Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / СРЕДСТВА ИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колзина А.Г., Гареев А.А.

В статье анализируется проблема готовности преподавателей предприятий к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По результатам исследования выявлены предпочитаемые преподавателями средства ИКТ; сделан вывод об осведомленности преподавателей о многообразии средств ИКТ и понимании многоаспектности их использования; изучены ограничения по внедрению средств ИКТ в обучение сотрудников на промышленных предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК); определены направления подготовки преподавательского состава промышленных предприятий и формы их организационно-методического сопровождения (автор статьи является преподавателем предприятия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF AN IN-FIRM TEACHER

The article analyzes the readiness of in-firm teachers to use information and communication technologies (ICT). The theoretical analysis and the results of the study revealed that teachers preferred intra-firm ICT tools. The conclusion has been made about the teachers awareness of the ICT tools variety and the understanding of their multifaceted use. The restrictions at industrial enterprises of the military-industrial complex has been studied. The methodology of training the teaching staff of industrial enterprises and the forms of their organizational and methodological support are determined. The author of the article is an in-firm teacher.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.004 УДК 377.018:004 ББК 74.324с5

А.Г КОЛЗИНА, А.А. ГАРЕЕВ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

A.G. KOLZINA, A.A. GAREYEV

IN FORMATION AN D COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF AN IN-FIRM TEACHER

В статье анализируется проблема готовности преподавателей предприятий к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По результатам исследования выявлены предпочитаемые преподавателями средства ИКТ; сделан вывод об осведомленности преподавателей о многообразии средств ИКТ и понимании многоаспектности их использования; изучены ограничения по внедрению средств ИКТ в обучение сотрудников на промышленных предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК); определены направления подготовки преподавательского состава промышленных предприятий и формы их организационно-методического сопровождения (автор статьи является преподавателем предприятия).

The article analyzes the readiness of in-firm teachers to use information and communication technologies (ICT). The theoretical analysis and the results of the study revealed that teachers preferred intra-firm ICT tools. The conclusion has been made about the teachers awareness of the ICT tools variety and the understanding of their multifaceted use. The restrictions at industrial enterprises of the military-industrial complex has been studied. The methodology of training the teaching staff of industrial enterprises and the forms of their organizational and methodological support are determined. The author of the article is an in-firm teacher.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: блог, внутрифирменные преподаватели, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ-компетенции, средства ИКТ, профессионально-педагогические компетенции, педагогические условия.

KEYWORDS: blog, in-firm teachers, information and communication technologies, ICT competencies, ICT tools, professional and pedagogical competencies, pedagogical conditions.

ВВЕДЕНИЕ. Информатизация общества и образования, глобальная тенденция перевода обучения в электронный и дистанционный форматы актуализируют проблему использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения сотрудников на промышленных предприятиях. Решение этой проблемы требует анализа потребностей и возможностей внутрифирменных преподавателей в сфере ИКТ, выявления наиболее адекватных средств, способствующих оптимизации внутрифирменного обучения.

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» содержит описание ИКТ-компетенций в двух аспектах:

— технологическом, предполагающем владение информационными технологиями («использовать основные технические средства обучения, ИКТ, электронные образовательные и информационные ресурсы, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение»);

— методическом, связанным с умением применять ИКТ в образовательном процессе («осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии», «использовать приемы создания информационных материалов (текстов, презентаций, фото— и видеоотчетов, коллажей», «применять правила и технические приемы создания материалов на электронных носителях»).

В 2011 году ЮНЕСКО провозгласило рекомендации к ИКТ-компетентности учителей [10], которые предусматривают:

1) применение ИКТ — способность помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности работы;

2) освоение знаний — способность помогать в освоении содержания предметов и применении знаний для решения задач;

3) производство знаний — способность помогать производить обучающимся новые знания [9].

На наш взгляд, эти рекомендации применимы и к деятельности преподавателя на предприятии.

Поскольку для преподавателей предприятия преподавательская деятельность не основная, требовать развития всех этих аспектов ИКТ-компетенций неправомерно. В программу подготовки преподавателей, по нашему мнению, важно включить учебный модуль с ИКТ-содержанием, однако при этом стоит проанализировать, будет ли использован весь этот объем знаний и умений в процессе преподавания, на какие аспекты ИКТ-компетенций и средства ИКТ стоит обратить внимание в первую очередь. Останутся ИКТ-наработки преподавателя после прохождения курса в его личной методической копилке, профессиональном портфолио [8, с. 23] или будут общедоступны и обогатят корпоративные базы знаний предприятия образовательным текстовым и видеоконтентом [5], облачными и мобильными технологиями [7], в том числе и для других преподавателей?

