовательного маршрута.

Проверяемая гипотеза: индивидуальный образовательный маршрут рассматривается педагогом как инструмент научно-методического сопровождения в случае, если преподавателем системы дополнительного профессионального образования организована его теоретико-практическая подготовка в части:

- теоретического осмысления процесса персонализации обучения и построения горизонтальной карьеры;

- освоения метода анализа данных, позволяющего выявить достижения и затруднения в профессиональной деятельности;

- овладение методами интерпретации результатов пройденных диагностик профессиональных умений.

Основная часть. Апробация гипотезы исследования была организована дважды в 2020/21 учебном году. Сначала в эксперимент была включена группа из 30 педагогов, проходивших 12 мая 2021 г. очное обучение на семинаре в Боготольском районе Красноярского края (далее - очная группа). Под руководством преподавателя участники семинара прошли все этапы проектирования ИОМ: теоретическое осмысление; практическая проба, включающая интерпретацию результатов определяющей диагностики и проведённого педагогами анализа результатов Всероссийских проверочных работ за 2018-2020 гг.; рефлексия.

Затем эксперимент был повторён в группе из 23 учителей иностранных языков, обучающихся дистанционно (далее - дистанционная группа), которым в течение срока обучения (17.0511.06.2021) с определённой периодичностью в формате «Сторис» (англ. stories) был предложен набор авторских текстов, полезных для составления ИОМ. Некоторые из этих текстов соста-

вили содержательную основу статьи и размещены далее с предваряющими их вопросами.

Для иллюстрации статьи примерами мы взяли одно из умений обучающихся из отчёта о проведении ВПР в Красноярском крае в 2020 году: «Умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами» [3]. В отчёте приведены умения обучающихся и результаты выполнения проверяющих их заданий в среднем по краю и по России.

Опишем подробнее вопросы, обсуждаемые с участниками исследования в рамках обучения.

Каковы генезис, структура, предназначение ИОМ?

Участникам очной группы были предложены три способа определений понятий, из числа существующих в науке: генетическое, структурное, функциональное. На основании текста и полученного на семинаре опыта профессиональной деятельности, участники определяли вид готовых определений, предложенных преподавателем, и конструировали авторские определения понятия «индивидуальный образовательный маршрут».

Каков формат ИОМ?

Формат индивидуального образовательного маршрута, предложенный участникам двух групп, отличается от существующих в методической литературе. Дело в том, что все ранее увиденные нами форматы отличает «крен» в сторону затруднений педагога, никак не выделяя достижения в его профессиональной деятельности. Мы разработали собственный формат, позволяющий педагогу обратить внимание не только на дефициты в деятельности, но и на достижения, подобрав для всех них мероприятия, в которых можно представить свой опыт и поделиться с коллегами. По нашему наблюдению, «градус отторжения» предлагаемой работы по составлению маршрутов резко снижается, когда учителя начинают

понимать, что внешний по отношению к их работе человек хочет выявить не только затруднения, но и достижения, помочь ликвидировать одни и подать в выигрышном свете другие. В качестве иллюстрации, мы представили в таблице (с. 62) примеры заполнения формата из числа тех, что указывали педагоги в своих маршрутах.

Необходимо отметить, что в заданном формате педагог устанавливает соответствие между умением в профессиональной деятельности и мероприятием, в котором данное умение можно продемонстрировать как достижение или ликвидировать как затруднение. При этом умению в зоне благополучия соответствует найденная педагогом возможность для обобщения и распространения опыта. Рядом с возможностями педагоги указывают сроки, в течение которых ставят себе профессиональные задачи по обобщению опыта и ликвидации затруднений: это могут быть как конкретные даты, если они определены для мероприятий, так и временные промежутки, в течение которых возможности будут реализованы.

Как сформулировать профессиональное умение педагога?

