Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АНДРАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колзина Анастасия Геннадьевна, Шихова Ольга Федоровна

Непрерывное повышение квалификации сотрудников остается актуальным направлением работы с персоналом на предприятиях в условиях рыночной экономики. Однако обучение во внешних учебных центрах и привлечение сторонних преподавателей не всегда учитывает специфику конкретного производства. Более целесообразной представляется подготовка внутрифирменных преподавателей из числа авторитетных специалистов, способных передать собственный профессиональный опыт и полученные знания. Авторы статьи представляют модель подготовки внутрифирменных преподавателей на промышленных предприятиях. Достоинством модели является то, что она учитывает индивидуальные особенности преподавателя, а также образовательные запросы предприятия, ориентирующегося на федеральную и региональную политику повышения производительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колзина Анастасия Геннадьевна, Шихова Ольга Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR TRAINING IN-COMPANY TEACHERS OF AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Continuous professional development of employees is area of work with personnel at enterprises in a market economy. However, external training does not always take into account the specifics of a particular production. So, it is more appropriate to train in-company teachers from among established specialists who are able to transfer their own professional experience and knowledge. The authors describe a model for training in-company teachers. The advantage of the model is that it accounts the individual characteristics of the teacher and educational needs of the company, which is guided by the Federal and regional policy of increasing efficiency and implementing lean production.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 378.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-165-173

ББК 74.40

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

MODEL FOR TRAINING IN-COMPANY TEACHERS OF AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Колзина Анастасия Геннадьевна

Аспирант, Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования», г. Ижевск Е-mail: аsia.kolzina@ya.ru

Kolzina Anastasia G.

PhD postgraduate student, Institute for the Development of Education, Izhevsk E-mail: аsia.koLzina@ya.ru

Шихова Ольга Федоровна

Профессор кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова», доктор педагогических наук, профессор E-mail: olgashihova18@mail.ru

Shikhova Olga F.

Professor at the Department of Engineering Graphics and Advertising Technology, Kalashnikov Izhevsk State Technical University; ScD in Education, Full Professor E-mail: olgashihova18@mail.ru

Аннотация. Непрерывное повышение квалификации сотрудников остается актуальным направлением работы с персоналом на предприятиях в условиях рыночной экономики. Однако обучение во внешних учебных центрах и привлечение сторонних преподавателей не всегда учитывает специфику конкретного производства.

Abstract. Continuous professional development of employees is area of work with personnel at enterprises in a market economy. However, external training does not always take into account the specifics of a particular production. So, it is more appropriate to train in-company teachers

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Колзина А. Г., Шихова О. Ф., 2022

Более целесообразной представляется подготовка внутрифирменных преподавателей из числа авторитетных специалистов, способных передать собственный профессиональный опыт и полученные знания. Авторы статьи представляют модель подготовки внутрифирменных преподавателей на промышленных предприятиях. Достоинством модели является то, что она учитывает индивидуальные особенности преподавателя, а также образовательные запросы предприятия, ориентирующегося на федеральную и региональную политику повышения производительности.

from among established specialists who are able to transfer their own professional experience and knowledge. The authors describe a model for training in-company teachers. The advantage of the model is that it accounts the individual characteristics of the teacher and educational needs of the company, which is guided by the Federal and regional policy of increasing efficiency and implementing lean production.

Ключевые слова: внутрифирменное обучение, внутрифирменные преподаватели, преподавательские компетенции, андрагогика, профессионально-педагогическая компетенция, компоненты профессионально-педагогической компетенции, педагогическая экспертиза, бережливое производство.

Keywords: in-company training, incompany teachers, teaching competencies, andragogy, vocational teaching competence, components of the vocational teaching competence, teaching expert evaluation, lean-production.

Для цитирования: Колзина А. Г., Шихова О. Ф. Модель подготовки внутрифирменных преподавателей на производственных предприятиях // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 165-173. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-165-173.

Cite as: Kolzina A. G., Shikhova O. F. Model for training in-company teachers of at industrial enterprises. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 165-173. DOI: 10.31862/2218-87112022-4-165-173.