Так, в немногочисленных работах, посвященных внутрифирменному обучению, отмечается, что многие отечественные промышленные предприятия в связи с соблюдением политики информационной безопасности вводят ограничения на использование ИКТ. Учитывая специфику преподавательской деятельности на предприятиях, которая заключается в том, что она не является основной, можно сделать вывод о необходимости в процессе их подготовки некоторых компенсирующих воздействий, восполняющих недостающие ИКТ-у-мения. Индивидуализировать этот процесс возможно в рамках индивидуальных образовательных траекторий при наличии соответствующего им организационно-методического сопровождения с элементами ИКТ [3], позволяющего оптимизировать преподавательский труд и повысить его качество.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — проанализировать степень готовности преподавателей предприятий ОПК к использованию ИКТ в своей преподавательской деятельности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Очевидно, что эффективность ИКТ в обучающей деятельности преподавателя зависит не только от уровня его знаний и умений в этой сфере, но и от того, насколько он мотивирован к использованию средств ИКТ.

Исследователи выделяют следующие мотивы использования ИКТ педагогами: повышение эффективности работы; удовлетворенность общества результатами образования; личностное самоутверждение; материальные стимулы [1]. Н.Ф.Ильина распределила мотивы внедрения ИКТ по уровням: на первом — это способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия; на втором — способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; на третьем — выполнение своего профессионального долга; на четвертом — способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития [2]. В исследовании Л. А. Шевцовой представлена «система поддерживающего обучения» (СПО) по формированию готовности

использования ИКТ педагогами, состоящая из элементов: концептуально-целевого («зачем учить»), содержательного («чему учить»), технологического («как учить»), оценочно-результативного (уровень по мотивации, знаниям и умениям: 1) компьютерная грамотность, 2) ИКТ-компетентность или 3) информационная культура) [12].

Таким образом, можно предположить, что если в организации не будет требований руководства по обязательному использованию средств ИКТ, широко распространенной практики их применения, признания этого компонента преподавательского труда, то мотивация к использованию средств ИКТ преподавателями будет недостаточна. Переход обучения в дистанционный и электронный формат в период пандемии показал необходимость применения ИКТ в обучении на предприятиях.

На мотивационный аспект использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности преподавателя обращают внимание и такие исследователи как А.С.Медведева [6], Н.В.Правдина и А.М.Ямалетдинова [13]. Он связан с необходимостью пробуждения у обучающихся интереса к занятиям за счет использования современных педагогических технологий, развития их творческого потенциала. Помимо мотивационного, исследователи выделяют содержательный (включает наглядность по теме, контрольные задания, тренажеры), учебно-методический (позволяет соответствовать плану, сценарию урока, применим для организации самостоятельной работы обучающихся, контроля знаний), организационный (применяется при индивидуальном и дифференцированном обучении) и контрольно-оценочный (позволяет проводить различные виды контроля) аспекты.

Тангиров Х. Э., Саттаров А.Р., Шукуров Э.Х. называют функции применения ИКТ: инструментальную (наглядное пособие), демонстрационную (показ готовых демонстрационных программ, слайдов и др.), обучающую (тренажеры), контролирующую [11].

В целом, использование средств ИКТ соответствует компонентам преподавательских компетенций (коммуникативным, оценочным, прогностическим, гностическим, конструктивным, проектировочным, организационным умениям) [4].

Анализ научно-педагогической литературы позволил выявить наиболее распространенные средства ИКТ, которые могут быть применены при подготовке работников на предприятиях. Их краткая характеристика дана ниже.

Учебные модули и презентации — текстографический вариант информации, обеспечивающей наглядность и текстовое содержание занятия. Данные средства представляют собой объяснительно-иллюстративный способ преподавания и изучения материала. Создание презентации требует от преподавателя умения работать с источниками информации, развивает критическое мышление, междисциплинарные связи, формирует и закрепляет компьютерные навыки, знания педагогического дизайна (гностические, конструктивные, проектировочные, организационные умения).