Один из участников очной группы предложил вполне действенный способ, который группа приняла за основу для составления ИОМ. Учитель, формулируя профессиональное умение, может в начало формулировки поставить «Умение организовать деятельность обучающихся по...». В вышеприведённом примере умения обучающихся получается две формулировки: «Умение организовать деятельность обучающихся по распознаванию однородных членов предложения» и «Умение организовать деятельность обучающихся по выделению однородных членов предложения». Обе они содержат в себе познавательное универсальное учебное действие, при этом в первой подразумевается действие анализа (логическое учебное действие), во второй - модели-

Таблица

Формат индивидуального образовательного маршрута

Достижения педагога (умения педагога в зоне благополучия) Затруднения педагога (умения педагога в дефицитарной зоне)

1. Умение организовать деятельность обучающихся по демонстрации цифровых компетент-ностей (сканирование QR-кодов) в образова- 1. Умение конструировать задания, направленные на развитие логических познавательных УУД

тельном процессе 2. Умение организовать деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Возможности для обобщения и распространения опыта Срок Возможности для ликвидации затруднений Срок

1. Принять участие в аукционе педагогических идей «Универсальные учебные действия: планирую, формирую, оцениваю!» 09 декабря 2021 г. 1. Пройти обучение по программе повышения квалификации «Конструирование заданий, направленных на развитие логических познавательных универсальных учебных действий младших школьников» (24 часа; очно/дистанционно; https:// clck.ru/VWGNX) II полугодие 2021 г.

2. Пройти обучение по программе повышения квалификации «Особенности развития учебных действий у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (24 часа; очно/дистанционно; https:// clck.ru/VWGMn) I полугодие 2022 г.

лучше подходит к вышеуказанным примерам умений, которые должны демонстрировать обучающиеся в проверочных работах.

Как определить благополучность или дефицитарность умения ?

В идеальном виде грань между тем и другим определяется показателем, закреплённым в школьной системе оценки качества. В рамках учебной ситуации, созданной на двух проведённых обучающих мероприятиях, эта граница установлена на отметке 51 % выполнения. Умение, взятое нами в качестве примера для иллюстрации из отчёта о проведении ВПР в 2020 г., показательно: по установленной границе оно оказывается в дефицитарной зоне, поскольку с ним справились 47 % обучающихся в крае.

Вторым показателем, если принимать в расчёт сопоставительный анализ,

рования (знаково-символическое учебное действие). Необходимо отметить, что начало формулировки профессионального умения как зеркало отражает педагогическую технологию, в которой работает учитель. В приведённых выше примерах наглядно видно проявление системно-деятельностного подхода.

Сложнее, в отсутствии у педагогов кодификатора, выявить профессиональное умение, которое проверяется заданием какой-либо определяющей диагностики. Анализ составленных ИОМ показывает, что, например, текст профессионального стандарта педагога [4], заложенный в основу предложенной участникам диагностики, к сожалению, не используется учителями в качестве основания для формулирования профессиональных умений. При этом, трудовое действие «Формирование универсальных учебных действий» как нельзя

может стать умение, процент выполнения которого отличается от российского показателя более чем на определённое число. В рамках учебной ситуации, созданной на обучающих мероприятиях, эта разница установлена на отметке 5 % в обе стороны. Умение, взятое нами в качестве примера из отчёта о проведении ВПР в 2020 г., показательно и в этот раз: результат выполнения заданий на его проверку на 5 % меньше, чем по стране в целом (52 %).

Где искать ресурсы для составления ИОМ?

Возможности для пестования достижений и ликвидации затруднений наглядно отображаются на карте ресурсов. Процесс предваряющей разработки такой ресурсной карты называется картированием. Картирование - процесс построения карт [обучающимися] с определением индивидуального образовательного маршрута и позитивной визуализацией [5].

В рамках учебной ситуации в очной группе участники семинара прошли определяющую диагностику. Диагностика проводится посредством сети Интернет, доступ к ней осуществляется по ссылке или QR-коду. При анализе результатов решения кейсовых ситуаций через задания слушателю доступны верные и неверные ответы. По результатам выполнения заданий, будущим слушателям дополнительных профессиональных программ и участникам мероприятий рекомендуются программы и семинары, реализуемые на кафедре (один из вариантов ресурсной карты). Позволим себе не останавливаться подробнее на описании инструмента и приглашаем читателя самостоятельно познакомиться с ним по ссылке https:// clck.ru/UXCXc, а по результатам пройти обучение на предложенных программах, реализуемых в Институте.