К процессу подготовки и повышения квалификации персонала на промышленных предприятиях привлекаются как сторонние преподаватели учебных заведений и организаций, так и внутрифирменные преподаватели. В качестве преподавателей руководством назначаются сотрудники, не всегда способные и готовые передавать собственный профессиональный опыт и полученные знания. Стратегические цели и оперативные задачи, корпоративные ценности и традиции, лучший опыт предприятия и инновационные разработки может собрать, переработать и транслировать исключительно прогрессивная, мотивированная и подготовленная группа сотрудников.

Предлагаемая модель подготовки внутрифирменных преподавателей, разработанная на основе анализа научно-педагогической литературы и с учетом опыта организации внутрифирменного обучения на промышленных предприятиях, представлена на рис. 1. Она включает три блока: организационно-целевой, проектировочный и технологический.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК Социальный заказ: потребность общества в квалифицированном персонале промышленных предприятий Цель: формирование готовности внутрифирменных преподавателей (ВП) к преподавательской деятельности на промышленном предприятии Задачи:1. Выявить структуру и содержание профессионально-педагогической компетенции ВП.

2. Определить возможные индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) и маршруты (ИОМ)

3. Разработать организационно-методическое сопровождение ВП по ИОТ и ИОМ

Теоретико-методологическая база: дидактика, педагогическая квалиметрия, нормативно-правовые документы сферы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования

Принципы организации подготовки: общедидактические, специфические (профессиональности, учета возрастных

особенностей, индивидуализации, оптимальности, соответствия целям организации, опережающей подготовки, самоорганизации, интерактивности) Подходы к организации подготовки: системный, деятельностный, компетентностный, андрагогический, акмеологический, квалиметрический

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ блок

Заказ предприятия

Бережливый подход

Образовательные запросы ВП

|=!>

Профессионально-

педагогическая компетенция (ППК)

Компоненты ППК

1. Гностический

2. Коммуникативный

3. Оценочный

4. Проектировочный

Основания проектирования ИОТ /ИОМ: -специфика процесса подготовки (кратковременность и интенсивность)

- структура и содержание ППК - индивидуальные особенности ВП

Ориентировочный этап

К

Диагностический этап

Работа заказчиков обучения с информационными базами: - базами знаний

- базами учебных методматериалов

- тестовыми системами

- базами проектов

Анализ уровня сформированности ППК и выбор ИОТ (ИОМ)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК Формирующий этап

Реализация ИОТ: подготовка в группе, самоподготовка, консультации преподавателей и организаторов обучения

Н

Базовая ИОТ

Технологическая ИОТ:

- трудовой ИОМ

- коммуникативный ИОМ

- учебный ИОМ

Экспертная ИОТ

Ж

Средства и методы: - информационные базы - урок на одном листе SPL - шаблоны - интервью и кейсы - деловые игры, учебные площадки, АМО -ТО!

Оценочно-рефлексивный этап Корректирующий этап

Определение уровня сформированности ППК с помощью листов наблюдения урока, опроса обучившихся; обратной связи Коррекция структуры и содержания ППК, совершенствование информационных баз, методов и средств подготовки по ИОТ

;

Уровни сформированности ППК Уровни готовности к преподавательской деятельности

Базовый ^Допустимый Технологический ^Оптимальный Экспертный^Высокий

Индивидуальный результат: переход на более высокий уровень готовности преподавателя к организации процесса обучения Социальный результат: повышение квалификации работников предприятия

Рис. 1. Модель подготовки внутрифирменных преподавателей

1. Организационно-целевой блок отражает социальный заказ, цель, задачи, теоретико-методологическую базу подготовки внутрифирменных преподавателей, а также принципы и подходы к ее организации.

Исходя из анализа теоретических положений современной дидактики, педагогической квалиметрии, нормативно-правовых документов сферы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, определены общедидактические и специфические принципы подготовки внутрифирменных преподавателей. Группу специфических образуют принципы:

• профессиональности (подготовка преподавателей из числа сотрудников подразделений - «владельцев» производственного процесса, участвующих в его реализации и улучшении);

• учета возрастных особенностей (определяет условия процесса обучения взрослых);

• индивидуализации (организация процесса обучения сотрудников предприятия с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей) [1].