Базы знаний — состоят из правил, законов, закономерностей, полученных в результате профессиональной деятельности в пределах предметной области. Применение баз знаний способствует развитию гностических и конструктивных умений преподавателя, а самостоятельная работа и совместная работа с обучающимися по актуализации и дополнению данных в базах формирует проектировочные и организационные умения.

Электронные версии книг, статей, журналов — доступны большому кругу читателей, что делает реальным их прочтение и дальнейшее обсуждение в группе (развивает коммуникативные умения, оценочные, прогностические умения преподавателя). Процесс поиска и маркирования необходимой информации с помощью электронных носителей ускорен, что позволяет спланировать и организовать мобильный урок исследовательского формата (гностические, конструктивные, проектировочные, организационные умения).

Блог — представляет собой веб-сайт, наполняемый обучающимся текстовой или аудиовизуальной информацией по некоторой теме. Как показывают результаты последних

исследований [14], методически грамотно организованная преподавателем работа обучающихся на основе ведения ими учебных блогов позволяет развить все указанные выше умения. Преимущества учебных блогов перед другими средствами ИКТ состоят в том, что:

а) обучающиеся «блогеры» и блогеры-преподаватели делятся своим опытом в разделе комментариев к публикациям в своих и чужих блогах;

б) подготовка публикации в блоге стимулирует построение гипотез и прогнозов на основе предварительно проанализированной информации, тогда как просмотр чужих публикаций в рамках процедур взаимооценки сопровождается рефлексией собственного опыта;

в) изучение источников информации перед оформлением публикации в блоге предполагает их обобщение и систематизацию, чтобы на этой основе отразить свой опыт и понимание рассматриваемого вопроса;

г) ведение блога как преимущественно самостоятельная практическая деятельность требует развития навыков самоорганизации при подготовке публикаций, а также представляет собой творческую активность и экспериментирование, которые направляются обратной связью от преподавателя и от комментариев к прошлым публикациям.

Системы тестирования — позволяют оценить качество выполнения тестовых заданий перед, в период обучения и по его итогам. Компьютерные программы проверяют ответы и показывают в отчетах, какие набраны баллы и какие ошибки допущены. Помимо того, что тесты выступают диагностическим инструментарием, они также развивают компетенции преподавателя:

а) применение тестов перед занятиями и анализ наиболее распространенных ошибок повышает активность слушателей, выстраивает диалог между преподавателем и обучающимися, следовательно, развивает коммуникативные и оценочно-прогностические компетенции;

б) тесты могут применяться в виде обучающего комплекса, если текст тестовых заданий содержит ссылки на первоисточники, справочный материал, детальное описание практических случаев и др., или, в случае неправильного ответа, система может отсылать обучающегося к информационным базам, а после изучения материала пользователь может вновь вернуться к базе вопросов. Наполнение ссылок и информационных баз потребует гностических, конструктивных умений;

в) обучающиеся могут выступить авторами тестовых заданий, а преподаватель их рецензентом. Данная деятельность способствует развитию всех указанных умений.

Групповые чаты — позволяют создавать отдельные каналы для каждой учебной группы, темы или задачи. Через чаты представляется возможность открыть доступ к нужным данным, документам, новостям и персональным сообщениям. Таким образом выстраивается живое общение, а прозрачность данных и оценивание качества участия в чатах мотивирует обучающихся учиться продуктивнее. Организация обучения в групповом чате потребует от преподавателя всех указанных компетенций.

Электронная почта — ее использование представляет собой работу по созданию и пересылке электронных сообщений как лично, так и группе, размер сообщений и вкладываемых файлов может быть ограничен. На сегодня это один из самых распространенных способов коммуникаций в деловом мире, объединяющий пользователей разных поколений. Использование данного средства в обучении может способствовать развитию всех ИКТ-компетенций преподавателя.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Чтобы выяснить, какие средства ИКТ являются наиболее подходящими для обучения специалистов на предприятиях ОПК, в 2020 году было организовано анкетирование 25 преподавателей промышленных пред-

приятий г. Ижевска. Опрос показал, что 83,3% респондентов собираются использовать средства ИКТ в своей преподавательской деятельности, остальные 16,7% однозначно их не отрицают, поскольку не имеют достаточного опыта использования средств ИКТ. Оказалось, наиболее распространенными среди преподавателей средствами ИКТ являются учебные презентации (50%) и тестовые системы (27%). Книги и статьи используют в преподавании 18% преподавателей, почту и чат — 9%. Не используют средства ИКТ на своих занятиях вообще 32% внутренних преподавателей.