Далее участники очной группы были помещены в условия смешанного обучения по модели «Ротация лабораторий». Участники одной из лабора-

торий (10 человек) выполняли анализ предложенных преподавателем ресурсов, доступных для уровня начального общего образования, по методу «Разбор почты руководителя». Участники второй лаборатории (20 человек) посредством официального сайта Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www.kipk.ru) самостоятельно искали ресурсы, пригодные для наполнения ИОМ педагогами, работающими на уровнях основного и полного общего образования. По итогам преподавателем было организовано обсуждение найденных ресурсов обеими группами. В ходе его участники обменялись ресурсами, поскольку обнаружилась их универсальность в части уровня образования. Например, учитель-предметник, работающий в основной школе, но имеющий учебную нагрузку в начальной, вполне может воспользоваться каким-либо ресурсом, изначально доступным для уровня начального образования, и наоборот.

Участники дистанционной группы, обучаясь на курсе ПК, в течение своего обучения получали обратную связь от руководителя и преподавателя: результаты стартовой и итоговой диагностик и текст с интерпретацией этих результатов, оценки и комментарии к каждому из заданий, включая текущие и зачётные, общение с преподавателем на форуме, в личных и групповых сообщениях. Кроме этого, участникам дистанционной группы была предложена возможность пройти определяющую диагностику, доработанную после её апробации в очной группе. Также группа была приглашена к участию в постоянно действующем исследовании, о первых результатах которого сообщалось ранее [6]. Текст публикации с результатами «первой партии» респондентов был предложен участникам дистанционной группы в качестве источника для сравнения собственных ответов

и усреднённых ответов респондентов, принявших участие в исследовании. В совокупности всё это позволило педагогам рефлексивно проанализировать свою деятельность в рамках обучения на курсе, увидеть достижения и затруднения в области методики формирования, развития и оценивания уровня сформированности функциональной грамотности у младших школьников средствами учебного предмета «Иностранный язык», составить ИОМ для посткурсового сопровождения.

Результаты и обсуждение. От участников двух групп было получено 40 (28 и 12 соответственно) индивидуальных образовательных маршрутов по предложенному формату. Их анализ показывает, что составление индивидуальных образовательных маршрутов было принято педагогами, при условии выделения как затруднений, так и достижений в профессиональной деятельности, что подтвердило нашу гипотезу исследования.

Наблюдается положительная динамика в осознанности принятия решений: если ранее педагог проходил обучение или принимал участие в конкурсах вследствие направления работодателя или необходимости прохождения аттестации на категорию [7], то при составлении ИОМ он подбирает то или иное мероприятие под конкретное умение. Институт рассматривает ИОМ как средство для персонализированного повышения квалификации педагогов. Результаты исследования, проведённого д. пед. н., доц. Н.Ф. Ильиной и коллегами [8], показывают, что для большинства педагогов персонализация собственного дополнительного профессионального образования необходима как инструмент преодоления собствен-

ных дефицитов (79 % респондентов); незначительно меньшее количество респондентов (76 %) рассматривают персонализацию как способ более качественно выполнять функции, вменённые внешними инстанциями, и только 69 % (хотя и это немало) заявили, что персонализация позволяет поставить и реализовать личностно значимые профессиональные цели.

Считаем, что научно-методическое сопровождение педагога будет эффективным в случае, если педагог самостоятельно формирует запрос на такое сопровождение, выбирая для себя удобные формы обобщения и распространения опыта и ликвидации затруднений. Подтверждение этому мы находим в выводах того же исследования, проведённого коллегами: «с одной стороны, у работников образования Красноярского края уже весьма развита субъектная позиция относительно своего профессионального развития, но, с другой стороны, им необходима специально организованная наставническая поддержка, а также система общих условий деятельности, позволяющая сохранить и усилить субъектность» [8]. В этой ситуации меняется роль сотрудника института повышения квалификации: от человека, ведущего образовательную деятельность, к специалисту, который занимает супервизорскую позицию, играет роль «навигатора», помогающего педагогу найти во всём многообразии предлагаемых ресурсов те, которые более всего подходят под его адресный запрос. Сам же Институт, модифицируя условия и форматы предоставления образовательных услуг, с успехом трансформируется в институт развития образования того региона, в котором он функционирует на благо педагогов.