• оптимальности (рациональность в организации всех элементов процесса подготовки внутрифирменных преподавателей, достижение максимально возможных результатов при минимальных затратах времени и усилий) [2];

• соответствия целям организации (решение актуальных задач предприятия);

• опережающей подготовки (своевременная адаптация процесса подготовки внутрифирменных преподавателей к существующим условиям профессиональной деятельности и формирование их готовности к будущему заказу предприятия) [3];

• самоорганизации (помощь обучающимся в освоении навыков рационального учения, самостоятельного поиска информации и ее использования в профессионально-педагогической деятельности);

• интерактивности (взаимодействие и обмен профессиональными знаниями между всеми участниками педагогического процесса - обучающимися и преподавателями).

Реализовать рассмотренные принципы позволяет использование комплекса дополняющих друг друга подходов: системного, деятельностного, компетентностного, анд-рагогического, акмеологического и квалиметрического.

С позиций системного подхода [4; 5] процесс подготовки внутрифирменных преподавателей можно рассматривать как гибкую систему, учитывающую специфику конкретного промышленного предприятия со всеми его внешними и внутренними профессиональными связями.

Деятельностный подход [6-9] направлен на подготовку преподавателей, способных не только передавать опыт своей профессиональной деятельности, но и обладающих компетенциями собственного профессионально-педагогического развития и решения организационно-методических задач внутрифирменного обучения.

Компетентностный подход [10] моделирует ожидаемый результат подготовки внутрифирменных преподавателей в виде сформированной профессионально-педагогической компетенции, ориентированной на задачи обучения и повышения квалификации работников предприятия.

Андрагогический подход [11-13] предполагает создание условий для продуктивной самостоятельной деятельности внутрифирменного преподавателя, целенаправленного развития его личностных черт с учетом имеющихся возрастных особенностей и профессионального опыта.

Акмеологический подход подразумевает способность внутрифирменных преподавателей к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию [14].

Метод групповых экспертных оценок, использование которого предполагает ква-лиметрический подход [15; 16] ориентирован на выявление и педагогическую экспертизу структуры и содержания профессионально-педагогической компетенции внутрифирменных преподавателей, а также уровней их готовности к обучающей деятельности.

2. В проектировочном блоке следует учитывать влияние на процесс подготовки внутрифирменных преподавателей:

• заказа предприятия в оптимальной организации процесса обучения персонала, направленного на решение актуальных для производства задач;

• бережливого подхода, определяемого федеральной и региональной политикой повышения эффективности, подразумевающий внедрение постоянных улучшений и ориентацию на клиентов предприятия;

• образовательных запросов самих внутрифирменных преподавателей.

Структура профессионально-педагогической компетенции, определенная в ходе педагогической экспертизы, включает следующие функциональные компоненты, конкретизирующие компетентностно-ориентированные цели подготовки внутрифирменных преподавателей:

• гностический - характеризует степень владения предметными и психолого-педагогическими знаниями и умениями, стремление к приобретению новых знаний и исследованию образовательных ситуаций, способность адаптироваться к новым условиям;

• коммуникативный - отражает профессионально-личностное взаимодействие преподавателя, обучающихся и других участников образовательного процесса на предприятии с целью достижения дидактических (воспитательных и образовательных) целей и целей предприятия;

• оценочный - связан с умением использовать методики оценки и самооценки качества подготовки обучающихся, прогнозировать их возможные профессиональные затруднения;

• проектировочный - подразумевает способность преподавателя планировать занятия с учетом актуальных потребностей предприятия и выполнения обучающимися необходимых действий на своих рабочих местах, участие и руководство проектами для решения стратегических и оперативных задач предприятия.

В проектировочном блоке модели отражены основания проектирования процесса подготовки внутрифирменных преподавателей по индивидуальным образовательным траекториям. К ним отнесены:

• специфика процесса подготовки внутрифирменных преподавателей, состоящая в ее кратковременности и интенсивности с учетом требований бережливого подхода;

• структура и содержание профессионально-педагогической компетенции, которые конкретизируют приоритетные цели подготовки внутрифирменного преподавателя в сжатые сроки;

• индивидуальные особенности преподавателя, характеризующие возраст, опыт, образование, профессию, должность, психологические особенности, что позволяет индивидуализировать процесс его подготовки за счет выявления образовательных потребностей, мотивов, профессиональных проблем, обеспечения условий для самореализации и самоуправления во всех сферах жизни, включая учебную.