На диаграмме 1 отражены используемые средства ИКТ у преподавателей предприятий на основании опроса.

Диаграмма 1. Используемые преподавателями средства ИКТ

Обнаружились расхождения между реальным использованием и предпочтением ИКТ-средств преподавателями (табл. 1), которые могут объясняться отсутствием готовых ИКТ-средств, невозможностью/сложностью доступа к ним в условиях предприятий, недостаточной мотивацией преподавателей к их применению во время обучения и необходимостью развития ИКТ-компетенции у преподавателей. Наибольшая потребность (табл. 1, столбец 4) касается применения баз знаний (63,2%), блогов (50%) и систем тестирования (45,2%).

Таблица 1. Результаты опроса преподавателей об использовании средств ИКТ

Средство ИКТ Реальное Предпочте- Расхожде- Предпочте- Расхожде-

исполь- ние исполь- ние между ние исполь- ние в пред-

зование зования реальным зования почтениях

в препода- внутрифир- и предпо- с учетом с учетом

вательской менными читаемым условий условий

деятельно- преподава- использо- предприя- предприя-

сти (%) телями (%) ванием (%) тия (%) тия (%)

1 2 3 4 5 6

Учебные модули и презентации 50,0 77,8 27,8 100,0 22,2

Базы знаний 9,0 72,2 63,2 77,2 5,0

Электронные версии

книг, статей, жур- 18,0 44,4 26,4 59,0 14,6

налов

Блог 0 50,0 50,0 0 50,0

Системы тестирования 27,0 72,2 45,2 72,7 0,5

Групповые чаты 9,0 50,0 41,0 27,3 22,7

Электронная почта 9,0 50,0 41,0 45,5 4,5

учебные модули и презентации базы знаний

эл.книги, статьи, журналы блог

системы тестирования

чаты

эл.почта

не используют ИКТ

Для реалий промышленных предприятий зачастую характерны ограничения в доступе к компьютерной технике, интернету, мобильной связи и т.п. Опрос респондентов показал, что с учетом политики информационной безопасности на предприятии, вероятней всего, будут использованы учебные модули/презентации (100%), базы знаний (77%) и системы тестирования (73%). Наибольшее расхождение между предпочитаемыми преподавателями средствами и ограничениями (табл. 1, столбец 6) выявлены у блогов (50%) и групповых чатов (23%). Очевидно, что условиями ущемлены наиболее коммуникативные формы ИКТ.

Проведен анализ результатов опроса группы преподавателей к использованию того или иного средства ИКТ (табл. 2). Ответы распределены по следующим аспектам преимуществ использования:

содержательный (обеспечивает наглядность, точность изложения, достоверность информации, содержит ссылки на источники, отражает разные подходы, актуализирует, дополняет и хранит последние данные);

учебно-методический (позволяет соответствовать плану, сценарию урока, обеспечивает быстрый поиск нужной для обучения информации, выстраивает коммуникации во время обучения, может заменить очный урок, охватывает большую аудиторию);

мотивационный (вызывает интерес к занятиям, к использованию информации в работе, сопровождает применение на практике, обеспечивает быстрый поиск нужной информации, доступен для всех обучающихся без перемещений и ожиданий, возможен в формате самообучения, реализует индивидуальный подход и обратную связь, дешевле нецифрового аналога);

контрольно-оценочный (позволяет проводить различные виды контроля — на входе и выходе, проверять домашние задания, задания самостоятельной работы).

Таблица 2. Результаты опроса преподавателей о преимуществах использования средств ИКТ

Количество ответов респондентов об аспектах использования средств ИКТ (%)

Аспекты использования Учебные модули и презентации Базы знаний Электронные версии книг, статей, журналов Блог Системы тестирования Групповые чаты Электронная почта

Содержательный 60 23 21 27 10 12 28

Учебно-методический 33 30 35 67 37 60 50

Мотивационный 7 47 44 6 16 28 17

Контрольно-оценочный 0 0 0 0 37 0 5

Количество ответов респондентов о преимуществах средств ИКТ (%)

Признание преимуществ 100 91 96 78 100 96 91

Отсутствие преимуществ, неудобство 0 9 4 22 0 4 9

Интересно, что с точки зрения преподавателей предприятий, практически все средства, кроме систем тестирования, исключают оценочный компонент. Самыми содержательными оказываются презентации и учебные модули, которые включают ценные выдержки

и полезные ссылки. Решить учебно-методические задачи (в том числе организационные и коммуникационные) помогают блоги, чаты и почта. Опорой для решения задач мотивации обучающихся становятся базы знаний и электронные версии книг, статей, журналов.