Список литературы

1. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников: распоряжение Министерства Просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-76.

2. Методические рекомендации по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Министерства Просвещения РФ от 04.02.2021 № Р-33.

3. О проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР) в 5 классах осенью 2020 года. URL: https://coko24.ru/wp-content/uploads/2020/12/Справка_ВПР5_2020_осень.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н.

5. Табачук Н.П. Картирование как инструмент повышения мотивации студентов вуза к саморазвитию информационной компетенции // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала: материалы IV Всероссийской мультиформатной научно-практической конференции представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности в высшей школе, Хабаровск, 12-28 октября 2020 года. Хабаровск, 2021. С.144-147.

6. Мартынец М.С. Готовность учителя распознавать универсальное учебное действие по ответу обучающегося // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 23-30.

7. Богданова О.Н., Андреева С.Ю., Ильина Н.Ф., Лаврентьева И.В., Солянкина Н.Л. Методология исследования выявления образовательных потребностей и ожиданий педагогов Красноярского края // Непрерывное образование. 2015. № 3(13). С. 25-26.

8. Персонификация непрерывного профессионального образования: результаты работы межрегиональной дистанционной площадки. URL: https://kipk.ru/news/2664-personification-of-continumg-professional-education (дата обращения: 25.05.2021).

1. On the approval of the Concept for the creation of a unified federal system of scientific and methodological support of pedagogical workers: order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 06.08.2020 No. R-76. [in Russian].

2. Guidelines for the formation and maintenance of the functioning of a unified federal system of scientific and methodological support of teachers and management personnel: order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 04.02.2021 No. R-33. [in Russian].

3. On the conduct of the All-Russian verification work (VPR) in 5 classes in the fall of 2020. Available at: https://coko24.ru/wp-content/uploads/2020/12/Help_VPR5_2020_autumn.pdf (Accessed: 25.05.2021). [in Russian].

4. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 18.10.2013 No. 544n. [in Russian].

5. Tabachuk N.P. Mapping as a tool to increase the motivation of university students for the self-development of information competence. Sotsial'no-pedagogicheskiye tekhnologii v sotsializatsii budushchego professionala: materialy IV Vserossiyskoy mul'tiformatnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii predstaviteley akademicheskoy nauki i spetsialistov-praktikov v oblasti vospitatel'noy deyatel'nosti v vysshey shkole, Khabarovsk, 12-28.10. 2020. Khabarovsk, 2021. P. 144-147. [in Russian].

6. Martynets M.S. The teacher's readiness to recognize the universal learning action according to the student's response. Pedagogical perspective. 2021. No. 1. P. 23-30. [in Russian].

7. Bogdanova O.N., Andreeva S.Yu., Ilyina N.F., Lavrentyeva I.V., Solyankina N.L. Research methodology for identifying educational needs and expectations of teachers in the Krasnoyarsk Territory. Nepreryvnoye obrazovaniye. 2015. No. 3 (13). P. 25-26. [in Russian].

8. Personification of continuing professional education: the results of the work of the interregional distance platform. Available at: https://kipk.ru/news/2664-personification-of-continuing-professional-education (Accessed: 25.0552021). [in Russian].

References

Информация об авторе

Михаил Сергеевич Мартынец - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Information about the author

Mikhail S. Martynets - Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Education Workers, Department of Primary Education, Associate professor

Статья принята в редакцию 15.06.2021; одобрена после рецензирования 17.06.2021; принята к публикации 18.06.2021.

The article was submitted 15.06.2021; approved after reviewing 17.06.2021; accepter for publication

18.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.