3. Технологический блок модели представлен рядом этапов подготовки внутрифирменных преподавателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На ориентировочном этапе заказчиками обучения анализируются в помощь преподавателю имеющиеся на предприятии регламентирующие документы, учебные материалы, проекты, оценочные средства.

На диагностическом этапе проводится анализ анкет обучившихся, анкетирование руководителей и самих преподавателей с целью оценки стартового уровня их профессионально-педагогической компетенции и определения возможных индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов.

Согласно бережливому подходу [17], принято выделять пять степеней развития компетенции работника:

1) работник не имеет общего представления о выполнении действия (0% выполнения);

2) работник имеет общее представление о выполнении действия (25% выполнения);

3) работник может выполнять действия с поддержкой и контролем (50% выполнения);

4) работник может выполнять действия самостоятельно (75% выполнения);

5) работник может обучать других (100% выполнения).

Эти степени легли в основу определения уровней готовности внутрифирменного преподавателя к преподавательской деятельности:

• допустимый уровень - соответствует базовому уровню сформированности профессионально-педагогической компетенции (объединяет вторую и третью степени развития компетенции работника);

• оптимальный уровень - соответствует технологическому уровню сформированно-сти профессионально-педагогической компетенции (четвертая степень развития компетенции работника);

• высокий уровень - соответствует экспертному уровню сформированности профессионально-педагогической компетенции (пятая степень развития компетенции работника).

Формирующий этап предусматривает консультирование преподавателя и реализации его индивидуальной образовательной траектории. Цель консультаций - оказание методологической, технической, психологической поддержки преподавателя, его мотивирование на подготовку к занятию и освоению нового материала. В рамках индивидуальной образовательной траектории предусмотрен индивидуальный или групповой формат обучения (для преподавателей с одинаковой ИОТ), а также самообучение, направленные на развитие необходимых преподавателю компонентов профессионально-педагогической компетенции.

Так, обучение по базовой индивидуальной образовательной траектории направлено на изучение имеющихся ресурсов для подготовки к занятию, разработку сценария занятия, использование существующих или доработку и создание новых учебных презентаций, оценочных средств, наглядных пособий.

Обучение по технологической индивидуальной образовательной траектории предполагает специализацию по одному из маршрутов:

• коммуникативному - направлен на изучение технологий эффективных устных и письменных коммуникаций;

• трудовому - связан с методами анализа производственных показателей, поиском информации и описанием своего и чужого опыта профессиональной деятельности;

• учебному - знакомит с различными способами оценивания результатов обучения, реализацией развивающей обратной связи, внедрением полученных знаний и умений на рабочих местах.

Обучение по экспертной индивидуальной образовательной траектории предполагает изучение основ проектной деятельности, системного подхода в решении производственных задач, преобразование разработок проектов в учебный материал.

Оценочно-рефлексивный этап предусматривает проверку готовности преподавателя к проведению занятия. Ее может проводить организатор, заказчик обучения, наблюдая за ходом занятия, действиями преподавателя и реакцией обучающихся. Результаты наблюдений отражаются в листе оценки урока и дополняются информацией, полученной путем опроса обучающихся. Оценивающие занятие эксперты предоставляют преподавателю развивающую обратную связь, указывая на его сильные стороны, недоработки и дальнейший план профессионально-педагогического развития.

На корректирующем этапе, в соответствии с требованиями бережливого подхода, направленного на постоянное улучшение всех процессов, протекающих на промышленном предприятии, происходит коррекция и доработка планов и содержания учебных занятий, совершенствование методических материалов, оценочных средств.