Из таблицы видно, что все преподаватели осведомлены о перечисленных в опроснике средствах ИКТ и четко могут определить их преимущества и недостатки. Понимание преимуществ, а также понимание недостатков и ограничений, с которыми придется столкнуться в процессе преподавания, отражает готовность преподавателя к использованию средств ИКТ. Среди недостатков и ограничений следующих средств ИКТ отмечаются:

— учебные модули и презентации — необходимость в постоянной актуализации информации, в оформлении и дизайне слайдов (особенно при недостатке навыков работы на компьютере), в соблюдении закономерностей педагогического дизайна занятия (например, для профилактики потери интереса и снижения активности — «засыпания» слушателей), в технической поддержке;

— базы знаний — доступность корпоративных баз только с рабочих мест, ограничения, связанные с лицензиями и авторскими правами, неудобство чтения с экрана и нагрузка на глаза;

электронные версии книг, статей, журналов — необходимость сортировки самых подходящих из огромного количества предложений, вероятность нахождения сокращенной версии первоисточника, ограничения, связанные с лицензиями и авторскими правами, неудобство чтения с экрана и нагрузка на зрение;

— блог — недостаточная квалификация преподавателей в ведении блога (техническая, педагогическая, профессиональная), необходимость работы по удержанию активности всех обучающихся (поддержания интереса к материалу и обсуждениям);

— системы тестирования — отсутствие мониторинга надежности и валидности тестов, разброс данных, требует умения составлять корректные вопросы и ответы, делать «обучающие» вопросы, нехватка практических заданий, привлечение сотрудников для организации тестирования;

— групповые чаты — нерегулируемый поток вопросов, отсутствие приватности и личного общения, вероятно отвлечение на внеучебные темы;

— электронная почта — высокая трудоемкость, технические требования (ограничение объема), поток внеучебной информации, информационная безопасность.

Очевиден недостаточный технологический аспект ИКТ-компетенций (разработка средств ИКТ).

На основании ответов проведен анализ требуемых и развиваемых умений внутрифирменных преподавателей [3] при использовании того или иного средства ИКТ (табл. 3). Описательные характеристики умений работать со средствами ИКТ от респондентов распределились на группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— коммуникативные средства — позволяют легче объяснять, вызывать интерес, цитировать первоисточники, обмениваться информацией с другими;

— оценочные, прогностические средства — направлены на поиск верного решения, контроль знаний, учитывает мнения, прогнозы, гипотезы;

— гностические, конструктивные средства—обеспечивают точность изложения, нагляд-ность/визуальность достоверной информации, ссылки на источники, концентрацию на одной или охват нескольких областей, предполагает нахождение в единой базе, с его помощью можно организовать самообучение;

— проектировочные, организационные средства — помогают выстраивать ход урока, экономить время, обеспечивать динамику урока, способствуют быстрому нахождению информации, ее закреплению на практике.

Таблица 3. Результаты качественного анализа ответов преподавателей об умениях

Умения преподавателя

Количество ответов респондентов об умениях преподавателя при использовании средств ИКТ (%)

Учебные модули и презента-ции

Базы знаний

Электронные версии книг, статей, журналов

Блог

Системы тестиро-

Групповые чаты

Электронная

Коммуникативные 13 0 50 23 0 21 27

Оценочные, прогностические 13 0 0 35 45 36 19

Гностические, конструктивные 61 24 28 23 10 7 27

Проектировочные, организационные 13 76 22 19 45 36 27

Таблица 3 отражает признание респондентами учебных презентаций — источником теорий и правил; баз знаний — ориентиром на практических занятиях. Доступ к базам позволит удерживать динамику обучения в группах взрослых обучающихся, использование в ходе обучения электронных версий книг, журналов, статей потребует от преподавателя коммуникативных умений, а с помощью систем тестирования, блогов и чатов можно оценить уровень знаний обучающихся и дать развивающую обратную связь.