В качестве планируемого результата выступает переход внутрифирменных преподавателей на более высокий уровень сформированности профессионально-педагогической компетенции, обеспечивающий их готовность к преподавательской деятельности на промышленном предприятии.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что отличительной особенностью рассмотренной модели является то, что в ней предусмотрены:

• педагогическая экспертиза структуры, содержания и уровней формирования профессионально-педагогической компетенции, учитывающая требования работодателей к внутрифирменным преподавателям и цели бережливого производства;

• сжатые сроки подготовки внутрифирменных преподавателей, для которых преподавательская деятельность не является основной;

• индивидуальные образовательные траектории и маршруты, обеспечивающие подготовку преподавателей с разным уровнем образования и профессионального опыта с учетом имеющихся у них затруднений и образовательных запросов;

• организационно-методическое сопровождение внутрифирменных преподавателей по индивидуальным образовательным траекториям и маршрутам;

• тесная связь обучения и деятельности предприятия через привлечение внутрифирменных преподавателей и параллельное развитие методической базы предприятия.

Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 254 с.

3. Туюшева А. И. Опережающее внутрифирменное обучение персонала для предприятий оборонно-промышленного комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2016. 25 с.

4. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. М.: Народное образование, 2002. C. 7-52.

5. Педагогическая система: теория, история, развитие / под ред. В. П. Бедерхановой, А. А. Остапенко. М.: Народное образование, 2014. 128 с.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2009. 671 с.

7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 259-276.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 352 с.

9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

10. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 42-52.

11. Збаровский B. C. Андрагогика: поиски, находки, практика и мнения. СПб: ВИПКПТО, 1994. 103 с.

12. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2003. 206 с.

13. Орехов В. Д. Особенности корпоративного обучения менеджеров // Управление персоналом. 2002. № 5. С. 26-30.

14. Деркач А. А. Акмеология. М.: РАГС, 2002. 507 с.

15. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.

16. Шихов Ю. А., Шихова О. Ф. Экспертные методы в педагогических исследованиях // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. С. 164-166.

17. Лайкер Дж., Майер Д. Талантливые сотрудники: воспитание и обучение в духе Дао Toyota. М.: Альпина Паблишер, 2012. 296 с.

References

1. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Individualnye obrazovatelnye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014, No. 3, pp. 74-82.

2. Babanskiy Yu. K. Optimizatsiya protsessa obucheniya. Moscow: Pedagogika, 1977. 254 p.

3. Tuyusheva A. I. Operezhayushchee vnutrifirmennoe obuchenie personala dlya predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kazan, 2016. 25 p.

4. Kuzmina N. V. Ponyatie "pedagogicheskoy sistemy" i kriterii ee otsenki. In: Kuzmina N. V. (ed.) Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2002. Pp. 7-52.

5. Bederkhanova V. P., Ostapenko A. A. (eds.) Pedagogicheskaya sistema: teoriya, istoriya, razvitie. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2014. 128 p.

6. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Pedagogika, 2009. 671 p.

7. Galperin P. Ya. Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deystviy. Issledovaniya myshleniya vsovetskoy psikhologii. Moscow: Nauka, 1966. Pp. 259-276.

8. Leontiev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. Moscow: Politizdat, 1975. 352 p.

9. Rubinshteyn S. L. Problemy obshchey psikhologii. Moscow: Pedagogika, 1973. 424 p.

10. Zeer E. F. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod. Obrazovanie i nauka. 2004, No. 3 (27), pp. 42-52.

11. Zbarovskiy B. C. Andragogika: poiski, nakhodki, praktika imneniya. St. Petersburg: VIPKPTO, 1994. 103 p.

12. Zmeev S. I. Andragogika: osnovy teorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh. Moscow: PER SE, 2003. 206 p.

13. Orekhov V. D. Osobennosti korporativnogo obucheniya menedzherov. Upravlenie personalom. 2002, No. 5, pp. 26-30.

14. Derkach A. A. Akmeologiya. Moscow: RAGS, 2002. 507 p.

15. Cherepanov V. S. Osnovy pedagogicheskoy ekspertizy. Izhevsk: IzhGTU, 2006. 124 p.

16. Shikhov Yu. A., Shikhova O. F. Ekspertnye metody v pedagogicheskikh issledovaniyakh. In: Innovatsii v professionalnom i professionalno-pedagogicheskom obrazovanii. Proceedings of the XX All-Russian scientific-practical conference. Ekaterinburg, 2015. Pp. 164-166.

17. Liker J., Meier D. Talantlivye sotrudniki: vospitanie i obuchenie v dukhe Dao Toyota. Moscow: Alpina Pablisher, 2012. 296 p. (In Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 27.03.2022 The article was received on 27.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.