ВЫВОДЫ. По итогам анализа литературных источников и проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

— наиболее распространенным средством ИКТ в работе преподавателя на предприятиях является учебная презентация/учебный модуль, представляя собой концентрацию важнейшей достоверной информации и ссылки на полнотекстовые источники;

— с учетом политики информационной безопасности на предприятии, преподавателей, в первую очередь, важно научить быстрому поиску, оперативной и качественной разработке (доработке) и использованию учебных модулей/презентации, баз знаний и систем тестирования;

— программа подготовки внутрифирменных преподавателей должна включать темы: 1) развитие ИКТ-компетенций — работа с компьютером и знакомство с возможностями использования ИКТ (программами создания и редактирования презентаций, работы с электронной почтой, ведение учебного блога и др.), 2) контрольно-оценочный аспект в различных средствах ИКТ, 3) развитие проектировочных умений через создание практико-ориентированных заданий, 4) педагогический дизайн уроков, учебных презентаций, блогов, чатов. Необходимо разработать учебные материалы по этим темам для самостоятельного изучения преподавателями. Программа подготовки может предусматривать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося;

— наибольшее влияние ограничений предприятий на мобильную связь, интернет сказалось на применении наиболее коммуникативных форм ИКТ—блогов и групповых чатов. Практика ведения и участия в учебных блогах преподавателями на предприятиях не опробована, и, по оценке на сегодняшний день, не имеет преимуществ. Блоги и чаты являются наиболее перспективными из рассмотренных средств ИКТ, что

обосновано имеющейся в современной научно-педагогической литературе методике ведения блогов и их количественной оценки [14]. При соответствующей адаптации блоги и чаты могут быть внедрены в учебный процесс на предприятии;

— организационно-методические условия сопровождения преподавателей предполагают: стимулирование к использованию в преподавательской деятельности средств ИКТ, поощрение и признание этой части преподавательской работы; доступ к электронной базе учебных материалов с регулярной актуализацией и доступ к корпоративным базам знаний; разработку памяток, шаблонов и образцов по использованию ИКТ-средств в условиях предприятия; при разработке курса—технологическую поддержку и обучение преподавателя специалистом учебного центра предприятия (развитие технологического аспекта ИКТ-компетенции);

— в рамках индивидуальной образовательной траектории при наличии соответствующего организационно-методического сопровождения можно оптимизировать преподавательский труд и повысить его качество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангеловски К.Учителя и инновации: книга для учителя / Пер. с македонского. М., 1991. С. 34-37, 88-89.

2. Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 53-56.

3. Колзина А.Г., Зарипов Р.Н. Модель подготовки внутрифирменных преподавателей производственного предприятия //

Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (51). С. 167-177.

4. Колзина А. Г. Основания проектирования процесса подготовки внутрифирменных преподавателей

В сборнике: Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 25-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2020. С. 71-73.

5. Новоселов Р.Ю., Савва Л.И. Педагогическая модель процесса формирования готовности будущего педагога к проектированию образовательного видеоконтента // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mirnauki.com/PDF/100PDMN220.pdf (дата обращения 08.01.2021).

6. Правдина Н.В. Мотивация педагогов использования ИКТ в преподавательской деятельности. URL: https://infourok.ru/motivaciya-pedagogov-ispolzovaniya-ikt-v-rabote-638909.html (дата обращения 08.01.2021).

7. Просвирнина А.В., Стариченко Б.Е. О подготовке преподавателей техникума к использованию в образовательном процессе облачных и мобильных технологий // Colloquium-journal. 2019. № 12-4(36) С. 48-52.

8. Сергеев А. Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и профессиональной деятельности: Курс лекций: Учеб. пособие/ А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, П.Н.Медведев, Д.В.Малий. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им.Л.Н.Толстого, 2014. 123 с.

9. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ компетенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 6-15.

10. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http:/ iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения 30.12.2020).

11. Тангиров Х. Э., Саттаров А.Р., Шукуров Э.Х. Методические аспекты применения информационных технологий обучения // International scientific rewiew. 2016. № 8(18). С. 82-83.

12. Шевцова Л. А. Формирование готовности учителей к использованию НИТ в профессиональной деятельности средства системы поддерживающего обучения: Автореф. ... канд. пед наук. Н.Новгород, 2005. 26 с.

13. Ямалетдинова А.М., Медведева А.С. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. № 4. С. 1134-1140.

14. Gareyev A., Shikhova O., Shikhov Y. Profession-Oriented Blogging as the Optimal Teaching Tool for the Development of Students' Professional Language Competence // ARPHA Proceedings. 2019, vol. 1, pages 937-943.

REFERENCES

1. Angelovsky K. Uchitelya i innovatsii: kniga dlya uchitelya [Teachers and innovation]. М., 1991. S. 34-37, 88-89.(In Russian).

2. Ilyina N. F. Razvitiye innovatsionnogo potentsiala obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [The development of innovative potential of educational institution] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. № 5. S.53-56. (In Russian).

3. Kolzina A.G., Zaripov R.N.Model' podgotovki vnutrifirmennykh prepodavateley proizvodstvennogo predpriyatiya [Model for training in-company teachers of an industrial enterprise] // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2020. № 2(51). S.167-177. (In Russian).

4. Kolzina A.G. Osnovaniya proyektirovaniya protsessa podgotovki vnutrifirmennykh prepodavateley [Bases for designing the preparation process in-company teachers] // V sbornike: Innovatsii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Materialy 25-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yekaterinburg, 2020. S. 71-73. (In Russian).

5. Novoselov R.U., Savva L.I.Pedagogicheskaya model'protsessa formirovaniya gotovnosti budushchego pedagoga kproyektirovaniyu obrazovatel'nogo videokontenta [Pedagogical model of the processof formation of the readiness of the future teacherto design educational video content] // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020. № 2. URL: https://mirnauki.com/PDF/100PDMN220.pdf (data obrashcheniya 08.01.2021). (In Russian).

6. Pravdina N.V. Motivatsiya pedagogov ispol'zovaniya IKT vprepodavatel'skoy deyatel'nosti [Motivation of teachers to use ICT in teaching activities.] URL: https://infourok.ru/motivaciya-pedagogov-ispolzovaniya-ikt-v-rabote-638909.html. (data obrashcheniya 08.01.2021). (In Russian).

7. Prosvirina A.V., Starichenko B. On the preparation of technical college teachers to the use of cloud and mobile technologies in the educational process // Colloquium-journal. 2019. № 12-4(36) S. 48-52. (In Russian).

8. Sergeyev A.N.Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v obrazovanii i professional'noy deyatel'nosti [Information and communication technologies in education and professional activity]: Kurs lektsiy: Ucheb. posobiye/ A.N.Sergeyev, A.V.Sergeyeva, P.N. Medvedev, D.V. Maliy. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im.L.N.Tolstogo, 2014. 123 s. (In Russian).

9. Starichenko B.E. Professional'nyy standart i IKT kompetentsii pedagoga [Professional standards and ict-competence of the teacher] // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. 2015. № 7. S. 6-15. (In Russian).

10. Struktura IKTkompetentnosti uchiteley. Rekomendatsii YUNESKO [Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations]. UNESCO, 2011. URL: http:/iite.unesco.org/pics/publications/ ru/files/3214694.pdf (data obrashcheniya 30.12.2020). (In Russian).

11. Tangirov KH. E., Sattarov A.R., Shukurov E.KH. Metodicheskiye aspekty primeneniya informatsionnykh tekhnologiy obucheniya [Methodological aspects of the use of information technology training] // International scientific rewiew. 2016. № 8(18). S. 82-83. (In Russian).

12. Shevtsova L.A. Formirovaniye gotovnosti uchiteley k ispol'zovaniyu NIT v professional'noy deyatel'nosti sredstva sistemy podderzhivayushchego obucheniya [Development of teachers ' readiness to use NIT in their professional activities as a means of a supportive learning system]: Avtoref. ... kand. ped nauk. N. Novgorod, 2005. 26 s. (In Russian).

13. Yamaletdinova A.M., Medvedeva A.S.Sovremennyye informatsionnyye i kommunikatsionnyye tekhnologii v uchebnom protsesse [Modern information and communication technologies in the educational process] // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2016. T.21. № 4. S. 1134-1140. (In Russian).

14. Gareyev A., Shikhova O., Shikhov Y. Profession-Oriented Slogging as the Optimal Teaching Tool for the Development of Students' Professional Language Competence // ARPHA Proceedings. 2019, vol. 1. S. 937-943. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.